Психотехники. Доверие педагогу. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психотехники. Доверие педагогу.

2019-08-02 152
Психотехники. Доверие педагогу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени П.И.Иванова-Радкевича

 

НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА

 

Уроков вокала

Дневник

Преподавателя

Часть 1-я

 

«Муаллим»

БАКУ – 2015


Автор и составитель: Наталья Ахмедова,

преподаватель отде­ления «Музыкальное искусство эстрады» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича

 

Н.В.Ахмедова

100 уроков вокала. Вокальная методика (часть 1-я). Баку, «Муаллим», 2015. – 100 стр.

 

 

В книге использован текст стихотворения неизвестного автора XIX века, инет-информация по строению голосового аппарата человека, даны несколько упражнений Ирины Цукановой и Вероники Воршип.

 

ISBN 978-9952-435-48-1

Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2015

 

* * *

 

«Поём всем телом, не скрывая эмоций, НО, управляя ими!»

Методические приёмы для работы с начинающим вокалистом. Настройка и развитие голоса на сравнении рабо­ты голосового аппарата с механизмом работы авто­мобиля. Верное дыхание – 100% успех вокалиста. Регист­ры, методы их соединения, поиск микстового звучания. Вокальные приёмы, типы голосов. Упражнения. Распевки

Вступление: Данная методика возникла в процессе моей работы со студентами  Красноярского колледжа искусств им. П,И, Иванова-Радкевича Вероникой Возжиковой  и  Дианой Похабовой. Начиная с 2012 года, я записываю  на видеокамеру наши уроки с полнометражной (пошаговой) работой над песнями, разогревающими  и настраивающими  на вокальную работу упражнениями,  которые  носили  спонтанный, твор­ческий  подход, по мере того, как появлялись проблемы в обу­чении. В первую очередь, это игровые попевки, придуманные мною по ходу наших занятий, направленные на устранение ошибок  в пении студенток; музыкальные фразы известных песен и джазовых стандартов, на которых отрабатывались вокальные приёмы, основной механизм голосоведения, позиционность опорного пения и включение резонаторной системы. Музыкальные периоды из классических произве­дений, которые петь интереснее, заменяя стандартные вока­лизы.  С каждым новым уроком я убеждалась в сходстве  механизмов голосового аппарата и автомобиля. Точнее сказать, вся моя методика и упражнения к ней, построены на сравнении и лёгком понимании человеком в любом возрасте работы этих двух механизмов. Находясь постоянно в поиске новых ассоциативных решений для точного понимания вокальной методики, я убеждалась в том, что не так всё страшно и непонятно, как кажется на первый взгляд. Самое главное – знать себя, строение своего тела, голосового аппарата в частности  и ничего не бояться, поэтому, моя методика  сводится к игровым упражнениям -  распевкам, на которых  у  ученика, появляются собственные ощущения, и приходит полное понимание механизма голосообразования. Поиск  и обретение чистого, красивого, обертонно-окрашенного, при этом, полётного, светлого голоса. Уроки носят доверительный характер с постоянным вкраплением в них рассуждений и интуитивного мышления по поводу вокальной методики.

Основные тезисы: Сверхзадача: «Страху: НЕТ!». Довери­тельные отношения с преподавателем, нравственно – психоло­гический климат на уроке,  эмоциональное состояние сту­дента, снятие зажимов, певческое дыхание, физическое здоровье голосового аппарата и тела в целом, основные этапы механизмов настройки голоса,  вокальные приёмы, техника речи, мастерство актёра, фантазии и воображения, и,  конечно,  Дар Божий.

ИНТУИТИВНОЕ ДЫХАНИЕ

1). Спящее (во время сна), не требующее контроля с Вашей стороны.

2). Медленное, (беззвучное), если не хотите, чтобы услышали (например, по телефону, при пении в микрофон), что Вы запыхались. Желудок подвижен, воздушный поток есть, но ничего не слышно. Горло расслаблено, открыто, чтобы никакой иной подзвучки не было.

3). Зевание. Помогает опустить гортань и расслабить горло. Вздох. Выдох.

4). Быстрое дыхание, короткое, цепное. «Ах». Вдох резкий. Увеличивая частоту, получается пыхтение (собачье дыхание). Напряжение снимается, предпосылки к развитию вибрато.  

5). Контролируемое, затаённое (как его называю я). Выпускание воздуха на звук «ТСсссс, ЛЮБУЮ шипяшую» (утечка воздуха из шины велосипеда)

6). Сказочное. Свободное, смелое дыхание (на замороженное стекло в автобусе, или дыхание змея Горыныча) с полной свободной гортанью и свободной нижней челюстью.

