Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-07 | 120 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коррекционно-развивающая работа
Реализация содержания курса «Пространственная ориентировка» со слепыми детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в основном в такой форме организации учебных занятий как индивидуальная работа. Эта форма является наиболее предпочтительной и эффективной по следующим причинам. Во-первых, формирование навыков ориентировки в пространстве и мобильности у слепых и ослепших людей протекает достаточно специфично. Во многом это связано с невозможностью их формирования в условиях зрительной депривации непроизвольно, т.е. по визуальному подражанию, как это происходит у зрячих людей. Поэтому формирование таких навыков возможно только при непосредственном целенаправленном тактильном контакте педагога с незрячим школьником.
Во-вторых, овладение приемами ориентировки и самостоятельным передвижением в пространстве слепым человеком (уровень его готовности к обучению ориентировке в пространстве, скорость формирования умений) – процесс весьма индивидуальный и небезопасный для здоровья обучаемого. Он не может быть заключен в строго определенные временные рамки.
В-третьих, занятие по пространственной ориентировке – это практическое занятие с включением в него теоретической части, т.к. на полноценное усвоение слепыми детьми даже теоретического материала можно рассчитывать только тогда, когда он будет подкреплен
демонстрацией на практике. Групповая работа со слепыми детьми в этом направлении эффективна при изучении только теоретического материала и только в малых группах (не более двух человек).
Реализация программы возможна как в форме индивидуальных занятий-практикумов для самих учащихся, так и в форме мастер-классов для их родителей.
|
На занятиях по пространственной ориентировке предусматриваются следующие основные виды учебной деятельности: работа с наглядным материалом (реальные предметы, модели, рельефные изображения и т.д.), ориентировка в помещениях, изучение и самостоятельное прохождение маршрутов, применение технических средств реабилитации (трости).
Наибольший эффект усвоения программного материала на занятиях по пространственной ориентировке достигается при использовании сочетания словесных и наглядных методов. Например, подробное описание маршрута облегчает и делает наиболее безопасной практическую ориентировку при перемещении по нему, а с другой стороны - практическая ориентировка на маршруте может уточнить его словесное описание.
Приемы обучения на занятиях по пространственной ориентировке во многом отражают специфику приобретения знаний и умений школьниками с нарушением зрения – знакомство с реальными объектами или моделями, рельефными изображениями объектов, недоступных для непосредственного их восприятия; более детальное, расчлененное на этапы изучение маршрута или какого-либо действия (например, обследование помещения); многократное прохождение маршрута или повторение изучаемого действия с постепенным увеличением степени самостоятельности вплоть до полностью самостоятельного прохождения маршрута или повторение учащимися изученного действия.
Диагностическая работа
Мониторинг планируемых результатов по курсу «Пространственная ориентировка» осуществляется два раза в год – в начале (предварительный контроль), и в конце учебного года (итоговый контроль) в форме контрольного занятия, где обучающиеся показывает свои знания, умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается ученик, планирует работу с ним на следующий учебный год.
Современная тифлопедагогика еще не располагает объективными методами, которые смогли бы достоверно замерить наличие и уровень сформированности того или иного навыка пространственной ориентировки у слепого человека. Изучение тифлопедагогической литературы, наблюдения и беседы с обучающимися, позволили выделить шесть уровней сформированности навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве.
|
Уровни сформированности умений и навыков | Критерии выполнения предложенного задания | Соблюдение правил техники безопасности |
Высокий | Обучающийся самостоятельно, без ошибок, в полном объеме и рациональным способом выполняет предлагаемое задание, соблюдая при этом правила техники безопасности. | Соблюдает самостоятельно. |
Выше среднего | Обучающийся самостоятельно, но тлько периодически с ошибками (неточностями ) и (или) не в полном объеме и (или) не рациональным способом выполняет предлагаемое задание и соблюдает при этом правила техники безопасности. | Соблюдает самостоятельно, но периодически забывает о них. |
Средний | Обучающийся выполняет предлагаемое задание самостоятельно, но с грубыми ошибками или с незначительной направляющей и (или) контролирующей помощью взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве при незначительной направляющей (контролирующей) помощи со стороны сопровождающего, идущего на расстоянии от обучающегося. Правила техники безопасности соблюдает с вербальной помощью (напоминанием). | Соблюдает с вербальной помощью (напоминанием) сопровождающего. |
Ниже среднего | Обучающийся выполняет предлагаемое задание, только при постоянном контроле или значительной действенной помощи со стороны взрослого / обучающийся ориентируется в пространстве только при постоянном контроле со стороны сопровождающего, идущего рядом. | Соблюдает с невербальной помощью сопровождающего. |
Низкий | Сопровождающий выполняет предлагаемое задание руками обучающегося (совместно с ним) / обучающийся ориентируется в пространстве только совместно с сопровождающим. | Соблюдает только совместно с сопровождающим. |
Неудовлетворительный | Обучающийся не выполняет предлагаемое задние (ставится в случаях, когда вербальный и / или невербальный (тактильный) контакт с учеником невозможен по объективным причинам). | Не соблюдает. |
Указанные уровни сформированности умений и навыков самостоятельной ориентировки в окружающем пространстве достаточно условны, но раскрывают тенденции их формирования. В реальности все гораздо сложнее, т.к. есть моменты, когда уровень сформированности того или иного умения / навыка обучающегося не соответствует какому-то конкретному из выделенных уровней, а находится где-то между двумя соседними уровнями. Однако, эти уровни пусть примерно, но позволяют определить актуальный уровень сформированности умения / навыка пространственной ориентировки и выявить прогресс или регресс в его формировании, а также определить уровень освоения программы курса «Пространственная ориентировка».
|
8. Календарно- тематическое планирование.
