Тема 1. Стратегический УЧЕТ И анализ как этап процесса стратегического управления — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1. Стратегический УЧЕТ И анализ как этап процесса стратегического управления

2019-08-03 1444
Тема 1. Стратегический УЧЕТ И анализ как этап процесса стратегического управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для практических занятий по дисциплине

«Стратегический учет (продвинутый уровень)»

для направления 38.04.01 «Экономика»,

Автор

 

Ткач В.И.

 

Ростов-на-Дону

2017

        

 

Тема 1. Стратегический УЧЕТ И анализ как этап процесса стратегического управления

Цель: датьобщее представление о месте стратегического учета и анализа в системе научных знаний в целом и в стратегическом управлении в частности, охарактеризовать виды стратегического учета и анализа, его информационную базу и организацию исследований для сбора информации, используемой в стратегическом управлении.

 

Рассматриваемые вопросы:

1.1 Стратегический учет и анализ в системе научных знаний

1.2  Виды стратегического учета и анализа

1.3  Информационная база стратегического анализа

1.4 Организационные вопросы проведения исследований для сбора стратегической информации

 

 

Краткие выводы по теме

1. Стратегический учет и анализ представляют собой процесс выявления и изучения стратегически важных факторов внешней и внутренней среды, формулирование альтернативных стратегий и стратегических решений, их анализ и выбор варианта, наиболее адекватного сложившейся ситуации.

2. В системе научных знаний стратегический анализ занимает двойственное положение. С одной стороны, он является одним из видов экономического анализа, наряду с текущим и оперативным, а с другой стороны, выступает этапом процесса стратегического управления.

3. Существуют альтернативные точки зрения относительно положения стратегического анализа в системе стратегического управления: а) стратегический анализ является первым этапом процесса стратегического управления, предшествующим разработке миссии и целей (Стратегический анализ - Миссия - Цели …); б) стратегический анализ должен осуществляться после формулирования миссии и постановки целей (Миссия-Цели-Стратегический анализ…); в) стратегический анализ занимает промежуточное место между формулированием миссии и постановкой целей (Миссия-Стратегический анализ-Цели…).

4. Цель стратегического анализа - сбор информации о внутренней и внешней среде организации для оценки вариантов стратегии и определения стратегических целей, а также нахождение в каждом процессе наиболее устойчивых закономерностей и тенденций, способных играть решающую роль в будущем, и прогнозирование на их основе показателей производственно-хозяйственной деятельности. организации.

5. Основные задачи стратегического анализа: оценка состояния внешней и внутренней среды организации; обоснование стратегических планов; оценка перспектив их выполнения; предоставление информации, необходимой для принятия стратегических управленческих решений.

6. Основные стадии стратегического анализа: анализ ретроспективы (прошлого), прогноз (оценка) перспектив, анализ будущего, выработка управляющих воздействий и формулирование альтернатив развития, новые прогнозные расчёты, выбор из альтернатив наилучшего варианта развития, выработка практических рекомендаций для осуществления выбранного варианта развития.

7. В зависимости от сложности рассматриваемых процессов и явлений, стратегический анализ может быть частным и комплексным.

8. В зависимости от объекта анализа, выделяют стратегический анализ внешней и внутренней среды. Стратегический анализ внешней среды делится на стратегический анализ макроокружения и стратегический анализ микроокружения.

9. При проведении стратегического анализа используется стратегическая информация о наиболее существенных моментах, влияющих на поведение организации и формирование стратегии.

10.  Для сбора стратегической информации могут проводиться специальные исследования, основными этапами которых выступают:разработка общей концепции исследования; разработка плана исследования; проведение исследования; оценка эффективности исследования; представление результатов исследования руководству или заказчику.

 

 

Практические задания

 

1. Составьте списки факторов, которые должны быть рассмотрены в процессе стратегического анализа для:

- сельскохозяйственного предприятия, занимающегося производством зерновых культур и подсолнечника;

- элеватора;

- консервного завода. Есть ли в составленных Вами перечнях факторы, общие для разных организаций? Какие это факторы?

2. Распределите факторы, включенные Вами в список для проведения стратегического анализа в предыдущем задании на две группы: факторы внешней и внутренней среды. Выберите из них те, которые, на Ваш взгляд, являются критическими точками для рассматриваемых предприятий.