Реплика из опыта работы: Форсированное дыхание» в начале обучения – нормальное явление. Иначе НЕ заста­вить работать дыхательные мышцы.

УДОБНЫЙ ТОН. У каждого из нас есть удобная, оптимальная высота голоса. Предложите, нераздумывая, хмыкнуть своего ученика.

Упражнение: «Хмы» Хмыкните так же, возможно высота Вашего тона будет иной, что докажет ученику тезис: «У каждого из нас есть удобная, оптимальная высота голоса»

Хмыкайте, продлевая гласную (глиссандируя), затем, в пределах квинты, в нисходящем движении, закрытым ртом, пойте, опускаясь по полутонам, определяя границу нижнего диапазона. Акцентируйте ученика на терминологии (глиссандо), позже, Вы расскажете подробно о ПРИРОДЕ ГОЛОСА.

Вспомните, сколько гласных звуков в алфавите? (10). Верно. А, сколько из них чистых? – Шесть. Назовите их: АОУИЭЫ Дайте понятие, что  такое кантилена?— широкая, свободно льющаяся напевная мелодия

Проверено на практике: Я спросила у Вероники Возжиковой на первом курсе, как она будет пришивать к красивому, летнему платью кант? Разрежет его на части и пришьёт по очереди, или будет аккуратно пришивать стежок за стежком цельный, красивы кант, чтобы не было заметно стыков? Вероника выбрала второе и тут же спела певуче, плавно, соединив все шесть гласных звуков в единый, красивый кант. Канто - Canto (итал,) — пение, напев, основная мелодия. Корень со словом кантилена единый. Вот так, мы запоминаем итальянскую терминологию, останавливаясь всегда на уроке и подбирая нужную ассоциацию.

Упражнение «В ТОЧКУ»: Фонемы – АОУИЭЫ. Певучее (тут же нужно сказать по-итальянски cantabile),  связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato – это и есть кантилена. Дайте тон – «До» (или любой удобный (примарный)  для ученика. Вы уже делали это) первой октавы и попросите студента пропеть все фонемы подряд, в заданном вами темпе, ровно, в одну точку, стараясь удержать свой голос в одной позиции, на одной ноте «До».

 Ваш ученик не имеет ещё никакого понятия о технике звукоизвлечения, но для качественного настроя голоса, даже у хорошо говорящего человека, достаточно начального механизма регуляции по установке ротоглоточного рупора в правильное фонационное положение. Процесс вокального обучения в основном и предусматривает, чтобы выявить начальный, правильный механизм резонирования, а уж затем развивать управление певческой фонацией  до совершенства.  Начиная обучения, самое важное не напугать ученика, сводить занятия больше к игровой форме. Вы уже поняли, на первом же вокальном упражнении, что явилось причиной неверного  голосоведения: Звучание прерывалось, дыхание неверное, шёл удар по связкам с каждой новой фонемой… происходил ВЫПАД из позиции.

 

Проверено на практике. ПОЯСНЕНИЕ: Сохранить позиционность можно только хорошей работой мышц и согласованием их с выдохом. ЕСЛИ ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЕ ЛЕГАТИССИМО, выпасть из позиции будет сложно, а нам и необходимо в ней (позиции) остаться. Приведите пример работы дрели, как она образовывает ОДНО отверстие, а не много маленьких дырочек вокруг основного. Смена фонем происходит в самом конце звучания предыдущей фонемы, как будто всё упражнение звучит ОДНА фонема. Артикуляция, при этом, аккуратная, минимальная, звук направляется вперёд, или чуть ниже, НО НЕ НАВЕРХ. Гортань удерживается работой мышц,  в среднем положении. Одним из примеров, может послужить верёвка, которую вы раскручиваете в одном темпе, в одном положении, параллельно полу и она не падает. Стоит вам ослабить работу мышц, в данном случае, в руке, уменьшится скорость, верёвка упадёт. Физика и физиология имеют один корень и постоянные сравнения дают студенту возможность ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ процессы обучения. Позже, Вероника и Диана вспомнят именно эту верёвку и проведут параллель, которая приведёт их к методике голосоведения: от верёвки к точному методическому определению.

После занятия вокалом.

После занятия вокалом необходимо разгрузить свой аппарат следующими упражнениями:

1.Говорим низко и с воздухом га, га, га. Рот открываем вниз и в стороны. Положение рта на субтон.

2.Равномерно выдыхаем (беззвучно, но ощутимо) на слоги: ХА-ХЭ-ХИ-ХО-ХУ

3.Штробас - треск хрящей гортани. Расслабленное состояние, гортань свободна. Делаем штробас на вдохе и на выдохе.

4. Зеваем и стонем!!!!

Далее - Несколько моих статей, отвечая на вопросы и откликаясь на просьбы начинающих вокалистов.

