Формальная медитация: концентрация с опорой на объект (шаматха с опорой) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формальная медитация: концентрация с опорой на объект (шаматха с опорой)

2019-08-07 221
Формальная медитация: концентрация с опорой на объект (шаматха с опорой) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Развитие концентрации (sems gzung)  является необходимой составляющей сущностной практики (dngos gzhi)  формальной медитации (sgom pa).  Окончательной целью развития концентрации является полное и непрерывное удержание внимания на выбранном объекте без малейшего отвлечения (g.yeng ba)  в течение длительных периодов времени. Это называется «однонаправленная концентрация» (rtse gcig du).  Практикующие, которые добиваются однонаправленной концентрации, могут освоить практику пребывания в покое – шаматху (санскр. śamatha, тиб. zhi gnas). Как уже было сказано в предыдущей главе, тибетский термин для практики пребывания в покое zhi gnas  состоит из двух слов – существительного zhi  «покой» и глагола gnas pa  «пребывать», и каждое из этих двух слов обозначает один из аспектов практики пребывания в покое. Если говорить о ментальных событиях, то они происходят в уме упорядоченно и «спокойно», не вовлекаясь в усложнённые когнитивные процессы. Если говорить о самом уме, то внимание полностью и непрерывно пребывает на выбранном объекте медитации.

Практика шаматхи является основой всего последующего духовного развития. Концентрация развивается поэтапно, для прохождения каждого из этапов необходимо обладать определёнными навыками внимания. Таши Намгьял говорит, что, для того чтобы осознать преимущества состояния глубокой концентрации (ting nge 'dzin, санскр. samādhi), практикующие должны сконцентрировать внимание (sems gtod)  [TN, 266]. Для того чтобы создать внутренний образ (dmigs pa)  выбранного объекта медитации, необходимо не просто внимание, но и приложение усилий ('bad pa)  [TN, 272–274].

Для обозначения навыков, о которых идёт речь, используется ряд специальных терминов. Наиболее общепринятым является термин «внимание» (sems gtod).  Он состоит из слов sems  «ум» и gtod pa  «направлять». Этот термин дословно означает «направлять ум на что-либо», как если бы мы направляли машину, поворачивая рулевое колесо. Термин «концентрация» (sems gzung)  имеет более узкоспециализированное значение. Слово sems  означает «ум», а слово gzung  (совершенная форма глагола 'dzin pa) означает «удерживать». Этот термин дословно означает «удерживать ум», то есть удерживать ум на чём-то непрерывно в течение некоторого времени. Иногда вместо термина sems gzung  «концентрация» используется термин sems 'jog  – «устанавливать ум», или «приводить ум в определённое состояние». Этот термин также состоит из двух слов – sems  «ум» и глагола 'jog pa  «устанавливать». Этот термин имеет узкоспециализированное значение и связан с качеством внимания, когда оно ещё не направлено на определённый объект. Несмотря на то что эти термины схожи, каждый из них используется лишь в строго определённом контексте. Термин «внимание» используется в основном, когда речь идёт о первоначальном направлении ума на выбранный объект или возвращении на него внимания после того, как произошло отвлечение. Термин «концентрация» используется в том случае, когда ум удерживался на объекте некоторое время и достиг в этом определённой стабильности (brtan po).  Термин «установление ума», или «приведение ума в определённое состояние», используется в том случае, когда для медитации выбран объект не грубого, а тонкого уровня.

Ещё один важный специальный термин в данном контексте – это dmigs pa,  дословно означающий «создание внутреннего ментального образа». В качестве глагола термин dmigs pa  обозначает создание ментального образа какого-либо сенсорного ощущения, полученного через одну из шести структур чувственного восприятия. В качестве существительного этот термин обозначает уже созданный образ или – в случае, если речь идёт о медитации, – выбранный объект. Это эквивалент санскритского термина alāmbana, который иногда переводится как «опора, или основа, медитативной концентрации».[372] Я перевёл соответствующие формы этого термина глаголом «представлять» и словосочетанием «выбранный объект медитации». Выбранный объект медитации может быть связан с любым из шести видов чувственного восприятия – это могут быть форма, звук, запах, вкус, ощущение от прикосновения или мысль. Поскольку обычно в практике используется концентрация на визуальном объекте, то этот термин можно также переводить как «визуализация».

Считается, что каждая из шести структур чувственного восприятия, описанных в буддийской психологии, используется умом для создания «оттиска», или «отражения», характеристик выбранного объекта, как будто бы это было отражение в зеркале (санскр. pratibimbakam, тиб. snang brnyan). Термин «характеристика» (санскр. nimitta, тиб. mtshan ma) часто используется в сочетании с термином «представление» или «визуализация». Термин «характеристика» обозначает различные (sna tshogs)  качества опыта чувственного восприятия. Построение визуализации во время практики концентрации является процессом, когда ум непрерывно удерживает ('dzin pa)  внимание на характеристиках выбранного объекта. Поскольку характеристики любого выбранного объекта являются уникальными, ум обособляет во время концентрации лишь эти характеристики и не отвлекается на другие ментальные события, происходящие в потоке ума. Это называется «удерживание в уме выбранного объекта», или «ментальная вовлечённость»[373] (yid la byed pa).  Термин дословно означает «делать что-либо в рамках ума», указывая на то, что для концентрации необходимо непрерывно прилагать усилия к удержанию внимания на характеристиках выбранного объекта, не отвлекаясь ни на какие другие события, происходящие в потоке ума. «Удерживание в уме» – это очень важная концепция, потому что в процессе продвинутых особых практик традиции махамудры практикующие получают наставления, которые противоречат тому, что они знали, выполняя предварительные практики. Иначе говоря, особое постижение возникает лишь при условии отказа от попыток осмысливать процесс медитации, или, иными словами, вовлекаться в искусственную ментальную активность для того, чтобы медитировать. Позже мы подробнее остановимся на этом.

