С девятого по двенадцатый месяц — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

С девятого по двенадцатый месяц

2019-08-07 195
С девятого по двенадцатый месяц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для малыша наступило время важнейших перемен, связанных с умением контролировать положение своего телапо отношению к земле и окружающему пространству. Он уже в состоянии проползать большие расстояния и исследовать больше разных мест, передавая нервной системе множество новых ощущений: мышечных (поддержание головы и тела), костных (поддержание и распределение веса), а также вестибулярных. В результате ребенок лучше координирует движения обеих сторон тела, учится планировать движения, у него улучшается зрительная перцепция. Он подолгу смотрит на предметы, стараясь сообразить, что они собой представляют. Чем больше предметов попадает в поле его внимания, тем больше он практикуется в интеграции ощущений и формировании адаптивных ответов на них.

Игра. Понаблюдайте, как ваш малыш стучит игрушкой об игрушку, сбрасывает их со стола, раскидывает и так далее, и постарайтесь оценить важность его действий и ощущений. Одна из его рук будет часто тянуться к противоположной стороне тела. Так формируется способность пересекать рукой среднюю линию тела - способность крайне важная, которая иногда отсутствует у детей с нарушением сенсорной интеграции. Каждый раз, когда ребенок складывает что-то вместе или отставляет предметы друг от друга, его мозг учится планировать и выполнять серию движений в определенной последовательности. Каждый раз, «мешая» ложкой аккуратно положенную на тарелку еду или чиркая мелком, он что-то узнает о своих возможностях и их использовании.

Положение стоя. Вот, наконец, малыш самостоятельно встал. Лишь немногие взрослые понимают ценность этого выдающегося достижения и его роль в формировании представления ребенка о самом себе. Поза стоя - это результат многомесячной интеграции всех ощущений: вестибулярных, мышечных, суставных. Положение стоя невозможно без интеграции ощущений всех частей тела, включая глазные и шейные мышцы. Стоять - задача непростая, ведь относительно длинное тело должно балансировать на двух маленьких стопах. Лучше всего позволить малышу поучиться вставать самостоятельно, самому преодолеть трудности.

Одно из важнейших событий раннего детства: малыш самостоятельно встает. Это выдающаяся победа над силой тяжести, формирующая представление ребенка о себе.

Слова. В этот период дети уже понимают многое из того, что говорят родители, но сами могут произнести лишь несколько простых слов, таких как «мама», «папа». Представляется, что ощущение движений тела стимулирует зоны мозга, отвечающие за произнесение этих звуков.

Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы

Год второй

Ребенок учится ходить, говорить, планировать сложные действия и эффективно их выполнять. Без всех тех процессов сенсорной интеграции, которые происходили в пер вый год жизни, научиться этому было бы крайне нелегко. Ну а нарушение сенсорной интеграции, связанной со вторым годом жизни, затрудняет дальнейшее развитие.

Локализация прикосновения. Способность планировать движения зависит от точной работы системы осязания. При рождении младенец чувствовал прикосновения, и они влияли на его эмоциональное состояние, но где именно его коснулись, малыш еще не понимал. Движение головы в ответ на прикосновение - это лишь автоматическая реакция, а не сознательно направленное действие. Ко второму году ребенок может приблизительно определить место касания, а также более-менее сознательно реагировать. Мы видим, что ему приятно ощущать предмет в руке. Тактильные ощущения сообщают мозгу о предметах нечто такое, чего зрение сообщить не может. Кожные ощущения «говорят» мозгу, где начинается и кончается тело. Осознание своего тела куда важнее, чем зрительное представление о нем.

Дети, неспособные интегрировать тактильные ощущения, не могут точно определить, как устроено их тело и что делает каждая из его частей. Поэтому им трудно выполнять различные действия. Сесть, встать, пойти - с подобными задачами они справляются, однако играть в Игрушки, застегивать пуговицы или молнии, пользоваться столовыми приборами им трудно. Ребенку, который неловко обращается с предметами, роняет их на пол чаще, чем его сверстники, возможно, недостает точных тактильных сигналов, идущих в мозг от рук.

