Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-08-02 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Имени П.И.Иванова-Радкевича
НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА
Уроков вокала
Дневник
Преподавателя
Часть 1-я
«Муаллим»
БАКУ – 2015
Автор и составитель: Наталья Ахмедова,
преподаватель отделения «Музыкальное искусство эстрады» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича
Н.В.Ахмедова
100 уроков вокала. Вокальная методика (часть 1-я). Баку, «Муаллим», 2015. – 100 стр.
В книге использован текст стихотворения неизвестного автора XIX века, инет-информация по строению голосового аппарата человека, даны несколько упражнений Ирины Цукановой и Вероники Воршип.
ISBN 978-9952-435-48-1
Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2015
* * *
«Поём всем телом, не скрывая эмоций, НО, управляя ими!»
Методические приёмы для работы с начинающим вокалистом. Настройка и развитие голоса на сравнении работы голосового аппарата с механизмом работы автомобиля. Верное дыхание – 100% успех вокалиста. Регистры, методы их соединения, поиск микстового звучания. Вокальные приёмы, типы голосов. Упражнения. Распевки
Вступление: Данная методика возникла в процессе моей работы со студентами Красноярского колледжа искусств им. П,И, Иванова-Радкевича Вероникой Возжиковой и Дианой Похабовой. Начиная с 2012 года, я записываю на видеокамеру наши уроки с полнометражной (пошаговой) работой над песнями, разогревающими и настраивающими на вокальную работу упражнениями, которые носили спонтанный, творческий подход, по мере того, как появлялись проблемы в обучении. В первую очередь, это игровые попевки, придуманные мною по ходу наших занятий, направленные на устранение ошибок в пении студенток; музыкальные фразы известных песен и джазовых стандартов, на которых отрабатывались вокальные приёмы, основной механизм голосоведения, позиционность опорного пения и включение резонаторной системы. Музыкальные периоды из классических произведений, которые петь интереснее, заменяя стандартные вокализы. С каждым новым уроком я убеждалась в сходстве механизмов голосового аппарата и автомобиля. Точнее сказать, вся моя методика и упражнения к ней, построены на сравнении и лёгком понимании человеком в любом возрасте работы этих двух механизмов. Находясь постоянно в поиске новых ассоциативных решений для точного понимания вокальной методики, я убеждалась в том, что не так всё страшно и непонятно, как кажется на первый взгляд. Самое главное – знать себя, строение своего тела, голосового аппарата в частности и ничего не бояться, поэтому, моя методика сводится к игровым упражнениям - распевкам, на которых у ученика, появляются собственные ощущения, и приходит полное понимание механизма голосообразования. Поиск и обретение чистого, красивого, обертонно-окрашенного, при этом, полётного, светлого голоса. Уроки носят доверительный характер с постоянным вкраплением в них рассуждений и интуитивного мышления по поводу вокальной методики.
|
Основные тезисы: Сверхзадача: «Страху: НЕТ!». Доверительные отношения с преподавателем, нравственно – психологический климат на уроке, эмоциональное состояние студента, снятие зажимов, певческое дыхание, физическое здоровье голосового аппарата и тела в целом, основные этапы механизмов настройки голоса, вокальные приёмы, техника речи, мастерство актёра, фантазии и воображения, и, конечно, Дар Божий.
ИНТУИТИВНОЕ ДЫХАНИЕ
1). Спящее (во время сна), не требующее контроля с Вашей стороны.
2). Медленное, (беззвучное), если не хотите, чтобы услышали (например, по телефону, при пении в микрофон), что Вы запыхались. Желудок подвижен, воздушный поток есть, но ничего не слышно. Горло расслаблено, открыто, чтобы никакой иной подзвучки не было.
|
3). Зевание. Помогает опустить гортань и расслабить горло. Вздох. Выдох.
4). Быстрое дыхание, короткое, цепное. «Ах». Вдох резкий. Увеличивая частоту, получается пыхтение (собачье дыхание). Напряжение снимается, предпосылки к развитию вибрато.
5). Контролируемое, затаённое (как его называю я). Выпускание воздуха на звук «ТСсссс, ЛЮБУЮ шипяшую» (утечка воздуха из шины велосипеда)
6). Сказочное. Свободное, смелое дыхание (на замороженное стекло в автобусе, или дыхание змея Горыныча) с полной свободной гортанью и свободной нижней челюстью.
