Отличие структуры от функции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Отличие структуры от функции

2019-08-07 538
Отличие структуры от функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Для того, чтобы эффективно использовать модель эго-состояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Неразличение между структурой и функцией является давней проблемой в развитии теории ТА.

       Тем не менее сами различия понять легко. Они вытекают из одного простого положения, которое вам уже известно.

       ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛАССИФИЦИРУЕТ НАБЛЮДАЕМЫЕ ПОВЕДЕНИЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КЛАССИФИЦИРУЕТ ХРАНИМУЮ ПАМЯТЬ И СТРАТЕГИИ.

       Если вы будете иметь это в виду, то будете правильно различать структуру и функцию.

       Один из нас (Вэнн Джоинс) объяснил это отличие более полно в 1976 году в статье в ТА Джорнел:

       “Берн был осторожным в своем объяснении отличий между структурной и функциональной диаграммами. Я полагаю, что у него для этого были достаточные логические основания. Многие современные авторы пытаются уравнять эти две различные категории. Это все равно, что приравнять “колесо” и “вращение”. Две эти категории относятся к различным аспектам реальности. При анализе эго-состояний “структурный” относится к составным частям личности, в то время как “функциональный” относится к тому способу, благодаря которому личность функционирует в данный момент времени. Можно провести аналогию с различными подходами к кондиционеру, который используется для нагревания и охлаждения воздуха в доме. Можно рассматривать кондиционер “структурно” и указывать на его различные компоненты, такие как компрессор, воздуховоды, термостат и т.п. Можно рассматривать кондиционер “функционально” или “описательно” и говорить о нагревании воздуха в доме, охлаждению воздуха, перемещении воздуха их одного места в другое, использование электричества и т.д. Все это описание того, как вся система функционирует в данный момент времени.”

       Всякий раз, когда вы хотите выяснить различия между структурой и функцией, помните об этом колесе и этом кондиционере.

       Вы знаете также другой способ определения различия:

                   СТРУКТУРА = “ЧТО” = СОДЕРЖАНИЕ

                   ФУНКЦИЯ = “КАК” = ПРОЦЕСС.

       Почему так важно правильно различать структуру и функцию?

       Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, мы должны использовать функциональную модель. Структурная модель применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека.

       То же самое можно сказать научным языком: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ аспекты в работе ТА нуждаются в функциональной модели. ИНТРАПСИХИЧЕСКИЕ вопросы требуют рассмотрения в терминах структурной модели.

       В нашей книге изложение “Коммуникаций” в Части 3 будет почти целиком с точки зрения функции, а изложение “Сценария Жизни” в Части 4 - с точки зрения структуры.

       Когда я смотрю и слушаю вас, и сужу о том, в каком эго-состоянии вы находитесь, я могу делать выводы лишь в терминах функциональной модели. Возможно, я вижу, что вы наклонили голову, загибаете бровь и кладете палец в рот. Из этих наблюдений я делаю вывод о том, что вы находитесь в функциональном эго-состоянии Адаптированного Ребенка.

       Нет похожего способа, по которому я могу наблюдать за вами и судить о том, находитесь вы “в вашем Маленьком Профессоре” или “исходите из вашего Родителя в Родителя”. Эти названия определяют набор воспоминаний, а не набор поведений. Лишь ознакомившись с СОДЕРЖАНИЕМ вашего рассказа, я могу получить доказательства о наличии структуры второго порядка.

       Если я все же хочу узнать о содержании вашего Меленького Профессора или Родителя в Родителе - ЧТО, нежели КАК - то мне потребуется сделать некоторый анализ. В принципе мне необходимо задать вам много вопросов. Я также могу использовать свои знания различных типов людей и детского развития.

           

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ

 

       Бывает, что две вещи РАЗЛИЧАЮТСЯ, тем не менее СВЯЗАНЫ друг с другом. Это верно для структуры и функции. Очевидно, что мое поведение в какой-либо момент времени будет частично зависеть от набора памяти и стратегий, которые я испытываю внутренне.

       Предположим, я показываю набор поведений, соответствующих функциональному эго-состоянию негативного Адаптированного Ребенка. Допустим, с сижу, крепко скрестив руки и ноги. Я сжимаю зубы и краснею, над бровями появляются капли пота. Если бы вы наблюдали за мной тогда, то что вы могли бы сказать о части структурного эго-состояния, которое я переживал внутренне?

