Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетель — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетель

2019-08-07 265
Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С позиции ума целью следующего этапа практики концентрации являются развитие непрерывного полного пребывания на выбранном объекте и стабильность прикладываемого для этого усилия. С позиции ментальных событий цель следующего этапа практики концентрации – добиться полного пребывания, которое характеризуется относительным отсутствием ментальных усложнений, проявляющихся на грубом уровне как концептуальное мышление, оценка текущего опыта чувственного восприятия или как состояния, связанные с беспокоящими эмоциями. С позиции ментальных событий этот этап практики концентрации обозначается как «концентрация на внутреннем ментальном образе» (nang du)  или «великая добродетель» (dge ba chen po).  Поскольку этот этап практики концентрации в большинстве текстов махамудры рассматривается в основном с позиции ментальных событий, возникающих в потоке ума, оба этих термина также связаны с ментальными событиями.

Когда практикующие достигают определённого уровня частичного пребывания, используя в качестве опоры камни, деревья или другие вещественные объекты (dngos po'i rten),  то им рекомендуется перейти к практике с невещественным объектом.[397] Джампел Паво называет этот второй этап практики концентрации «великая добродетель», в то время как Таши Намгьял называет его «положительный результат» (yon tan). [398] Как и указывает его название, этот этап предполагает созревание плода практики концентрации предыдущего этапа. Согласно Джампелу Паво, вся последовательность тренировки концентрации разделена на три ступени: 1) привычные склонности ('dris pa'i bag chags),  2) отражённое в виде субстанционального образа измерение (кая) будды (rgyal ba'i sku brnyan dngos po)  и 3) несубстанциональная форма (dngos med)  [JP, f. 31a]. Ступень практики, обозначенная как привычные склонности, предполагает использование в качестве опоры медитации привычного для практикующих вещественного объекта. Цель такой практики – добиться частичного пребывания.

На второй ступени практикующие используют вместо внешнего объекта «отражённый внутренний ментальный образ», который соответствует этому объекту. По мере развития навыка практикующие становятся способны удерживать внимание на внутреннем образе внешнего объекта – визуализации (dmigs pa).  Практика концентрации на внутреннем образе способствует развитию относительно непрерывного пребывания на этом внутреннем образе.

Как в индийской традиции, связанной с текстом Камалашилы «Бхаванакрама», так и в традиции махамудры рекомендуется использовать в качестве внутреннего образа священный объект (dag pa).  Вместо камня или палки практикующие теперь фокусируются на статуе Будды, расположенной перед ними. Взгляд снова фиксируется на внешнем объекте до тех пор, пока не будет достигнуто частичное пребывание. Затем практикующие создают внутренний ментальный образ, который является отражением внешнего объекта, и удерживают на нём ум до тех пор, пока частичное пребывание не будет достигнуто с помощью опоры на внутренний образ.

Третья ступень практики называется «концентрация на несубстанциональной форме» (dngos med).  Практика этой ступени заключается в создании образа тела Татхагаты (de bzhin gshegs pa'i sku gzugs 'la dmigs).  Джампел Паво объясняет: «Сказано, что создание образа тела Татхагаты является наиболее важной визуализацией, позволяющей освоить состояние пребывания ума в покое» [JP, f. 27a]. Эта медитация сама по себе считается такой мощной, что с помощью лишь её одной можно достичь всех тех целей, которые ставит перед собой тренировка концентрации, даже не прибегая к предварительной медитации на вещественных объектах или невещественных отражённых образах. В тексте Камалашилы «Этапы Медитации» («Бхаванакрама») вся последовательность тренировки шаматхи представлена как единственная практика – медитация на форме Татхагаты.[399] Во многих текстах традиции махамудры, напротив, рекомендуется задействовать практику визуализации формы Татхагаты только для определённой ступени практики шаматхи, а именно для практики концентрации на внутреннем образе.