Реплика из опыта работы: Форсированное дыхание» в начале обучения – нормальное явление. Иначе НЕ заставить работать дыхательные мышцы.
УДОБНЫЙ ТОН. У каждого из нас есть удобная, оптимальная высота голоса. Предложите, нераздумывая, хмыкнуть своего ученика.
Упражнение: «Хмы» Хмыкните так же, возможно высота Вашего тона будет иной, что докажет ученику тезис: «У каждого из нас есть удобная, оптимальная высота голоса»
Хмыкайте, продлевая гласную (глиссандируя), затем, в пределах квинты, в нисходящем движении, закрытым ртом, пойте, опускаясь по полутонам, определяя границу нижнего диапазона. Акцентируйте ученика на терминологии (глиссандо), позже, Вы расскажете подробно о ПРИРОДЕ ГОЛОСА.
Вспомните, сколько гласных звуков в алфавите? (10). Верно. А, сколько из них чистых? – Шесть. Назовите их: АОУИЭЫ Дайте понятие, что такое кантилена?— широкая, свободно льющаяся напевная мелодия
Проверено на практике: Я спросила у Вероники Возжиковой на первом курсе, как она будет пришивать к красивому, летнему платью кант? Разрежет его на части и пришьёт по очереди, или будет аккуратно пришивать стежок за стежком цельный, красивы кант, чтобы не было заметно стыков? Вероника выбрала второе и тут же спела певуче, плавно, соединив все шесть гласных звуков в единый, красивый кант. Канто - Canto (итал,) — пение, напев, основная мелодия. Корень со словом кантилена единый. Вот так, мы запоминаем итальянскую терминологию, останавливаясь всегда на уроке и подбирая нужную ассоциацию.
Упражнение «В ТОЧКУ»: Фонемы – АОУИЭЫ. Певучее (тут же нужно сказать по-итальянски cantabile), связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato – это и есть кантилена. Дайте тон – «До» (или любой удобный (примарный) для ученика. Вы уже делали это) первой октавы и попросите студента пропеть все фонемы подряд, в заданном вами темпе, ровно, в одну точку, стараясь удержать свой голос в одной позиции, на одной ноте «До».
|
Ваш ученик не имеет ещё никакого понятия о технике звукоизвлечения, но для качественного настроя голоса, даже у хорошо говорящего человека, достаточно начального механизма регуляции по установке ротоглоточного рупора в правильное фонационное положение. Процесс вокального обучения в основном и предусматривает, чтобы выявить начальный, правильный механизм резонирования, а уж затем развивать управление певческой фонацией до совершенства. Начиная обучения, самое важное не напугать ученика, сводить занятия больше к игровой форме. Вы уже поняли, на первом же вокальном упражнении, что явилось причиной неверного голосоведения: Звучание прерывалось, дыхание неверное, шёл удар по связкам с каждой новой фонемой… происходил ВЫПАД из позиции.
Проверено на практике. ПОЯСНЕНИЕ: Сохранить позиционность можно только хорошей работой мышц и согласованием их с выдохом. ЕСЛИ ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЕ ЛЕГАТИССИМО, выпасть из позиции будет сложно, а нам и необходимо в ней (позиции) остаться. Приведите пример работы дрели, как она образовывает ОДНО отверстие, а не много маленьких дырочек вокруг основного. Смена фонем происходит в самом конце звучания предыдущей фонемы, как будто всё упражнение звучит ОДНА фонема. Артикуляция, при этом, аккуратная, минимальная, звук направляется вперёд, или чуть ниже, НО НЕ НАВЕРХ. Гортань удерживается работой мышц, в среднем положении. Одним из примеров, может послужить верёвка, которую вы раскручиваете в одном темпе, в одном положении, параллельно полу и она не падает. Стоит вам ослабить работу мышц, в данном случае, в руке, уменьшится скорость, верёвка упадёт. Физика и физиология имеют один корень и постоянные сравнения дают студенту возможность ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ процессы обучения. Позже, Вероника и Диана вспомнят именно эту верёвку и проведут параллель, которая приведёт их к методике голосоведения: от верёвки к точному методическому определению.
|
После занятия вокалом.
