ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Психологическая служба ответственна прежде всего за соб­людение условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В контексте преемствен­ности дошкольного и начального образования основными вида­ми деятельности практического психолога являются: психопро­филактика, диагностико-коррекционная, психотерапевтичес­кая, консультативно-рекомендательная, лекционно-просвети-тельская работа.

Основным видом деятельности практического психолога яв­ляется психологическая профилактика. Это вид деятельности психолога, направленной на активное содействие психическому развитию детей в дошкольном учреждении, начальной школе. Такая деятельность практического психолога обеспечивает бла­гоприятные условия для осуществления педагогического про­цесса. К таким условиям относятся:

а) максимальная актуализация потенциальных возможностей
детей с учетом «актуальной и ближайшей зон развития»;

б) развитие и совершенствование базовых и фундаменталь­
ных качеств и свойств личности каждого ребенка;

в) создание благоприятного для развития детей психологи­
ческого климата, который определяется прежде всего организа­
цией их продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
[6, 15].

Психологическая профилактика не может быть действенной без проведения диагностической, коррекционной работы с деть­ми в дошкольных учреждениях и начальной школе. Для полу­чения информации об эффективности осуществления воспита­тельно-образовательного процесса в дошкольном учреждении при подготовке детей 5 — 7 лет к школе и в начальный период обучения в подготовительном или первом классе, а также для изучения динамики психофизического развития, успешности на­учения воспитанников дошкольных учреждений, учащихся на­чальной школы необходима профессиональная организация ди­агностической работы — психологическая и педагогическая (схема 2) [32].

Объектами психологической и педагогической диагностики являются:

а) дошкольник 5 — 7 лет; младший школьник 6 — 7 лет с нор­
мальным психическим развитием и с отклонениями от нормы,
обусловленными социально-психологическими и педагогически­
ми причинами;

б) педагоги дошкольных учреждений и начальной школы,


 





работающие с этим контингентом в старшей группе или в подготови­тельном и первом классах;

в) семья, непосредственно оказывающая влияние на уровень подготовленности, развитие ребенка, а также на степень его адаптации к новой социальной ситуации в процессе обучения.



Если объекты диагностики в обоих ее видах совпадают, то предмет различается в зависимости от цели, задачи, содержания диагностической деятельности и специалиста, который ее осу­ществляет.

Предметом психологической диагностики, которую имеет право осуществлять психолог дошкольного учреждения или школы, имеющий высшее психологическое образование, или пе­дагог, прошедший переподготовку со специализацией на базе высшего педагогического образования, являются:

1) психологическая готовность к школе (интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, социальная);

2) уровень обучаемости (способность учащегося овладевать знаниями, важнейшей предпосылкой которой являются потен­циальные возможности обучаемого; фонд востребованных зна­ний; темпы усвоения нового материала);


 

3) степень адаптации к учебной деятельности, степень деза­даптации (физиологической, социально-психологической);

4) профессионально-значимые, личностные качества и свой­ства педагогов и специалистов, осуществляющих воспитатель­но-образовательный процесс; межличностные отношения в сис­теме «педагог — ребенок»;

5) микроклимат в семье, педагогическая и психологическая культура родителей.

Предметом педагогической диагностики, осуществляемой пе­дагогами в тесном сотрудничестве с психологом, являются:

1) уровень физического развития ребенка как основной по­казатель морфофункциональной готовности его к школьной жизни и деятельности;

2) образовательный уровень (знания, умения, навыки в со­ответствии с возрастом и нормативными требованиями програм­мы);

3) уровень обученности как показатель достигнутых резуль­татов на определенном этапе обучения;

4) профессиональная подготовленность, компетентность
(психолого-педагогическая и методическая) педагогов, работа­
ющих с детьми.



Таким образом, исходя из предмета психологической и педа­гогической диагностики, можно сформулировать задачи, кото­рые необходимо решить в процессе ее реализации [17, 33, 41].

1. Нужно проводить профилактическую диагностику психи­ческого, физического развития детей по завершении обучения в средней группе. Целью ее является определение актуального уровня развития детей, а также трудностей, связанных с осво­ением различных видов деятельности, интеллектуальным, соци­ально-личностным развитием.

2. На основе результатов диагностики воспитатели и психо­логи дошкольных учреждений должны проводить профилакти­ческую коррекцию и осуществлять целенаправленную подготов­ку детей к школе с учетом их возможностей, а также потребнос­тей родителей (в течение одного года, если ребенок идет в школу с 6 лет, в течение двух лет — если с 7 лет).

3. При приеме детей 6 лет в подготовительный класс реко­мендуется проводить психолого-педагогическое обследование в детском саду или школе. Если психодиагностическое тестиро­вание было проведено в дошкольном учреждении, его резуль­таты необходимо представить в школу. Повторное тестирование исключается.

Обязательное массовое тестирование шестилетних детей при приеме в подготовительные классы не проводится. Благодаря тестированию, которое проводят психологи, родители могут по­лучить важную информацию о возможностях своего ребенка, чтобы выбрать место его дальнейшего обучения.