3. Составьте список источников, которые могут быть использованы для сбора информации об одной из определенных Вами критических точек.

4. Составьте перечень ресурсов, которые Вам потребуются для сбора информации о выбранной критической точке.

5. Перечисленные ниже факторы распределите между двумя столбцами: факторы внешней среды и факторы внутренней среды.

Факторы внешней и внутренней среды сельскохозяйственного предприятия: климат, оросительная сеть, стратегия, выращиваемые сельскохозяйственные культуры, агротехника, научно-технический прогресс; степень изношенности машинно-тракторного парка, рыночная конъюнктура, источники ресурсов, хищения произведенной продукции; экологическая ситуация, персонал.

 

  Тестовые задания

 

В подчеркнутых тестовых заданиях может быть только один вариант ответа, а в неподчеркнутых – несколько вариантов. 

 

1. В процессе стратегического анализа изучается:

а) значимые факторы внешней среды организации;

б) процесс реализации стратегии;

в) значимые факторы внутренней среды организации;

г) стратегии;

д) график работы подразделений организации.

 

2. Критическими точками называются:

а) неблагоприятные факторы среды;

б) наиболее важные элементы внешней и внутренней среды;

в) нейтральные по отношению к организации факторы внешней среды.

 

3. Субъектами сбора информации о критических точках могут выступать:

а) сотрудники организации;

б) стратегические планы;

в) консалтинговые компании;

г) исторические обзоры.

 

4. Какой из перечисленных ниже терминов не является синонимом по отношению к понятию " макроокружение ":

а) фоновое окружение;

б) влияние условия существования организации;

в) внешняя среда косвенного воздействия;

г) общая среда;

д) рабочая среда.

 

5. Какой из перечисленных ниже терминов не является синонимом по отношению к понятию " микроокружение ":

а) деловое окружение;

б) внешняя среда прямого воздействия;

в) общая среда;

г) рабочая среда.

 

6. Виды стратегического анализа в зависимости от сложности рассматриваемых факторов:

а) синтетический;

б) комплексный;

в) единичный;

г) частный.

 

7. В зависимости от объекта анализа, выделяют стратегический анализ:

а) перспективный;

б) внешней среды;

в) ретроспективный;

г) внутренней среды.

 

8. Расположите в правильной последовательности этапы стратегического анализа:

выработка управляющих воздействий и формулирование альтернатив развития, 

выработка практических рекомендаций для осуществления выбранного варианта развития;

анализ ретроспективы (прошлого),

прогноз (оценка) перспектив, анализ будущего,

выбор из альтернатив наилучшего варианта развития,

новые прогнозные расчёты.

 

9. К источникам внешней стратегической информации относятся:

а) многотиражные газеты конкурентов;

б) приказы о кадровом перемещении в организации;

в) отчет отдела маркетинга об исследовании рынка;

г) формы статистической отчетности организации.

 

10. К источникам внутренней стратегической информации нельзя отнести:

а) отчет отдела маркетинга об исследовании рынка;

б) бухгалтерский баланс организации;

в) отчет о прибылях и убытках организации;

г) формы статистической отчетности организации;

д) докладные записки сотрудников организации.

 

11. Расположите в правильной последовательности этапы организации исследований:

 

а) разработка плана исследования

б) разработка общей концепции исследования;

в) проведение исследования;

г) представление результатов исследования руководству или заказчику;

д) оценка эффективности исследования.


Тема 2. Методология стратегического УЧЕТА И анализа

Цель: познакомить с методологическими принципами стратегического учета и анализа, датьклассификациюметодов стратегического анализа, познакомить с общенаучными и специфическими методами стратегического анализа.

 

Рассматриваемые вопросы:

1.1 Методологические принципы стратегического учета и анализа.

1.2 Классификация основных методов, используемых в стратегическом анализе.

1.3 Общенаучные методы стратегического анализа.

1.4 Специфические методы стратегического анализа.

 

 

Краткие выводы по теме

1. В процессе стратегического анализа используются общеметодологические принципы: системный подход; принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов внешней и внутренней среды организации; динамический принцип; принцип сравнительного анализа; принцип учета специфики деятельности организации.

2. Методы, используемые в стратегическом анализе, условно можно разделить на две крупные группы: общенаучные и специфические, используемые преимущественно в данной и смежной дисциплинах.