       Вы, вероятно, бы отметили, что я испытываю телесные ощущения, которые подходят под определение Соматического Ребенка Д1 и, может быть, так оно и есть. Однако, возможно, я также вошел в контакт с внутренними образами ужасного великана-людоеда или родителей-колдунов, которые я создал для себя в трехлетнем возрасте и сохранил для формирования моего Р1.

       Возможно также, что я проигрывал то, как мой отец обычно сжимался и краснел, когда он чувствовал угрозу, будучи ребенком. Если так, то я вошел в часть эго-состояния моего собственного Родителя, в Ребенка в Родителе моего Отца (Д3 Отца).

       И к тому же вы знаете, что я отличный актер и проделал все это с какой-то взрослой целью, о которой вы еще не догадываетесь. Если это так, то я, по-видимому, переключаюсь внутренне между содержанием моего Взрослого - В2 и Маленьким Профессором - В1.

       Повторяем: когда вы смотрите на меня и слушаете меня, вы наблюдаете функцию. О структуре можно лишь сделать вывод.

 

ГЛАВА 5. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЯ

 

       Эрик Берн приводит четыре способа распознавание эго-состояний:

                   Поведенческий диагноз

                   Социальный диагноз

                   Исторический диагноз

                   Феноменальный диагноз.

       Берн подчеркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз - самый важный из четырех. Остальные три являются проверочными к поведенческому диагнозу.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

 

       В поведенческом диагнозе путем наблюдения за поведением человека делается вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно видеть и слышать:

                   слова

                   тон голоса

                   жесты

                   положение тела

                   выражение лица.

       Вы будите диагностировать функциональное эго-состояние человека путем наблюдения за его поведением. Совместимы ли все эти различные факторы друг с другом?

       Например, предположим, что вы видите меня сидящим на стуле в прямом положении. Мое тело равномерно расположено вокруг вертикальной линии. Обе ноги твердо упираются в пол. Благодаря фактору положения тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого.

       Вы наблюдаете за моим лицом и видите, что мой взгляд ровный, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, вы отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.

       Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно, я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, если вы посмотрите на меня, то отметите, что я поменял положение ноги таким образом, что пальцы одной покоятся на пальцах другой. Я наклонил в сторону голову. Пальцами девой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптированном Ребенке, несмотря на по-Взрослому звучащие слова.

 

СУЩЕСТВУЮТ ЛИ “СТАНДАРТНЫЕ ФАКТОРЫ” ЭГО-СОСТОЯНИЙ?

           

       В книгах о ТА традиционно приводятся таблицы стандартных факторов для поведенческого диагноза. Например, грозить пальцем соответствует Контролирующему Родителю. Хныкающий голос присущ Адаптированному Ребенку. Крики “Здорово! Блеск!” присущи Свободному Ребенку и т.д.

       Однако эта идея о “стандартных факторах” приводит к сомнениям относительно фундаментальной природы модели эго-состояний.

       Таблицы “стандартных факторов” базируются на предположении о том, что, когда я нахожусь, например, в Адаптированном Ребенке, я буду вести себя КАК РЕБЕНОК, подчиняясь требованиям своих родителей. Аналогичным образом в Воспитывающем Родителе я буду вести себя КАК РОДИТЕЛЬ, заботящийся о ребенке.

       Однако модель эго-состояний говорит не об этом. Что я имею в виду, под правильным использованием языка модели?

       Когда я говорю, что нахожусь “в своем Ребенке”, я имею в виду, что поступаю, думаю и чувствую так же, как когда-то ребенком, а не просто как ЛЮБОЙ ребенок. Когда я в “Воспитывающем Ребенке”, я поступаю, думаю и чувствую так же, как это делал один из МОИХ родителей, а не просто как “вообще родители”.

       Из этого следует, что для достоверного поведенческого анализа моего эго-состояния Адаптированного Ребенка вам необходимо знать, как Я выглядел и говорил в детстве, когда я подчинялся своим родителям. Чтобы распознать меня в Воспитывающем Родителе, вам необходимо было бы понаблюдать за моим отцом или матерью, когда они заботились обо мне много-много лет назад.

       Набор поведенческих факторов, определяющих моего Адаптированного Ребенка или Свободного Ребенка, будет отличаться от вашего потому, что мы были разными детьми. Из-за того, что у нас были различные паттерны, у каждого из нас будет свой собственный уникальный набор поведений, обозначающих Контролирующего или Воспитывающего Родителя.

 

ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТО, ЧТО ТАБЛИЦЫ “СТАНДАРТНЫХ ФАКТОРОВ”

ЯВЛЯЮТСЯ БЕСПОЛЕЗНЫМИ?

