Возбуждение деятельности легочных клеток — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Возбуждение деятельности легочных клеток

2019-08-07 171
Возбуждение деятельности легочных клеток 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это упражнение предназначено для возбуждения клеточек легких. Начинающие должны стараться не переусердствовать, и вообще его никогда не следует проделывать со слишком большой энергией. На первых порах у некоторых может появиться головокружение; в таком случае следует немного, пройтись и некоторое время не повторять упражнения.

1. Станьте прямо, руки опустите вдоль боков.

2. Медленно и постепенно вдохните воздух.

3. Во время дыхания слегка постукивайте грудь концами пальцев, все время меняя место.

4. Когда легкие наполнятся, задержите дыхание и слегка потрите грудь ладонями рук.

5. Сделайте очищающее дыхание.

Это упражнение очень укрепляет и возбуждает все тело и хорошо известно в практике йогов. Многие клеточки легких становятся бездеятельными вследствие неполного дыхания и часто почти атрофируются. Тому, кто в течение многих лет дышал неправильно, нелегко будет сразу заставить работать при полном дыхании все эти плохо действовавшие клеточки, но это упражнение сильно поможет достигнуть желаемых результатов и достойно того, чтобы им заняться.

РАСТЯГИВАНИЕ РЕБЕР

Мы говорили, что ребра прикреплены хрящами, которые допускают значительное расширение. При правильном дыхании ребра играют большую роль и время от времени им бывает полезно дать маленькое специальное упражнение, чтобы сохранить в них эластичность. Стояние или сидение в неестественном положении, к чему так многие привыкают на Западе, может сделать ребра малоэластичными; приводимое упражнение сильно способствует устранению этих недостатков.

1. Станьте прямо.

2. Положите руки на бока, высоко под мышки, так чтобы большие пальцы были обращены к спине, ладони лежали на боках грудной клетки, а остальные пальцы были обращены к переду.

3. Сделайте полное вдыхание.

4. Задержите ненадолго воздух.

5. Слегка сдавливайте бока руками и медленно выдыхайте.

6. Сделайте очищающее дыхание.

Будьте умеренны в этом упражнении и не переутомляйтесь.

РАСШИРЕНИЕ ГРУДИ

Грудь легко может стать впалой, если человек постоянно сидит согнувшись над работой. Следующее упражнение очень полезно для восстановления естественных условий и развития грудной клетки.

1. Станьте прямо.

2. Сделайте полное вдыхание.

3. Задержите воздух в легких.

4. Вытяните вперед руки и соедините сжатые кулаки один с другим, так чтобы они находились на одной линии с плечами.

5. Разведите с силой кулаки в стороны, чтобы руки были по бокам туловища, на одном уровне с плечами.

6. Снова сведите кулаки спереди (положение 4) и снова отведите их в стороны (положение 5). Повторите это несколько раз.

7. С силой выпустите воздух из легких через открытый рот.

8. Сделайте очищающее дыхание.

Соблюдайте умеренность, делая это упражнение, и не переутомляйтесь.

ДЫХАНИЕ В СОЕДИНЕНИИ С ДВИЖЕНИЕМ

1. Идите ровным шагом, держа голову вверх и слегка подняв подбородок, плечи назад.

2. Вдыхайте полным дыханием, считая (мысленно): 1,2, 3, 4,5,6,7, 8 — по одному на каждый шаг — и заканчивая вдыхание, когда дойдете до 8.

3. Медленно выдыхайте через нос, отсчитывая, как раньше, шаги: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

4. Сделайте промежуток между вдохами, продолжая ходить и отсчитывая шаги до 8.

5. Повторяйте упражнение с начала, пока не по чувствуете усталость. Отдохните и проделывайте упражнение, пока это вам доставляет удовольствие. Это упражнение следует повторять несколько раз в день.

Некоторые из йогов варьируют это упражнение, удерживая дыхание со счетом только до 4, и выдыхают воздух при счете до 8. Делайте так, как вам больше нравится.

УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

1. Станьте прямо, в «военную позицию», голову вверх, глаза прямо, плечи назад, колени сжаты, руки по швам.

2. Медленно приподнимайтесь на пальцах ног, медленно и ровно вдыхая воздух полным дыханием.

3. Задержите дыхание на несколько секунд, оставаясь в том же положении.

4. Медленно опуститесь на пятки, выдыхая воздух через нос.

