Сила слова и особенности современного красноречия. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сила слова и особенности современного красноречия.

2019-08-07 377
Сила слова и особенности современного красноречия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Риторика как искусство.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. «Красноречие - это служанка убеждения», - сказал Коракс, который еще в V в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (к сожалению, не дошедший до нас) учебник риторики. «Красноречие, - учил великий греческий философ Платон, - мастер убеждения». Итак, риторика - искусство.

Из определения риторики как «искусства убеждать с помощью слова» с полной очевидностью следует, что данное искусство может проявляться не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другой - слушателя. Не только там, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. При этом и здесь она далеко не всегда проста и безыскусственна: говорят, что за день от одной торговки зеленью можно услышать столько риторических фигур, сколько не произнесет за год иной академик. Убеждающая речь присутствует в коротких записках, в письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей. Убеждающая речь может звучать и в тех случаях, когда, по выражению А. Т. Твардовского, «…получают все права и бывают кстати большей частью те слова, что не для печати».

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство, или красноречие, как один из специфических видов человеческой деятельности.

Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени - это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула "риторика -искусство убеждать". В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: риторика - это "искусство говорить хорошо". Во времена Средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: риторика - это искусство украшения речи. Таким образом, ораторское искусство - явление историческое. Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила.

В настоящее время риторика как искусство делает акцент на четырех критериях верного построения речи:

1) правильность (отвечать правилам грамматики, нормам правописания и произношения);

2) ясность (состоять из общепонятных слов в общепринятых сочетаниях, не приветствуется включение абстрактных, заимствованных и других слов, которые могут быть не ясны аудитории);

3) изящество (быть более эстетичным, чем повседневная речь);

4) уместность (гармония темы и выбора языковых средств, прежде всего лексики).

История риторики в России.

Россия имеет богатейший опыт риторических традиций. Многие исследователи отмечают, что ораторская практика древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства. Важнейшие вопросы, которые касались гражданского согласия, вопросы войны и мира решались на городских площадях, куда сходились все граждане. Берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях свидетельствуют о том, что привилегии грамотности в древней Руси была не только господствующего класса, но и простых горожан. Открывались школы для юношей, а в 1086 году сестра Мономаха Ольга открыла в Киево печерском монастыре школу для девочек, которая по сути представляла в тот период времени высшее учебное заведение. С принятием христианства и усвоением церковно славянской письменности при болгарском посредничестве Русь получает доступ к памятникам греческой, латинской, ранее христианской и византийской культурам. Монастырские библиотеки помимо богослужебных книг, хранили светские учения: летописи, географические описания, военные и исторические хроники, 12 век считается золотым веком российского красноречия. В этот период времени появляется знаменитое поучение Владимира Мономаха, слово Даниила Заточника, выдающийся памятник культуры - «Слово о полку Игореве». А крупный древнерусский оратор Кирилл Туровский являет великолепные образцы красноречия. Это проповеди и поучения.

Первым русским сочинением, рассказывающий непосредственно о риторике было сказание о семи свободных мудростях, второе десятилетие 17 века. Оно состояло из семи глав, в каждой из которой соответствовала наука: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, гастрономия. В каждой главе объяснялось об одной из наук, о ее пользе и связи с другими науками. Это сочинение стало основой первых русских учебников по теории красноречия. А первая русская риторика появляется в 1620 году. Она сразу начинается пользоваться большой популярностью, её изучают в Новгороде, Москве и новых монастырях. Она состоит из двух книг: первая из которых называлась об изобретении дел, в ней дается определение риторики, описываются обязанности оратора или ритора (на Руси оратор), дается описание четырёх родов речи: учебный род, совещательный, хвалебный и судебный. Вторая книга об украшении слова, в которой рассматривались тропы и стилистические фигуры, говорилось о подорожании образцовым риторам и об умелом использовании стилей речи.

В период петровских реформ появляется значительное количество риториков, конец 17 начало 18 века. Самое известное из них - риторика Михаила Усачева, риторическая рука Стефана Яворского 1698 год, риторика Андрея Белогорского, старообрядческая риторика в пяти беседах 1702-1712 годах. Особой популярностью пользовались труды сподвижника Петра первого - Феофана Прокоповича, в его сочинениях очень много практических рекомендаций и советов для оратора. Он указывает основное достоинство - ясность и краткость. Но большое распространение имели латинские риторики, так как преподавание велось на латинском языке.