3. Наиболее широко используемыми в стратегическом анализе общенаучными методами являются методы системного анализа (системного моделирования), экспертные (оценочные) или эвристические методы и математические методы.

4. В зависимости от принадлежности изучаемых объектов к внешней или внутренней среде организации, специфические методы стратегического анализа делятся на методы анализа внешней среды организации, методы анализа внутренней среды организации и методы интеграционного анализа, направленные на изучение внешней и внутренней среды организации одновременно.

5. В зависимости от охватываемого временного интервала и направленности, специфические методы стратегического анализа могут быть разделены на методы ретроспективного анализа (анализа достигнутого положения организации и внешней среды) и методы перспективного анализа, прогнозирующие будущее состояние организации и внешней среды.

5. Специфические для стратегического анализ методы опираются на общенаучные и активно их используют.

6.  Методы стратегического анализа не могут рассматриваться изолированно друг от друга, а должны применяться в комплексе, дополняя и развивая друг друга.

 

 

Практические задания

1. Для каждой из перечисленных ниже задач подберите подходящие методы стратегического анализа:

а) прогнозирование спроса на продукцию;

б) определение привлекательности нового рынка;

в) определение перспективности деятельности в отрасли;

г) определение сильных и слабых сторон организации;

д) прогнозирование действий конкурентов.

2. Используя метод GAP-анализа, выполните прогноз динамики продаж продукции молочного завода на три года. Выполните расчет разрыва, если руководство завода поставило цель «Достичь через три года объема продаж 650 млн. руб.»

 

 

Таблица 6 – Объем продаж продукции молочного завода

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Шифр года 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объём производства продукции, млн. руб. 480 498 502 518 529 535 549 560 570 587

 

Предложите мероприятия по заполнению разрыва.

 

Тестовые задания

 

В подчеркнутых тестовых заданиях может быть только один вариант ответа, а в неподчеркнутых – несколько вариантов.

1. К общеметодологическим принципам, используемым в стратегическом анализе, относятся:

а) принцип дискретности;

б) динамический принцип;

в) принцип системноти;

г) принцип комплексного анализа;

д) принцип сравнительного анализа,

е) принцип учета специфики деятельности организации

ж) принцип локализации.

 

2. К общенаучным методам стратегического анализа относятся методы:

а) SWOT;

б) системного анализа;

в) ситуационного анализа;

г) PIMS;

д) экспертных оценок;

е) математические методы.

 

3. Факторный анализ относится к

а) математическим методам;

б) методам экспертных оценок;

в) методам анкетирования.

 

4. Факторный анализ, изучающий факторы, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной), называется:

а) детерминированный;

б) стохастический;

в) статистический;

г) прогрессивным.

 

5. Факторный анализ, изучающий влияние факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, называется:

а) детерминированный;

б) стохастический;

в) статистический;

г) прогрессивным.

 

6. И сследование ведется дедуктивным способом при проведении

а) частного;

б) прямого;

в) обратного;

г) косвенного

факторного анализа.

 

7. Логический метод индукции используется при проведении

а) частного;

б) прямого;

в) обратного;

г) косвенного

факторного анализа.

 

8. Д ля исследования факторов только одного уровня подчинения используется

а) одноступенчатый,

б) прямой,

в) простой,

г) одноуровневый

факторный анализ.

 

9. И зуч ение влияни я факторов различных уровней соподчиненности проводится при выполнении

а) многостадийного,

б) разно уровневого,

в) многоступенчатого

г) параллельного

факторного анализа.

 

10. П ричины изменения результативных показателей за прошлые периоды изучает

а) ретроспективный,

б) перспективный,

в) дискретный,

г) многолетний

факторный анализ.

 

11. П ерспективный факторный анализ

а) выявляет перспективы развития организации;

б) исследует вероятную динамику факторов и результативных показателей в будущем;

в) изучает перспективы развития отрасли.

 

12. Анализ разрывов называется:

а) SWOT

б) PIMS

в) GAP

г) бенчмаркинг


 

Краткие выводы по теме

1. Стратегический анализ внешней среды организации проводится с целью выявления внешних возможностей и угроз для её развития.

2. Для анализа возможностей и угроз может использоваться метод их позиционирования на матрицах возможностей и угроз.