 

       К счастью, нет. Существуют некоторые виды поведений, которые типично для ДЕТЕЙ В ЦЕЛОМ, когда они подчиняются родителям или ведут себя спонтанно. Существуют поведения, которые проявляют РОДИТЕЛИ В ЦЕЛОМ, когда они контролируют или воспитывают своих детей. Поэтому, первый шаг в диагностике функциональных эго-состояний.

       Для подтверждения нашего диагноза нам необходимо поближе познакомиться с человеком. Со временем мы сможем составить список их собственных уникальных наборов поведений, указывающих на изменения эго-состояний.

       В нашей книге мы предпочли не приводить таблицу “стандартных факторов”. Вместо этого мы предлагаем вам составить вашу собственную таблицу.

 

      Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте шесть вертикальных колонок. Обозначьте левую колонку “Факторы”. Остальные пять колонок - названия пяти эго-состояний, как и в эгограмме: КР, ВР, В, СД, АД.

       Вернитесь к колонке “Факторы”. Равномерно поделите ее вниз, написав пять подзаголовков:

                   слова

                   тон голоса

                   жесты

                   положение тела

                   выражение лица.

       Проведите горизонтальные линии, таким образом в каждой колонке было бы по пять частей: “Слова”, “Тон голоса” и т.д.

       Задание заключается в том, чтобы вы в каждой колонке записали поведенческие факторы НА САМОГО СЕБЯ.

       Возьмите колонку Контролирующего Родителя. В ней вы записываете поведенческие факторы, которые вы проявляете, когда копируете способы ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситуации, когда вы обычно входите в КР. Возможно, это происходит тогда, когда вы являетесь начальником на работе. Если вы родитель, рассмотрите поведения, которые вы показываете при объяснении ребенку, что надо делать.

       Приведем несколько примеров того, что я могу написать в колонку КР.

       СЛОВА: ”Не делай это! Прекрати! Делай это! Вот так-то! Хорошо! Плохо! Тебе следует! Ты должен!”

       ТОН ГОЛОСА: глубокий, резонирующий, сердитый.

       ЖЕСТЫ: разрубаю правой рукой воздух, держу вместе пальцы, образуя “колокольню”. Соединяю руки за головой.

       ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА: опрокидываюсь глубоко назад на стуле. Опрокидываю голову назад, “смотрю с высока”.

       ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА: кончики рта слегка опущены вниз. Брови подняты вверх.

           

       Возможно, вы обнаружите, что некоторые из этих факторов подходят также и для вас. Главное - составить ваш собственный уникальный список. А теперь приступайте к работе.

       ОТМЕЧАЙТЕ ЛИШЬ ТО, ЧТО МОЖНО ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ. НЕ ИНТЕРПРЕТИРУЙТЕ. Например, в колонке “выражение лица” отметьте лишь то, что по наблюдениям людей вы делаете со своим лицом. Не пишите слова типа: “снисходительный, деловой, высокомерный...” Это будут интерпретации. Когда вы смотрите на меня и слышите мой голос, возможно, вы видите, что я веду себя как деловой. Однако деловитость это не совсем то, что вы видите. Это интерпретация, которую вы даете в вашей голове. Всегда практикуйте осознание того, что вы наблюдаете. Если вы затем начнете интерпретировать ваши наблюдения, то осознавайте, что интерпретация - это нечто иное, нежели то, что вы наблюдаете.

       Когда вы закончите заполнять колонку Контролирующего Родителя, приступайте к аналогичному заполнению других колонок. Для Воспитывающего Родителя, составьте список поведений, которые вы показываете, когда копируете способы заботиться о людях со своих родителей. И опять, если вы родитель, то скорее вы поступаете так в течение некоторого времени, когда заботитесь о своих детях.

       Для Адаптивного Ребенка: запишите поведенческие факторы, которые вы проявляете, при проигрывании поведения приказам других людей, когда вы были ребенком. Возможно, вы поступаете так, когда вы соглашаетесь с чем-то в компании, говорите с начальником на работе и т.д.

       Для Свободного Ребенка: вспомните, когда в последний раз вы вели себя как когда-то в детстве, ни подчиняясь приказам других, ни восставая против них. Возможно, катаясь на американских горках, вы прятали лицо и пронзительно кричали, когда машина неслась вниз по склону. Возможно, при посещении врача с целью сделать очередную прививку, вы замечали, что дрожите от страха при виде иглы в руках медсестры.