 Значительный шаг вперед сделала риторика Ломоносовского периода., в которой большую роль внес сам Ломоносов. Карамзин назвал его отцом российского красноречия. Свою первую риторику он написал предположительно в 1743 году. Она называлась краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия. Этот вариант отвергли академики немцы. Миллер при рассмотрении рукописи заявил, что к этому изданию нужно приложить еще текст на латинском языке, но Ломоносов ослушался и свою вторую риторику, под названием краткое руководство красноречию, он написал на русском простом доходчивом языке, которая появилась в 1748 году. Это был фундаментальный труд, в котором автор рассматривает историю риторики, анализирует мастерство лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований к выступающему. И данный труд состоит из традиционных разделов: первый об изобретении, об украшении, о расположении, но вместе с тем Ломоносов высказывает много новаторских идей: предлагает свою классификацию стилей, а также говорит о взаимоотношениях русского и церковно славянского языка, которые господствовали в тот период времени. Также он говорит об особенностях национального языка, нужно отметить что сам Ломоносов был строгим сторонником нормализации языка. Ежели в народе слово испорчено, то старайся это исправить. То что может являться нормам национального языка, нельзя брать за основу в литературном языке. Таким образом, сочинение Ломоносова явилось настольной книгой 17 века. Оно имело множество изданий, в 18 веке она выдержала 7 изданий, в 19 два. В конце 18 начале 19 сложилась целая риторическая школа российской академии, а затем университетская школа красноречия.

Появляется целый ряд сочинений по риторике, прежде всего, необходимо выделить работу известного государственного и. Политического деятеля - Сперанского. В 1792 году им был написан курс словесности, который он читал в петербуржской духовной академии. А в 1844 году его лекции вышли под названием правила высшего красноречия. Особое значение Сперанский уделял эмоциональности речи, стилистики индивидуальной речи, общим свойствам общего слога он относит ясность, разнообразие, единство слога и материи, придавал большое значение стилям речи. Он советовал развивать собственное красноречие путем изучения правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении, то есть стараться самим сочинять. Большой вклад в развитие отечественного красноречия внес Рижский, доктор философии. В своей риторики он поднимает проблему стилистики и правильности речи, что было очень актуально в конце 18 века.

Первая половина 19 столетия - расцвет русской риторики. В этот период времени появляется около 16 риторики: широкой теоретической и практической направленности. Особенность русской риторики - ее деление на общую и частную. Общая рассматривает общие законы речи, правила - положения, появление и выражение мысли. Частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Особенной популярностью пользовались краткая риторика Мерзлякова, общая и частная риторика Кошанского, теория красноречия Галича, курс русской словесности Зеленецкого. К концу первой половины 19 столетия риторика все в большей степени склоняется к практической стилистике и культуре речи. А к концу 19 столетия и вовсе угасает интерес к науке риторика. Но зато в 60х годах бурно развивается судебной речи, в связи с судебной реформой 1864.

Речи выдающихся русских юристов обладали высокой силой воздействия. Приковано вниманием шипкой общественности. Появляется большое количество по теории и практики судебного красноречия. Это русская судебное красноречие Арсеньева, учение об уголовных доказательствах Владимирова, речь прокурора на суде по уголовным делам Гравницкого, нравственные начала в уголовном процессе пони, речи сторон в уголовном процессе Тимофеева и многих других ораторов и практиков, теоретиков. Особое место занимает книга " искусство речи на суде" в 1810 под псевдонимом Сергеич. Она состоит из нескольких глав, в которых сформулированы принципы судебной деятельности, описаны приемы создания речи, создаются советы и рекомендации: как поступать судебному оратору в той или иной ситуации. Много внимания уделяется языковому мастерству. Данный труд не теряет и в наше время.

Академическое красноречие.

Академическое красноречие (лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция) - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Виды этого красноречия характеризуются большой информативностью, познавательной направленностью, логичностью суждений, в них сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются принципиально новые подходы к известным явлениям. Академическое красноречие представляет собой активное средство гражданского воспитания, развития творческого мышления, средство эстетического воздействия на слушателей.

Лекторское красноречие - это искусство, и выдающиеся профессора всегда оставляли глубокий след в сердцах своих учеников.