Практика визуализации тела Татхагаты является медитацией на невещественном объекте – ведь, выполняя эту практику, практикующие учатся избегать ошибочного воззрения – восприятия объекта медитации как вещественного, внешнего и обладающего независимым существованием. Концентрация, которая позволяет отделить поступающую в текущий момент через органы чувственного восприятия информацию от связанных с ней ментальных усложнений, естественным образом подводит практикующих к восприятию объекта как невещественного. Практикующие освобождаются от обычной склонности воспринимать объекты внешнего мира как вещественные и создают невещественный, воссозданный внутри мир, который и используют как опору для концентрации. Таким образом, тренировка концентрации закладывает основу для последующей реализации пустотности феноменов.

Для того чтобы приступить к практике медитации на невещественном объекте, необходимо выполнить два предварительных условия. Во-первых, для создания подобных визуализаций требуется значительный уровень владения техникой концентрации. Для этого и была необходима предварительная тренировка концентрации на внешнем объекте. Теперь практикующие должны научиться непрерывно удерживать ум на внутренней визуализации и при этом не отвлекаться, даже несмотря на то, что у них нет никакого внешнего объекта, который можно было бы использовать в качестве опоры. Во-вторых, для практики подобной визуализации необходимо обладать склонностью к добродетели. Джампел Паво считает, что подобные визуализации не могут создавать те, «кто не предан Трём драгоценностям, кто обладает дурными склонностями по отношению к ним» [JP, f. 29b–30a], потому что для освоения этих визуализаций им недостаёт необходимых качеств ума.

Те практикующие, кто обладает добродетельными ментальными факторами, в процессе медитации на Татхагате приводят свой ум в соответствие с совершенным образом. Интенсивная концентрация приводит к тому, что поток ума практикующих всё больше и больше соответствует совершенному образу Татхагаты и всем его благим качествам. Поскольку ум практикующих постепенно обретает форму визуализируемого образа Татхагаты, результат этой практики называется «великая добродетель»:

 

Поскольку ты способен концентрироваться на выбранном объекте, таком как форма Татхагаты, то накопишь благодаря этому огромное количество заслуг. Подобные действия должны поощряться! [JP, f. 30a]

 

Любой объект, визуализацию которого практикующие выполняют регулярно и в течение продолжительного времени, всё больше становится частью области их ментального опыта восприятия. Одним из важных знаков зрелости визуализации практикующих является ощущение реального присутствия Будды и глубокой связи с ним [TN, 278; JP, f. 31a].[400]

Метод (tshul)  практики визуализации Татхагаты состоит из нескольких ступеней. В коренных наставлениях сказано:

 

Найди опору для практики – объект для создания отражённого образа. Это могут быть либо статуя, либо изображение, выкрашенные в золотой цвет и обладающие всеми атрибутами и качествами. Образ должен светиться и быть облачённым в три вида одеяний. [Сначала] визуализируй образ перед собой, а [затем] перенеси его как отражение в поток своего ума. [PK, f. 4b–5a]

 

Сначала опора визуализируется как вещественный объект, находящийся перед практикующими. Затем выполняется визуализация того же объекта, но уже как образа, отражённого внутри. Регулярная практика с использованием отражённого образа приводит к пребыванию ума на этом образе.

Базовая структура этой практики следующая: 1) выбор и установление объекта, 2) молитва, 3) зарождение интереса и связанных с ним ментальных факторов, 4) установление ключевых точек тела, а также общих и особых аспектов ума, 5) ментальный анализ атрибутов выбранного объекта, 6) положительный результат, 7) сохранение, 8) повторение. Несмотря на то что Джампел Паво не использует для соответствующих стадий практики эти конкретные обозначения, тем не менее в следующем отрывке его комментария можно обнаружить схожую классификацию:

 

[1] Выбери опору для отражения образа формы [Татхагаты]. Это первая из трёх ступеней. Вместо предметов, которые ты использовал прежде, таких как камни, возьми статую Татхагаты, отлитую из металла, или его изображение. С уважением размести его перед собой. Объекты должны обладать всеми надлежащими частями и быть лишены изъянов – они не должны быть ветхими, сломанными или деформированными.

[2] Визуализируй отражённый образ. Визуализация отражённого образа Победоносного позволяет обрести великую заслугу.

