Развитие нейронных взаимосвязей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Развитие нейронных взаимосвязей

2019-08-07 174
Развитие нейронных взаимосвязей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство нейронов у новорожденного уже есть, но в первые годы жизни к ним добавятся новые. А вот связей между нейронами, т. е. синапсов, при рождении еще очень мало. Пока длится младенчество, между нейронами формируются «узлы связи». Ваш ребенок взаимодействует с миром и со своим телом, а сенсорные и двигательные импульсы, текущие по нейронам, заставляют волокна разветвляться и тянуться к другим нейронам.

Чтобы такие связи появились, нейроны нуждаются в стимуляции. Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активирующие ее рецепторы. Так, чтобы в зрительной системе расширялись связи, необходимые для зрительного восприятия, нужен свет, для слуховой системы нужны звуки, для вестибулярной и проприоцептивной систем - движения тела.

Развитие новых связей порождает новые возможности для «коммуникации нейронов». Каждая такая связь добавляет к сенсорной перцепции и двигательным навыкам новые элементы. Чем больше у человека нейронных связей, тем выше его способность к обучению, - вот что такое на самом деле интеллект.

Сенсорная стимуляция и двигательная активность в раннем детстве «переплавляют» нейроны и их связи в сенсорные и двигательные процессы.

Сенсорная стимуляция и двигательная активность в раннем детстве «переплавляют» нейроны и их связи в сенсорные и двигательные процессы, которые остаются относительно стабильными в течение всей жизни. У ребенка есть свободное пространство, куда могут встраиваться новые связи, поэтому дети очень восприимчивы, легко приспосабливают свое поведение к ситуации, легко и быстро учатся. Сенсорная и двигательная части нервной системы продолжают оставаться довольно гибкими на протяжении всех детских лет. К десяти годам в большинстве областей мозга формирование сенсорных связей завершается (или почти завершается). У более старших детей и взрослых эти связи формируются уже не столь легко.

Почему ощущения важны

Пять чувств, и даже больше

Ощущения - «пища» нервной системы. Каждая мышца, сустав, жизненно важный орган, кусочек кожи, орган чувств посылают в мозг сенсорные сигналы. Каждое ощущение -это вид информации. Нервная система использует ее, генерирует определенные ответы и с их помощью управляет телом и мышлением в соответствии с этой информацией. Мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации, чтобы нормально развиваться и работать.

В этом разделе мы рассмотрим разные виды ощущений: сначала те, благодаря которым познаем мир осознанно, а затем те, которые обычно не замечаем, поскольку они обрабатываются в мозгу без участия сознания. Есть три уровня ощущений, рассказывающих нам о нас самих и об окружающем мире. Они говорят нам о том, 1) что находится на некотором расстоянии от нас (зрение и слух), что находится рядом (осязание), что нарушает границы нашего тела (обоняние и вкус); 2) как и где движется наше тело (органы чувств, воспринимающие движение, действие силы тяжести и положение тела, - т.е. вестибулярные и проприоцептивные); 3) что происходит внутри нашего тела (органы чувств во внутренних органах - висцеральные рецепторы).

Мы рассмотрим следующие виды ощущений. Ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира на тело (экстероцепторы, или внешние рецепторы):

-      зрительный образ (зрение);

-      звук (слух);

-      вкус (вкусовые ощущения);

-      запах (обоняние);

-      прикосновение (осязание). Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях:

-      положение и движение (проприоцеитивные ощущения);

-      действие силы тяжести, движения головы

и равновесие тела (вестибулярные ощущения) Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела (интероцепторы, или внутренние рецепторы):

-      висцеральные ощущения.

Зрительный образ (зрение)

Сетчатка глаза представляет собой рецептор, чувствительный к световым волнам. Свет заставляет сетчатку посылать сенсорные зрительные сигналы к центрам обработкизрительной информации в стволе мозга. Центры обрабатывают эти импульсы и связывают их с другими видами сенсорных сигналов, прежде всего с мышечными, суставными и вестибулярными. В стволе мозга складывается наше базовое представление об окружающем мире и расположении в нем вещей, людей, предметов.

Далее ядра мозгового ствола передают импульсы в другие области ствола и в мозжечок, чтобы они интегрировались с двигательными сообщениями, направляющимися в мышцы, управляющие глазами и шеей. Именно поэтому мы можем следить за движущимся объектом взглядом и поворачивать голову ему вслед. Одни импульсы идут к нескольким разным структурам полушарий мозга - там они дополнительно упорядочиваются и интегрируются с прочими ощущениями. Другие попадают в зрительные зоны коры головного мозга, где происходит более тщательная их сортировка и детализация с помощью сигналов, полученных от других органов чувств. Значение увиденного в окружающем мире, например текста на странице книги, нельзя понять, если хотя бы один из уровней мозга работает плохо или различные виды ощущений не интегрируются со зрительными сигналами.

