Вестибулярные ядра и мозжечок — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вестибулярные ядра и мозжечок

2019-08-07 221
Вестибулярные ядра и мозжечок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ствол мозга содержит целый ряд неимоверно сложных ядер, которые обрабатывают ощущения от вестибулярных рецепторов, расположенных во внутреннем ухе. Эта информация нужна для поддержания тела в вертикальном положении, сохранения равновесия и выполнения многих других автоматических реакций. Вестибулярные ядра мозгового ствола обрабатывают также немало сигналов, связанных с другими сенсорными системами, - в первую очередь импульсы, поступающие от суставов и мышц.

Мозжечок расположен в задней части мозга, он как бы огибает ствол мозга сзади. Изначально мозжечок - это разросшиеся вестибулярные ядра, поэтому одной из его функций является расширение «поля деятельности» вестибулярных ядер мозгового ствола. Мозжечок обрабатывает все виды ощущений, но он особенно важен для организации вестибулярных (действие силы тяжести, движения! и мышечно-суставных ощущений: именно он позволяет нам точно и плавно двигаться.

Полушария головного мозга

Большую часть мозга составляют два мозговых полушария. Они выполняют самую сложную работу в организации сенсорных сигналов, включая такую их обработку,которая дает нам точное, детальное значение ощущений. В полушариях также есть области, занятые планированием и выполнением действий, связанных с телом. Внутри полушарий имеется так называемая лимбическая система - ряд нервных структур, участвующих в регулировании эмоционально обусловленного поведения. Эти «центры эмоций» получают сенсорные сигналы, которые помогают им контролировать наши эмоциональные реакции и наше эмоциональное развитие.

Кора головного мозга

Внешний слой, покрывающий полушария, называется корой головного мозга. Разные участки коры в высшей степени «узко специализированы»: одна область отвечает за зрительное восприятие, другая - за интерпретацию звуков окружающей среды, третья - за понимание речи; большие области заняты истолкованием телесных ощущении и несколько областей регулируют целенаправленные Движения тела и глаз. Эти области телесных ощущений ицеленаправленного двигательного контроля, в свою очередь, разделены на зоны, каждая из которых связана с определенной частью тела. Несмотря на то что каждая зона отвечает только за одну часть тела, области, контролирующие пальцы, руки и артикуляционные мышцы, больше по размеру, чем все остальные. Поэтому кора головного мозга играет ключевую роль в речевой активности и в выполнении и регулировании точных, сложных движений рук: например, при использовании ножа, вилки, карандаша.

Многие из кортикальных областей могут обрабатывать информацию, поступающую лишь от одной сенсорной системы, тем не менее они принимают сигналы и из других областей. Например, зрительная зона частично обрабатывает звуковые, тактильные и двигательные ощущения. Нередко один и тот же нейрон коры реагирует на два и более вида сигналов. Таким образом, кора головного мозга поддерживает интеграцию всех видов ощущений и формирует у нас ассоциации между их разными видами.

В коре головного мозга также есть ассоциативные зоны. Благодаря их активности различные виды сенсорных сигналов объединяются в единое целое. Зрительное впечатление формируется в мозговом стволе, а затем детализируется в зрительных зонах коры. Далее эти импульсы передаются в ассоциативные зрительные области коры головного мозга, где визуальная информация ассоциируется с воспоминаниями о полученных ранее зрительных впечатлениях, и далее - в другие ассоциативные области, где формируется их оценка, а иногда и целенаправленный ответ. Когда ребенок собирает мозаику, ствол мозга упорядочивает тактильные сигналы, поступающие от пальцев, сенсорные области коры обрабатывают детали, а ассоциативные зоны сопоставляют их друг с другом. Эта целостная обработка позволяет мозгу решить, что же делать с тем или иным элементом мозаики.

Кортикальные области чрезвычайно важны для обработки сенсорных сигналов на самых сложных, высших, уровнях, включая уровни, осознаваемые человеком, поэтому можно предположить, что проблемы с перцепцией или обучением начинаются именно в коре головного мозга. На нынешнем этапе наших знаний о физиологии нерв ной системы и высшей нервной деятельности считается, что в подобных нарушениях «нижние уровни» мозга игра ют куда более важную роль. «Высшая» кортикальная организация ощущений зависит от сенсорной организации на каждом из более низких уровней. Если кора мозга работает плохо, скорее всего, именно низшие уровни не выполняют своих функций как следует.

Латерализация

У правого и левого полушарий разные рати, и функционируют они по-разному. Каждая сторона специализируется на своих задачах. Это называется литерализацией (от латинского слова latus, сторона). Исследователи, занимающиеся нарушениями речи и проблемами с обучением, обсуждают это уже несколько десятков лет. Роль латерализации до конца еще не изучена.

Сенсорные и двигательные функции латерализуются (распределяются по полушариям в раннем детстве. На своем пути к полушариям большинство сенсорных и двигательных сигналов соединяются в мозговом стволе. Ощущения от правой стороны тела направляются в левое полушарие, которое является их основным контролирующим органом. В правом полушарии обрабатываются сенсорные данные и направляются движения левой стороны тела.

Каждое полушарие имеет свою специализацию. У правшей левое полушарие лучше правого управляет такими навыками мелкой моторики, как письмо, поэтому правши пишут правой рукой. Левое полушарие также отвечает за речь, а правое больше занято пространственными связями зрительных и тактильных ощущений. У левшей латерализация речи бывает такой же, как у правшей, а бывает и иной. Сложные функции будут выполняться, только если работают оба полушария, и работают слаженно.

Успешнаялатерализация полушарий обычно способствует эффективной работе мозга в целом, а при ее нарушении нередко замедляются речевое развитие и обучение. Латерализация - это, вероятно, «конечный продукт» нормального развития мозга. Нарушение латерализации может быть связано с множеством самых разных дисфункций мозга.

Детализированная пространственная перцепция, язык, речь и мышление являются самыми сложными функциями мозга. Они требуют очень точной работы обоих полушарий, которая, в свою очередь, зависит от правильного функционирования ствола головного мозга. Координация работы полушарий происходит у большинства из нас автоматически, мы даже об этом не подозреваем. Однако ее нарушение (что у ребенка, что у взрослого) может повлиять на обучение или поведение.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.