Термин dmigs pa  также используется для более продвинутых ступеней концентрации, которые не связаны с характеристиками (mi tshan med)  и вместо выбранного объекта грубого уровня задействуют объект тонкого уровня. Здесь практикующим рекомендуется установить ум новым способом, потому что теперь нет объекта грубого уровня, на котором тот мог бы удерживаться. Иногда такую продвинутую практику концентрации называют «концентрация без опоры». Тем не менее в этой практике всё ещё используется термин «внутренний ментальный образ» – ведь предполагается, что практикующие прилагают усилия для создания представления или визуализации выбранного объекта. Внутренний ментальный образ является ключевым термином, который используется на всех ступенях практики шаматхи.

Таши Намгьял пишет:

 

Для того, чтобы практиковать [в] самадхи, необходимо представлять внутренний ментальный образ, ведь ум склонен к усложнениям. [TN, 272]

 

Внутренний ментальный образ объекта необходим из-за того, что обычный ум постоянно блуждает. Весьма продвинутые практикующие махамудру, которые полностью устранили ментальные усложнения, способны освоить медитацию без представлений (dmigs med). [374] Однако большинство новичков используют для практики визуализацию. Джампел Паво говорит об этом так:

 

Обычные люди не могут быстро научиться [медитации] без использования выбранного объекта. Воспринимающий субъект должен представлять себе какой-либо выбранный объект медитации. Именно поэтому сначала выполняется [практика], которая называется «практика с опорой». [JP, f. 26b]

 

Для того чтобы начать практику концентрации, уму необходим какой-либо объект, который мог бы служить опорой (rten can).  Согласно Таши Намгьялу, в качестве опоры для тренировки концентрации с позиции ментальных событий можно использовать любой объект чувственного восприятия (yul don).  С позиции ума объект, служащий опорой, – это что-либо созданное намеренно (sgrub pa)  [TN, 681]. Ментальное действие, направленное на создание объекта, приводит к тому, что объект воспринимается как несомненно реальный и существующий сам по себе. Вангчуг Дордже объясняет, что поскольку этот кажущийся реальным объект воспринимается как «нечто отличное от ума» [WD, 97], то практика обычной концентрации предполагает двойственность субъект – объект. Истинный объект (don),  который используется в более продвинутой особой практике махамудры, не связан с этой ложной идеей о двойственности.

Рангджунг Дордже говорит о том, что любой из шести различных типов объектов чувственного восприятия может служить в качестве выбранного объекта и соответственно каждый из них связан с одной из шести структур чувственного восприятия (tshog drug).  Он основывает своё мнение на стандартном определении типов чувственного восприятия в буддийской психологии абхидхармы. Каждая структура чувственного восприятия состоит из трёх компонентов: объект (yul),  орган чувств (dbang po)  и сенсорное сознание (dbang shes).  Например, визуальная структура состоит из объекта, возникающего перед глазом, самого глаза и ментальной функции, которая интерпретирует их взаимодействие. Каждая из пяти структур чувственного восприятия функционирует таким образом, что в потоке ума проявляется (snang ba)  соответствующий ей объект (yul).  Поскольку каждый объект обладает характерными атрибутами (mtshan ma)  – формой, цветом и так далее, то о совокупности этих объектов, проявляющихся в потоке ума, говорят, что она «проявляется как многообразие» (sna tshogs du snang).

Несмотря на то что каждая из пяти структур чувственного восприятия функционирует по отдельности, обмен информацией между ними происходит благодаря шестой структуре – ментальному сознанию (yid shes).  С точки зрения буддийской философии ментальность (yid)  рассматривается как одна из структур чувственного восприятия, поскольку считается, что у ментальности также есть свой объект (yul).  Эмоции (nyon mong)  и различные типы когнитивных процессов (rtog) –  такие как воспоминания, ожидания, размышления о текущем опыте чувственного восприятия, а также концептуализация, – являются объектами ментальности. Поскольку ментальное сознание функционирует как инструмент интеграции, в процессе обычного опыта восприятия ощущения, эмоции и мысли перемешиваются. Более того, обычный опыт восприятия предполагает двойственность субъект – объект, в рамках которой объекты чувственного восприятия и ментальные объекты (yul) [375] предстают как отдельные от субъекта (yul can),  или, другими словами, ума, который их воспринимает. В таблице 9 представлена классификация ментальных событий.