3. Следует учитывать взаимное влияние факторов внешней среды на основе системного подхода. При этом необходимо выяснять, как изменения одного из факторов среды скажутся на других её элементах.

4. Степень воздействия одних и тех же факторов внешней среды на разные организации различна. Она зависит от размера организации, её отраслевой принадлежности, территориального расположения и ряда других факторов.  

5. Стратегический анализ внешней среды включает в себя две составляющие: стратегический анализ макроокружения и стратегический анализ микроокружения.

6. Наиболее распространенным методом стратегического анализа макроокружения является метод PEST (STEP), который выявляет изменения в четырех секторах макроокружения: политическом, экономическом, социальном и технологическом окружении.

7. Для оценки ситуации в отрасли может использоваться модель пяти сил М. Портера, которая учитывает степень влияния на работающие в отрасли организации пяти основных сил: силы конкуренции; угрозы появления новых конкурентов, угрозы появления товаров-субститутов (заменителей); силы поставщиков  и силы потребителей.

8. Для более глубокого изучения конкуренции в отрасли может использоваться позиционная карта стратегических групп конкурентов, которая представляет собой графическое изображение стратегических групп конкурентов на плоскости.

9. В процессе отраслевого анализа выявляются ключевые факторы успеха (КФУ), представляющие собой общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, использование которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия отрасли. Ключевые факторы успеха должны быть использованы при разработке системы целей организации, а также могут служить основой для проведения конкурентного анализа путем сопоставления степени их использования разными конкурентами.

10. Концепция жизненного цикла отрасли заключается в том, что отрасль в своем развитии проходит четыре стадии: рождение, рост, зрелость, старость. При проведении стратегического анализа и принятии стратегических решений следует учитывать особенности каждой из этих стадий.

11. Для изучения покупателей может использоваться метод составления профиля покупателя.

12. Для совместного изучения потребностей покупателей и стратегий конкурентов могут быть использованы методы стратегического анализа «Матрица покупателя» и анализ кривой ценности.

13. Для изучения внешнего окружения может использоваться метод стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования, который позволяет, опираясь на ряд математических зависимостей, выбрать стратегические зоны хозяйствования, соответствующие возможностям организации.

 

 

Практические задания

 

1. Составьте матрицы возможностей и угроз для:

- сельскохозяйственного предприятия, занимающегося овощеводством и животноводством;

- элеватора;

- консервного завода.

2. На основе составленных Вами матриц возможностей и угроз (задание 1) оцените общую привлекательность рассмотренных видов деятельности.

3. На основе составленных Вами матриц возможностей и угроз (задание 1) заполните перечень возможностей и угроз для рассматриваемых организаций.

4. Проведите PEST-анализ для сельскохозяйственной организации, занимающейся выращиванием зерновых культур на богарных землях и птицеводством.

5. Используя модель пяти сил М. Портера, оцените ситуацию и перспективы развития бизнеса сельскохозяйственной организации в отраслях её деятельности на основе предложенной информации:

6. Постройте карту стратегических групп конкурентов для одного из рынков: подсолнечного масла, овощных и мясных консервов, колбасных изделий. Исходные данные для построения карты соберите самостоятельно с помощью сети Internet и осуществляя наблюдения в розничных торговых точках. Для сбора информации можете воспользоваться формой таблицы 22.

 

 

Таблица 22 – Характеристика конкурентов

 

Характеристики

Конкуренты

1 2 3 4 5 6 7
6 Цена, руб./ед. (или высокая, средняя, низкая)              
7  Затраты на рубль товарной продукции, коп./руб. (или низкие, средние, высокие)              
8 Качество в баллах (или высокое, среднее низкое)              
9 Ассортимент (широкий, умеренный, узкий)              
10 Сервис (хороший, средний, низкий)              
11 Вертикальная интеграция (высокая, низкая)              

 

7. Постройте матрицу покупателя для любой сельскохозяйственной продукции и проанализируйте её, определив желаемые траектории перемещения для одного из производителей.

8. Постройте кривые ценности для рынка любой сельскохозяйственной продукции (по Вашему выбору).

9. На основе информации, приведенной в таблице 23, рассчитайте показатель привлекательности разных стратегических зон хозяйствования и расположите стратегические зоны хозяйствования в порядке убывания привлекательности.

