Оценка восприятия младшего школьника — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Оценка восприятия младшего школьника

2019-08-07 163
Оценка восприятия младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восприятие младшего школьника, особенно в первом классе, еще слабо дифференцированно, непроизвольно. Неспособность четко выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по частям является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. Своевременное выявление подобных особенностей восприятия у ребенка будет способствовать планированию коррекционно-профилактических мер по преодолению трудностей в обучении младшего школьника.

1) Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т.п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4 (21 х 30 см).

Обработка результатов

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию. Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте.

Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной.

При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметов изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы.

Зрительное восприятие

1) Разрезные картинки. Оборудование: три картинки с изображением знакомых ребенку предметов, разрезанные на четыре части по горизонтальным и вертикальным линиям (матрешка) и по диагоналям (юла, мяч).

Направленность методики: определить сформированность пространственного восприятия, способность видеть целое на основе отдельных его частей; конструктивный праксис, осознанность и целенаправленность деятельности.

Процедура проведения: детям 7 — 8 лет показывают сначала одну уже составленную картинку (разрезанную по диагоналям), затем части ее перемешивают.

Инструкция: "Сделай, как было".

Если это задание посильно, то предлагают более сложный вариант — перемешанные части всех трех картинок. Для детей 9 — 10 лет можно сразу начинать с этого варианта. Важно проследить характер действий ребенка: отбор частей с учетом линий разреза, изображенного и т.д.

Анализ результатов выполнения:

- дети с нормальным умственным развитием и сформированным пространственным восприятием без труда выполняют задание. Они используют рациональный способ складывания частей в целое. Их интересует сам процесс деятельности и конечный результат;

- дети с задержкой психического развития, выполняя сложный вариант, могут допускать ошибочные действия, но наводящие вопросы и организующая помощь оказываются эффективными;

- дети умственно отсталые — легкой и средней степени дебильности, не имеющие локальных пространственных нарушений, выполняют после показа составление картинок, разрезанных по вертикали и горизонтали. Картинки, разрезанные по диагонали, вызывают затруднения. Недоступным для самостоятельного выполнения оказывается сложный вариант задания. Только при показе и организующей помощи дети составляют картинки;

- глубоко умственно отсталые дети (имбецилы) сложный вариант задания не понимают и не выполняют даже в 10 лет. Могут сложить после показа лишь картинку из четырех частей, разрезанную по вертикали и горизонтали; сложение картинки, разрезанной по диагоналям, возможно только при совместном выполнении.

4. Оценка мышления младшего школьника

У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления.

Развитие мышления младшего школьника характеризууется переходом от оперирования практическими действиями в решении наглядно данной ситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свернутым действиям. Изменяется содержание, которым оперирует ребенок. От наглядного, единичного факта ребенок переходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все более обобщенным понятийным знаниям.

1) Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий в каждой серии — по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол (табл. 7) для регистрации ответов.

Протокол исследования вербально-логического мышления

Номер серии Время выполнения задания, с Результат
1    
   
15    

Бланк методики «Исключение слов»

1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

3. Часы, очки, весы, термометр.

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.

7. Дерево, этажерка, метла, вилка.

8. Дедушка, учитель, папа, мама.

9. Иней, пыль, дождь, роса.

10. Вода, ветер, уголь, трава.

11. Яблоко, книга, шуба, роза.

12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.

13. Береза, сосна, ягода, дуб.

14. Минута, секунда, час, вечер.

15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

Процедура проведения

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки» исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание - вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.

Ключ:

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т (Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Г вычисляется по формуле: А=В + Т).

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по табл.

Так же для оценки мышления младшего школьника можно использовать следующие методики:

- Кубики Кооса.

- Сравнение понятий

- "Нелепицы"

- Простые аналогии

- Исключение слов /- 4-ый лишний и т.д.

5. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф—Харриса

Исследование проводится следующим образом.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.

Тестирование — предпочтительно индивидуальное. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию — 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Например: Критерии оценки 1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются.2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единенная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей и т.д.

Примечание. Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.

За соответствие рисунка каждому из назначенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода по-лученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доско-нальное соотнесение результатов, полученных сегодня на отече-ственном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже при-водятся лишь основные референтные точки, служащие прибли-зительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф—Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» І<3, соответствующего 100%, а также те показате-ли, которые примерно соответствуют 1(2 = 70% (т.е. минималь-ного значения, относящегося к норме). Использование предло-женного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ни-же, чем соответствующее 1(2 = 70%, это дает основание для бо-лее детального изучения интеллекгуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет 10= 100% примерно соответствует количест-во баллов, равное 7. 70% — 1 балл.

4 года — 100% — 10 баллов; 70% — 3 балла.

5 лет — 100% — 16 баллов; 70% — 6 баллов.

6 лет — 100% — 18—19 баллов; 70% — 7 баллов.

7 лет — 100% — 22—23 балла; 70% — 9 баллов.

8 лет — 100% — 26 баллов; 70% — 10 баллов.

9 лет — 100% — 31 балл; 70% — 13 баллов.

10 лет — 100% — 34—35 баллов; 70% — 14—15 баллов.

11 лет — 100% — 36—38 баллов; 70% - 15—16 баллов.

12 лет — 100% — 39—41 балл; 70% — 18 баллов.

13 лет — 100% — 42—43 балла; 70% — 21 балл. 14—15 лет — 100% — 44—46 баллов; 70% — 24 балла.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.