5. Сделайте очищающее дыхание.

6. Повторите упражнение несколько раз, поднимаясь то на одной правой, то на одной левой ноге.

ВОЗБУЖДЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Станьте прямо.

2. Сделайте полное вдыхание и задержите воздух.

3. Медленно нагнитесь вперед и твердо и покойно возьмите в руку палку или трость; постепенно напрягая всю вашу силу, сжимайте палку все крепче.

4. Отпустите палку, вернитесь к прежнему положению и медленно выдохните воздух.

5. Повторите это несколько раз.

6. Закончите очищающим дыханием.

Это упражнение можно проделывать и без палки, сжимая лишь воображаемый предмет и силой воли увеличивая сжимание. Это любимое упражнение йогов для возбуждения кровообращения; артериальная кровь приливает при этом к конечностям, а венозная отливает назад, к сердцу и легким, где она снова может окисляться кислородом втянутого в легкие воздуха.

Дыхание носом или ртом

Один из самых первых уроков науки йогов о дыхании говорит о том, как выучиться дышать через нос и как преодолеть часто встречающуюся привычку дышать ртом.

Механизм дыхания в человеке устроен так, что человек одинаково может дышать и через нос и через рот, но вопрос жизненного значения заключается в том, который из двух способов человек избирает, ибо один несет с собой здоровье и силу, а другой способствует появлению болезней и слабости.

Казалось бы, излишне доказывать, что правильный способ дышать состоит в том, чтобы пропускать воздух через ноздри, но, увы, невежественность цивилизованных народов в этом простом вопросе прямо изумительна. Мы постоянно встречаем людей, которые дышат через рот и позволяют своим детям следовать этому ужасному примеру.

Многие болезни цивилизованного человека являются несомненно следствием распространенной привычки дышать через рот.

Многие заразные болезни прививаются благодаря скверной привычке дышать через рот, так же как и все простудные и катаральные состояния. Многие люди днем, ради приличия, держат рот закрытым, но зато открывают его ночью и таким образом навлекают на себя всякие болезни.

Единственным защитным аппаратом органов дыхания служат ноздри; они фильтруют воздух и задерживают в себе пыль. При дыхании же через рот на всем пути между ртом и легкими воздух не встречает никакого процеживающего и задерживающего пыль и другие посторонние примеси аппарата. Через рот вся грязь и пыль свободно проходят в легкие, и вся дыхательная система остается без защиты. Кроме того, такое неправильное дыхание приводит к тому, что в наши органы проникает вредный для них холодный воздух. При вдыхании через рот холодного воздуха часто происходят воспаления дыхательных путей. Человек, который ночью дышит через рот, всегда просыпается с чувством сухости во рту и горле. Он нарушает один из законов природы и подготавливает почву болезням.

Еще раз повторяем: помните, что рот не представляет никакой защиты для органов дыхания, и каналы носа ясно доказывают заботу о нас природы. Ноздри представляют собой два узких извилистых канала, прикрытых многочисленными волосками, которые служат фильтрами для очищения загрязненного воздуха. Вся осевшая в них грязь вместе с выдыхаемым воздухом выходит из носа, а в случае, если грязь накапливается слишком быстро и через фильтр проникает в запрещенную ей область, природа защищает нас, вызывая чихание, которое с силой изгоняет непрошенных посетителей. Но кроме этой важной заслуги ноздри имеют и другую важную функцию: они согревают вдыхаемый в легкие воздух.

Длинный, узкий и извилистый канал ноздрей снабжен теплыми слизистыми оболочками, которые, приходя в соприкосновение с вдыхаемым воздухом, согревают его и мешают ему наносить вред нежным органам горла и легких.

Ни одно животное, кроме человека, не спит с открытым ртом и не дышит через рот, и только цивилизованный человек так искажает функции своей природы.

Вошедший в легкие воздух так же отличается от наружного воздуха, как отличается дистиллированная вода от воды в цистерне. Действие сложного очищающего аппарата ноздрей, останавливающего и задерживающего в себе загрязненные частицы воздуха, так же важно, как работа рта, задерживающая косточки от вишен и кости от рыбы и мешающая им проникнуть в желудок. Человеку должно быть настолько же несвойственно дышать через рот, как и принимать пищу через нос.