 

Таблица 9

Классы ментальных объектов

 

Чаще всего в качестве объектов для тренировки концентрации используются так называемые субстанции (санскр. bhāva, тиб. dngos po). Субстанции – это визуальные или иные объекты, которые определяются как твёрдые ('thas pa),  существующие сами по себе (yin pa)  и постоянные (rtag pa).  С точки зрения окончательного смысла это обычное убеждение является ошибочным, потому что все субстанции непостоянны и не обладают независимым существованием, то есть пусты. Тем не менее субстанции могут быть полезными, если используются в качестве объектов концентрации, потому что они позволяют уму зацепиться и удерживаться на чём-то, что кажется устойчивым. Они служат хорошей опорой. Таши Намгьял определяет опору следующим образом:

 

Из-за того, что ты фиксируешь свой ум на опорах концентрации – которые либо являются [внутренними] ментальными образами, например, субстанциями, такими как камни или деревья, либо [невещественными объектами] такими как семенные слоги, мы называем это «практика с опорой». [TN, 279]

 

Во время практики концентрации надлежащая визуализация внутреннего ментального образа объекта является более важной, чем сам используемый объект. В этом случае часто используется составной термин dmigs rten.  Этот термин дословно означает «визуализация, являющаяся опорой». Термин «поддержка», или «опора» (rten),  является лишь сокращённой формой этого сложносоставного термина. Опорой является всё, что ум может использовать для того, чтобы научиться выстраивать визуализацию во время практики концентрации. Практикующие начинают упражняться с субстанциональной, вещественной опорой, но для того, чтобы полностью освоить практику медитации с опорой (rten can),  они должны вдобавок к этому научиться использовать несубстанциональные, или вещественные опоры. Невещественными (dngos med)  считаются объекты, которые создаются исключительно воображением и не связаны с внешними стимулами. Практикующие, которые представляют визуальный образ, необязательно воспринимают его как нечто плотное, обладающее независимым существованием и постоянное. Те же самые практикующие, глядя на дерево, воспринимают его как нечто плотное, обладающее независимым существованием и постоянное. Преимущество вещественных объектов заключается в том, что уму несложно за них «зацепиться». Невещественные объекты тяжелее использовать в качестве объектов концентрации, потому что уму сложнее удержаться на них. Но они также обладают определённым преимуществом. Практикующие, которые во время практики гуру-йоги визуализируют своего коренного ламу сидящим на троне над макушкой их головы, знают, что физического тела ламы там нет. Невещественные объекты считаются более подходящими для опоры в силу того, что практикующие не совершают эпистемологической[376] ошибки, воспринимая их как плотные, обладающие независимым существованием и постоянные. Таким образом у практикующих формируется верное воззрение.

Практика концентрации выполняется обычно в два этапа. На начальном этапе практикующие используют вещественный объект, а на завершающем – невещественный. Рангджунг Дордже рекомендует использовать один из основных объектов чувственного восприятия – форму, звук и так далее – в качестве вещественного объекта на начальном этапе, а затем ментальное событие – эмоцию или мысль – в качестве невещественного объекта на завершающем этапе. Пема Карпо и автор комментария к его тексту Джампел Паво предлагают для первого этапа использовать обычные (ma dag pa)  объекты – камень или дерево, а для второго этапа священный (dag pa)  объект – изображение будды, определённый семенной слог (yig 'bru)  или тигле (thig le),[377] визуализируемое в какой-либо части тела. Вангчуг Дордже считает, что вещественный объект, используемый на начальном этапе, необходимо визуализировать перед собой (mngon du),  а невещественный – внутри (nang du).  Какие именно названия присвоить этим двум этапам, не имеет значения; важно лишь то, что начальная стадия практики концентрации состоит из двух этапов. (Однако в тексте Камалашилы «Этапы медитации» первый этап пропущен, и практика начинается сразу с использования в качестве невещественного объекта проявленной формы Будды[378]). Таши Намгьял, напротив, рекомендует обычным практикующим начинать практику концентрации с использования вещественных объектов:

 

Практикующим с низкими способностями трудно использовать в качестве выбранного объекта концентрации проявленную форму Татхагаты, поэтому им лучше задействовать обычную субстанцию. Установить ум на выбранном объекте легче, если задействовать оба этапа концентрации, поэтому практикующим всё же следует выполнять визуализацию, используя как обычные объекты – камни, палки и так далее, так и священную проявленную форму Татхагаты. [TN, 274–275][379]

 

В таком случае каждый этап выполняет отдельную задачу. Практика начального этапа приводит к частичному пребыванию (gnas cha) –  когда ум способен пребывать на выбранном объекте по крайней мере некоторое время. Практика завершающего этапа приводит к зарождению великой добродетели (dge ba chen po)  [JP, f. 29b], потому что если взглянуть на ситуацию с позиции ума, то у него появляется способность пребывать (sems gnas)  [TN, 74] на выбранном объекте более стабильно и цельно. Если же оценивать ситуацию с позиции ментальных событий, разворачивающихся в потоке ума, то возникновение негативных эмоциональных состояний и концептуальных усложнений ослабевает, и [ум] становится спокойнее.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.