Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей младших школьников. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей младших школьников.

2019-08-07 201
Вопрос. Разработайте программу консультирования родителей младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младший школьный возраст – это период от 6/7 до 10/11 лет. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте заключаются в том, что у этого возраста как периода онтогенеза фактически выделяются два возрастных отрезка: кризис семи лет – критический возраст (по Л.С. Выготскому) и собственно младший школьный возраст (литический возраст по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития такова: младший школьник становится «общественным субъектом», приобретает социально значимые обязанности, имеет общественную оценку. У младшего школьника формируется социальная позиция школьника, а его доминирующим социальным окружением становятся одноклассники и первый учитель.

Особое значение в жизни ребенка имеет изменение ведущего вида деятельности: переход от учебно-игровой деятельности к систематическому школьному обучению приводит к тому, что ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.

К личностным новообразованиям этого периода относятся: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; появление рефлексии, склонности к анализу, формирование внутреннего плана действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентацию на группу сверстников, развитие общественной направленности и познавательного отношения к действительности; складывание характера, ориентацию на ученический коллектив. Младший школьник переживает второй физиологический криз (бурный рост тела, увеличение внутренних органов, вегетативную перестройку).

В этот период происходит расширение и углубление знаний, умений и навыков; проявляются общие и специальные способности, формируется мотивация достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности, усиливается роль мотивов признания и одобрения со стороны значимых взрослых; поддержания социального престижа среди сверстников. У младших школьников появляется смысловая ориентировочная основа поступка, исключающая импульсивность и непосредственность взаимодействия с окружающим миром, возрастает удельный вес опосредованного и произвольного поведения. Появляются обобщенные переживания, осознается свое место в системе человеческих отношений.

Кризис младшего школьного возраста по праву называют периодом рождения «социального Я». И хотя к началу школьного возраста как к никакому другому возрастному периоду родители (и общество в целом) специально готовят ребенка, наиболее полно стараясь «отследить» динамику смены его социальной позиции и социальной ситуации развития в целом и даже управлять ею, указанные трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологического консультирования. Причиной обращения к консультанту могут быть случаи:

 - резко выраженной (чаще парциальной) неготовности ребенка к обучению в школе. Это бывает, как правило, у детей, никогда не посещавших дошкольные детские учреждения (трудности контакта с коллективом детей, «режимные» трудности);

 - трудности, связанные с тем, что родители не успели подготовиться к своим новым обязанностям и новым правам ребенка как ученика;

 - у ребенка сформировано негативное отношение к школе, и он боится вступать в новую социальную роль.

В основе коррекционной работы лежат концептуально близкие отечественным психологам положения В. Сатир:

- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;

- необходимость построения отношений по определенным правилам, которые должны быть гибкими, гуманными, полезными и изменчивыми;

- связь с обществом, открытая и обнадеживающая. Чтобы эти положения стали для родителей осознанной необходимостью, им следует менять точку  зрения на взаимоотношения со своими детьми за счет изменения взглядов на ребенка.

Цель данной программы: оптимизировать отношения в диаде «Младший школьник – его родители».

Задачи:

1. выявление факторов, провоцирующих трудности в установлении детско-родительских отношений (Социально-экономические факторы, малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, чрезмерная занятость взрослых; юные родители (младше 17 лет); специфические культурные или религиозные факторы); психолого-педагогические факторы: низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей психические заболевания родителей; клинико-психологические факторы: частые критические состояния (нервные срывы, попытки суицида), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль, импульсивность; наличие в прошлом жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности  за половые преступления, родители, подвергавшиеся в детстве жесткому отношению или лишенные родительских прав (Н.Ю. Синягина);

2. уточнение позиции по отношению к ребенку: по критериям: адекватность, динамичность и прогностичность. (А.С. Спиваковская).

3. определение степени функциональности семьи (функциональная, дисфункциональная), уровня родительской компетентности и стиля воспитания в семье.

4. проведение диагностики уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.

5. разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в ситуации кризиса 6-7 летнего возраста.