       Помните, что функциональные подразделения Родителя и Ребенка могут проявляться как в негативном, так и в позитивном плане. Были ли случаи, когда вы своим поведением сталкивали людей с позиции негативного Контролирующего Родителя? Если у вас есть дети, подавляете ли вы иногда своих детей? Если да, то как они видят и слышат, что вы в негативном Воспитывающем Родителе? Говоря с начальником, подстраиваетесь ли вы иногда под него, желая в то же время, чтобы он сгинул с лица земли? Если да, то как бы вы видели и слышали себя на видеопленке в негативном Адаптивном Ребенке?

       В колонке Взрослого отметьте поведения, которые вы проявляете, когда ведете себя взрослый здесь и теперь. Это может быть недавняя ситуация на работе, когда вы обменялись информацией с товарищем по работе. Возможно, это будет ситуация в универсаме, в которой вы согласно списку делаете покупки. Возможно, это будет чтение этой книги и изучение эго-состояний. Помните, что эго-состояние Взрослого связано с чувствами здесь и теперь, так же как и с мыслями. Следовательно поведения Взрослого может включать в себя выражение эмоции, где выражение чувств соответствует реагированию на текущую ситуацию.

       Заполните колонку Свободного Ребенка примерами проявляемого вами поведения, когда вы ведете себя как-будто вы были спонтанным ребенком, а не спонтанным взрослым.    

 

       Иногда, когда вы наблюдаете за моими поведенческими факторами, вам, возможно, будет необходимо задать ряд вопросов, чтобы сулить о том, какому эго-состоянию подходит конкретное поведение. Предположим, вы видите меня сидящим согнувшись. Я наклонился вперед, обхватав голову руками, уголки рта спущены вниз, я глубоко вздыхаю, глаза полны слез.

       По всем этим факторам вы видите, что я выражаю свое горе. Однако в каком эго-состоянии я нахожусь? Может быть, я получил известие о смерти близкого родственника? Тогда мое горе будет соответствовать реагированию на здесь и теперь, значит я во Взрослом. А может быть я воскресил в памяти какую-то потерю в детском возрасте, о которой я не позволял себе думать с грустью вплоть до текущего момента? В этом случае выражение моих чувств исходит из Свободного Ребенка. Существует еще одна возможность того, что я проигрываю паттерн негативного Адаптивного Ребенка, в котором я согнулся и выражаю печаль как способ манипулирования окружающими меня людьми.

       Для того, чтобы подкрепить ваши оценки моим поведенческим факторам, вы возможно, захотите спросить меня о том, как другие относятся ко мне. Вы можете спросить меня рассказать о моей жизни, о том, какими были мои родители. И, возможно, вы узнаете, что я могу проживать из своего собственного детства.

 

      При дальнейшем рассмотрении трех других способов диагноза Берна используйте их для повторной проверки списка поведений, который вы для себя составили. Изменяйте и дополняйте список в соответствии с полученным материалом.    

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

 

       В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются к нам из эго-состояния, которое дополняет мое собственное эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-состоянии, в котором нахожусь я сам.

       Например, если я обращаюсь к вам из эго-состояния Родителя, есть вероятность того, что вы ответите мне из вашего Ребенка. Если я начинаю обращаться с вами из Взрослого, то скорее всего вы также ответите из Взрослого, а если я обращаюсь к вам из Адаптированного Ребенка, то вы, вероятно, ответите из Родителя.

       Таким образом, если я осознаю, что люди часто реагируют на меня из Ребенка, то я имею основание полагать, что я, по-видимому, часто обращаюсь к вам из Родителя. Возможно, я начальник и считаю своих подчиненных или подобострастными или пытающимися саботировать мои указания за моей спиной. Оба этих поведения похожи на реагирование Адаптированного Ребенка. Тогда, возможно, я для них больше являюсь Контролирующим Родителем, чем нежели я ранее предполагал. Если я хочу изменить эту ситуацию, я могу отменить поведение Контролирующего Родителя, которое я использую в ситуациях на работе. Тогда вместо них я могу использовать, скажем, поведение Взрослого. Реагирующие эго-состояния моих подчиненных позволяет мне провести социальный диагноз того, насколько далеко я ушел от Родительского подхода.

 

      Вспомните последний случай, когда кто-либо отвечал вам из своего Ребенка. Какие поведенческие факторы, которые проявлял другой человек, вы интерпретируете как исходящие из Ребенка?

       Было ли это реагирование на ваш Контролирующий Родитель или Воспитывающий Родитель? Если это так, то просмотрите ваш список поведенческих факторов и объясните, как другой человек видел и слышал в вас Родителя.