[3] Затем зароди интерес [и другие ментальные факторы]. Думай так: «Я принимаю прибежище в образе Татхагаты».

[4] Затем сфокусируйся однонаправленно на [образе] так, чтобы взгляд и ум не отвлекались ни на что другое.

[5] Не позволяй возникать мыслям о частностях – например, о форме объекта, недостатках используемого метода или их причинах.

[6] Таким образом ты используешь [этот отражённый образ] как опору, сохраняя без отвлечения памятование о форме Татхагаты.

[7] Теперь сохраняй это состояние, когда ум пребывает сам в себе. Применяй памятование для распознавания возникающих мыслей. Если отвлечёшься, возобнови практику с зарождения интереса и далее, а затем сохраняй [заново обретённое состояние пребывания в покое].

[8] Если будешь практиковать слишком долго, то тело может устать поддерживать позу Вайрочаны или, возможно, ты перестанешь его ощущать… вознеси молитвы и продолжай сохранять это состояние. [JP, f. 30a–30b]

 

Далее Джампел Паво даёт наставления по медитации на невещественном образе Татхагаты. Теперь тренировка концентрации основана исключительно на внутренней визуализации образа без использования внешнего объекта, который бы находился перед глазами практикующих:

 

[1] Выполни визуализацию. Перед [своим внутренним взором] представь: украшенный драгоценными камнями трон, на котором расположены лотос, солнце и луна. На них в форме Будды Шакьямуни восседает Учитель. Он сияет как золотое изображение под лучами солнца. У него одно лицо; две руки, [одна из которых] демонстрирует мудру равностности, а [другая – ] мудру касания земли. Он обладает 32 главными и 80 второстепенными признаками и облачён в три одеяния. Он сидит со скрещёнными ногами в ваджрной позе. Думай, что визуализируемый тобой образ – это и есть сам Будда. Пребывай в этом знании. Не отвлекайся от того, что видишь своими глазами.

[2–3] Зароди интерес и веру, которым сопутствует памятование обо всех благих качествах.

[4] Теперь упражняйся в концентрации, как прежде [используя этот образ] … [JP, f. 30b]

 

Концентрация на внутреннем образе Будды является более интенсивной, чем концентрация на камне, который находится перед глазами практикующего. Считается, что практикующие испытывают больший интерес ('dun pa)  к священному образу. Им необходимо сфокусироваться на внутреннем образе, представить в уме каждый из тридцати двух главных и восьмидесяти второстепенных атрибутов Татхагаты, а затем удерживать на этом своё внимание. Подобная визуализация является более сложной, чем концентрация на камне, который расположен перед практикующим, и требует определённого навыка:

 

Представь в уме совершенный образ татхагаты. Медитируй на каждом из [главных и второстепенных] его атрибутов. Так приумножишь заслуги. [JP, f. 31b]

 

Подобная визуализация обладает несколькими преимуществами. Поскольку медитация на внутреннем образе требует более интенсивной концентрации, стремительно растёт способность ума пребывать на выбранном объекте. На предшествовавших этапах практики концентрации речь с точки зрения специальной терминологии шла в основном о внимании, то есть о направлении ума на выбранный объект. Теперь же используются другие термины – например, «однонаправленная сосредоточенность» (rtse gcig tu blta)  и «сосредоточенность, основанная на вере» (dad pas blta ba).  Использование этих терминов указывает на тот факт, что интенсивность концентрации увеличилась, а вместе с этим произошло и её усиление. Становится понятно, что практикующие прогрессируют в своей практике концентрации и продвинулись по направлению к наивысшему состоянию совершенной концентрации, или самадхи (mnyam bzhag).  Джампел Паво приводит цитату из «Самадхираджа-сутры» (Samādhirājasūtra):

 

Каждый, кто направляет своё внимание на этот выбранный объект – на самого блистательного Авалокитешвару, чьё тело сверкает как золото, – такие бодхисаттвы достигнут состояния, именуемого «самадхи». [JP, f. 32а]

 

По-другому можно описать это преимущество с точки зрения неотвлечения:

 

Непрерывно представляя в уме Будду – пребывая в состоянии самадхи, а также вне его, – никогда не утратишь способность не отвлекаться. [JP, f. 32а]

 

Практикующие прогрессируют, постепенно приближаясь к состоянию, когда пребывающий на выбранном объекте ум никогда не теряет концентрацию.