Описание.

Общие характеристики голоса (+): Сильный, сочный, красиво окрашенный тембрально, приличный диапазон (вла­дение фальцетом), чистейшее интонирование, владение вокаль­ными приёмами – отличная мелизматика. Дыхание верное, фразировка грамотная, ОЧЕНЬ приятное вибрато, отлично звучит нижний регистр - УМЕНИЕ ГЕНЕРИРОВАТЬ ЗВУК, ИСПОЛЬЗУЯ ВСЕ РЕЗОНАТОРЫ,

Общие характеристики голоса (-): Не полноценное ис­поль­­зование голосового ресурса.

НЮАНСЫ. 1-я песня «Паруса».

«…..МаняЩЩая» «…Мной воСПеТТая….» - присажи­ваетесь на согласные. В слове «манящая» необходимо присесть на первое «Я»…проскочить точно «Щ» и выйти на последнюю «Я»; в слове «воспетая», уделить больше внимания гласному «Е». Это только лишь моя рекомендация, возможно, подобное пение – ВАША МАНЕРА, а возможно, Ваше исполнение - ко­пия оригинала. Голосоведение будет гораздо лучше, приятнее ложиться на слух, если Вы будете больше распевать гласные. Согласные никуда не денутся, они, согласно ритмического рисунка, встанут в свой ряд, как им и положено, будут стартовой площадкой для ГЛАСНЫХ.

«…Атражение волшебнАВА…» - нужно редуцирование гласных. Идите к верному гласному усиливая по ходу дина­мику, тогда не выпадут ненужные звуки. В слове «Отражение» - идём к «Е», а не садимся на «О», которое у Вас слышно, как «А». Фонема должна быть не ярко выражена, Т.Е. СРЕДУЦИРОВАНА. В слове «Волшебного» - акцентируем гласный «Е».

Работа над песней заключается в первую очередь к раставлению акцентов, динамических обозначений, и цезур (открытых и закрытых) для взятия дыхания (остановки).

2-й куплет: «ТЫ…..» - спето шикарно, а потом, куда делся этот бархат???? «….утра чистого божественный рассвет….» - всё звучит отрывисто (особенно слово «божественный»), вновь на авансцене – согласные, вместо ГЛАСНЫХ. Ваше голосо­ведение в Ваших руках.

 Спойте эту фразу на легатиссимо, ритм никуда не денется, и Вы услышите, как харизматично она станет звучать, а гласные звуки будут успевать окрашиваться – ОБЕРТОНАМ      ПОЯВЛЯТЬСЯ    НЕКОГДА при таком отрывистом пении.

После модуляции: Петь было сложновато верх, это чувст­во­валось, небольшая зажатость есть в голосе, но, спра­вился. Я рекомендую, чтобы не было так тяжело (песня – то темповая), использовать вариантность коды, а именно: Не повторять (несмотря на бэки) точно финальную фразу припева, а спеть слова: «паруса»; «задувает»; «нежно», отдельно на каж­дую из фраз, распевая и милизматируя гласную «а», «е», и меняя ритмический рисунок. В самом финале, вернуться к искомому, и спеть, как в оригинале. Народ нужно удивлять. В песне, великолепная, фрагментальная мелизматичность. Очень нена­вяз­чиво, красиво. Браво!

2-я песня «Любимая». Показалось, что тональность высо­ко­вата, хоть и справились, НО…. зажатость голоса слышна (толкните, лучше, воздух диафрагмой и расщипите верхний звук, потом мгновенно сцепите воздух диафрагмой и держите на легато мышцами звук). Там есть модуляция и, если опустить изначально на 0,5, или попробовать, даже, на тон (всегда нужно петь в разных тональностях, находясь в поиске своих красивых обертонов). В модуляции, поёте о ветре, хочется, чтобы на этих высоких нотах было полное легато, больше раскрытия гласных (…вЕЕЕт ЕЕЕр (больше слышна «Т») закрУжИт судьбУУУУУ) сделать это нелегко из-за слож­ности тесситуры. Мне не хватило Ваших окончаний фраз, не насладилась в полной мере голосом. Запас дыхание ЕСТЬ, а голос вести более не желаете, снимаете и ставите точку раньше, чем хотелось бы.

Из-за тональности (скорее всего, целью было показать свой верхний регистр), середина и низ (частично) потеряли свои обертоны. Это произошло от того, что плотность звука пропа­дала, ведь петь – то Вам было легко (уходили не в вокал, а напевание). Резонирование ощущалось не везде. Неважно, в какой вы трудитесь тесситуре, звук мы всё равно образовы­ваем, уделяя внимание работе диафрагме.