Другая невыгода дыхания через рот состоит в том, что носовые каналы, оставаясь в относительном бездействии, перестают быть чистыми; они загрязняются, засоряются и становятся восприимчивыми к разным местным заболеваниям.

Для тех, кто более или менее усвоил себе неестественную привычку дышать ртом, но желает вернуться к правильному и разумному способу дыхания, будет, вероятно, не лишним сказать несколько слов о том, как держать ноздри чистыми и свободными от загрязнения.

Излюбленный восточный способ учит втягивать в нос небольшое количество воды, которая по каналам носа проходит в горло и выплевывается через рот. Некоторые индусские йоги окунают лицо в сосуд с водой, но этот способ требует значительной практики; первый способ, столь же действенный, гораздо проще и легче.

Другой способ состоит в том, чтобы свободно дышать, стоя перед открытым окном и зажимая пальцем попеременно то одну ноздрю, то другую. Необходимо повторять упражнение несколько раз подряд. Этот способ обыкновенно очищает ноздри от всякого загрязнения.

«Маленькие жизни» тела

Хатха-йога учит, что физическое тело состоит из клеточек, из которых каждая заключает в себе «маленькую жизнь», контролирующую действия клеточки. Эти «жизни» суть частицы умственной стихии известной степени напряжения, делающие клеточки способными к надлежащей работе. Эти частицы разумной мысли подчинены, конечно, контролю центрального разума человека и послушно, сознательно или бессознательно, выполняют приказы, посылаемые им высшими центрами. Клеточный разум проявляет совершенную приспособленность к своей специальной работе. Деятельность клеточек, состоящая в извлечении из крови необходимых для питания веществ и отбрасывании ненужных, составляет одну из ступеней общего разума. Процессы пищеварения, усвоения и т. д. показывают всю разумность как каждой клеточки отдельно, так и коллективных их групп. Залечивание ран, передвижение клеточек в теле туда, где они больше всего нужны, и сотни других примеров, известных из элементарной физиологии,— все это для ученика йогов является проявлением внутриатомной «жизни». Каждый атом для йогов есть живое существо, ведущее свою независимую жизнь. Эти атомы, стремясь к какой-нибудь одной цели, собираются в группы, и группы эти проявляют общий групповой разум все время, пока они существуют. Эти группы слагаются, в свою очередь, в другие группы, составляя тела более сложной организации, которые служат выражением для более высоких форм сознания.

Когда наступает смерть для физического тела, клеточки отделяются друг от друга, их общая деятельность прекращается, наступает то, что мы называем разложением. Сила, скреплявшая все эти клеточки в одно целое, освобождается и образует новые комбинации. Одни клеточки уходят по соседству же в тела растений и могут снова оказаться в теле животного; другие живут в организме растения; третьи на время остаются в глубине почвы. Как сказал один глубокий писатель: «Смерть есть один из видов жизни, и разрушение нашей вещественной формы есть лишь начало постройки другой вещественной формы».

Клеточки тела состоят из трех начал: 1) материи, которую они получают через пищу; 2) праны, или жизненной силы, которая сообщает им способность работать и переходит в них из принимаемой нами пищи, воды и вдыхаемого в легкие воздуха; 3) Разума, или «умственной стихии», составляющей часть Мирового Разума. Рассмотрим сначала материальную сторону клеточной жизни.

Мы уже говорили, что живое тело состоит из соединенных в одно целое отдельных клеточек. То же самое можно сказать и о каждой отдельной части тела, от твердых костных масс до самых мягких тканей, от эмали, покрывающей зубы, до нежнейших частиц слизистой оболочки. Клеточки в теле бывают различной формы; последняя регулируется требованиями назначения клеточек. Но в то же время каждая клеточка остается индивидуальной и сохраняет в себе большую или меньшую независимость, хотя и подчиняется контролю группового разума; большие группы управляют меньшими, и, в конце концов, включая и центральный разум человека, вся контролирующая работа, по крайней мере большая часть ее, подчиняется власти Инстинктивного Разума. Клеточки человеческого тела находятся в непрестанной работе, исполняя все отправления тела. Часть клеточек находится «в резерве» и ожидает времени, когда «по специальному приказу» им придется выполнять свой долг. Остальные клеточки составляют целую армию активных работниц клеточной коммуны и вырабатывают необходимые для разнообразной деятельности организма жидкости и соки. Одни клеточки всегда остаются на одном месте, другие связаны с местом лишь временно, а третьи постоянно пребывают в движении, причем одна часть их совершает определенные, правильные передвижения, а другая скитается по всему организму. Эти клеточки выполняют различную работу: одни служат посыльными, другие делают все, что придется, третьи играют роль мусорщиков; кроме того, в теле существует целый класс клеточек, исполняющих обязанности полиции и войска. Клеточки нервной системы подают вести из частей тела к мозгу и от мозга к другим частям тела; они служат как бы живыми телеграфными проволоками, так как нервы состоят из отдельных клеточек, тесно прилегающих друг к другу; каждая из них имеет отростки, соприкасающиеся с такими же отростками соседних клеточек, так что все они как бы подают друг другу руки и образуют цепь, по которой проходит прана.

