Тема 3. Стратегический анализ внешней среды организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 3. Стратегический анализ внешней среды организации

2019-08-03 740
Тема 3. Стратегический анализ внешней среды организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: познакомить с основными методами стратегического анализа внешней среды.

 

Рассматриваемые вопросы:

3.1 Классификация факторов внешней среды организации и общие положения их стратегического анализа

3.2 Стратегический анализ макроокружения

3.3 Стратегический анализ микроокружения

3.4 Стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования

 

Краткие выводы по теме

1. Стратегический анализ внешней среды организации проводится с целью выявления внешних возможностей и угроз для её развития.

2. Для анализа возможностей и угроз может использоваться метод их позиционирования на матрицах возможностей и угроз.

3. Следует учитывать взаимное влияние факторов внешней среды на основе системного подхода. При этом необходимо выяснять, как изменения одного из факторов среды скажутся на других её элементах.

4. Степень воздействия одних и тех же факторов внешней среды на разные организации различна. Она зависит от размера организации, её отраслевой принадлежности, территориального расположения и ряда других факторов.  

5. Стратегический анализ внешней среды включает в себя две составляющие: стратегический анализ макроокружения и стратегический анализ микроокружения.

6. Наиболее распространенным методом стратегического анализа макроокружения является метод PEST (STEP), который выявляет изменения в четырех секторах макроокружения: политическом, экономическом, социальном и технологическом окружении.

7. Для оценки ситуации в отрасли может использоваться модель пяти сил М. Портера, которая учитывает степень влияния на работающие в отрасли организации пяти основных сил: силы конкуренции; угрозы появления новых конкурентов, угрозы появления товаров-субститутов (заменителей); силы поставщиков  и силы потребителей.

8. Для более глубокого изучения конкуренции в отрасли может использоваться позиционная карта стратегических групп конкурентов, которая представляет собой графическое изображение стратегических групп конкурентов на плоскости.

9. В процессе отраслевого анализа выявляются ключевые факторы успеха (КФУ), представляющие собой общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, использование которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия отрасли. Ключевые факторы успеха должны быть использованы при разработке системы целей организации, а также могут служить основой для проведения конкурентного анализа путем сопоставления степени их использования разными конкурентами.

10. Концепция жизненного цикла отрасли заключается в том, что отрасль в своем развитии проходит четыре стадии: рождение, рост, зрелость, старость. При проведении стратегического анализа и принятии стратегических решений следует учитывать особенности каждой из этих стадий.

11. Для изучения покупателей может использоваться метод составления профиля покупателя.

12. Для совместного изучения потребностей покупателей и стратегий конкурентов могут быть использованы методы стратегического анализа «Матрица покупателя» и анализ кривой ценности.

13. Для изучения внешнего окружения может использоваться метод стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования, который позволяет, опираясь на ряд математических зависимостей, выбрать стратегические зоны хозяйствования, соответствующие возможностям организации.

 

 

Практические задания

 

1. Составьте матрицы возможностей и угроз для:

- сельскохозяйственного предприятия, занимающегося овощеводством и животноводством;

- элеватора;

- консервного завода.

2. На основе составленных Вами матриц возможностей и угроз (задание 1) оцените общую привлекательность рассмотренных видов деятельности.

3. На основе составленных Вами матриц возможностей и угроз (задание 1) заполните перечень возможностей и угроз для рассматриваемых организаций.

4. Проведите PEST-анализ для сельскохозяйственной организации, занимающейся выращиванием зерновых культур на богарных землях и птицеводством.

5. Используя модель пяти сил М. Портера, оцените ситуацию и перспективы развития бизнеса сельскохозяйственной организации в отраслях её деятельности на основе предложенной информации:

6. Постройте карту стратегических групп конкурентов для одного из рынков: подсолнечного масла, овощных и мясных консервов, колбасных изделий. Исходные данные для построения карты соберите самостоятельно с помощью сети Internet и осуществляя наблюдения в розничных торговых точках. Для сбора информации можете воспользоваться формой таблицы 22.

 

 

Таблица 22 – Характеристика конкурентов

 

Характеристики

Конкуренты

1 2 3 4 5 6 7
6 Цена, руб./ед. (или высокая, средняя, низкая)              
7  Затраты на рубль товарной продукции, коп./руб. (или низкие, средние, высокие)              
8 Качество в баллах (или высокое, среднее низкое)              
9 Ассортимент (широкий, умеренный, узкий)              
10 Сервис (хороший, средний, низкий)              
11 Вертикальная интеграция (высокая, низкая)              

 

7. Постройте матрицу покупателя для любой сельскохозяйственной продукции и проанализируйте её, определив желаемые траектории перемещения для одного из производителей.

8. Постройте кривые ценности для рынка любой сельскохозяйственной продукции (по Вашему выбору).

9. На основе информации, приведенной в таблице 23, рассчитайте показатель привлекательности разных стратегических зон хозяйствования и расположите стратегические зоны хозяйствования в порядке убывания привлекательности.

 

Таблица 23 – Исходная информация для расчета привлекательности стратегических зон хозяйствования

 

Показатели

Стратегические зоны хозяйствования

1 2 3 4 5
1. Параметр роста, G 1 3 2 2 4
2. Параметр рентабельности, Р 2 1 3 5 1
3. Благоприятные тенденции, О 3 1 2 1 1
4. Неблагоприятные тенденции, Т 4 2 3 1 2
5.Коэффициенты: 0,3 0,2 0,4 0,3 0,5
0,1 0,1 0,3 0,5 0,2
0,5 0,4 0,1 0,1 0,2
0,1 0,3 0,2 0,1 0,1

 

10. На основе информации таблицы 24 постройте зависимость показателя прироста дохода на капитал (RD) от стратегических вложений в СЗХ (I), определите критическую точку и точку оптимального объема.