2-й куплет: «жиСь моя» - звучит именно так. Усильте в слове согласные (жиЗНь). «…каДА нет тебя…» - на ухо легло именно так.

«…солнце осветит нам путь…» - в таком ритме сложно пропеть на легато фразу в высокой тесситуре, а если её изменить ритмически таким образом, что Вы посидите на первом «О», а потом пропоёте, используя триоль, и догоните время, уверена, она прозвучит лучше. Варьируйте с ритмом, в таких случаях, оставаясь в заданном метре.

Заключение: Вот, чудесно исполнена песня, но, голос отдан НЕ ВЕСЬ. Если слушатель не в концертном зале, а воспринимает Вас только аудиально, нужно заставить его всеми силами поверить Вам. Возможно, сказывается моя профессиональная деятельность, но, я явно слышала (и видела), как Вы справлялись с этими высокими нотами и ФРАЗАМИ, а мне, как и Вам, как и ВСЕМ, хочется ПОЛЁТА!!!  

Описание исполнения: Для человека, который не явля­ется профессиональным  вокалистом – педагогом, Ваше испол­нение будет оценено на «ОТЛИЧНО», а именно на мнение таких людей мы и должны опираться.

Оценки у них только две: «Нравится» - «Не нравится». Мне, как профессионалу, слышны некоторые недочёты, о кото­рых я, честно, как и обещала, пишу Вам. У Вас, Людмила, при красивом и, по первому ощущению, свободном голосоведение, слышна его не полная отдача и некоторая зажатость.

Звук не полностью выводится, идёт некий его запор, из – за зажатой нижней челюсти, вообще, не свободна артикуляция, это слышно. Хочется полёта звука, а это возможно при хорошем расщеплении звука, на опёртом дыхании. Если не опереть дыхание, а звук им расщеплять, то дыхание мгновенно закончится, и фразы не будут такими продолжительными. У Вас фразы имеют достаточную продолжительность – ВЕРНУЮ ФРАЗЕРОВКУ, благодаря именно зажатости, а нужна полная свобода (как бы парадоксально это не звучало).

«….в угоду гадом стать…» - стАть, «а» звучит немного фальшиво, интонация подплывает всегда, когда не достаточно работает диафрагма, именно она выполняет роль опорного рычага, гортань, остаётся в своём родном, среднем положении, а выдох делает звук полётным.

«…. Все злобны, как удавы….» - на «О» идёт небольшой носовой призвук, а это так же результат зажатости голоса. Попробуйте на «О» сделать хороший выдох (принцип испол­нения субтоном), и тут же перейдите на смычное голосо­ведение, помогая себе диафрагмой.

Весь припев, в голосе не хватает свободы и полёта. Ищите изменения во взятии дыхания во фразах, но, в обязательном порядке расщепляйте дыханием звук, он слышится немного надрывным (при всей лёгкости Вашего исполнения).

«…и вид….. оскаленных клыков» - немного дробите фразу, не сразу можно её понять на слух. Вы знаете слова и Вам кажется, что все Вас понимают, но, пение требует от нас такого голосоведения, чтобы человек тут же понимал и улавливал содержание песни. Спойте эту фразу так, чтобы больше распеть звук «А» в слове «оскаленных» и не петь на стаккато (после слова «вид» снимаете голосоведение).

«вас всех так люблю….» на слове «так» - носовой призвук 100%.

Весь припев пойте на легатиссимо, согласные звуки сделают своё дело, а легато поможет Вам лучше опереть все фразы в припеве. Вы поёте верно, на легато, но пульсация всё равно имеет место (фраза, даже при легато, на слух воспринимается дробной и немного зажатой), а Вы возьмите и освободите себя от неё, но, в гитарный «чёс» вмещайте фразы.

Я песня. «Зимний вечер».

«…то судьбами, то лицами» - не снимайте быстро звук, продлите фразу по голосоведению в слове «судьбами».

«Интуиция» - поджали немного, и ушли в нос. Это всё из – за нёбной занавески, она поднимется, при опоре и выдохе. Понятие «ЗВУКОВЫДОХ» при одной позиции гортани, никогда ничего не закроет, не перекроет, резонаторная зона будет открыта, а значит и звук будет у вас ПОЛНОЦЕННЫМ. Попробуйте спеть эту песню полностью на «Ду», и «Ту», распевая «У» и иногда цепляя согласные «Д», или «Т». Фонема «У» идеально работает позиционно, потом, эти же ощущения перенесите на слова песни. Пойте по фразам: спели на «Ду» и тут же спойте фразу со словами, с гитарой это вообще идеально. Только не теряйте ощущений позиционных.