В каждом человеческом теле существуют миллионы миллионов представителей клеточной коммуны — посыльных, поденщиков, полицейских, солдат и т. д. В одном кубическом дюйме крови насчитывается по крайней мере 75 000 000 000 одних красных кровяных клеточек, не говоря уже о других.

Кроме красных кровяных клеточек, разносящих кислород, в крови существуют и разного рода другие клеточки. Особенно интересны те, которые исполняют в коммуне обязанности полицейских и солдат. Их роль заключается в том, чтобы защищать организм от проникающих в него зародышей, бактерий и т. п., вызывающих в нем болезни и расстройства. Когда один из таких полицейских наталкивается на попавшую в организм бактерию, он захватывает ее и, если она не слишком велика, старается ее уничтожить; если она слишком больших размеров и одной клеточке с ней не справиться, она призывает себе на помощь другие; общими силами они окружают врага и тащат его в какую-нибудь часть тела, которая легко может выбросить его вон. Болячки, прыщи и т. п. являются примерами таких выбрасываний полицейскими силами проникающих в организм врагов. На долю красных кровяных клеточек приходится много работы. Они разносят кислород во все части тела; они проталкивают извлеченные из пищи питательные соки в те части, которые нужно восстановить или исправить; они извлекают из пищи те элементы, из которых образуется желудочный сок, слюна, сок поджелудочной железы, желчь, молоко и т. д., и комбинируют эти элементы в должные пропорции. Они выполняют тысячу назначений и постоянно трудятся, как муравьи в муравейнике.

В каждый момент нашего существования одни клеточки родятся в нас, другие умирают. Клеточки размножаются путем расширения и разделения.

Клеточки дают телу возможность выполнять работу постоянного обновления. Каждая часть человеческого тела постоянно меняется, а ткани беспрерывно обновляются. Наша кожа, кости, волосы, мускулы и пр. постоянно ремонтируются и «переделываются». Через каждые четыре месяца каждый наш ноготь заменяется другим, через четыре недели меняется вся кожа. Эту удивительную работу производят в нас маленькие рабочие-клеточки. Миллионы этих тружеников беспрестанно движутся в нас или работают на одном месте во всех частях нашего организма, возобновляя изношенные ткани, заменяя их новыми материалами и выбрасывая из тела ненужные или вредные остатки.

В низших породах животных Природа отвела инстинктивному уму больший простор и более широкое поле деятельности; по мере того как жизнь поднимается по скале эволюции и развивается способность рассуждать, поле инстинктивного разума как будто суживается. Так, например, у крабов и членов семейства паукообразных могут вырастать новые челюсти, лапы, клешни и т. п. Улитка продолжает расти, имея только часть головы. У некоторых рыб отрастают снова хвосты. У саламандр и ящериц вырастают не только новые хвосты, но и кости, и мускулы, и даже части спинного хребта. Самые низшие породы животных, оказывается, обладают неограниченной возможностью выращивать вновь свои утраченные части и могут даже совершенно заново восстановить свое тело, если от него осталась хотя бы самая маленькая часть, которая и предпринимает эту работу. Высшие породы животных уже сильно утратили эту способность возрождаться, а человек и почти вовсе лишился ее.

Тем не менее некоторые из учеников хатха-йоги достигли в этом отношении изумительных результатов; да и всякий путем терпеливых усилий может приобрести настолько сильную власть над своим инстинктивным умом и так подчинить ему деятельность клеточек, что достигает замечательных результатов в области восстановления и возобновления отболевших и обессиленных частей своего тела.