Этот род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды:

а) лекция вузовская,

б) научный доклад,

в) научный обзор,

г) научное сообщение или информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Каждая такая лекция может быть сугубо научной с характерными признаками объективности, бесстрастности, отсутствия образности, а может быть художественно выразительной.

Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно.

Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Он читается обычно на конференции, симпозиуме с целью информирования компетентной аудитории о результатах исследований и обсуждения этих результатов. Научное сообщение это предельно короткий доклад о результатах научных исследований; это может быть заявка на самостоятельную разработку научной темы и т. п. Научный обзор - это также краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Риторика в ХХ веке.

Возрастание интереса к риторике в XX веке происходит во многом благодаря увеличению интереса к языку. Существует обоснованное мнение о том, что для философии и гуманитарных наук в XX веке характерен так называемый «языковой поворот», в результате которого представители самых разных наук, школ и направлений начинают уделять внимание языку и, шире, символической деятельности как особой, специфичной черте человека. В действительности выражение «языковой поворот» объединяет самые разнородные направления, между которыми практически невозможно найти что-то общее. Тем не менее, благодаря этому риторика снова выходит на первый план.

Большую роль сыграла также возросшая цена политических и идеологических проблем. Для исследователей XX века, как ни для кого, была очевидна связь между властью и языком. Особенно это касается французских исследователей, принадлежащих к структурализму и постструктурализму (например, Р. Бар­та, М. Фуко, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса).

Интерес к риторике возрождается также в связи с аргументацией. Одним из наиболее ярких явлений XX века в этом отношении стали работы еще одного бельгийского исследователя —X. Перельмана, который в своих работах попытался возродить аристотелевскую риторику (на положения этого исследователя мы отчасти опираемся в этом учебнике). Идея опоры на риторику возникла у Перельмана в связи с попыткой выявить ту особую логику, которая лежит в основе юридических рассуждений, нередко имеющих ценностный характер. Такие рассуждения достаточно трудно описать при помощи обычной логики, а потому вполне естественным оказалось обращение к риторике, которая изначально была связана с ценностями или, по крайней мере, не исключала их.

В послереволюционной России риторика переживает непродолжительный расцвет. Однако в силу того, что отрицательное отношение к риторике сохраняется, а особенности политического строя Советского Союза исключают развитие полемической коммуникации в общественной и политической сферах, на место риторики приходят такие дисциплины, как ораторское искусство и культура речи, которые многое заимствуют из риторики, но вносят в свой объект и много нового.

Задачей курса теории словесности в первой четверти XX в. становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля.

В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50—60 гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи.

Во 2-й половине XX в. начинается динамичное возрождение риторики. В США, Японии, странах Европы развивается «неориторика», ведется большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения. При этом, как отмечают исследователи, сохраняются два традиционных аспекта научного поиска:

1) организация языкового материала в связи с проблемой аргументации (труды X. Перельмана, Х.П. Грайса, Дж. Киниеви, Ю. Коппершмидта и др.);

2) развитие орнаментального раздела риторики (искусства украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики (работы Р.О. Якобсона, Р.Лахман, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др.).

Клише и штампы.

Основной стилевой чертой официально-делового стиля является предельная точность, не допускающая инотолкования. Речевому проявлению точности способствует стандартизованность, состоящая в регулярном использовании стандартов, или клише.

Клише – речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определеннных условиях и контекстах стандарта: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного. Эти языковые стандарты несут определенную функциональную нагрузку: экономя мыслительную энергию, они способствуют быстрому и точному составлению документов, однозначному выражению мысли, поэтому являются нормативным явлением в деловой речи.

Клише следует отличать от речевых штампов, которые воспринимаются как явление негативное, используемое в речи, как правило, неуместно, как своеобразный шаблон, избитая форма выражения.

Штампы – это часто употребляющиеся выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность: При голосовании поднялся лес рук.

Штампы имеют несколько разновидностей.

1. Универсальные слова – слова, которые используются в самых разных, часто не определенных значениях: факт, вопрос, мероприятие, охватить и т.д. Ими можно заменить любое слово с конкретным значением, если говорящий хочет выразить мысль неконкретно, приблизительно: В работе предприятия имели место отдельные недостатки, что позволило некоторым лицам совершать определенные правонарушения. Однако в последнее время отмечается усиление воспитательной работы, и данный вопрос является одним из важных, которому уделяется большое внимание.

