Принципы построения диагностики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Принципы построения диагностики

2019-08-07 150
Принципы построения диагностики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические позиции, положенные в основу диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского и развиваемой теорией ведущей деятельности А.Н.Леонтьева, к периодизации психического развития Д.Б.Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной. В соотв. с этими позициями, определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. На каждом возрастном этапе общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. В младшем дошкольном возрасте (3-5 л.) между ребенком и взрослым реализуется ситуативно-деловая форма общения. Примерно к 5 годам складывается внеситуативно-познавательная, а в старшем дошкольном (5,5-7 л.) – внеситуативно-личностная форма общения.

Целью обследования ребенка является:

- определение личностных нарушений поведения, системы отношений с дошкольным учреждением;

- установление отношения к нормам поведения, различие отношений к товарищам.

Диагностика проходит ряд этапов.

Анамнестический метод, включающий совокупность сведений медицинского, психологического, социального, педагогического характера. Анамнез обычно заполняется со слов родителей по специально разработанной схеме, которая определяется спецификой данного лечебного или консультативного учреждения, конкретными целями и задачами. В анамнез включаются:

- общие сведения о ребенке (состав семьи, социальный статус родителей, причины обращения за консультацией и т. д.);

- сведения о протекании беременности (наличие токсикозов, угрозы выкидыша, заболевания матери, профессиональные вредности, стрессовые ситуации и т. д.);

- сведения о родах (доношенность - недоношенность, родовые травмы, асфиксия, стимуляция родов, продолжительность родов, оценка по шкале Ангар и др.);

- раннее развитие ребенка (начало сидения, ходьбы; гуление, лепет, время появления первых слов и фразовой речи, заболевания ребенка, травмы головы, обмороки, припадки, тики, нарушения сна и т. д.);

- диспансерный учет (указывается, у каких специалистов и в течение какого периода ребенок состоял па диспансерном учете); характерологические особенности ребенка (спокойный - бес­покойный, общительный - замкнутый, агрессивный - добродушный и т.

- посещение детских учреждений (ясли, детский сад, различные кружки с указанием профиля и психологических трудностей адаптации в детском коллективе).

- метод изучения медицинской документации (медицинская карта из детской поликлиники, выписка из истории болезни, результаты медицинского обследования у специалистов различного профиля, беседа с лечащим врачом).

- метод анализа психолого-педагогических характеристик (из дошкольных учреждений). В отдельных случаях возникает необходимость беседы с воспитателями.

- метод изучения продуктов деятельности ребенка (детские рисунки, различные поделки и т. д.).

Первый этап в работе детского клинического психолога позволяет ему сформулировать гипотезу о патогенезе, времени воздействия повреждающего фактора, динамике течения болезни, личностных особенностях ребенка, характере семейного воспитания и т. д.

Этот анализ истории развития ребенка позволяет подготовиться ко второму этапу диагностической работы с использованием методов беседы и наблюдения. Эти методы также относятся к экстенсивным. Они позволяют уточнить многие выводы, сделанные психологом па первом этапе, и на их основе осуществить адекватный подбор экспериментального аппарата исследования. Отличительной особенностью беседы и наблюдения в детской клинической психологии является направленность не только на ребенка, но и на родителей.

На основе предварительно сформулированной гипотезы о психическом дизонтогенезе в развитии ребенка составляется план беседы с ребенком и его родителями.

Важнейшей задачей первого психологического контакта является создание атмосферы доверия как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Особенно это касается детей с трудностями в общении, в речевом развитии (мутизм, аутизм, заикание).

В таких случаях психолог применяет различные индивидуальные приемы, облегчающие вхождение в контакт с ребенком: игровые методы, рисование, чтение или рассматривание картинок в книге, присутствие родителей (если ребенок боится оставаться один в кабинете).

Присутствие родителей может быть особенно полезно с точки зрения наблюдения за особенностями взаимодействия ребенка с родителями, стиля воспитания в семье.

В процессе планомерного наблюдения психолог обращает внимание на следующие особенности ребенка:

- внешний вид, голос, речевое поведение, фоновое состояние, эмоциональные реакции, особенности конституции;

- способ поведения (активность - пассивность, общение - уклонение от общения, организованность - хаотичность, отношение к себе, к родителям и т. д.);

- мотивированность (заинтересованность) ребенка процессом и результатом игровой или специально организованной деятельности,

- его самооценка, уверенность - неуверенность в себе, отношение к ошибкам, неудачам, оценкам психолога и т. д.;

- работоспособность, сосредоточенность внимания, пластичность, ригидность мышления, понимание обращенной речи, индивидуальный когнитивный стиль деятельности и т. д.

Выводы, которые делает психолог на основе наблюдения, уточняются и дополняются в беседе с родителями:

- поведение ребенка в домашней обстановке, в детском саду;

- взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми;

- предпочтительные виды деятельности, особенности реагирования па различные воспитательные воздействия и т. д.

Вторая важнейшая задача беседы с родителями - разъяснение назначения обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. В этом смысле второй этап диагностики является в каком-то отношении и терапевтическим.

В результате использования методов беседы и наблюдения психолог более четко формулирует клипико-психологическую проблему в развитии ребенка, уточняет причины и время воздействия неблагоприятных факторов (биологического, социального характера), составляет психологический портрет ребенка и намечает пути собственно диагностической работы, что позволяет перейти к третьему этапу.

На третьем этапе клинический психолог, используя различные интенсивные методы (патопсихологические, психометрические, нейропсихологические, тесты, опросники, проективные методы), решает задачи, сформулированные па первых двух этапах диагностики.

На третьем (собственно диагностическом) этапе для психометрической оценки уровня развития личности ребенка дошкольного возраста я рекомендую следующие методики:

- ребенок от 3 до 4 лет обследуется по широко известной методике Стэнфорд- Бине;

- ребенок от 4 до 6,5 лет - методика WPPSI;

Четвертый этап в диагностической работе - анализ, сопоставление и обобщение результатов, полученных на третьем этапе, и написание заключения.

Методики для исследования личностных особенностей:

- исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

- личностные опросники (Айзенк, Кепел, Шмишек)

 Проективные методики исследования личности:

- метод незаконченных предложений;

- «Дом, дерево, человек»;

- «несуществующее животное»;

- «Рисунок семьи».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.