Но даже и в обыкновенном состоянии организм человека обладает удивительной степенью восстановительной способности, которая постоянно проявляется в нас, хотя средний человек и не замечает ее. Возьмем, для примера, залечивание ран и посмотрим, как оно происходит.

Итак, предположим, что человек ранен, т. е. на теле его имеется разрез или разрыв, причиненный каким-нибудь посторонним предметом. Целостность тканей, лимфатических и кровяных сосудов, желез, мускулов, нервов, а иногда и костей, нарушена и прервана. Из раны течет кровь, рана открыта и причиняет боль. Нервы оповещают об этом мозг, громко взывая о немедленной помощи, и инстинктивный ум рассылает известие по телу во все стороны, сзывая для исправления повреждения достаточное количество рабочих сил, которые и спешат на место опасности. Между тем кровь, сочась из поврежденных кровеносных сосудов, смывает или по крайней мере старается смыть вошедшие в организм посторонние вещества — грязь, бактерии и т. п., которые, оставаясь в теле, могли бы повредить ему. От соприкосновения с внешним воздухом кровь свертывается и образует сгустки, похожие на клей; это — начало будущей корки, или струпа. Миллионы кровяных клеточек, на обязанности которых лежит производство заживляющей работы, быстро спешат на место происшествия и сразу принимаются соединять ткани, проявляя при этом самый поразительный ум и быструю деятельность. Клеточки тканей, нервов и кровеносных сосудов по обеим сторонам раны начинают разрастаться и умножаться, вызывая к жизни миллионы новых клеточек, которые, подвигаясь навстречу друг другу, соединяются в конце концов в центре раны. Это образование новых клеточек имеет сначала вид беспорядочных, лишенных определенной цели усилий, но вскоре начинает проявляться руководящее влияние разума и участие подчиненных ему нервов. Новые клеточки кровеносных сосудов соприкасаются с клеточками кровеносных сосудов на противоположной стороне раны и образуют новые каналы, по которым начинает циркулировать кровь. Клеточки так называемой соединительной ткани сближаются с подобными себе клеточками и закрывают края раны. Новые нервные клеточки на каждом конце разрозненного нерва образуют ниточки и постепенно исправляют прерванную проволоку, пока наконец по ней не будет беспрепятственно проходить телеграфный ток организма. Когда вся эта «предварительная» работа закончена и кровяные сосуды, нервы и соединительная ткань вполне исправлены, дело заканчивают клеточки кожи и к существованию вызывается новый слой эпидермы; свежая кожа затягивает рану, успевшую зажить за это время. Все методически проявляло дисциплину и разум. Заживление раны — такое простое с виду — ставит внимательного наблюдателя лицом к лицу с Разумом, который охватывает все в природе и позволяет человеку видеть процесс ее творчества.

Такова деятельность клеточек. Клеточный разум есть часть мирового Разума — великого источника «умственной стихии»; клеточный разум порождается и управляется разумом клеточных центров, которые в свою очередь подчинены высшим центрам, и т. д.— пока восходящая линия не достигнет центрального инстинктивного ума. Но клеточный разум не может найти свое выражение без посредства двух других начал — материи и праны. Ему необходим свежий материал, доставляемый хорошо усвоенной пищей, чтобы создать среду для своего выражения. Ему нужен также запас праны, или жизненной силы, для движения и деятельности. Клеточке, как и человеку, необходим триединый принцип жизни — разум, вещество и сила. Разум требует силы, или энергии (праны), чтобы проявлять себя в материи. Это одинаково как в великом, так и в малом, как в высшем, так и в низшем.

Иногда инстинктивный ум бывает до такой степени подавлен и запуган интеллектом человека, что создает себе абсурдные представления и трепещет перед интеллектом; тогда он перестает хорошо исполнять свою привычную работу и клеточки перестают правильно действовать. Если интеллект вовремя спохватится, он старается исправить свое заблуждение и стремится уверить инстинктивный ум в том, что он отлично понимает обязанности последнего и позволяет ему отныне свободно править в своем царстве, подкрепляя это все время ободряющими словами, похвалами и выражениями доверия, пока инстинктивный ум не придет снова в равновесие и не начнет правильно вести свое хозяйство. Иногда инстинктивный ум бывает настолько подавлен прежним заблуждением своего хозяина или кого-нибудь другого, что ему понадобится много времени, чтобы вернуть свое нормальное значение и власть. В обоих случаях решительные приказания воли необходимы, чтобы восстановить мир, порядок и правильную работу во всех частях тела.

