ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ



Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколь­кими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет, по трех- или четырехлетней программе обучения в начальной школе), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев го­товности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его го­товности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, сог­ласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 — 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Если ребенок посещал дошкольное образовательное учреж­дение, то можно говорить об уровне обученности (образователь­ном уровне), который рассматривается как сумма знаний, уме­ний и навыков в соответствии с требованиями программы, яв­ляющейся содержанием образовательного процесса в конкрет­ном дошкольном учреждении или школе.

В контексте преемственности воспитатель дошкольного уч­реждения должен в сотрудничестве с семьей дать каждому ре­бенку стартовый потенциал, необходимый для успешного обу­чения в школе.

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает од­ностороннюю инфррмацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психи­ческим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим пе-


дагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усво­ения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе [40].

Понимание этих ограничений заставило педагогов обратиться к помощи психологов для решения проблемы готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом раз­нообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоре­тическое представление, которое заключается в том, что готов­ность к школе — результат общего психического развития ре­бенка на протяжении его дошкольной жизни.



Наиболее распространенной является точка зрения о том, что готовность к школе определяется комплексом показателей пси­хической зрелости — развитости отдельных психических фун­кций, главным образом характеризующих развитие ребенка в умственном, личностном и социальном отношениях.

Определение уровня психического развития ребенка являет­ся важнейшим направлением в практической работе психолога и педагога. Дисгармония в процессе становления личности, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, неудачи в учебе побуждают специалистов обратиться к анализу причин наблюдаемых отклонений. Удобным инструментом для такого анализа являются диагностические методики, в том числе раз­личные тесты.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовнос­ти.

В зарубежной психологии предметом теоретических и экспе­риментальных исследований в контексте рассматриваемой проб­лемы является понятие «школьная зрелость», в которой выде­ляются такие составляющие, как интеллектуальное, эмоцио­нальное и социальное развитие. На основании выделенных па­раметров создаются тесты для определения готовности ребенка к школе, в которых большое внимание уделяется изучению ин­теллектуальных возможностей детей: развитию мышления, па­мяти, восприятия и других психических функций (Г Гегцер, А. Керн, С. Штребл, Я. Йирасек и др.).

Если исследования понятия «школьная зрелость» за рубежом направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию развития вопроса, то в работах оте­чественных психологов содержится глубокая теоретическая про­работка проблемы психологической готовности детей к школе,




W


которая базируется на исследованиях Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой, Е. Е. Крав­цовой, Л. А. Венгера и др.

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологичес­кой готовности в отечественной психологии, специалисты выде­ляют четыре параметра (аффективно-потребностная, произ­вольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе ко­торых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

Предлагаемые методы диагностики психологической готов­ности к школе должны помочь определить уровень развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школь­ному возрасту с учетом профессионально-этических принципов психодиагностики; диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода [47, 52].

В настоящее время психологи, обеспечивающие условия пре­емственности дошкольного и начального образования, не испы­тывают дефицита в диагностических тестах для определения уровня психологической готовности шести-семилетних детей к школьному обучению.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.