Эго-состояния - названия, а не вещи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Эго-состояния - названия, а не вещи

2019-08-07 248
Эго-состояния - названия, а не вещи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Нельзя положить эго-состояние в телегу. Его нельзя взвесить и потрогать. Нельзя определить его местоположение в теле или мозге.

       Это объясняется тем, что эго-состояние - не вещь, а название, которое используется для описания ряда явлений, т.е. набора связанных друг с другом чувств, мыслей и поведений. Аналогично Родитель, Взрослый и Ребенок являются не вещами, а названиями. Мы используем эти три слова для того, чтобы различить три различных набора чувств, мышления и поведения, с которыми вы познакомились в этой главе.

       В повседневной практике ТА об эго-состояниях часто говорят, как будто бы “мы ими обладаем”. Можно услышать следующие высказывания:

       “Мой Ребенок хочет повеселиться”  или

       “У тебя сильный Взрослый”.

       Проблема подобного употребления слов заключается в том, что мы можем скатиться до признания за эго-состояниями их некоего собственного независимого существования, отдельного от человека, о котором мы говорим. Конечно же это не так. Дело не в том, что “мой Ребенок” хочет повеселиться. Я хочу повеселиться, и, когда я хочу этого, я, возможно, нахожусь в своем эго-состоянии Ребенка. Дело не в том, что “У меня сильный Взрослый”. Скорее всего я обладаю хорошей способностью делать все так, что это обычно ассоциируется с эго-состоянием Взрослого, как, например, тестирование реальности и оценка вероятности.

       В этой книге мы избегаем употребления эго-состояний в смысле “вещей” и предлагаем вам делать тоже самое.

 

СВЕРХУПРОЩЕННАЯ МОДЕЛЬ

 

       После того, как книга Э.Берна “Игры, в которые играют люди” стала бестселлером в середине шестидесятых годов, ТА стал частью “популярной психологии”. Некоторые авторы и специалисты по ТА пошли по пути коммерческого успеха. Для того, чтобы сделать ТА еще более покупательным, они искажали некоторые оригинальные идеи Берна. Они делали упор на вещах поразительных и моментально принимавшихся и опускали те аспекты, которые требовали более глубокого размышления и пристального наблюдения.

       Именно в этот период и появилась сверхупрощенная версия модели эго-состояний. Эта упрощенная модель все еще продолжает существовать. Именно она лежит в основе бесконечного взаимного непонимания как среди сторонников ТА, так и профессиональных наблюдателей из других областей.

       В данном разделе мы кратко рассмотрим сверхупрощенную модель. МЫ НЕ СОВЕТУЕМ ВАМ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ. ОНА НИКАКИМ ОБРАЗОМ НЕ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ЭТОЙ КНИГЕ. Мы представляем ее лишь потому, что вы, возможно, столкнетесь с ней в некоторых ранних работах по ТА. Вы также обнаружите ее существование в мышлении многих людей, которые изучали ТА в бурные шестидесятые годы.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ СВЕРХУПРОЩЕННАЯ МОДЕЛЬ?

 

       Она просто утверждает: “Когда я мыслю, я во Взрослом. Когда я чувствую, я в Ребенке. Когда я делаю оценочные суждения, я в Родителе”.

       Вот и все! Неудивительно, что профессиональные наблюдатели вне ТА, услышав об этой модели как представляющей основной строительный блок ТА, спрашивают в замешательстве: “И это все?”

       Познакомившись в этой главе с тем, что на самом деле представляет из себя модель эго-состояний, вы, возможно, усомнитесь в том, имеется ли вообще какое-либо сходство между сверхупрощенной и подлинной моделью. Фактически сходство есть. Сверхупрощенная модель предлагает некоторые типичные характеристики каждого эго-состояния, однако она опускает ряд других важных характеристик модели.

       Сначала рассмотрим крупицы правды в сверхупрощенной модели. Каким образом она похожа на подлинную модель?

       Известно, что, когда я в эго-состоянии Взрослого, я реагирую на здесь и теперь благодаря всем возможностям, доступным мне как взрослому человеку. Обычно это включает в себя какой-то способ решения проблем. Я склонен ощущать себя “думающим”. Вероятно, кто-либо, наблюдающий за моим поведением, сделал вывод о том, что я “думаю”.

       Если я перейду в Ребенка, я стану проигрывать поведения, чувства и мысли из моего детства. Дети, особенно маленькие, имеют дело с миром в основном с позиции чувств. следовательно, когда я в Ребенке, я буду по большой части ощущать себя “чувствующим”. В этом случае наблюдение за мной вероятнее всего подтвердит вывод о том, что я, очевидно, “выражаю чувства”.

       Когда я в Родителе, я копирую свои поведения, мысли и чувства с какого-то родителя или парентальной фигуры, каким этот человек казался мне в детстве. Ребенку кажется, что родители тратят много времени на установление правил о том, что должно или не должно случиться, или суждения о том, каков есть мир. Поэтому большую часть времени в Родителе я буду делать то, что делали мои родители и делать оценочные суждения о том, что “надо” и “следует”.

       Из этого следует, что сверхупрощенная модель дает нам первые простые ключи для узнавания эго-состояний. Когда я во Взрослом, я буду часто думать, в Ребенке я буду часто чувствовать, а в Родителе я буду часто делать оценочные суждения.

       Однако эти очевидные ключи к эго-состояниям совсем не позволяют нам полностью описать каждое отдельное эго-состояние. Сверхупрощенная модель полностью опускает то, что я могу думать и чувствовать и делать оценочные суждения из любого моего эго-состояния.

       Гораздо более серьезная ошибка сверхупрощенной модели заключается в том, что она ничего не говорит о временных рамках эго-состояний. Берн снова и снова подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В Ребенке я проигрываю поведения, мысли и чувства из моего собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведения, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.

       Этим кратким изложением мы заканчиваем разбор сверхупрощенной модели. Она была прекрасной темой для поверхностных книг и послеобеденных разговоров, однако она не дала ключ к тому, что на самом деле представляет собой ТА. С этого момента в нашей книге мы придерживаемся оригинальной трактовки модели эго-состояний Берна.

 

 

ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭГО-СОСТОЯНИЙ

 

       В этой книге и следующей главе мы рассмотрим более подробные варианты модели эго-состояний, которые анализирует эго-состояния в терминах структуры или функции.

           

       Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго-состояние. Функциональная модель делит эго-состояния на части с тем, чтобы показать как мы их используем.

 

                   СТРУКТУРА = “ЧТО” = СОДЕРЖАНИЕ

 

                   ФУНКЦИЯ = “КАК” = ПРОЦЕСС

 

       Функциональная модель более удобна для понимания при первом знакомстве, поэтому мы рассмотрим ее в первую очередь (см.рис. 3.1.).

 

Рис. 3.1. Функциональный анализ эго-состояний


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.