После занятия вокалом необходимо разгрузить свой аппарат следующими упражнениями:
1.Говорим низко и с воздухом га, га, га. Рот открываем вниз и в стороны. Положение рта на субтон.
2.Равномерно выдыхаем (беззвучно, но ощутимо) на слоги: ХА-ХЭ-ХИ-ХО-ХУ
3.Штробас - треск хрящей гортани. Расслабленное состояние, гортань свободна. Делаем штробас на вдохе и на выдохе.
4. Зеваем и стонем!!!!
Далее - Несколько моих статей, отвечая на вопросы и откликаясь на просьбы начинающих вокалистов.
Описание.
Общие характеристики голоса (+): Сильный, сочный, красиво окрашенный тембрально, приличный диапазон (владение фальцетом), чистейшее интонирование, владение вокальными приёмами – отличная мелизматика. Дыхание верное, фразировка грамотная, ОЧЕНЬ приятное вибрато, отлично звучит нижний регистр - УМЕНИЕ ГЕНЕРИРОВАТЬ ЗВУК, ИСПОЛЬЗУЯ ВСЕ РЕЗОНАТОРЫ,
Общие характеристики голоса (-): Не полноценное использование голосового ресурса.
НЮАНСЫ. 1-я песня «Паруса».
«…..МаняЩЩая» «…Мной воСПеТТая….» - присаживаетесь на согласные. В слове «манящая» необходимо присесть на первое «Я»…проскочить точно «Щ» и выйти на последнюю «Я»; в слове «воспетая», уделить больше внимания гласному «Е». Это только лишь моя рекомендация, возможно, подобное пение – ВАША МАНЕРА, а возможно, Ваше исполнение - копия оригинала. Голосоведение будет гораздо лучше, приятнее ложиться на слух, если Вы будете больше распевать гласные. Согласные никуда не денутся, они, согласно ритмического рисунка, встанут в свой ряд, как им и положено, будут стартовой площадкой для ГЛАСНЫХ.
«…Атражение волшебнАВА…» - нужно редуцирование гласных. Идите к верному гласному усиливая по ходу динамику, тогда не выпадут ненужные звуки. В слове «Отражение» - идём к «Е», а не садимся на «О», которое у Вас слышно, как «А». Фонема должна быть не ярко выражена, Т.Е. СРЕДУЦИРОВАНА. В слове «Волшебного» - акцентируем гласный «Е».
Работа над песней заключается в первую очередь к раставлению акцентов, динамических обозначений, и цезур (открытых и закрытых) для взятия дыхания (остановки).
2-й куплет: «ТЫ…..» - спето шикарно, а потом, куда делся этот бархат???? «….утра чистого божественный рассвет….» - всё звучит отрывисто (особенно слово «божественный»), вновь на авансцене – согласные, вместо ГЛАСНЫХ. Ваше голосоведение в Ваших руках.
Спойте эту фразу на легатиссимо, ритм никуда не денется, и Вы услышите, как харизматично она станет звучать, а гласные звуки будут успевать окрашиваться – ОБЕРТОНАМ ПОЯВЛЯТЬСЯ НЕКОГДА при таком отрывистом пении.
|
После модуляции: Петь было сложновато верх, это чувствовалось, небольшая зажатость есть в голосе, но, справился. Я рекомендую, чтобы не было так тяжело (песня – то темповая), использовать вариантность коды, а именно: Не повторять (несмотря на бэки) точно финальную фразу припева, а спеть слова: «паруса»; «задувает»; «нежно», отдельно на каждую из фраз, распевая и милизматируя гласную «а», «е», и меняя ритмический рисунок. В самом финале, вернуться к искомому, и спеть, как в оригинале. Народ нужно удивлять. В песне, великолепная, фрагментальная мелизматичность. Очень ненавязчиво, красиво. Браво!
2-я песня «Любимая». Показалось, что тональность высоковата, хоть и справились, НО…. зажатость голоса слышна (толкните, лучше, воздух диафрагмой и расщипите верхний звук, потом мгновенно сцепите воздух диафрагмой и держите на легато мышцами звук). Там есть модуляция и, если опустить изначально на 0,5, или попробовать, даже, на тон (всегда нужно петь в разных тональностях, находясь в поиске своих красивых обертонов). В модуляции, поёте о ветре, хочется, чтобы на этих высоких нотах было полное легато, больше раскрытия гласных (…вЕЕЕт ЕЕЕр (больше слышна «Т») закрУжИт судьбУУУУУ) сделать это нелегко из-за сложности тесситуры. Мне не хватило Ваших окончаний фраз, не насладилась в полной мере голосом. Запас дыхание ЕСТЬ, а голос вести более не желаете, снимаете и ставите точку раньше, чем хотелось бы.