Согласно Джампелу Паво, ещё одной важной целью, которая достигается практикой концентрации на внутреннем ментальном образе, является великая добродетель (dge chen):

 

Практикуй с искренней верой, сфокусировавшись на образе Татхагаты. Это называется «небесное самадхи, подобное океану». В сутрах говорится, что памятование о Будде помогает обрести великую заслугу, очищает загрязнения и доводит до совершенства все благие качества. Нагарджуна сказал: «Представляя в уме Будду, ты обретаешь драгоценность всех благих качеств, силу и могущество всех татхагат… каждый, кто представляет подобным образом в уме Будду Шакьямуни, восседает рядом с ним». [JP, f. 32a]

 

Регулярная практика приводит к тому, что медитирующие ощущают постоянное присутствие Будды. У них появляется друг (grogs)  – непрерывно присутствующий пример добродетели, который служит образцом для их потока ума. Когда Джампел Паво говорит «реорганизуй взаимосвязь в потоке ума» (rten 'brel rgyud la bsgrig)  [JP, f. 34a], он имеет в виду, что благодаря упражнениям в концентрации собственный поток ума практикующих начинает перестраиваться в соответствии с совершенным образцом. Вангчуг Дордже называет это «особый аспект ума» (sems gnad bye brag),  потому что поток ума практикующих обретает форму, обладающую особыми аспектами или атрибутами определённого будды, чью визуализацию они выполняют. Те практикующие, кто полностью освоит эту медитацию, в действительности станут буддами, которых они визуализировали. Однако до этого момента считается, что ум практикующих просто перенимает благие качества визуализируемого будды (yon tan)  [JP, f. 32a], но сам ещё буддой не стал.[401]

Теперь практикующие обладают достаточной гибкостью (shin sbyangs),  чтобы устранять неблагие качества, когда они возникают в потоке их ума. Мысли и эмоции теперь возникают реже. Когда они всё-таки возникают, то их легко распознать, и это снижает их способность мешать концентрации.

Две проблемы, однако, всё ещё являются актуальными. Это притуплённая вялость (bying)  и возбуждение (rgod). [402] Оба явления считаются разновидностями отвлечения, потому что под их воздействием практикующие теряют из поля внимания выбранный объект медитации. Вялость означает, что сознание полностью теряет выбранный объект или ослабляет направленное на него внимание,[403] возбуждение же означает, что ум не в состоянии полностью сосредоточиться на выбранном объекте, даже несмотря на его присутствие. Когда ментальные усложнения ослабевают, эти две проблемы выходят на передний план и становятся более заметными. Согласно Гендуну Лодро, возникновение вялости определяют три условия: 1) сонливость или апатия, 2) продолжительный уход в себя во время медитации и 3) неспособность поддерживать достаточную интенсивность концентрации.[404]

Джампел Паво даёт следующие наставления о том, как устранить вялость и возбуждение:[405]

 

Если возникнет проблема вялости или апатии, [сначала] направь взгляд и внимание вверх и взбодрись, а затем устрани вялость, [интенсивно] концентрируясь на [каком-либо очищенном аспекте, таком как] завиток волос на макушке головы или место, где расположен третий глаз, или лик Победоносного. Что касается проблемы возникновения ментальных усложнений и возбуждения, [сначала] опусти взгляд и расслабься, а затем устрани возбуждение, концентрируясь на пупочном центре, скрещённых в позе лотоса ногах или других членах [нижней части] формы Будды. [JP, f. 32a]

 