6. пересмотр жизненного сценария ребенка, активно формируемого его родителями;

7. разработка совместно с родителями способов взаимодействия с детьми, способствующих оптимальному развитию познавательной, коммуникативной и личностной сфер младшего школьника с целью его более успешной адаптации к школе.

Диагностический блок основан на разрешении первых четырех задач;

Установочный блок предполагает побуждение у родителей желания пересмотреть свои жизненные установки, ценности, жизненные сценарии и максимально содействовать развитию ребенка на данном возрастном этапе в ситуации кризиса.

Коррекционный блок разрешает целевую установку на оптимизацию взаимоотношений в семье и гармонизацию и оптимизацию развития дошкольника, снятие острых моментов, обусловленных кризисом,

Блок оценки эффективности коррекционных мероприятий предполагает отслеживание динамики позитивных изменений, происходящих в семье дошкольника и в его личностной, познавательной, поведенческой и коммуникативной сферах.

Консультативная программа свободная, частота встреч с родителями и дошкольником - 1 раз в неделю в течение 1-2 месяцев.

Совместно с родителями намечаются правила, соблюдение которых поможет преодолеть кризисную ситуацию у ребенка:

1. Не драматизируйте кризисную ситуацию;

2. Смягчайте конфликтные ситуации, внося в них долю юмора;

3. Воспитывайте у себя эмпатию — постижение эмоционального состояния ребенка, проникновение в его чувства и переживания;

4. Уважайте запросы ребенка;

5. Попытайтесь встать на его точку зрения;

6. Почувствуйте его состояние;

7. Выразите словами это состояние;

8. Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами;

10 Не переучивать леворукого ребенка.

Методы работы с родителями: ролевая игра, позволяющая оценить типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми (по С. Фрайду, П. Хоулту и В.Гиллхаму): «ребенок-мишень» (ребенок имеет физические или умственные недостатки и становится объектом агрессии в семье), «критическая ситуация» - потеря работы, разлука с любимым и другие ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения родителей по отношению к детям; «отсутствие навыков отцовства и материнства» приводит к тому, что они используют только стратегии крика, запугивания, избиения; «необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики; «модель домашнего насилия» - жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жесткого отношения; «курирование» как форма коррекционной работы с ребенком через семью; консультирование, семейные дискуссии, оценивание и резюмирование как формы коррекционной работы. Программа Т. Гордона «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР) как вариант позитивного и безоценочного принятия родителями своих детей и установление правильного отношения к ним. Родителей консультируют и по вопросам раннего формирования характера и наметившихся акцентуаций характера (явных или скрытых) и предотвращения в связи с этим социальной дезадаптации; способам разрешения конфликта во взаимоотношениях между детьми в одной семье.

В процессе консультирования консультанту необходимо обращать внимание на психологические защиты родителей. Чаще всего это защиты по типу проекции или слияния. Проекция – это стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Слияние – это отсутствие границы между человеком и средой, в частности, между родителем и ребенком. Такой родитель склонен к употреблению местоимения «мы», например: «мы выучили уроки». В диагностической беседе у него появляются темы страхов, тревоги, либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка.

В процессе консультирования можно встречаться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель проявляет большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализируют мельчайшие проявления детской души. Однако, реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии.

Существенной особенностью в школьном консультировании обладают интерпретация проблем родителей и реориентация – выработка способов решения проблем. Необходимо умело сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. «Услышать проблему» - значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Необходимо при этом реализовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к родителю, например: решить адекватно, какую часть проблемы и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Этап реориентации – это тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно убедительно рассказать им о результатах наблюдения К.Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей.

В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех ребенка, приходится объяснять, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе.

В целом следует отметить, что программа консультирования родителей, и работа с самим младшим школьником направлены на инициирование у них собственной активности, стремления к самосовершенствованию, являющихся основной составляющей понятия: «психологическое здоровье» (в отличие от понятия «психическое здоровье», содержанием которого является нормальное психическое развитие, отсутствие патологий, симптомов, мешающих адаптации человека в обшестве).

 

 



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.