Минусы: Носовой призвук (явный) в словах: пОле; конЁм (все фонемы О; Е; Ё.. - нет полного вывода звука на верхнее твёрдое нёбо, КОРЕНЬ ЯЗЫКА необходимо опустить, небольшой зевок и свободно (ОНА ЯВНО ЗАЖАТА) отбрасывать нижнюю челюсть; Недостаточно развит диафрагмальный выдох, не хватает динамики и тембральной игры голоса (его красоты недостаточно, можно и НУЖНО БОЛЬШЕ, но не передавливать диафрагму, БАЛАНСИРУЙ)

«мы пойТЁм с конём» - не слышно стартовой согласной «Д», в первой фразе, которая в верхнем регистре.

«Свёзд благодать…» - где буква «З»?

«Не видать…» - зажатый звук наверху, необходимо сделать то же самое, что описано о носовом призвуке, он здесь так же слышен. Если освободить нижнюю челюсть и заставить сильнее поработать диафрагму (ОПИРАЙ ВНИЗ), звук ПОЛЕТИТ и будет СВОБОДНЫМ! НЕ ПОДНИМАЙ ГОЛОВУ, Я ВИЖУ ТЕБЯ, отправляй ВВЕРХ ЗВУК!!!!

«мы иТём с конём…» - обрати внимание на все согласные.

Рекомендация: Не бойтесь на высоких нотах, при хорошей опоре, делать хороший звуковыдох.

МИНУСЫ: В кульминации «…кого бы взяла я и т.д.» петь на легатиссимо (максимально распевая гласные фонемы и только в самом конце (по ритму) уже называть согласную) при хорошей опоре, добавляя больше динамики и энергетики. «….жизнИОстанешься…» - я бы не рвала (окончание на гласную и начало на гласную следующего слова, лучше залиговать). Фраза будет полноценней во всех отношениях. Держать опорно, СМЕЛО до конца, брать короткий вдох носом и выходить на фразу: «…Я не знаю, как с этим быть». Вы сохраните и позиционность и энергетическую кульминацию.

Самостоятельное обучение джазовому вокалу, или Российский джаз - это возможно?

Занятия по «Джазовому пению» следует начинать с прослушивания мировых во­каль­ных исполнителей данного направления - зарубежные и российские джазовые вока­листы, джазовые вокальные ансамбли (в поисковике необхо­димо так и набирать) + Джазо­вые стилевые направления. Самое важное почувствовать стилистику, но, мы изначально не того «теста» народ. С кровью, потом и молоком нам вложили маршевую структуру… мы мыслим на две, максимум, четыре четверти. Трудно русскому народу осилить этот вид искусства, а именно так я считаю – ЭТО ИСКУССТВО. Свобода, виртуозность, обострённые ритмы, что имеют право наЛЕВО – это джаз. http://www.vivaharmony.ru/pages/uroki_dzhazovogo_vokala/ - хороший сайт, прочитав основную статью по обучению, переноситесь кликами на нужные Вам разделы.

Как бы не было грамотно написано – ЭТО ТЕЗИСЫ, которые необходимо реализовать на практике, а практика – это уже контакт с педагогом, или поиск нужных Вам статей и видео с конкретными тегами, например: «Урок вокала, учимся петь, строение голосового аппарата, дыхание, упражнения, распевки, опора, атака звука, голосоведение, фразировка, регистры, резонаторы и резонанс, джазовая импровизация, джа­зовые вокальные приёмы, вокальные украшения, вокаль­ная техника, современные вокальные стили …»

Интернет полон ответов, их только необходимо НАЙТИ, грамотно запрашивая в поисковике. Обучение заочно занимает много времени, но, ВЫ САМИ руководите им.

А что касается джазовой школы, то её в России нет.. Школа – это прежде всего традиции преподавания, у нас нет этих традиций, мы варимся в собственном восприятии, вклю­чая интуицию, логику и окунаясь с головой в Инет. Джазовых музыкантов в России много и они великолепные, например: Сергей Манукян (клавиши – вокал http://www.youtube.com/watch?v=Vd3asrjae5k), вока­листов – минимум. Есть молодые исполнители джаза: Анна Бутурлина (http://www.youtube.com/watch?v=jozGLxtbHyk – это Россий­ский джаз, где голос ЛИДИРУЕТ и интересная подача подку­пает), Анастасия Глазкова, которые могут передать толику того, что сами могут.. Есть именитые исполнители - Ирина Отиева и Лариса Долина, на которых мы можем ров­няться сегодня. Для меня сегодня открыта молодая исполни­тельница, джаз-поп-певица из Монреаля (Канада) Никки Яновски