 

Таблица 23 – Исходная информация для расчета привлекательности стратегических зон хозяйствования

 

Показатели

Стратегические зоны хозяйствования

1 2 3 4 5
1. Параметр роста, G 1 3 2 2 4
2. Параметр рентабельности, Р 2 1 3 5 1
3. Благоприятные тенденции, О 3 1 2 1 1
4. Неблагоприятные тенденции, Т 4 2 3 1 2
5.Коэффициенты: 0,3 0,2 0,4 0,3 0,5
0,1 0,1 0,3 0,5 0,2
0,5 0,4 0,1 0,1 0,2
0,1 0,3 0,2 0,1 0,1

 

10. На основе информации таблицы 24 постройте зависимость показателя прироста дохода на капитал (RD) от стратегических вложений в СЗХ (I), определите критическую точку и точку оптимального объема.

 

Таблица 24 – Исходные данные для построения зависимости показателя прироста дохода на капитал от стратегических вложений в СЗХ

 

Стратегические вложения, I, млн.руб. 10 20 30 40 50 60 70 80 90
RD, % -0,5 7,5 10,0 12,0 19,6 11,0 5,6 4,3 1,0

 

11. Рассчитайте конкурентный статус фирмы и оцените его, если уровень   стратегических капитальных вложений в СЗХ составляет 40 млн. руб., критическая точка объема 10 млн.руб., точка оптимального объема 50 млн. руб. стратегический норматив равен 0,7, а норматив возможностей 0,9.

 

Тестовые задания

 

В подчеркнутых тестовых заданиях может быть только один вариант ответа, а в неподчеркнутых – несколько вариантов.

1. К макроокружению относятся:

а) поставщики;

б) демографическая ситуация;

в) акционеры;

г) налоговая инспекция;

д) рыночная конъюнктура.

2. К микроокружению  относятся:

а) поставщики;

б) демографическая ситуация;

в) акционеры;

г) налоговая инспекция;

д) рыночная конъюнктура.

3. Таблица, с помощью которой могут быть выделены наиболее важные для организации возможности, называется:

а) таблица возможностей;

б) матрица возможностей;

в) сканер возможностей.

4. Таблица, с помощью которой могут быть выделены наиболее опасные для организации угрозы, называется:

а) таблица угроз;

б) матрица угроз;

в) сканер угроз.

5. Б изнес, который характеризуется наличием значительных основных возмо ж но с тей и практически полным отсутствием внешних угроз, называется:

а) реальным;

б) привлекательным;

в) идеальным;

г) основным.

6. Б изнес, который  имеет равновеликие возможности и угрозы, называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) интересным.

7. Б изнес, который обладает одинаково низкими возможностями и угрозами, называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) стабильным.

8. Б изнес, который имеет плохие перспективы (ограниченные возможности) и связан с неизбежными трудностями (серьезными угрозами), называется:

а) рискованным;

б) зрелым;

в) проблемным;

г) неинтересным.

9. Какой из перечисленных ниже методов используется только для анализа макроокружения организации:

а) SWOT;

б) PEST;

в) PERT.

10. Для проведения стратегического анализа микроокружения могут использоваться методы:

а) контрольная карта сильных и слабых сторон;

б) модель пяти сил М. Портера;

в) карты стратегических групп конкурентов;

г) PEST.

11. Согласно методу PEST внешняя среда делится на сектора:

а) политическое окружение;

б) экономическое окружение;

в) рыночное окружение;

г) технологическое окружение;

д) конкурентное окружение;

е) социальное окружение;

ж) международное окружение.

12. В стратегическом управлении отрасль представляет собой

а) совокупность производителей какого-либо продукта;

б) важнейшую сферу общественного производства;

в) совокупность покупателей какого-либо продукта;

г) совокупность предприятий, производящих товары-субституты;

д) рынок конкретного товара.

13. В модель пяти сил М. Портера включены силы:

а) конкуренция внутри отрасли;

б) сила государственного регулирования;

в) угроза ухудшения природно-климатических условий;

г) угроза появления новых конкурентов;

д) сила поставщиков;

е) сила потребителей;

ж) угроза появления товаров-субститутов.

14. Модель пяти сил М. Портера предназначена для:

а) оценки финансового состояния организации;

б) выработки стратегии;

в) оценки ситуации в отрасли;

г) решения организационных вопросов реализации стратегии.