2. Парные слова – слова, употребляющиеся в речи вместе, но не являющиеся фразеологическим оборотом: аплодисменты – бурные, критика – резкая, впечатления – неизгладимые.

3. Образные (“модные”) слова и выражения– шаблонные метафоры с потускневшей из-за частого употребления семантикой. Великолепный пример бездумного повторения штампов приводит К.И.Чуковский в своей книге о русском языке “Живой как жизнь”: “Хоронили одного старика, и меня поразило, что каждый из надгробных ораторов начинал свою унылую речь одной и той же заученной фразой: “Смерть вырвала из наших рядов…” И мне подумалось, что тот древний оратор, который впервые произнес эту живописную фразу над каким-нибудь древним покойником, был, несомненно, человек даровитый, наделенный воображением поэта. Он ясно представил себе хищницу смерть, которая налетела на тесно сплоченных людей и вырвала из их рядов свою добычу.

Но вот двадцатый и сотый оратор, который произносит эту фразу как привычный, ходячий шаблон, не вкладывает в нее ни малейшей эмоции, потому что живое чувство всегда выражается живыми словами, хлынувшими прямо из сердца, а не попугайным повторением заученных формул. “Нет, – подумал я, – они не любили покойного и нисколько не жалеют, что он умер…” Но вот попрощаться с умершим подвели его ближайшего друга. Он буквально ослеп от слез. Видно было, что горе у него непритворное. Встав у самого края раскрытой могилы, он молча смотрел в нее, потрясенный отчаянием, и наконец, к великому моему изумлению, сказал: “Смерть вырвала из наших рядов…”

Вот до чего порабощает ослабевших людей мертвая сила шаблона. Даже самое искреннее, свежее, непритворное чувство выражают они стертыми, стандартными фразами”.

П.С.Пороховщиков предупреждал судебных ораторов: “Не говорите: преступление совершено под покровом ночи, цепь улик сковала подсудимого… Уши вянут от таких метафор”.

Итак, клише – явление полезное, соответствующее норме; штамп – грубейшая ошибка.

Композиция судебной речи.

Основы композиции (структуры, построения) современной судебной речи были заложены еще в античности. Уже тогда осознали, что хорошая судебная речь невозможна без продуманного ее построения.

Прежде чем приступить к существу дела, необходимо подготовить к этому судей (вступление). Затем изложить дело, которому речь посвящена (повествование), привести доказательства (утверждение), Опровергнуть оппонента (возражение) и закончить выводом, заканчивающим речь (заключение).

 Вступление

Задача судебного оратора во вступлении - снискать себе внимание и благосклонность судей. Наибольшую важность благосклонность представляет в самом начале речи, так как первое впечатление часто имеет решающее для восприятия значение. Чтобы вызвать внимание, оратору необходимо во вступлении заинтересовать всех. Ему необходимо помнить, что в начале речи слушатели могут быть не расположены к оратору, могут даже подозревать, что он хочет ввести их в заблуждение.

Повествование

В повествовании судебный оратор излагает обстоятельства дела и вопросы, по которым судьями должно быть вынесено решение. Обычно повествование следует непосредственно за вступлением. В сложных делах повествование расчленяется на части, чтобы подробнее остановиться на наиболее важных обстоятельствах.

Судебное повествование должно отличаться исключительной ясностью: оно есть основа всей речи, и если в нем нет ясности, речь не достигнет своей цели.

Утверждение

В утверждающей части судебной речи приводятся доказательства, расположенные в определенном порядке. Доказательства - суть, краеугольный камень всей речи. Вся сила судебного оратора сосредоточивается именно на этой части. Общее правило при доказательстве в судебной речи не столь важно количество аргументов, сколько вес их. Одно веское доказательство в речи имеет несравненно больше значения, чем несколько доказательств посредственных. Но встречаются случаи, когда и совокупность несильных аргументов убеждает, если они удачно выстроены.

 В каждом деле есть аргументы более убедительные и менее. Наиболее верное средство для оратора не ошибиться в оценке силы аргументов - поставить себя на место судей или присяжных. Это подскажет, каким доказательством следует отдать предпочтение, а какие отвергнуть.