Визуализация формы Татхагаты является очень эффективной практикой, потому что она обладает полным набором благих качеств для накопления заслуг. Визуализация конкретных будд и бодхисаттв приводит к особым результатам. Например, Джампел Паво предлагает визуализировать будд мудрости пяти семейств. Каждый из этих будд являет определённый аспект мудрости и соответствующие ему благие качества [JP, f. 33a]. В подходе линии передачи дрикунг – пятичастной махамудре – используется визуализация особых божеств или йидамов, например, Чакрасамвары или Херуки, а медитация связана с проявлением практикующими благих качеств этих божеств.[406]

Джампел Паво рассуждает о пользе этой практики исключительно с позиции великой добродетели, однако Таши Намгьял в свою очередь уделяет особое внимание развитию способности ума пребывать на выбранном объекте. Практикующие начинают понимать, в чём заключается смысл самадхи. На этом этапе их сравнивают с теми, кто, испытывая жажду, уже чувствует, что вода близко, но пока не начал её пить [TN, 272].

Текст Камалашилы считается первоисточником, в котором описываются блага практики концентрации на внутреннем ментальном образе.[407] Внимания достоин тот факт, что он посвящает рассуждениям о благах концентрации лишь несколько строк, поскольку основное внимание в его тексте уделяется практике випашьяны (санскр. vipaśyanā, тиб. lhag mthong). Практика випашьяны ведёт к возникновению убеждённости в невещественности визуализируемого образа, а также невещественности всей реальности (санскр. bhāvānitū-parahita,  тиб. dngos med) в целом. Создание любого отражённого в потоке ума образа Будды связано с риском. Это может привести к тому, что при выполнении интенсивной концентрации он начинает казаться реальным. Камалашила добавляет наставления по практике випашьяны, чтобы предостеречь практикующих от ошибочного воззрения:

 

Чётко представь себе Татхагату так, словно он сидит перед тобой. Памятование возникает в силу размышления о появлении и исчезновении отражённого образа Татхагаты. Поэтому исследуй атрибуты этого образа. Этот отражённый образ Татхагаты ниоткуда не появляется и никуда не исчезает, но при этом он присутствует – пустотный и невещественный.[408]

 

В традиции махамудры переход от камней (вещественных объектов медитации) к отражённым образам (невещественным объектам медитации) используется с той же целью – разрушить привычку практикующих цепляться за выбранный объект медитации как за вещественный.

 

3. Искусная визуализация эманирующей формы тигле [409]

 

Что касается позиции ментальных событий, то более глубокая концентрация ведёт к изменению восприятия объекта медитации. Поскольку практикующие приостанавливают усложнённые когнитивные процессы, которые ассоциируются с обычным восприятием, становится сложно определить, какой именно перед ними объект, как его называть и существует ли он вообще. Говоря по-другому, практикующие привыкли ассоциировать восприятие с мышлением. Для обозначения опыта чистого восприятия, свободного от концептуальных усложнений, используется новый термин – «простое проявление» (snang ba). [410]

Согласно Рангджунгу Дордже, существует два вида простого проявления: составное ('dus byas)  и несоставное ('dus ma byas)  [RD, 6]. На текущем этапе практики концентрации практикующие воспринимают выбранный объект как составное простое проявление. Перцептивные события – события, связанные с восприятием, – предполагают использование нескольких глаголов: «случаться» ('byung ba),  «обнаруживаться» (rdol ba),  «возникать» ('char ba)  и «проявляться» (snang ba).  Позже мы коснёмся ещё более простых событий восприятия – несоставных простых проявлений, которые связаны с более продвинутыми этапами практики медитации. Считается, что несоставное простое проявление тоже возникает ('char ba)  или случается ('byung ba).  Когда речь идёт о составном проявлении, то считается, что проявляется что-то (gang),  обладающее определёнными характеристиками (mtshan ma),  но при этом не происходит дальнейшего ментального усложнения, и это остаётся простым проявлением. Когда речь идёт о несоставном проявлении, то считается, что событие восприятия происходит, или случается ('byung ba),  но при этом не появляется ничего (gang med),  что обладало бы определёнными характеристиками. С позиции ментальных событий глубокая концентрация приводит к трансформации составных объектов в несоставные. При глубокой концентрации останавливается (zad pa)  сам процесс, в силу которого объект становится составным, и он остаётся несоставным. Если представить противоположный процесс, то в результате обычного восприятия несоставное преображается (bcos pa)  в составное.