       Как вы бы изменили свое поведение для того, чтобы они отвечали из другого эго-состояния?

       Проделайте тоже упражнение для последних случаев, когда кто-либо отвечал вам из Взрослого, Родителя.   

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

 

       В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о родителях и парентальных фигурах человека. Это позволяет нам сделать двойную проверку наших впечатлений относительно функциональных эго-состояний человека. Это позволяет нам также узнать о структуре эго-состояния. ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ИМЕЕТ ДЕЛО КАК С ПРОЦЕССОМ, ТАК И СОДЕРЖАНИЕМ.

       Возможно, в группе я вижу, что вы сгорбились и нахмурились. Рукой вы закрываете глаза. Я слышу, что вы говорите: “Я смущен. Я не могу думать”. Поведенчески я делаю вывод о том, что вы в Адаптивном Ребенке.

       Для исторического диагноза я спрашиваю вас: “Как вы чувствовали себя ребенком, когда кто-либо просил вас подумать?” Или, возможно, сказал бы вам: “Сейчас вы похожи на шестилетнего ребенка. Вы что-то вспомнили из своего детства?” Вы можете ответить: “Да, Папа заставлял меня читать книжки, а потом смеялся, потому, что я неправильно произносил некоторые слова. Поэтому я играл в глупого, чтобы досадить ему”.

       В другом случае вы, возможно, откинулись назад на стуле. Откинув голову назад, вы свысока смотрите на своего соседа, говоря ему: “То, что вы только что сказали - неправильно. На самом деле дело обстоит следующим образом...” При этом он, возможно, сникает, опускает плечи и поднимает брови в манере Адаптированного Ребенка. Сейчас я обладаю как поведенческими, так и социальными факторами, говорящими о том, что вы находитесь в Контролирующем Родителе. Для исторического диагноза я могу спросить вас: “Вы не могли бы остаться в этом положении на секунду? Сидел ли так один из ваших родителей, когда они говорили вам о том, как обстоят дела? Возможно, вы рассмеетесь и ответите: “Да, опять этот Отец!”

       Таким образом ваши ответы позволяют мне осуществить двойную проверку поведенческого диагноза. Видя, что вы проявляете набор поведений, который, с моей точки зрения, подходит для вашего эго-состояния Адаптивного Ребенка, я подтверждаю свой вывод о том, что внутренне вы проигрываете ваш способ реагирования на родительское давление в детском возрасте. Проявляя Родительские факторы в поведении, вы сообщаете мне о том, что вы копируете поведение ваших собственных родителей.

 

      Вернитесь вновь к списку поведенческих факторов, которые вы для себя отметили. Используйте исторический диагноз для проверки факторов для каждого эго-состояния.

       При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отметьте, если вы помните, какого родителя или парентальную фигуру вы копируете каждым поведением. Какие скопированные мысли и чувства сопровождают это поведение?

       Для факторов Адаптированного Ребенка и Свободного Ребенка вспомните ситуации в вашем детстве, когда вы вели себя таким образом. Сколько вам было лет? Что вы думали и чувствовали в этих случаях?

       Для Взрослого отметьте, что отмеченные вами поведения НЕ являются ни проигрыванием вашего детства, ни парентального поведения, которое вы проглотили целиком.

       Возможно, вы захотите перевести часть ваших поведенческих факторов в другую колонку. Например, некоторые факторы, которые первоначально вы отнесли к Взрослому, возможно, более подходят в Адаптированному Ребенку.     

 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

 

       Иногда вместо того, чтобы вспоминать прошлое, я могу его проживать. Берн писал, что “... феноменологическая достоверность достигается лишь тогда, когда индивид может прожить все эго-состояние с полной интенсивностью с незначительным отклонением”.

       Предположим, вы только что вспомнили время, когда Папа заставлял вас читать и затем смеялся над вами за неправильно прочитанные слова. Если бы вы и я работали в терапии, я бы попросил вас вернуться к этой детской сценке. В своем воображении вы можете представить перед собой отца и сказать ему то, что вы не могли сказать ему, когда вам было шесть лет. Возможно, в начале вы обнаружите, что скулите Отцу. Затем, возможно, вы испытаете гнев и начнете кричать: “Это нечестно!”, при этом колотя по подушке как-будто бы вы хотите побить Отца. Мы получили феноменологический диагноз части содержания эго-состояния вашего Ребенка.

       Берн использовал слово “феноменологический” в значении, отличном от обычного словарного определения. Он не объяснил, почему он так поступил, поэтому имейте ввиду смысл, который Берн вкладывал в свое определение.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.