Возникает также вопрос, в каком порядке их располагать: приводить ли более веские в начале, чтобы сразу поразить судей, или в конце, чтобы сильнее их запечатлеть, или частью в начале, частью в конце (по примеру, как говорит Квинтиллиан, расстановки войск в сражении, описываемом Гомером) или воспользоваться вначале слабыми, чтобы усиливать их постепенно к концу. Цицерон полагал, что надо руководствоваться именно системой расположения войск в бою, описанной у Гомера.

Возражение

 Возражение противнику заключается в опровержении его доказательств. Утверждение и возражение должны составлять одно целое, ибо невозможно обосновать свои доказательства, не разрушив доказательства противника.

 В возражении наиболее сказывается умение оратора логично рассуждать, чтобы оспорить выводы, к которым пришел оппонент. Для этого нужно или указать, что из верных посылок противник сделал ложное заключение, опровергающее вывод противника; или что оппонент принял за верное то, что в действительности сомнительно; или что противник преувеличил значимость второстепенных данных; или показать противоречие в самих выводах его.

Заключение

 Заключение - одна из наиболее важных частей судебной речи. Успех или неуспех оратора часто зависит от заключительной части его речи.

 Крайне важным условием для хорошего заключения является удачный выбор момента, когда нужно закончить речь. Под конец речи гораздо важнее не находить новые слова, а вовсе отказаться от них.

 Заключение преследует две цели: окончательно убедить судей или присяжных и воздействовать на их чувства. Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться им с оратором или нет. Поэтому оратору надлежит напомнить главные свои доводы в наиболее яркой, сильной и сжатой форме.

Сила слова и особенности современного красноречия.

Значение и сила слова в предназначении человека отчетливей и глубже понимали, пожалуй, древние, ближе стоявшие к истокам человеческого рода и духа, более непосредственно соприкасавшиеся с тайной бытия. На заре существования человечества вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Божественная природа слова отражена в величайших письменных памятниках. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»,— гласит Евангелие.

Замечательно сказал греческий софист Горгий: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет» (Горгий. Похвала Елене).

Подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия; именно для этого оно дано было человеку, и с его помощью человек осуществляет своё предназначение – проникает в тайны мироздания, схватывая его устройство сетью слов-понятий, означая элементы мира и отношения между ними словами-знаками.

Так понимали сущность и роль Слова древние.

Отрицательное отношение к слову, а значит, и к риторике, окончательно сложившееся после Первой мировой войны и укрепившееся позже, имеет глубокие социально-исторические основания. Слово как бы потеряло силу, угасло, увяло.

Однако в то же самое время в мире возникла не менее глубокая потребность в средствах, которые могли бы объединить разрозненное, распавшееся, враждующее человечество. Настоятельная, насущная необходимость найти общий язык, договориться, объединиться всё крепла. Однако нет в человеческой культуре ничего, что могло бы выполнить эти задачи, как всё то же слово, речь. Другого человеку не дано. Но чтобы стать способным решать эти задачи, слову пришлось измениться. С середины XX столетия в Европе и Америке начинается «риторический Ренессанс» - возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве, и прежде всего – как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Именно поэтому мы говорим о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью; оно должно быть нравственно, выполнять этическую задачу– ведь только так оно может объединить людей, а не оттолкнуть их друг от друга.

Подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия; именно для этого было оно дано человеку, и с его помощью человек осуществляет свое предназначение — проникает в тайны мироздания, схватывая его устройство сетью слов-понятий, означившая элементы мира и отношения между ними словами-знаками.

Современное ораторское искусство довольно разнообразно. В нем сочетаются дискуссионная и полемическая речь, реплика и справка. Присутствует также форма красноречия, применяемая на пресс-конференции и сравнительно молодые виды красноречия, применяемые на радио и особенно телевидении. Все виды устной речи—лекция, беседа, обозрение, — исполняемые по радио и особенно по телевидению, отличаются некоторыми особенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается в аудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступает но радио и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусство слова «круглого стола», организуемого как на различных симпозиумах, так и с помощью телевидения. Это очень трудный жанр, ибо в еще большей мере, чем на любых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторской находчивости, отличного словом и искусством импровизаций. Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности.

Особенности красноречии:

1.Красноречие отличается от собственно искусства и тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли.

2. Полное отсутствие в нем игры или представления, а тем более перевоплощения в какой-либо образ.

3. В отличие от актера оратор всегда один с аудиторией.

4. Основные отличия красноречия от поэтического и актерского творчества в том, что быть талантливым оратором труднее, чем одаренным поэтом и актером.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.