Тактильные ощущения двухлетнего малыша помогают ему выполнять точные движения руками.

Передвижение. На втором году жизни дети выполняют огромное количество разнообразных движений, собирая дополнительную сенсорную информацию о работе своего тела и об устройстве окружающего мира. Они поднимают предметы, швыряют их, придвигают к себе и отталкивают игрушки, карабкаются вниз и вверх по лестницам, изучают свой дом и уличный мир, влезают во все подряд, нередко пугая родителей. В возможности физически общаться с окружающей обстановкой дети нуждаются не меньше, чем в пище и родительской любви.

«Схема тела». В этом возрасте детям нравится «ходить на голове», кататься на закорках, качаться на качелях. Эти игры приносят множество сенсорных ощущений, телесных и вестибулярных, формируя понимание того, как работает сила тяжести, как двигаются и взаимодействуют разные части тела, что они могут или не могут делать, какие ощущения приятны, а какие - болезненны или неприятны. Вся эта сенсорная информация складывается в мозгу в сенсорную «картину», «атлас» или «схему тела». Назовем этот процесс «перцепцией (восприятием) собственного тела». Чтобы понять, что такое перцепция тела, представьте себе атлас мира, содержащий карты всех стран. Когда ребенок двигается и ощущает последствия своих движений, он «рисует карту» своего тела. Мозг складирует бесчисленные кусочки информации, которые позднее пригодятся ему для управления движениями тела.

Лазанье. Дети стремятся исследовать окружающий мир не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Еще не умея ходить, они пытаются вскарабкаться на отдельные предметы. Чтобы преуспеть в этом, нужны хорошо организованные вестибулярные и двигательные ощущения, а лазанье, в свою очередь, интегрирует их с телесными и зрительными ощущениями. Оно требует определенной сенсомоторной зрелости и является важным элементом развития зрительного пространственного восприятия.

Двухлетний ребенок учится понимать указания и инструкции и следовать им. Обычно дети в этом возрасте уже говорят много слов, хотя у некоторых скачок в речевом развитии приходится на следующий год.

«Самость». Телесные ощущения начинают порождать у ребенка чувство защищенности и независимости (от матери или любого другого человека или вещи), и у него формируется положительный образ собственного «я». Формирование «самости» для двухлетнего малыша - задача крайне важная. Он отдельная личность, поскольку ощущает свое тело как физическое целое и способен самостоятельно двигаться. Он уже не раб гравитации, он может стоять прямо, передвигаться на большое расстояние, подниматься на холм и спускаться, прыгать, карабкаться. Ему легко спрятаться и появиться вновь, потому что он осознает размеры своего тела (в этом возрасте игра в прятки -очень важный вид активности). Влияя на окружающий мир, малыш развивает ощущение «самости», вот почему ему так нравится вытаскивать посуду из шкафа, пинать предметы, разрисовывать стены мелками и красками.

К третьему году жизни ребенок начинает понимать, что он управляет своей жизнью, и дает понять это другим. В этот период у многих детей самое частое слово -«нет», оно выражает только что обретенную независимость. Родители не всегда готовы мириться с этим, однако независимость необходима для развития социальных навыков. Бесконечное терпение и мудрость - вот что требуется от родителей, чтобы принять сопротивление ребенка их желаниям.

Ребенок способен управлять своей жизнью лишь постольку, поскольку телесные ощущения позволяют ему двигаться свободно и эффективно. Его жизнь пока еще сводится в основном к чувствам и движениям в дополнение к насыщению, сну и общению с членами семьи. Интеграция ощущений закладывает фундамент для хороших отношений с людьми. Плохое поведение по отношению к людям может служить отражением неспособности управляться с ощущениями.