Во время практики концентрации возникают следующие составные простые проявления: тигле (thig le),  характеристики тонкого уровня (mtshan ma phra mo)  и лучи света ('od zer gyi yan lag)  [JP, f. 36b]. Опыт восприятия всех этих проявлений происходит как последовательность визуализаций. Поскольку они возникают во время медитации, то классифицируются как события восприятия, а потому считаются опорами для тренировки концентрации.[411] Тигле является наиболее распространённой формой составного простого проявления, которое используется для тренировки концентрации. Тигле – это в высшей степени «концентрированное» событие восприятия. Его наиболее простая форма – абсорбирующая форма тигле (bsdu ba'i thig le) –  является в значительной степени неопределённой. Тигле больше не связано с какой-то одной гранью чувственного восприятия, например, визуальной формой. Оно «сводит шесть структур чувственного восприятия в одну структуру» [RD, 6]. Тигле – это хранилище сенсорной информации, которая задействуется перед активацией конкретного чувственного восприятия. В тигле сконцентрированы все потенциальные феномены сансары и нирваны. Если тщательно его проанализировать, то можно обнаружить, что в конечном счёте тигле является сущностной природой (rang bzhin)  всех феноменов, то есть пространством. Иногда кажется, что нечто возникает абсолютно из ничего. Точно так же отдельные проявления возникают из тигле.

Тигле также может присутствовать в «эманирующей форме» ('char ba).  В любой отдельный момент тигле может проявить определённые (bye brag)  характеристики, но, поскольку в нём происходят постоянные изменения, его характеристики могут быть разнообразными (sna tshogs). Семя какого-либо дерева обладает потенциалом корней, ствола, ветвей, листьев и плодов, которые из него вырастут, и точно так же тигле, используемое для медитации, содержит в себе все формы, все цвета, все звуки, все запахи, все вкусы и все ощущения. Из тигле возникают все возможные аспекты опыта чувственного восприятия. Семя дерева и выросшее дерево можно рассматривать как разные стадии развития дерева, и точно так же можно визуализировать тигле – в его рудиментарной, сжатой форме или в форме эманирующей, в данном контексте как форму Татхагаты. Как потенциальный источник сенсорной информации, который находится глубже, чем все усложнённые формы восприятия и визуализации, тигле можно сравнить с умом (thugs)  Татхагаты. В нём содержатся все 32 основных и 80 второстепенных атрибутов Татхагаты в их потенциальной, единой форме.

Наставления по практике медитации на этом этапе отличаются от тех наставлений, которые соответствовали начальной стадии тренировки концентрации. Ранее практикующим рекомендовалось подавлять все усложнённые когнитивные процессы и поддерживать фокус ума на выбранном объекте. Теперь же им надлежит принять в качестве опоры концентрации сами события восприятия и возникающие в потоке ума мысли. Раннее практикующим рекомендовалось фокусироваться на объекте, который предстаёт как фиксированный и неизменный. Теперь же им надлежит создавать образ разными способами и позволять ему изменяться. Такое изменение подхода – от «прочной привязки ума к его опоре» [JP, f. 35b] обратно к обычному потоку мыслей и проявлений, называется «искусная визуализация» [JP, f. 35b]. Использование термина «искусная» не означает, что [необходимый навык достигнут и] концентрацию теперь можно ослабить. Эта практика требует даже большего мастерства в удержании ума на выбранном объекте. Перефразируя Сараху, можно сказать: для того чтобы привязать верблюда, нужно потратить немало сил, но привязать его так, чтобы в процессе этого он оставался спокойным, – это требует настоящего мастерства. То же можно сказать и о тренировке ума в медитации.

