Общая характеристика коррекционного курса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общая характеристика коррекционного курса.

2019-08-07 120
Общая характеристика коррекционного курса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» включает в себя 7 разделов: «Развитие сохранных анализаторов», «Развитие навыков ориентировки в микропространстве», «Формирование предметных и пространственных представлений», «Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений», «Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров», «Совместная ориентировка со зрячими», «Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки».

Работа в рамках курса строится по концентрическому типу, т.е. на каждом последующем году обучения содержание пройденных разделов расширяется и усложняется. Таким образом, обучающиеся имеют возможность уточнять и закреплять полученные ранее знания, а также актуализировать и обогащать свой опыт, отрабатывая сформированные умения в изменяющихся условиях и приобретая на их основе новые.

Особенность коррекционного курса «Пространственная ориентировка» состоит в том, что он тесно связан с рядом общеобразовательных и коррекционных дисциплин учебного плана начального образования детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т.к. практически на всех уроках школьники отрабатывают ориентировку в микропространстве, ориентируясь в книге, тетради, на рабочем месте; в знакомом замкнутом пространстве, передвигаясь по классу (выходя к доске и возвращаясь на свое место); в незнакомом замкнутом и открытом пространстве во время разнообразных экскурсий. Тесная связь прослеживается со следующими предметным областями и коррекционными курсами.

· С предметной областью «Физическая культура», с коррекционным курсом «Ритмика», т.к. именно на этих уроках и занятиях школьники закрепляют ориентировку практически на всех ее уровнях – на себе, на другом человеке и от себя, во время игр и танцев в парах; в знакомом замкнутом пространстве, ориентируясь в спортивном зале и кабинете ритмики; в знакомом открытом пространстве, передвигаясь по школьному стадиону; в незнакомом и открытом пространстве – во время походов. Следовательно, здесь прослеживается связь с курсом «Пространственная ориентировка» в целом, а не с отдельными его разделами.

· С коррекционным курсом «Ритмика», среди планируемых результатов которого есть – «развитие ориентировочной роли остаточного зрения» [12, с. 132], что немаловажно для такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве» [12, с. 134]. В данном случае наиболее тесная связь наблюдается с разделом «Развитие сохранных анализаторов и их использование при ориентировке в пространстве» курса «Пространственная ориентировка».

· С коррекционным курсом «Адаптивная физическая культура (АФК)», т.к. среди задач реализации содержания данного курса есть следующая – «Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки» [12, с. 11], которая соотносится с такими результатами освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «преодоление страха пространства и неуверенности в овладении пространством», «овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве, в знакомом и незнакомом пространстве; овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве (пространство, ограниченное кистями рук) и макропространстве» (большом пространстве) [12, с. 134]. Взаимодействие осуществляется в рамках разделов: «Ориентировка на своем теле и телах других людей», «Ориентировка в микропространстве», «Ориентировка в замкнутом пространстве (в помещении) и формирование топографических представлений», «Ориентировка в свободном (открытом) пространстве и формирование топографических представлений» курса «Пространственная ориентировка».

· С предметной областью «Математика и информатика», планируемые результаты освоения которой – «использование начальных математических знаний для описания процессов, явлений, оценки их … пространственных отношений» [12, с. 127], «владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении; владение умением словесно объяснять расположение предметов» [12, с. 128] непосредственно относится к одному из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве» [12, с. 134] – раздел курса - «Ориентировка в микропро­странстве».

· С предметной областью «Искусство» - курс «Тифлографика», где одним из планируемых результатов является «овладение способами ориентировки на приборе для рисования» [12, с. 130], а прибор для рельефного рисования «Школьник» входит в микропространства слепого ученика. Следовательно, здесь также прослеживается связь с одним из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» - «овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве» [12, с. 134] – раздел курса - «Ориентировка в микропространстве».

· С коррекционным курсом «Развитие коммуникативной деятельности. Среди результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках данного курса есть следующие: «расширение социальных коммуникаций» [12, с. 135], «формирование … пространственных представлений» [12, с. 135], «формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения» [12, с. 111, 135]. Все это немаловажно для достижения такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «формирование навыков культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях» [12, с. 134] – раздел курса «Системы ориентировки и мобильности лиц с нарушением зрения».

· С коррекционным курсом «Сенсорное развитие», что немаловажно для достижения такого результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка», как «развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве» – раздел курса «Развитие сохранных анализаторов и их использование при ориентировке в пространстве».

· С коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка», т.к. одним из результатов освоения коррекционно-развивающей области в рамках данного курса является – «формирование навыков культуры поведения в различных социально-бытовых ситуациях» [12, с. 134], что оказывает положительное влияние на достижение результата освоения коррекционно-развивающей области в рамках курса «Пространственная ориентировка» – «овладение навыками совместного передвижения с сопровождающим» [12, с. 134] – раздел курса «Системы ориентировки и мобильности лиц с нарушением зрения».

Вне дисциплин учебного плана курс «Пространственная ориентировка» взаимосвязан со следующими направлениями работы с учащимися:

· С работой школьного психолога, т.к. именно он может помочь в психологической подготовке школьников к самостоятельной ориентировке и передвижению в пространстве; в выработке правильного поведения в стрессовых ситуациях, возникающих в процессе ориентировки и передвижения в пространстве; в развитии самоконтроля и высших психических функций – внимания, памяти, мышления и воображения, которые имеют большое значение для формирования навыков самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в окружающем пространстве.

· С работой воспитателя, т.к. он, проводя с учащимися большее количество времени, может закреплять знания, умения и навыки школьников, полученные на занятиях по пространственной ориентировке во внеурочной деятельности (например, прогулки с учащимися по тем улицам, с которыми произошло знакомство на коррекционных занятиях по пространственной ориентировке); может контролировать совершенствование имеющихся у обучающихся, уже не посещающих индивидуальные занятия по пространственной ориентировке, навыков самостоятельной ориентировки в замкнутом и свободном пространстве в процессе групповой работы.

· С работой родителей (законных представителей) школьников, т.к. в выходные дни и каникулярное время также требуется актуализация знаний, отработка, совершенствование умений и навыков, полученных на занятиях по пространственной ориентировке.

3.Место учебного курса в учебном плане.

Курс «Пространственная ориентировка» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана начального общего образования слепых обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. На коррекционно-развивающие занятия по пространственной ориентировке отводится 33 часа учебном плане (1 час в неделю).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.