Первые шаги на пути к самости еще не означают готовности быть одному. Дети сильно нуждаются в поддержке, поощрении и комфорте: им хочется, чтобы их обняли, посадили на колени, поцеловали, покачали. Успокаивающие ощущения тоже интегрируются, помогая утихомирить возбужденного ребенка.

На втором году жизни у ребенка формируется ощущение «самости» и независимости.

С третьего по седьмой год

В первые пять лет ребенок обретает сенсомоторную зрелость: он может общаться с разными людьми и разговаривать. Более сложные интеллектуальные функции начинают формироваться с семи лет, и этот процесс пойдет успешнее, если сенсомоторные функции уже хорошо развиты. Возраст от трех до семи лет играет ключевую роль для сенсорной интеграции. Природой так заложено, что в этот период мозг наиболее чувствителен к ощущениям и лучше всего их организует. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать всевозможные физические навыки. Адаптивные ответы усложняются, и каждый из них расширяет способность ребенка к сенсорной интеграции.

Понаблюдайте, как ваш малыш бегает, прыгает, переворачивается, карабкается, качается, борется. Он делает это с удовольствием. А удовольствие вызвано тем, что перечисленные действия способствуют дальнейшей сенсорной интеграции. Развиваются чувство равновесия, координация глаз-рука, планирование последовательности движений. Ребенок бросает вызов силе тяжести и приспосабливается к ее мощному и неизбежному воздействию. Дети любят игровые площадки потому, что качели, горки, карусели, турники, туннели и песочницы - это средства, удовлетворяющие их потребность в развитии нервной системы.

Использование инструментов. Между тремя и семью годами дети учатся пользоваться простыми инструментами, такими как нож, вилка, лопатка, ведро, рожок для обуви, нитка с иголкой, ножницы, маяки, карандаши и бумага, молнии, пуговицы и иные предметы домашнегообихода. Каждое задание требует использования сенсорной информации, накопленной мозгом к этому моменту.

Взрослые не задумываются над тем, что именно телесные ощущения сообщают мозгу, как натягивать брюки, намазывать хлеб маслом или копать яму.

К концу рассматриваемого периода дети, особенно девочки, окончательно «полируют» двигательные навыки, участвуя в сложных играх, таких как «классики», бабки, «резиночка», «ниточка». Мальчики, как правило, больше заняты силовыми упражнениями и спортом.

К восьми годам развитие осязания почти завершается. Ребенок, как правило, с высокой степенью точности может указать, где его коснулись. Вестибулярный аппарат и двигательные ощущения уже вот-вот сформируются окончательно, давая возможность, к примеру, балансировать на одной ноге или идти по узкой жердочке. Большинство мышечных и суставных ощущений интегрированы, и ребенок хорошо планирует последовательность действий, хотя эта способность сформируется у него окончательно в течение нескольких следующих лет. Понимание языка и речь развиты достаточно, чтобы выражать потребности и предпочтения.

Жан Пиаже, известный психолог, автор работ по детской психологии, обнаружил, что дети начинают демонстрировать абстрактное мышление и способность к обоснованию лишь с семи-восьми лет. Пиаже сделал из этого вывод, что человеческий мозг не способен формировать абстракции, пока он не накопит конкретных знаний о теле, окружающем мире и царящих в нем физических силах. За семь-восемь лет движения и игр дети обретаютсенсомоторную зрелость, служащую основой интеллектуального, социального и личностного развития.

В возрасте от трех до семи лет у ребенка развиваются и усложняются навыки использования инструментов.

Однако временами это развитие отклоняется от пути, намеченного природой. Мы не можем определить причину отклонения, но можем описать, что и как делают дети с нарушением сенсорной интеграции. Чтобы помочь таким детям организовать работу мозга, нужно внимательно наблюдать за тем, как они следуют своему внутреннему стремлению к сенсорной интеграции. Чем пристальнее вы наблюдаете за своим малышом, тем вероятнее, что вы сможете ему помочь.

* Комментарий эксперта Сьюзан Г. Кнокс к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.