Звук (слух)

Звуковые волны стимулируют слуховые рецепторы во внутреннем ухе, и звуковые импульсы направляются в слуховые центры ствола головного мозга. Там они обрабатываются вместе с импульсами, приходящими от вестибулярной системы, мышц и кожи. Слуховые центры расположены вмозговом стволе очень близко к зрительным, и они обмениваются информацией. Подобно зрительным сигналам, некоторые звуковые импульсы передаются в зоны мозгового ствола и мозжечка для интеграции с другими ощущениями и двигательными сигналами. Звуковая информация, уже объединенная с иными видами сенсорных данных, затем посылается одновременно в несколько зон мозговых полушарий.

Если бы звуковая информация не объединялась с сигналами иного рода на всех уровнях мозга, нам было бы трудно понять, что же мы, собственно, слышим. Чтобы звук обрел смысл, требуется активная интеграция звуковых сообщений с вестибулярными и др.

На каждом из уровней мозга сообщение становится яснее и детальнее. Самый запутанный и сложный этап этого процесса - группировка звуков в слоги и осмысленные слова.

Вкус (вкусовые ощущения)

Язык рассказывает нам о химическом составе попадающих на него частиц. Существует четыре вида вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый. Благодаря вкусовым ощущениям мы получаем наслаждение, а также предостережение об опасных для организма веществах.

Прикосновение (осязание)

В коже находится много видов рецепторов, способных чувствовать прикосновение, текстуру, жару и холод, боль и движение волос на теле. Несмотря на то, что мы особо

Запах (обоняние)

Нос сообщает нам о химическом составе висящих в воздухе мельчайших частиц, которые создают запах. Уникальность запаха состоит в том, что он проходит через лимбическую систему напрямую, а не обычным путем, через ствол мозга. Именно поэтому запах способен непосредственно возбуждать эмоции и влиять на наше положительное или отрицательное отношение к окружающему, ибо уже по одному запаху мы можем сказать, нравится нам нечто или нет. Запах возбуждает воспоминания и ассоциации, определяющие наш выбор и предпочтения: например, определенные цветы или сорт мыла. Младенец может узнать мать по одному лишь запаху: она ассоциируется с чем-то приятным, безопасным и доставляющим удовольствие. И безусловно, предпочтения в еде зависят от ее запаха; вдобавок наше обоняние говорит нам о качестве пищи: свежая она или испорченная.

Прикосновение (осязание)

В коже находится много видов рецепторов, способных чувствовать прикосновение, текстуру, жару и холод, боль и движение волос на теле. Несмотря на то, что мы особоне задумываемся о роли прикосновения в нашей жизни, осязание (тактильная система) является самой большой сенсорной системой, сильно влияющей на поведение, как физическое, так и ментальное.

Тактильные рецепторы, расположенные ниже шеи, шлют импульсы в спинной мозг, откуда те поднимаются в ствол головного мозга. Кожные рецепторы головы посылают свои сообщения через краниальные (черепные) нервы прямо в мозговой ствол. Оттуда тактильная информация распространяется по всему мозгу. Многие из этих импульсов никогда не достигают тех областей коры, которые позволяют нам осознавать ощущения. Вместо этого импульсы обрабатываются низшими уровнями мозга, которые обеспечивают эффективное движение тела, регулируют ретикулярную систему возбуждения, влияют на эмоции и сообщают смысл другим видам сенсорной информации.

Ядра ствола мозга, обрабатывающие тактильные сигналы, предупреждают нас, когда что-либо касается кожи, а также рассказывают о свойствах того предмета, который нас коснулся: его температуре, влажности, текстуре, способности вызвать боль. В целом ствол мозга определяет, опасен предмет или нет. Однако ядра не могут точно определить местонахождение стимула на коже и его форму. Детали - расположение и форма - обрабатываются в сенсорных зонах коры головного мозга.

Тактильные импульсы путешествуют по всему мозгу. К тому же осязание формируется раньше всех прочих систем, еще в утробе матери, и оно эффективно работает, когда зрение и слух еще только начинают развиваться. Поэтому прикосновение крайне значимо для организации нервной системы в целом. При отсутствии тактильной стимуляции тела нервная система, как правило, не может работать сбалансированно.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.