Вопрос. Программа коррекции страхов дошкольников — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос. Программа коррекции страхов дошкольников

2019-08-07 229
Вопрос. Программа коррекции страхов дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: коррекция страхов, создание комфортного пребывания детей в детском образовательном учреждении.

Для осуществления данной цели созданы блоки псикокоррекционной и профилактической деятельности психолога, педагогов и родителей.

I. Блок псикокоррекционной работы с детскими страхами.

Задача: коррекция страхов у детей. Занятия с подгруппой (5-6 человек) и индивидуально. Длительность 15-20 минут, про­должительность коррекционного блока 1-1.5 месяца. Частота встреч регламентируется психологом (2-3 раза в неделю). На коррекцион­ной стадии доминантным является использование методов сказко-кукло-игротерапии, проективных методик, нейролингвистического программирования, арт-техник. На занятиях применяются элементы психодрамы, психогимнастика, релаксационные упражнения, методы десенсибилизации, поведенческого тренинга, телесные, музыкaльные техники. На этот этапе проводится несколько сеансов семейной терапии. Достигнутые результаты закрепляются в обычной деятельности детей в группе.

Календарно-тематический блок коррекционной работы с детскими страхами.

1 день 15 мин. Цель: изучение выражения эмоционального состояния страха в мимике; развитие чувства эмпатии; создание доверительных отношений для коррекционной работы. Упражнения и техники: упр. «Свечка», этюды: «Радость», «Страх», беседа на тему «Когда мы испытываем страх?», сказкотерапия «Как котенок потерялся», обсуждение сказочной ситуации, поиск констуктивного выхода из положения, разыгрывание положительного окончания истории, игра «Доброе животное»

2 день 15-18 мин. Цель; развитие чувства сопереживания другим, поиск путей преодоления страха. Коррекция страха темноты. Упражнения и техники:

сюжетно-ролевая игра «Путешествие к царице Темноте», этюды: «Испуганный котенок», «Ночные звуки», куклотерапия: разыгрывание этюда «Страшный сон», рисование своего страха, танцевальная техника «Гармоничный танец»

3 день 20 мин. Цель: преодоление нерешительности у детей, встреча ребенка с тем, что его тревожит в кругу друзей.

Упражнения и техники: упр. «Мышь и мышеловка», «Сочини страшную сказочную историю» (сюжет задает психолог)

игра «Скульптор», упр. «Комплименты»

4день 15-18 мин. Цель: коррекция страхов сказочных персонажей, чудовищ, развитие смелости и активности у подверженных страхом детей. Упражнения и техники: арт-техника «Клякса», куклотерапия «Превращение сказочного злодея» обсуждение спектакля, Игра «Жмурка»

5 день 15-18мин. Цель: соприкосновение детей с тем, что их тревожит. Упражнения и техники: этюды: «Испуг», «Радость «, «Злость», «Счастье», сюжетно-ролевая игра «Служба спасения 911», упр. «Победи свой страх» (рисуночная методика): дети разрывают свои рисунки, игра «Цветик-семицветик»

6 день 20 мин. Цель: проживание детьми ситуации пугающий их в реальной обстановке. Упражнения и техники:

упр. «Маски», часть 1: Рисование страшных масок, часть 2: Обы грывание масок, часть 3: Ритуал снятия масок

7 день 20 мин. Цель: коррекция страхов чудовищ; формирование активной позиции небоящегося. Упражнения и техники: сказкотерапия: рассказывание истории «Жил был сказочный лес»,обсуждение поведения героев сказки, нахождение позитивного выхода из ситуации, разыгрывание окончания сказки, арт-техника «Пластилиновый мир» (лепка себя небоящегося)

8 день 15-17 мин. Цель: коррекция страхов стихии. Упражнения и техники: упр. «Кораблик», сюжетно-ролевая игра «Кораблекрушение», беседа на тему «Каким 6ы я хотел быть», хаго-терапия «Обнимай-ка»