15. Согласно модели пяти сил М. Портера с увеличением количества действующих сил прибыль в отрасли:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется.

16. Конкурентная борьба ожесточается если:

а) товары стандартные;

б) существуют барьеры на выходе из отрасли;

в) спрос растет;

г) спрос падает;

д) увеличивается количество конкурентов;

е) уменьшается количество конкурентов.

18. Угроза появления новых конкурентов увеличивается при:

а) убыточности производства в отрасли;

б) отсутствии торговых марок, знаков;

в) производстве подакцизных товаров;

г) минимальном уровне необходимых капитальных вложений;

д) отсутствии экономии на масштабах.

19. Товар-субститут по отношению к рассматриваемому товару является:

а) противоположным по назначению;

б) заменителем;

в) сопутствующим.

20. Товарами-субститутами по отношению к телевизору выступают

а) видеомагнитофон;

б) радио;

в) дистанционный пульт управления;

г) программа телепередач;

д) книга.

21. По отношению к каким товарам сотовый телефон является товаром-субститутом:

а) чехол;

б) счеты;

в) часы;

г) карта оплаты;

д) видеокамера.

22. Сила покупателей возрастает если

а) покупателей мало;

б) покупателей много;

в) продавцов мало;

г) продавцов много;

д) товары стандартные;

е) товары уникальные;

ж) существует возможность обратной вертикальной интеграции покупателей.

23.Сила поставщиков возрастает, если

а) покупателей мало;

б) покупателей много;

в) поставщиков мало;

г) поставщиков много;

д) продукция уникальная;

е) продукция стандартная.

24. Совокупность конкурентов, придерживающихся сходной стратегии, называется

а) конкурентным полем;

б) стратегическим блоком;

в) позиционной картой;

г) стратегической группой;

д) стратегическим альянсом.

25. При проведении анализа поведения конкурентов могут использоваться методы:

а) анализ кривой ценности;

б) сегментация конкурентов;

в) матрица покупателя;

г) PEST;

д) PERT.

26. Для того, чтобы лидировать на рынке в рассматриваемой стратегической зоне хозяйствования, конкурентный статус фирмы (КСФ) должен быть

а) больше 1;

б) равен 1;

в) меньше единицы.

 


Краткие выводы по теме

1. Стратегический анализ внутренней среды организации проводится с целью выявления её сильных сторон, конкурентных преимуществ и резервов, которыми располагает организация в конкурентной борьбе при достижении своих целей. Параллельно выявляются слабые стороны, которые в дальнейшем учитываются при разработке стратегии.

2. Стратегический анализ внутренней среды позволяет определить, насколько результативны применяемые организацией стратегии и насколько эффективно используются ресурсы при реализации этих стратегий.

3. Для проведения стратегического анализа внутренней среды организации могут использоваться разные методологические приёмы и подходы: управленческое обследование основных функциональных зон организации; анализ технологической цепочки с помощью системы Мс Kincey; анализ «цепочки создания ценности» М. Портера, анализ ресурсов и способностей организации путем составлении матрицы их оценки; анализ конкурентоспособности организации методами Жан-Жака Ламбена, построения профиля среды, расчета интегрального ключевого фактора успеха, а также различные методы анализа и оптимизации продуктового портфеля (матричный метод, построение профиля продуктового портфеля, симплекс-метод) и бизнес-процессов.

4. Обобщая многообразие способов достижения конкурентных преимуществ, М. Портер выделил три фактора их получения: низкая себестоимость продукции; уникальность и качество продукции и передовые технологии.

5. Для достижения низкой себестоимости продукции без ущерба для её качества могут использоваться закон опыта и эффект экономии на масштабах производства.

6. Закон опыта, выведенный Бостонской консалтинговой группой, формулируется следующим образом: издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции. Графической интерпретацией этого закона является кривая опыта.

7. Экономия на масштабах производства достигается благодаря действию эффекта экономии на масштабах, сущность которого заключается в том, что себестоимость единицы продукции уменьшается при увеличении масштаба производства (производственной мощности предприятия).