4. В ходе тестирования необходимо строго соблюдать сани­
тарно-гигиенические и профессионально-этические нормы.

4.1. Для обследования ребенка отводится не более 45 минут. Тестирование проводится в назначенное время по графику, бла­годаря чему родителям и детям не нужно долго ожидать своей очереди. В противном случае может измениться психологичес­кое и физиологическое состояние ребенка, что приведет к иска­жению результатов диагностики.

4.2. Психологическое обследование следует проводить в от­дельном, специально отведенном помещении, чтобы решить воп­рос о целесообразности обучения ребенка в школе или поступ­лении его в гимназию, лицей.

4.3. Тестирование детей рекомендуется проводить в присут­ствии родителей. Следует разъяснять им цель обследования, доступно интерпретировать полученные результаты, давать ре­комендации на перспективу.

4.4. Психодиагностическое обследование детей должно про­водиться индивидуально (за исключением некоторых субтестов, предполагающих возможность группового обследования).

4.5. При проведении психодиагностического обследования или экспресс-диагностики необходимо пользоваться только стандартизированными методиками, адаптированными к со­ответствующему возрасту. Специалист, проводящий тестирова­ние, обязательно должен иметь психологическое образование.

4.6. Отдельными теоретически и практически обоснованными методиками, которые не требуют специальных знаний при ин­терпретации результатов тестирования, могут пользоваться спе­циалисты смежных с психологией областей (методист детского дошкольного учреждения, учитель), имеющие высшую катего­рию и допуск-свидетельство к работе по этим методикам.

4.7. Специалист, который проводит тестирование, не должен разрывать диагностический тест с целью компилирования «сво­ей программы», не соответствующей возрастному цензу и целям диагностики.

 

5. Результаты психодиагностического обследования каждого ребенка должны быть зафиксированы в протоколе и далее офор­млены в диагностической карте единого образца. Протокол, ма­териалы тестирования сохраняются в дошкольном учреждении, школе не менее одного года.

6. В процессе обучения в детском саду и школе проводится поэтапная экспресс-диагностика для определения динамики ин­теллектуального и личностного развития старших дошкольни­ков и младших школьников.

7. Результаты первичного тестирования и последующих об­следований учащихся должны быть отражены в карте психоло­гического развития.

8. Специалист, который проводит психологическое обследо-


вание детей, должен быть включен в комиссию по формирова­нию подготовительных и первых классов. На заседании комис­сии он делает письменный или устный отчет о результатах тес­тирования детей, который должен быть составлен с учетом эти­ческих норм психодиагностики.

9. При формировании подготовительных и первых классов
психолог (другой специалист, проводивший обследование) дол­
жен ознакомить с результатами тестирования учителей и дать
им общие рекомендации для работы с детьми, указав пути кор­
рекции и успешной адаптации детей к школе.

10. В период адаптации следует консультировать учителей и оказывать им психологическую помощь в организации учебного процесса по интегрированному курсу «Введение в школьную жизнь».

11. Используя результаты диагностики, необходимо помогать учителю компетентно и дифференцированно подходить к вос­питательно-образовательной работе; следует наметить пути ока­зания помощи, чтобы преодолеть возникшие проблемы.

12. Помощь педагога должна быть направлена не на ликви­дацию определенных пробелов в знаниях детей, а на развитие и стимулирование их потенциальных возможностей, а также на преодоление психологических трудностей, которые связаны с дисгармонией в развитии познавательной сферы личности ре­бенка.

Психолог, осуществляющий психолого-педагогическое об­следование шести-семилетних детей, обязан соблюдать следую­щие профессионально-этические принципы психодиагностики [1, 2,40,47, 52].

1. Психолог должен использовать методики, которые подхо­дят для той цели, с которой он проводит обследование, а также для данного контингента детей с учетом возрастных норм, ре­гиональных особенностей, национальной принадлежности.

2. Если психолог привлекает к определенной работе по вы­полнению психодиагностического обследования других испол­нителей (учителя, воспитателя), он полностью отвечает за пра­вильность проведения диагностической процедуры, коррек­тность интерпретации и использование ее результатов.

3. Чтобы иметь доступ к психодиагностическим методикам или тестам, педагог должен пройти соответствующую психоло­гическую подготовку, получить диплом государственное» образ­ца и обязательно пройти аттестацию.

4. Обследование должно быть беспристрастным: на его ис­полнителя не должны оказывать влияние общие впечатле пия о личности ребенка, симпатии, антипатии и собственное состояние или настроение.

5. Психолог должен так преподнести информацию родите-


 


ЛА



лям, чтобы они осознали свою личную ответственность за ре­зультаты, полученные в процессе тестирования их ребенка.

6. В тех случаях, когда психологу известно, что результаты тестирования могут быть использованы родителями и педагога­ми как дополнительный инструмент в конфронтации с кем-либо, он должен изложить свою информацию в такой форме, чтобы погасить конфликт.

7. Психолог, нарушающий профессионально-этические нор­мы, может быть призван к юридической ответственности и дис­квалифицирован .

В своих профессиональных действиях психолог обязан соб­людать принцип «Не навреди».






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.