Приобретение власти над «непроизвольными» мышцами и органами

В предыдущей главе мы объясняли, что человеческое тело состоит из миллионов клеточек и что каждая из них наделена: достаточным количеством материи, дающей ей способность работать, достаточной дозой праны, снабжающей ее необходимой энергией, и достаточным напряжением «умственной стихии», одаряющей ее долей разума, который направляет ее деятельность. Каждая клеточка принадлежит к известной группе или семье, и разум клеточки, тесно соприкасаясь с разумом каждой другой клеточки той же семьи или группы, комбинируется в общий групповой разум. Эти группы в свою очередь являются частью других, более обширных групп, и, наконец, все они объединяются, образуя громадную республику клеточных разумов, управляемую и контролируемую инстинктивным разумом человека. Контроль над этими большими группами составляет одну из обязанностей инстинктивного разума, который обыкновенно хорошо исполняет свое дело, если в последнее не вмешивается интеллект; но иногда интеллект внушает инстинктивному разуму страх и так или иначе деморализует его, тормозит его деятельность. Так, например, при засорениях желудка интеллект, занятый другой работой, мешает телу отвечать на призывы инстинктивного разума, старающегося удовлетворить запрос клеточек кишечника; не обращает также интеллект никакого внимания на требования воды со стороны организма. Поэтому инстинктивный разум не может отдавать надлежащих приказаний, и, как он, так и известная часть клеточных групп подпадают деморализации и уже не знают, что им делать; дурные привычки начинают заменять собою естественный ход вещей. По временам в некоторых группах возникает нечто похожее на мятеж вследствие междуцарствия и перерыва естественного хода дел. Появление чуждых обычаев порождает замешательства. По временам кажется, что некоторые из меньших групп (а в иных случаях даже и крупные группы) «устраивают забастовку», восставая против необычного и несвойственного им, навязанного силой труда, против переутомления, неправильного питания и т. п. Маленькие клеточки человеческого организма часто действуют так, как действовали бы в подобных обстоятельствах и люди; аналогия эта поражает физиологов. Если дело не уладить сразу, то мятежи или забастовки разрастаются, и даже тогда, когда дело улажено, клеточки как будто нехотя возвращаются к своей работе и, вместо того чтобы хорошо исполнять свои обязанности, работают лениво и только тогда, когда им вздумается. Восстановление нормальных условий, являющееся следствием усиленного питания, внимательного отношения и т. д., постепенно возвращает правильное состояние, но дело может быть налажено быстрее, если клеточным группам непосредственно начинает отдавать приказания воля. Этим способом порядок и дисциплина восстанавливаются удивительно скоро. Высшие йоги обладают изумительной властью над своей непроизвольной системой и могут непосредственно воздействовать чуть ли не на каждую отдельную клеточку своего тела.

Тренированная в известном направлении воля путем простой концентрации способна оказывать временное воздействие на клеточки или их группы, но для этого ученику нужна длительная подготовка. Есть и еще способ — призывать волю к действию повторением известных слов; этим ученик заставляет свою волю концентрироваться. Аналогично действует способ самовнушения и увещаний, применяемый западной наукой. Слова сосредоточивают внимание и волю на том месте, где происходят волнения, и постепенно среди забастовавших клеточек водворяется порядок, а направленная туда же усиленная волна праны поднимает в клеточках энергию. В то же время в пораженном месте увеличивается циркуляция крови, давая клеточкам более питания и строительного материала.

Один из самых простых способов достижения власти над пораженным местом и восстановления прочного порядка в клеточках есть тот, который преподает хатха-йога своим ученикам; они должны следовать этому способу, пока не приобретут способность распоряжаться своей концентрированной волей без посторонней помощи. Способ этот состоит в самом простом «уговаривании» плохо повинующихся органов или частей тела. Внушайте им распоряжения так, как будто бы перед вами школьники или рота новобранцев в армии. Отдавайте приказания твердо, говоря органу словами то, чего вы от него хотите, и строго, по нескольку раз повторяйте приказ. Поколачивание или нежное поглаживание больной части или места, непосредственно лежащего над ней, привлечет к ней внимание клеточной группы. Не подумайте, что мы хотим сказать, будто у клеточек есть уши или что они понимают слова обыденной вашей речи. Но твердо произносимые слова помогают вам создать умственный образ того, что вы говорите; эта мысль по каналам симпатической нервной системы, управляемой инстинктивным разумом, прямо передается на место и легко понимается клеточной группой и даже отдельными индивидуальными клеточками. Как мы уже говорили, усиленная волна праны и усиленный приток крови также направляются в пораженную область, привлекаемые туда концентрированным вниманием лица, отдающего приказание. Йоги считают этот способ самым простым и верным в передаче клеточкам приказаний ума. Он веками выдерживал испытание, и пока еще ему не найдено лучшей замены.