8. Для стратегического анализа и оптимизации продуктового портфеля могут использоваться модели портфельного анализа различной сложности и конфигурации: начиная с самой первой и наиболее популярной матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и заканчивая сложными многофакторными матрицами ADL/LC, Mc Kincey, GE и др. Их достоинствами являются: простота и доступность для понимания, помощь в осознании логики бизнеса, развитие стратегического мышления менеджеров, заполнение информационных пробелов, обеспечение эффективного взаимодействия руководства и подразделений компании, улучшение качества планов, выделение важных вопросов, помощь в принятии решений о ликвидации безнадежных направлений бизнеса и о дополнительном финансировании перспективных. Однако наряду с этими достоинствами, модели портфельного анализа матричной формы имеют ряд недостатков: не отражают взаимодействия различных направлений бизнеса, не учитывают специфику российской экономики, при использовании в качестве опасность субъективизма и манипуляций оценками.

9. Для подведения итогов анализа внутренней среды организации может использоваться контрольная карта анализа сильных и слабых сторон. 

 

 

Практические задания

 

1. Выполните оценку ресурсов и способностей для любой из перечисленных организаций (по Вашему выбору): перерабатывающего предприятия агропромышленного комплекса, машиностроительного завода, высшего учебного заведения, в котором Вы обучаетесь. По результатам анализа постройте матрицу гипотетической оценки ресурсов и способностей.

2. Известны данные о себестоимости и ценах на продукцию трех организаций:

 

Таблица 33 – Себестоимость и цена единицы продукции конкурентов

Организация Себестоимость, руб./ед. Цена, руб./ед.
ОАО Колос 2000 2500
ОАО Меркурий 1800 2100
ОАО Прогресс 1600 2100

 

Определить какая организация является лидером по издержкам, какая - дифференциатором, а какая - средним игроком.

3. Используя метод Ж-Ж Ламбена, оценить стратегию организации и определить, какими конкурентными преимуществами она обладает, если известны следующие данные: себестоимость единицы продукции фирмы 270 ден.ед., конкурента - 240 ден. ед.; цена единицы продукции фирмы 400 ден.ед, а продукции конкурента - 300 ден.ед.

4. Постройте профиль для предприятия агропромышленного комплекса (молочного завода, мясокомбината, маслоэкстракционного завода и т.д.) и его конкурента.

5. Постройте профили высшего учебного заведения, в котором Вы обучаетесь, и его основных конкурентов.

6. Используя методику расчета интегрального КФУ, оцените конкурентоспособность любой организации, по Вашему выбору, и определите, какими конкурентными преимуществами она обладает.

7. Изобразите  матрицу БКГ и нанесите на неё положение товара, имеющего высокую долю на рынке, который характеризуется  низким ростом объема спроса. Как называется такой товар? Сформулируйте основные действия организации по отношению к нему.

8. Используя информацию о деятельности сельскохозяйственной организации, представленную в таблице 34, необходимо, используя метод анализа продуктового портфеля, предложенный БКГ, определить относительную долю рынка для каждого вида продукции, сделать вывод о сбалансированности продуктового портфеля и дать рекомендации по его улучшению.

Таблица 34 – Информация о деятельности сельскохозяйственной организации

Вид продукции Объем реализации, млн. руб. в год Объем реализации крупнейшего конкурента, млн. руб. в год Темп роста рынка, %
Зерновые 720 1000 12
Подсолнечник 545 350 25
Растительное масло 100 280 19
Овощи 16 10 8
Консервированная продукция 200 700 5
Свинина 450 350 12
Прудовая рыба 35 10 13
Мёд 80 20 4,5

9. Постройте контрольную карту анализа сильных и слабых сторон для любого предприятия АПК (по Вашему выбору) и сделайте на основе её анализа выводы.

10. Постройте контрольную карту анализа сильных и слабых сторон для высшего учебного заведения, в котором Вы обучаетесь, и сделайте на основе её анализа выводы.

Тестовые задания

В подчеркнутых тестовых заданиях может быть только один вариант ответа, а в неподчеркнутых – несколько вариантов.

 

1. Сильными сторонами организации могут быть:

а) высокая рентабельность;

б) рост спроса на продукцию;

в) активная маркетинговая деятельность;

г) поддержка местной администрации;

д) широкий ассортимент продукции;

е) надежные деловые партнеры.

 

2. Слабыми сторонами организации могут быть:

а) неустойчивое финансовое состояние;

б) рост цен на энергоносители;

в) банкротство поставщиков;

г) неэффе


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.377 с.