(http://www.youtube.com/watch?v=K90xXn35d7o) Есть по­ня­тие ГОЛОСОВАЯ ПРИРОДА, ГОЛОСОВАЯ ТЕХНИКА и ЭНЕРГЕТИКА. Есть понятие -ХАРИЗМА. Вот, если это ЕСТЬ, то можно петь джаз. Я же, имея прекрасное чувство ритма, неплохой голос, сколько угодно харизмы, но, недостаточную голосовую технику, не могу претендовать на статус джазовой певицы, я ею просто не стану, ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЮ ЭТО ЦЕЛЬЮ ЖИЗНИ. Но, могу научить многому, и ученик может оказаться талантливее в разы своего учителя. Для меня джаз это ещё и театр, наверное поэтому меня быстро понимают. Игра, шалость, баловство, при серьёзном отношении к постановке голоса (ИЗНАЧАЛЬНО), дадут результаты, и в России будут петь джаз!!!

Пение с родни спорту, и, только тот, кто поставил перед собой цель найти СВОЙ ЗВУК, получит желаемое. Голос с одной стороны это талант, природный дар, дар Божий, а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом.

Заключение

Я не сторонница множества «украшений», но, современная эстрада уже не мыслит себя без них: придыхательного шептания, сгенерированного гундосенья, штробаса (скрип), скрима (кричать) и др. Конечно, это отличит Вас от многих других, кто не пользуется этими приёмами, НО, не будете – ли Вы похожи на тех, у кого это также прекрасно получается? Опасно, отчасти, даже преступно закрыться природной вокаль­ной техникой и воспитывать вокалиста без индиви­дуальности, фантазий и воображений. Если пение - это передача колебаний воздуха ушам слушателя, то, успешное пение - это передача эмоциональных состояний сердцам слушателей! Вы можете сфальшивить, забыть слова, не иметь достаточного диапазона и дикции, петь зажатыми, хрипящими связками, без диафрагмы и опоры… Но, если вы способны мощно, ярко и убедительно передавать ваши эмоциональные состояния слушателям, Ваше ЛИЧНОЕ отношение к исполняемому произведению, вы будете успешным, востребованным вокалистом. Безжизненное, пусть и техническое пение, человеку, пришедшему на концерт, не нужно.

Ученый пишет: «Певец поет после вдоха на фоннационном выдохе, опуская ребра». А певец не должен вообще думать ни о каком выдохе! Он не выдыхает, он поет. Если певец будет думать о том, что он - вдыхает, поет и выдыхает, опуская ребра, – процесс пения для него быстро закончится.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Вокальная методика, психотехники ………………………………… 3
Дыхание. Всё о нём ………………………………………………………….. 21
Пение на опоре. Диафрагма................................................ 38
Классика – Эстрада – Регистры............................................ 44
Гортань – моя подружка...................................................... 50
Белтинг. Микст-регистр....................................................... 55
Вокальные упражнения....................................................... 63
Статьи в помощь вокалисту................................................. 69

 


 

Отпечатано в типографии «Муаллим».

 

Подписано к печати 28.01.2015. Заказ № 9.

Формат бумаги 60´841/16. 6,25 п.л. Тираж 100.

Имени П.И.Иванова-Радкевича

 

НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА

 

Уроков вокала

Дневник

Преподавателя

Часть 1-я

 

«Муаллим»

БАКУ – 2015


Автор и составитель: Наталья Ахмедова,

преподаватель отде­ления «Музыкальное искусство эстрады» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича

 

Н.В.Ахмедова

100 уроков вокала. Вокальная методика (часть 1-я). Баку, «Муаллим», 2015. – 100 стр.

 

 

В книге использован текст стихотворения неизвестного автора XIX века, инет-информация по строению голосового аппарата человека, даны несколько упражнений Ирины Цукановой и Вероники Воршип.

 

ISBN 978-9952-435-48-1

Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2015

 

* * *

 

«Поём всем телом, не скрывая эмоций, НО, управляя ими!»

Методические приёмы для работы с начинающим вокалистом. Настройка и развитие голоса на сравнении рабо­ты голосового аппарата с механизмом работы авто­мобиля. Верное дыхание – 100% успех вокалиста. Регист­ры, методы их соединения, поиск микстового звучания. Вокальные приёмы, типы голосов. Упражнения. Распевки