Если вы хотите попробовать этот способ на себе или на ком-нибудь другом, то потирайте слегка ладонью руки больное место тела и с твердостью говорите (например): «Печень, исполняй лучше свою работу, ты слишком медлительная, и я тобою недоволен; теперь ты должна работать лучше; работай, работай, говорю тебе, и чтобы больше не было этих глупостей». Деятельность сердца может быть улучшена таким же способом, но в этом случае нужно действовать гораздо нежнее, так как группы клеточек сердца обладают гораздо большей разумностью, чем клеточки, например, печени, и с ними надо обращаться гораздо почтительнее. Мягко напомните сердцу, что вы бы хотели, чтобы оно работало лучше, но говорите с ним вежливо и «не запугивайте» его, как печень. Группа клеточек сердца наиболее разумная из всех групп, контролирующих органы; клеточки печени, напротив, глупее всех других; печень имеет характер лошака, тогда как сердце подобно чистокровной лошади, умной и проворной. Желудок обладает значительной долей ума, хотя и сильно уступает сердцу. Кишки совершенно послушны, хотя терпеливы и многострадальны. Кишкам можно каждое утро отдавать приказание выбрасывать их содержимое, указывая при этом час; и если вы достаточно положитесь на них и будете соблюдать этот час, то таким образом, держа взятое на себя обязательство, вы увидите, что и кишки через короткое время начнут исполнять ваше желание. Однако же помните, что бедными кишками сильно злоупотребляли, и им все-таки потребуется время, чтобы вернуть себе уверенность. В течение нескольких месяцев может быть урегулирована неправильная менструация и восстановлены нормальные привычки организма; нужно отмечать по календарю правильные сроки и каждый день производить над собой легкое лечение по линиям указанной области, говоря контролирующим функции группам клеточек, что еще до срока осталось много времени, что вы желаете, чтобы они приготовились к своей работе и чтобы в назначенный период все оказалось в порядке. По мере приближения срока обращайте внимание клеточек на то, что время подходит и что они должны начать свою работу. Не отдавайте приказаний шутя — их надо делать серьезно, как будто бы вы действительно в них верите (да вы и должны в них верить), и клеточки будут вам послушны. У нас не хватает места указать способ лечения каждого недуга; вы сами легко увидите, какой орган или какая группа контролирует пораженное место; отдавайте им ваши приказы. Если вы не знаете, в каком органе гнездится болезнь, то вы, по крайней мере, можете обозначить область, в которой ощущаются непорядки, и можете на нее направить ваши приказания. Если вы не знаете, какое именно следует отдать приказание, вы можете просто сказать непослушной части: «работай лучше, я хочу, чтобы эта боль прекратилась, пусть будет лучше», или что-нибудь в этом роде.

Вы будете поражены степенью той власти, которую вы можете приобрести над своим телом, следуя указанным нами способам. Вы будете в состоянии прекратить свою головную боль, заставив кровь отливать от головы и устремляться вниз; вы будете уметь согревать свои похолодевшие ноги, приказав крови прилить к ним в увеличенном количестве, а вместе с кровью в них направится и поток праны; вы сможете урегулировать кровообращение, усиливая тем общую деятельность всего тела; вы сможете дать облегчение утомленным частям тела. Собственно говоря, нельзя даже перечесть всего того, что вы будете в состоянии сделать благодаря нашему методу, если только у вас хватит терпения испробовать его.