№ урока с н..уч.г. | № урока по теме | Название раздела, темы урока. | Кол. часов | Дата-план | Дата-факт | ||
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч) |
| ||||||
1 | 1 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на начало учебного года. | 1 |
| |||
Введение (1 ч) |
| ||||||
2 | 1 | Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка» и с кабинетом ориентировки в пространстве. | 1 |
| |||
Развитие сохранных анализаторов (6 ч) |
| ||||||
Развитие мелкой моторики (2 ч) |
| ||||||
3 | 1 | Развитие мелкой моторики. | 1 |
| |||
4 | 2 | Развитие точных движений пальцев рук. | 1 |
| |||
Развитие осязательного восприятия пространств (1 ч) |
| ||||||
5 | 1 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи осязания. | 1 |
| |||
Развитие слухового восприятия пространства (1 ч) |
| ||||||
6 | 1 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи слуха. | 1 |
| |||
Развитие обонятельного восприятия (1 ч) |
| ||||||
7 | 1 | Запахи вокруг нас. | 1 |
| |||
Развитие зрительного восприятия пространства (1 ч) |
| ||||||
8 | 1 | Зрительное восприятие замкнутого пространства. | 1 |
| |||
Развитие навыков ориентировки в микропространстве» (5 ч) |
| ||||||
9 | 1 | Ориентировка на своем теле. | 1 |
| |||
10 | 2 | Ориентировка по сторонам собственного тела. | 1 |
| |||
11 | 3 | Ориентировка в двухмерном микропространстве. | 1 |
| |||
12 | 4 | Ориентировка в двухмерном микропространстве. | 1 |
| |||
13 | 5 | Ориентировка в трехмерном микропространстве. | 1 |
| |||
Формирование предметных и пространственных представлений (1 ч) |
| ||||||
14 | 1 | Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство | 1 |
| |||
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (10 ч) |
| ||||||
15 | 1 | Ориентировка в пространстве «от себя». | 1 |
| |||
16 | 2 | Перемещение в пространстве в различных направлениях «от себя». | 1 |
| |||
17 | 3 | Ориентировка в пространстве «от себя» при изменении положения своего тела. | 1 |
| |||
18 | 4 | Ориентировка и передвижение в пространстве «от другого человека или предмета» | 1 |
| |||
19 | 5 | Ориентировка в кабинете ориентировки в пространстве. | 1 |
| |||
20 | 6 | Ориентировка в школьной столовой. | 1 |
| |||
21 | 7 | Ориентировка в спальне обучающегося / в школьном гардеробе. | 1 |
| |||
22 | 8 | Ориентировка в зданиях школы. | 1 |
| |||
23 | 9 | Правила поведения на улице. | 1 |
| |||
24 | 10 | Правила дорожного движения. | 1 |
| |||
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров» (1 ч) |
| ||||||
25 | 1 | Правильная поза в разных положениях, при осуществлении различных действий. | 1 |
| |||
Совместная ориентировка со зрячими (1 ч) |
| ||||||
26 | 1 | Ориентировка и передвижение в пространстве при помощи зрячего сопровождающего. | 1 |
| |||
Обучение пользоваться тростью (6 ч) |
| ||||||
27 | 1 | Знакомство с тростью. | 1 |
| |||
28 | 2 | Знакомство с тростью. | 1 |
| |||
29 | 3 | Складная трость. | 1 |
| |||
30 | 4 | Приемы и техники оперирования тростью. | 1 |
| |||
31 | 5 | Подъем / спуск с лестницы, используя трость. | 1 |
| |||
32 | 6 | Ориентировка в замкнутом пространстве при помощи трости. | 1 |
| |||
Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке (1 ч) |
| ||||||
33 | 1 | Диагностика знаний, умений, навыков учащихся по пространственной ориентировке на конец учебного года. | 1 |
| |||
Итого - 33 ч
9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
- Стол ученический.[1]
-Стол учительский.
-Стол демонстрационный.
-Стул ученический.1
-Стул вращающийся.
-Комплект шкафов для хранения оборудования.
-Шкаф одежный.
|
-Ковер.
-Телевизор.
-Компьютер: монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь.
-Колонки.
-Корзина для мусора.
-Раковина.
Наглядные пособия и дидактические материалы 1
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!