Вступление: Данная методика возникла в процессе моей работы со студентами  Красноярского колледжа искусств им. П,И, Иванова-Радкевича Вероникой Возжиковой  и  Дианой Похабовой. Начиная с 2012 года, я записываю  на видеокамеру наши уроки с полнометражной (пошаговой) работой над песнями, разогревающими  и настраивающими  на вокальную работу упражнениями,  которые  носили  спонтанный, твор­ческий  подход, по мере того, как появлялись проблемы в обу­чении. В первую очередь, это игровые попевки, придуманные мною по ходу наших занятий, направленные на устранение ошибок  в пении студенток; музыкальные фразы известных песен и джазовых стандартов, на которых отрабатывались вокальные приёмы, основной механизм голосоведения, позиционность опорного пения и включение резонаторной системы. Музыкальные периоды из классических произве­дений, которые петь интереснее, заменяя стандартные вока­лизы.  С каждым новым уроком я убеждалась в сходстве  механизмов голосового аппарата и автомобиля. Точнее сказать, вся моя методика и упражнения к ней, построены на сравнении и лёгком понимании человеком в любом возрасте работы этих двух механизмов. Находясь постоянно в поиске новых ассоциативных решений для точного понимания вокальной методики, я убеждалась в том, что не так всё страшно и непонятно, как кажется на первый взгляд. Самое главное – знать себя, строение своего тела, голосового аппарата в частности  и ничего не бояться, поэтому, моя методика  сводится к игровым упражнениям -  распевкам, на которых  у  ученика, появляются собственные ощущения, и приходит полное понимание механизма голосообразования. Поиск  и обретение чистого, красивого, обертонно-окрашенного, при этом, полётного, светлого голоса. Уроки носят доверительный характер с постоянным вкраплением в них рассуждений и интуитивного мышления по поводу вокальной методики.

Основные тезисы: Сверхзадача: «Страху: НЕТ!». Довери­тельные отношения с преподавателем, нравственно – психоло­гический климат на уроке,  эмоциональное состояние сту­дента, снятие зажимов, певческое дыхание, физическое здоровье голосового аппарата и тела в целом, основные этапы механизмов настройки голоса,  вокальные приёмы, техника речи, мастерство актёра, фантазии и воображения, и,  конечно,  Дар Божий.

Психотехники. Доверие педагогу.

Каждый урок - путешествие, в которое Вы отправляетесь вместе. Студент познаёт новое, ранее неведанное и невиданное.

Увидеть и понять должны помочь ему Вы. На помощь приходит его фантазия и воображение, причём, никаких ограничений… 

Эмоции, которые студент будет переживать до, на,  и после урока, должны быть только положительными, а, если говорить музыкальным языком – мажорными. Вы не можете оставаться безучастным, всё, о чём вы будете рассказывать, необходимо показывать самому, Ваш пример для студента важен. Постарайтесь не давать ему повода думать так: «А сам – то, преподаватель может так спеть?». Не бойтесь учиться вместе со студентом. Несмотря на полученное образование, мы продолжаем учиться всю жизнь, и этот аспект ещё больше сблизит Вас с учеником. Появляются новые техники, термины (неологизмы, за которыми скорее угонится студент, нежели Вы), стили, с которыми необходимо знакомиться и осваивать их. Но, самое важное, о чём необходимо поговорить на первом этапе обучения – эмоции!

 Все люди больше всего в жизни любят впадать в различные эмоциональные состояния. Все что нас окружает, рождено определенными эмоциональными состояниями. Всё, что делают люди в жизни, делают ради того, чтобы пережить одни эмоциональные состояния, или избежать переживания других. Жизнь людей полностью соткана из эмоциональных состояний. Вас полюбили - это эмоциональное состояние. Вы полюбили, то же эмоциональное состояние. У вас несчастная любовь и это эмоциональное состояние. Вы вкусно покушали – эмоциональное состояние. Вас хотят «скушать» – от сознания этого, опять-таки вы впадаете в определенное,  очень сильное состояние эмоций. Список можно продолжать до бесконеч­ности… Эмоциональные состояния - это суть жизни чело­вечества.

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Ощущения (простейшая форма эмоций), аффекты и наконец – ЧУВСТВА – высшая стадия эмоций. Если вокалист поёт с удовольствием, его эмоциональное состояние благоприятно сказывается на работе голосового аппарата. На уроках мы часто разбираем моменты, которые навредили пению, а именно, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  ПЕРЕГРУЗКА (передавка, определённый эмоциональный зажим). Да, да, именно так. ЭМОЦИЯМИ НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ. Гортань, в которой находятся голосовые складки, невероятно чувствительна и, если не обуздать эмоциональное состояние, не направить его в правильно русло, можно, даже, лишиться на какое – то время голоса. Гортань, как цветок, с которым необходимо очень бережно обращаться, а эмоции, могут пережать её. Если Вам накололи палец, чтобы взять кровь на анализ, то вы ощущаете боль не только в месте укола, а  во всём теле… гортань, при этом, испытывает стресс, сжимаясь, защищаясь от стрессовой ситуации.

Аффект - «аварийное поведение», например опоздание на конкурс, или оторвался каблук…вы – нервничаете, можете так навредить себе, что спеть НЕ ПОЛУЧИТСЯ, хоть и туфли найдёте.