 

Таблица 24 – Исходные данные для построения зависимости показателя прироста дохода на капитал от стратегических вложений в СЗХ

 

Стратегические вложения, I, млн.руб. 10 20 30 40 50 60 70 80 90
RD, % -0,5 7,5 10,0 12,0 19,6 11,0 5,6 4,3 1,0

 

11. Рассчитайте конкурентный статус фирмы и оцените его, если уровень   стратегических капитальных вложений в СЗХ составляет 40 млн. руб., критическая точка объема 10 млн.руб., точка оптимального объема 50 млн. руб. стратегический норматив равен 0,7, а норматив возможностей 0,9.

 

Тестовые задания

 

В подчеркнутых тестовых заданиях может быть только один вариант ответа, а в неподчеркнутых – несколько вариантов.

1. К макроокружению относятся:

а) поставщики;

б) демографическая ситуация;

в) акционеры;

г) налоговая инспекция;

д) рыночная конъюнктура.

2. К микроокружению  относятся:

а) поставщики;

б) демографическая ситуация;

в) акционеры;

г) налоговая инспекция;

д) рыночная конъюнктура.

3. Таблица, с помощью которой могут быть выделены наиболее важные для организации возможности, называется:

а) таблица возможностей;

б) матрица возможностей;

в) сканер возможностей.

4. Таблица, с помощью которой могут быть выделены наиболее опасные для организации угрозы, называется:

а) таблица угроз;

б) матрица угроз;

в) сканер угроз.

5. Б изнес, который характеризуется наличием значительных основных возмо ж но с тей и практически полным отсутствием внешних угроз, называется:

а) реальным;

б) привлекательным;

в) идеальным;

г) основным.

6. Б изнес, который  имеет равновеликие возможности и угрозы, называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) интересным.

7. Б изнес, который обладает одинаково низкими возможностями и угрозами, называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) стабильным.

8. Б изнес, который имеет плохие перспективы (ограниченные возможности) и связан с неизбежными трудностями (серьезными угрозами), называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) неинтересным.

9. Какой из перечисленных ниже методов используется только для анализа макроокружения организации:

а) SWOT;

б) PEST;

в) PERT.

10. Для проведения стратегического анализа микроокружения могут использоваться методы:

а) контрольная карта сильных и слабых сторон;

б) модель пяти сил М. Портера;

в) карты стратегических групп конкурентов;

г) PEST.

11. Согласно методу PEST внешняя среда делится на сектора:

а) политическое окружение;

б) экономическое окружение;

в) рыночное окружение;

г) технологическое окружение;

д) конкурентное окружение;

е) социальное окружение;

ж) международное окружение.

12. В стратегическом управлении отрасль представляет собой

а) совокупность производителей какого-либо продукта;

б) важнейшую сферу общественного производства;

в) совокупность покупателей какого-либо продукта;

г) совокупность предприятий, производящих товары-субституты;

д) рынок конкретного товара.

13. В модель пяти сил М. Портера включены силы:

а) конкуренция внутри отрасли;

б) сила государственного регулирования;

в) угроза ухудшения природно-климатических условий;

г) угроза появления новых конкурентов;

д) сила поставщиков;

е) сила потребителей;

ж) угроза появления товаров-субститутов.

14. Модель пяти сил М. Портера предназначена для:

а) оценки финансового состояния организации;

б) выработки стратегии;

в) оценки ситуации в отрасли;

г) решения организационных вопросов реализации стратегии.

15. Согласно модели пяти сил М. Портера с увеличением количества действующих сил прибыль в отрасли:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется.

16. Конкурентная борьба ожесточается если:

а) товары стандартные;

б) существуют барьеры на выходе из отрасли;

в) спрос растет;

г) спрос падает;

д) увеличивается количество конкурентов;

е) уменьшается количество конкурентов.

18. Угроза появления новых конкурентов увеличивается при:

а) убыточности производства в отрасли;

б) отсутствии торговых марок, знаков;

в) производстве подакцизных товаров;

г) минимальном уровне необходимых капитальных вложений;

д) отсутствии экономии на масштабах.

19. Товар-субститут по отношению к рассматриваемому товару является:

а) противоположным по назначению;

б) заменителем;

в) сопутствующим.

20. Товарами-субститутами по отношению к телевизору выступают

а) видеомагнитофон;

б) радио;

в) дистанционный пульт управления;

г) программа телепередач;

д) книга.

21. По отношению к каким товарам сотовый телефон является товаром-субститутом:

а) чехол;

б) счеты;

в) часы;

г) карта оплаты;

д) видеокамера.

22. Сила покупателей возрастает если

а) покупателей мало;

б) покупателей много;

в) продавцов мало;

г) продавцов много;

д) товары стандартные;

е) товары уникальные;

ж) существует возможность обратной вертикальной интеграции покупателей.

23.Сила поставщиков возрастает, если

а) покупателей мало;

б) покупателей много;

в) поставщиков мало;

г) поставщиков много;

д) продукция уникальная;

е) продукция стандартная.

24. Совокупность конкурентов, придерживающихся сходной стратегии, называется

а) конкурентным полем;

б) стратегическим блоком;

в) позиционной картой;

г) стратегической группой;

д) стратегическим альянсом.

25. При проведении анализа поведения конкурентов могут использоваться методы:

а) анализ кривой ценности;

б) сегментация конкурентов;

в) матрица покупателя;

г) PEST;

д) PERT.

26. Для того, чтобы лидировать на рынке в рассматриваемой стратегической зоне хозяйствования, конкурентный статус фирмы (КСФ) должен быть

а) больше 1;

б) равен 1;

в) меньше единицы.

 



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.