Праническая энергия

По мере чтений этой книги читатель, вероятно, заметит, что хатха-йога заключает в себе две стороны: эзотерическую и экзотерическую. Под «эзотерической» мы подразумеваем «предназначенную только для посвященных скрытую сторону», под «экзотерической» — «внешнюю, общедоступную, противоположную скрытой». Экзотерическая, или общедоступная, сторона вопроса заключается в теориях, относящихся к извлечению питательных веществ из пищи, к орошающим и разлагающим свойствам воды, к благотворному действию солнечных лучей на быстрое восстановление здоровья, к пользе упражнений, правильного дыхания, свежего воздуха и т. д. Эти теории хорошо известны как на Западе, так и на Востоке, как не оккультистам, так и оккультистам; и те и другие признают правильность их и пользу от проведения их в жизнь. Но существует и другая сторона, известная всем оккультистам, но неизвестная на Западе и вообще тем, кто не занимается изучением оккультизма. Эта эзотерическая сторона нашей темы относится к тому, что на Востоке известно под именем «праны». Представители Востока и все оккультисты знают, что человек получает прану, как и питательные соки, из принимаемой им пищи; что вода, которую пьет человек, кроме своего очищающего свойства, содержит в себе также прану; что путем мускульного развития физического тела человек правильно распределяет прану; что он получает прану вместе с теплом от лучей солнца, вдыхает прану вместе с кислородом из воздуха и т. д.

Вопрос о пране проникает во всю философию хатха-йоги.

Оккультисты всех времен и народов всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность. Мы предпочли обозначить этот жизненный принцип тем именем, под которым он известен индусским учителям и их ученикам,— пользуемся для этого санскритским словом «прана», означающим «абсолютную энергию».

Мы будем понимать здесь прану как принцип энергии, проявляемой всеми живыми существами, как энергию, которая отличает их от всех безжизненных предметов. Мы будем рассматривать ее как активный принцип жизни — как жизненную силу. Она присутствует во всем живом — от амебы до человека, от самой первичной формы растения до самой высшей формы животного царства. Прана возникает повсюду. Она находится во всем, что «живет», а так как оккультная философия учит, что жизнь присутствует во всех вещах, в каждом атоме и что кажущееся отсутствие жизни есть лишь слабое проявление ее, то прана есть везде и во всем. Прана не есть «Я» человека. «Я» — это частица Божественного Духа в каждой душе, вокруг которой группируется материя и энергия. Прана же есть лишь та мировая энергия, часть которой употреблена нашим «Я» для своего вещественного проявления. Когда «Я» уходит из физического тела при его смерти, прана, освобождаясь из-под действия «Я», повинуется лишь приказам отдельных атомов или их групп, составлявших раньше физическое тело, а так как физическое тело разлагается на свои составные части, то каждый атом удерживает в себе лишь столько праны, сколько ему надо, чтобы быть способным войти в новые комбинации. Остаток праны возвращается к ее общему мировому источнику. Пока же существует «Я», существует и сила сцепления, и атомы объединяются действием воли этого «Я».

Именем «Праны» мы обозначаем мировую энергию, сущность всякого движения, силы или энергии, проявляющейся в законе тяготения, в электричестве, в обращении планет и во всех формах жизни, от самой высшей до самой низшей. Прана — это как бы душа всякой силы или энергии, в какой бы форме последняя ни проявлялась. Это принцип, который, действуя известным образом, порождает вид активности, присущий всякой жизни.

Прана, хотя и находится во всех формах материи, однако же она не материя; хотя находится в воздухе, но не воздух и не одна из химических составных его частей. Прана есть в пище, которую мы едим, но она не представляет из себя ни одной из питательных субстанций пищи. Она находится в воде, которую мы пьем, но не есть одна из составляющих воду субстанций. Она существует в солнечном свете, однако же не есть тепло или свет его лучей. Она — лишь «энергия», присущая материи, и всякая материя является проводником праны.

Человек может получать прану из воздуха, из пищи, из воды и солнечного света и может обращать ее на пользу своего организма. Постарайтесь правильно понять нас: мы отнюдь не утверждаем, что прана находится в этих вещах только ради употребления ее человеком. Это далеко не так — прана проникает все эти вещи согласно великому закону природы, и умение человека извлекать и употреблять ее для себя — это лишь простой случай. Прана существовала бы в природе, если бы вовсе не было человека.

Животные и растения вдыхают прану вместе с воздухом, и, если бы воздух не содержал в себе прану, все живые существа умерли бы, хотя бы легкие их и были переполнены воздухом.

Мы непрестанно вды<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.