Самым ТОЧНЫМ попаданием БУДУТ ЧУВСТВА – высшая стадия эмоций и, если вы совершенно точно понимаете, о чём поёте и имеете желание рассказать об этом миру, вы споёте чудесно, зритель поймёт и ПОВЕРИТ Вам!

Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами.

  Проверено на практике: На уроках, при исполнении песен, мы рисуем с учениками картины и представляем всё в реале. Невероятно помогают воображаемые запахи  при кантиленном пении  и, если у Вероники Возжиковой, это запах Рождества и апельсинов, то у Дианы Похабовой – свежее испеченные  ванильные булочки.  При более экспресс­сивном репертуаре, когда необходимо направить точечно свою энергию, помогает тактильность. Небольшой пред­мет, находящийся на небольшом кольце, надевается на палец и может спрятаться в ладонь. Для зрителя,  он не виден, а для студентки – это объект, который она сжи­мает  в нужные моменты, направляя в него свою энергию, чувствует его, ощущает некую поддержку. Был применён вариант с реальным запахом и, каждой из учениц, я намазывала руки очень вкусным бальзамом. Стоя у микрофонной стойки, они могли, держа руки свободно, используя спонтанные жесты и продлевая фразу до самого его конца, брать спокойное дыхание, наслаждаясь этим запахом. В этом случае физиология вокалиста выглядит совершенно естественно, отсут­ствует суета, страх перед тем, что ты не успеешь вздохнуть… всё происходит, как в реальной жизни, когда мы СОВЕРШЕННО НЕ задумы­ваемся о взятии дыхания (все приёмы, которые я исполь­зовала в обучении вокалу, есть в видео формате).

Почему люди так любят музыку? Она способна их окунать или наполнять определенными эмоциональными состояниями. И чем сильнее вы способны их окунуть в эмоциональное состояние, тем большей популярности вам стоит ожидать. В этом смысле нет разницы: человек скушал  любимое блюдо и наполнился эмоциями радости и удоволь­ствия, он прослушал вашу песню,  и его наполнили такие же эмоции. Хлеб и зрелище -  это левая и правая нога челове­чества, которые шествуют вместе через тысячелетия. Разница лишь в том, что хороший хлеб помогает, кроме эмоциональных состояний поддерживать жизнь в теле, а хорошая музыка жизнь в духе. Если вы хотите быть успешным вокалистом, вам нужно научиться петь так, чтобы сердца слушателей насы­щались. После употребления ваших песен, у слушателя должна еще долго сохраниться масса ощущений в душе.

Поэтому когда вы готовите к исполнению песни, всегда вчитывайтесь в текст, и пытайтесь понять, какое эмоцио­нальное состояние он в себе несет.

Рекомендация: Требуйте от учащегося наличия текста песни, напечатанного крупным форматом и с хорошим междустрочием, куда будут вписываться редакционные по­метки по исполнению.

 Обязательно придумайте историю, вместе со студентом, что предшествовало событиям, о которых поведано в песне, равно, как необходимо придумать и продолжение этого повествования, в связи с чем, в конце Вашей песни будет соответствующий знак, а значит, конкретная эмоция. 

Окунитесь в эту эмоцию. Пропитайтесь ею. И только после этого решайте, какими техническими средствами вокала вы будете ее передавать. Всегда помните, что Ваш слушатель может уйти с концерта «голодным». Одна техника без эмоций заставит людей, вернувшись домой, встать у плиты и жарить себе картошку, вместо романтического настроения, сидя в кресле в уютной гостиной, вспоминая о Вашем выступлении и придумывая своё продолжение спетой Вами истории. Люди всегда хотят кушать! Только одним нужен бараний бок с кашей, а другим – НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА заменит всё. Души  других людей хотят погрузиться хоть в какие-то, пусть даже не в самые благородные, но реальные, эмоциональные состояния. Поэтому с этого дня примите решения, что в Вашем арсенале прибудут три основных вокальных кита: ОПОРА - ПРОЕКЦИЯ – ПОЗИЦИЯ

Опора звука – это комплекс ощущений и представлений, связанный с согласованной работой ДЫХАНИЯ, дыхательных мышц и мышц гортани.

Проекция звука – это комплекс ощущений и представлений, связанный с тем расстоянием, на которое необходимо распространить звук.

Позиция звука – это комплекс ощущений и представлений, который вызывает вибрация в различных областях головы, окрашивает голос, включает работу всей резонаторной системы, позволяет удерживать интонацию, искать и найти СВОЙ ГОЛОС.

Опора позволяет контролировать высоту, проекция – громкость, а позиция – тембр


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.