Таким образом, смысл этой сутры в том, что объект познается или не познается в соответствии с тем, присутствует или отсутству-ет отражение объекта в уме. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таким образом, смысл этой сутры в том, что объект познается или не познается в соответствии с тем, присутствует или отсутству-ет отражение объекта в уме.

2019-08-07 149
Таким образом, смысл этой сутры в том, что объект познается или не познается в соответствии с тем, присутствует или отсутству-ет отражение объекта в уме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сутра 18: Пуруша знает ум

Sada ̱ jna ̱ta ̱shchittavrittayastatprabhoh

purus ̤asya ̱parin ̤a ̱mitva ̱t

Sada̱ — всегда;

jna̱ta̱h — познается;

chittavrittayh — видоизменения ума;

tatprabhoh — на его господине;

purus̤asya — пуруши;

aparin̤a̱mitva̱t — благодаря неизменности.

Пуруша — господин читты — неизменен, поэтому он всегда знает видоизменения ума.

Пуруша никогда не меняется, он постоянен, хотя все остальное из-менчиво. Мир времени и пространства, качеств и знаний и т.д. претерпевает постоянное изменение. Но это изменение имеет по-стоянный, неизменный задний план, постоянную основу, которой является душа. Поэтому, что бы ни имело место в читте, автомати-чески известно душе, потому что она — госпожа читты.

Сутра 19: Читта не самоосвещаемая

Na tatsva̱bha̱sam dri̱shyatva̱t

Na — нет;

tat — тот;

sva̱bha̱sam — самоосвещаемый;

dri̱shyatva̱t — познаваемость.

Та читта не самоосвещаемая, потому что она есть предмет позна-ния и восприятия.

Солнце светит само по себе, но луна не является самоосвещаемой. Подобным образом самоосвещаема душа, но не читта. Когда йог живо воспринимает различные сферы читты в процессе различных состояний самадхи, тогда читта становится предметом восприя-тия, познания. Пуруша же [всегда] неизменен.

В момент, когда ум разворачивается вовнутрь и выходит за пре-делы органов чувств, вы осознаете, что пуруша есть нечто отлич-ное от читты. Пуруша — [то, что] освещает читту. Пуруша не осознается через ум. Для того чтобы осознать его, ум как целое полностью отделяется и выбрасывается из области опы-та. В то время как обычный человек при познании зависит от сво-их индрий или ученый — от своих приборов, йог зависит от выс-шей способности самопознания. Только после того, как изменяю-щийся инструмент познания, т.е. читта, ликвидируется, пуруша может быть осознан. Поэтому высшее существо или пуруша не яв-ляется предметом познания посредством ума, но есть предмет по-знания самим собой. Вся садхана йоги есть ни много ни мало [про-цесс] осознания пуруши и представляет собой последовательность упразднения более низких форм, более низких средств осознания. Хотя пуруша освещает сам себя, он не воспринимаем читтой.

Сутра 20: Ограниченность ума

Ekasamaye chobhaya̱navadha̱ran̤am

Ekasamaye — одновременно;

cha — и;

ubhaya — оба;

anavadha̱ran̤am — непостигаемость.

И не может быть постижения обоих одновременно. Читта имеет свои собственные ограничения. Здесь обращается внимание на то, что вы не можете иметь одновременного постиже- ния воспринимающего и воспринимаемого, познающего и позна- ваемого. Вы можете в одно время получать знание одного из двух, потому что ум может воспринимать [ только] определенный опыт. Когда ум является воспринимающим, он не может восприни- маться. В уме отсутствует двойная способность — воспринимать и восприниматься и в этом его ограниченность.

Сутра 21: Путаница памяти

Chitta ̱ntaradri ̱shye buddhibuddheratiprasan ̤gah

smri ̱tisan ̤karashcha

Chitta̱ntaradri̱shye — в одном уме, познаваемом другим;

buddhibuddheh — познание познаний;

atiprasan̤gah — абсурдный избыток;

smri̱ti — память;

san̤karah — путаница;

cha — и.

Если принять познание одним умом другого, тогда было бы познание познаний, ведущее к абсурду и путанице памяти.

Буддизм не признает пурушу. Он говорит, что ум сам может вос-принимать другой ум. Но в этом случае была бы необходима бес-конечная цепь умов: один, видящий другого, другой, видимый тре-тьим и т. д. Таким образом, эта доктрина буддистов представляется совершенно ошибочной. Читта не может быть познающим; дейст-вительный познающий — это пуруша. Пуруша не может позна-ваться умом или чем-то еще.

Йога есть утверждение, что вместо принятия самой читты в ка-честве познающего другую читту следует в качестве основы, как познающего, взять пурушу, который остается неизменным, в то время как все остальное подвергается постоянному изменению.

Сутра 22: Знание его собственной природы

Chitterapratisan ̤krama ̱ya ̱stada ̱ka ̱ra ̱pattau

Svabuddhisamvedanam

Chitteh — сознания;

apratisan ̤ krama ̱ ya ̱ h — не переходящий от одного к другому; tada ̱ ka ̱ ra — собственная форма; a ̱ pattau — достигший совершенства; svabuddhi — самопознание; samvedanam — знающий.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.