9 день 15-20мин.Цель: преодоление препятствия на пути к успеху с целью уверенности в себе. Упражнения и техники:

сюжетно-ролевая игра «Путешествие в замок колдуна, этюды «Колдун», «Принцесса», «Добрый волшебник»,упр. «Освободи принцессу Из чар колдуна»

10 день 15-20 мин.Цель: коррекция страхов животных, развитие смелости и активности Упражнения и техники:

упр. «Зоопарк» (дикие животные), «Дрессировка животныю», танцевальная техника «Изобрази животное», психогимнастика «Пробуждение на птичьем дворе»

11 день 20 мин.Цель: Коррекция страхов врачей, больниц, тренинг эффективного поведения. Упражнения и техники:

беседа на тему «Для чего нужны больницы?» разыгрывание ситуаций приема у врача, проведение лечебной процедуры, упр. «Качели», «Гармоничный танец»

12 день 18-20 мин.Цель: коррекция ночных страхов путем демистификации пугающих образов. Упражнения и техники:

куклотерапия: разы гры вание этюда «Страшный сон» обсуждение ситуации, игра «Страшилки», релаксация «Волшебный сон»

13 день 20 мин.Цель: проживание детьми ситуации вызывающей страх. Упражнения и техники: упр. «Ролевые игры» (техника десенсибилизации), «Неваляшка», «Репетиция» (2 истории, с импровизацией ситуа­ций, вызывающих тревогу), проективная методика «Какой я есть, и каким бы хотел

беседа по рисункам детей

14 день 20 мин.Цель: коррекция страхов наказания, тренировка уверенного поведения. Упражнения и техники:

упр. «Ругаемся овощами», психодраматическая техника «Скульптура семьи» придумывание сказочных историй на тему «Я и моя семья»,арт-техника «Какой я вижу свою семью», (коллективное рисование)

15 день 20 мин.Цель: з акрепление полученных результатов, посвящение детей в рыцари «без страха и упрека»

тур I. Добраться до сказочного замка, игра «Коридор» (преодоление коридора, охраняемогозлыми собаками), тур II. упр. «Быстрые ответы», тур 1II. «Войти в темную комнату и рассмотреть все, что там есть» (10 вопросов на внимание)

вручение рыцарских знаков отличия и посвящение в рыцари.

2.. Блок псикокоррекционной и профилактической работы с детскими страхами

1 день 20 мин. Цель: профилактика поведенческих нарушений у детей; формирование навыка конструктивного общения. Упражнения и техники: сказкотерапия: техника «Сказка по кругу» сюжет: «Как я стал смелым» (начинает психолог), упр. «Колдун» (колдун с помощью волшебной палочки избавляет участников от страхов), упр. «Ищем секрет», рисуночная техника «Дружеский шарж»

2 день 20мин. Цель: закрепление навыка уверенного поведения; чувства эмпатии Упражнения и техники:

написать письмо сказочному персонажу, куклотерапия: спектакль-экспромт «Больше не боюсь»(дети — непосредственные участники), обсуждение спектакля, поведения главных героев, игра «комплимент»

3 день 18-20 мин. Цель: формирование невербальнык средств общения;саморегуляции поведения Упражнения и техники:

упр. «Море волнуется», этюды: «Глупый мышонок» «Испуганный мышонок»,«Счастливый мышонок»,игра «Мышеловка»

Игры, направленные на коррекцию страхов у дошкольников (рекомендации для родителей)

1."Зверушки в норке" (для детей 3-4 лет)

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.
2. "Бобры" (для детей 3-6 лет)
Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.
3. "Кто притаился в темноте?" (для детей 4-8 лет, игра использовалась И. Я. Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях)
Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком). Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки.
4. "В темной норе" (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.
5. "Кукольные прятки" {для детей 4-6 лет)
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.
6. "Смелый разведчик" {для детей 5-8 лет)
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.