Упражнение «искусная визуализация» связано с мыслями и простыми проявлениями – с моментами во времени, когда они возникают ('char ba)  или когда они уже возникли (shar ba)  [TN, 411].[412] Рангджунг Дордже использует глагол skye ba,  который означает «рождаться» [RD, 6]. Как следует из выбора глаголов, опорой медитации становится всё, что возникает [или рождается] в потоке ума. Но каждое из этих событий, взятое по отдельности, всё ещё требует от практикующих однонаправленной концентрации. Например, эмоциональные состояния являются составными и служат опорой для развития искусной визуализации. Если в какой-то момент медитации возникает гнев, практикующие используют его в качестве её опоры. Они концентрируются на гневе, наблюдают за тем, как он возникает, и удерживают на нём своё внимание до тех пор, пока он не исчезнет. Затем они делают то же самое со следующей возникающей эмоцией. Или они могут фокусироваться на простых проявлениях, возникающих из тигле, – таких как лучи света, цвета и разнообразные формы.

Поскольку каждая определённая мысль или простое проявление могут быть приняты в качестве опоры, в практике искусной визуализации отсутствует такое понятие, как отвлечение. Ранее говорилось, что отвлечение – это тот момент, когда процесс ментальных усложнений уводит внимание от выбранного объекта. В данном же случае всё, на что отвлекается ум, становится опорой глубокой концентрации. Термин «беспрепятственно» (ma 'gag pa)  означает в данном контексте «позволить мыслям или простым проявлениям возникать как есть, не препятствуя, не ограничивая, не сдерживая», то есть просто сознавать всё, что возникает, ничего не предпринимая.

На начальных этапах практики концентрации ум вовлекается в усложнения – фантазии, теории и интерпретацию событий восприятия. Неспособность сделать концентрацию более интенсивной приводит к постоянному возникновению ментальных усложнений. Теперь же мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией. Неспособность расслабиться (glod)  обусловливает постоянное проявление определённых негативных склонностей, которые перерастают (bcos pa)  в более усложнённые мыслительные процессы. С позиции ментальных событий расслабление на данном этапе практики необходимо для того, чтобы сохранять их в неусложнённой (ma bcos pa)  форме.

Если позволить различным формам когнитивного процесса возникать беспрепятственно, то после возникновения они быстро исчезают. Обусловленные привычными склонностями концепции растворяются, не переходя в усложнения. Точно так же дело обстоит с простыми проявлениями – такими как тигле, лучи света – и даже более сложными структурами. Все эти особые формы быстро возвращаются в своё неопределённое состояние. Даже проявленное тело Будды, со всеми его 32 главными и 80 второстепенными атрибутами, абсорбируется обратно в тигле. Возвращаясь к метафоре верблюда: привязанное животное не знает покоя и всё время упирается, пытаясь ослабить верёвку, однако стоит его отвязать, как он сразу успокаивается. Когда ум расслаблен и события происходят в нём беспрепятственно, практикующие пытаются распознать (ngo gzung)  любое из них непосредственно в тот момент, когда оно возникает. При этом практикующие обнаруживают, что на самом деле ум не склонен к обычным ментальным усложнениям и его естественной тенденцией является самоуспокоение и упрощение собственного содержимого. Наблюдение за ментальными событиями с подобной позиции и называется «искусная визуализация». Если рассматривать эту ситуацию с позиции ментальных событий, то считается, что их возникновению сопутствует ясность (gsal ba).

Искусная визуализация невозможна без стабильного пребывания ума. Избавляясь от любых попыток препятствовать или устранять какие бы то ни было усложнённые когнитивные процессы или усложнённые события восприятия, практикующие достигают более стабильного пребывания ума, и уровень их концентрации приближается к состоянию самадхи. Очень сложно достичь самадхи, продолжая попытки устранять ментальные усложнения. Когда все ментальные события возникают беспрепятственно и при этом происходит их распознавание, то становится возможным достижение самадхи. Рангджунг Дордже сказал:

 

У тех, кто заявляет, что необходимо устранить мысли, избавившись от них, ум не находится в состоянии пребывания. Подобная практика, связанная с непрерывными попытками [предпринимать что-либо с целью] избавиться от мыслей, сильно усложняет достижение самадхи. [RD, 6]

 

Таблица 10 вносит ясность в различия между терминологией практики концентрации и искусной визуализации.

 

Таблица 10


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.