Из-за тональности (скорее всего, целью было показать свой верхний регистр), середина и низ (частично) потеряли свои обертоны. Это произошло от того, что плотность звука пропадала, ведь петь – то Вам было легко (уходили не в вокал, а напевание). Резонирование ощущалось не везде. Неважно, в какой вы трудитесь тесситуре, звук мы всё равно образовываем, уделяя внимание работе диафрагме.
2-й куплет: «жиСь моя» - звучит именно так. Усильте в слове согласные (жиЗНь). «…каДА нет тебя…» - на ухо легло именно так.
«…солнце осветит нам путь…» - в таком ритме сложно пропеть на легато фразу в высокой тесситуре, а если её изменить ритмически таким образом, что Вы посидите на первом «О», а потом пропоёте, используя триоль, и догоните время, уверена, она прозвучит лучше. Варьируйте с ритмом, в таких случаях, оставаясь в заданном метре.
Заключение: Вот, чудесно исполнена песня, но, голос отдан НЕ ВЕСЬ. Если слушатель не в концертном зале, а воспринимает Вас только аудиально, нужно заставить его всеми силами поверить Вам. Возможно, сказывается моя профессиональная деятельность, но, я явно слышала (и видела), как Вы справлялись с этими высокими нотами и ФРАЗАМИ, а мне, как и Вам, как и ВСЕМ, хочется ПОЛЁТА!!!
Описание исполнения: Для человека, который не является профессиональным вокалистом – педагогом, Ваше исполнение будет оценено на «ОТЛИЧНО», а именно на мнение таких людей мы и должны опираться.
Оценки у них только две: «Нравится» - «Не нравится». Мне, как профессионалу, слышны некоторые недочёты, о которых я, честно, как и обещала, пишу Вам. У Вас, Людмила, при красивом и, по первому ощущению, свободном голосоведение, слышна его не полная отдача и некоторая зажатость.
Звук не полностью выводится, идёт некий его запор, из – за зажатой нижней челюсти, вообще, не свободна артикуляция, это слышно. Хочется полёта звука, а это возможно при хорошем расщеплении звука, на опёртом дыхании. Если не опереть дыхание, а звук им расщеплять, то дыхание мгновенно закончится, и фразы не будут такими продолжительными. У Вас фразы имеют достаточную продолжительность – ВЕРНУЮ ФРАЗЕРОВКУ, благодаря именно зажатости, а нужна полная свобода (как бы парадоксально это не звучало).
«….в угоду гадом стать…» - стАть, «а» звучит немного фальшиво, интонация подплывает всегда, когда не достаточно работает диафрагма, именно она выполняет роль опорного рычага, гортань, остаётся в своём родном, среднем положении, а выдох делает звук полётным.
«…. Все злобны, как удавы….» - на «О» идёт небольшой носовой призвук, а это так же результат зажатости голоса. Попробуйте на «О» сделать хороший выдох (принцип исполнения субтоном), и тут же перейдите на смычное голосоведение, помогая себе диафрагмой.
Весь припев, в голосе не хватает свободы и полёта. Ищите изменения во взятии дыхания во фразах, но, в обязательном порядке расщепляйте дыханием звук, он слышится немного надрывным (при всей лёгкости Вашего исполнения).
«…и вид….. оскаленных клыков» - немного дробите фразу, не сразу можно её понять на слух. Вы знаете слова и Вам кажется, что все Вас понимают, но, пение требует от нас такого голосоведения, чтобы человек тут же понимал и улавливал содержание песни. Спойте эту фразу так, чтобы больше распеть звук «А» в слове «оскаленных» и не петь на стаккато (после слова «вид» снимаете голосоведение).
«вас всех так люблю….» на слове «так» - носовой призвук 100%.
Весь припев пойте на легатиссимо, согласные звуки сделают своё дело, а легато поможет Вам лучше опереть все фразы в припеве. Вы поёте верно, на легато, но пульсация всё равно имеет место (фраза, даже при легато, на слух воспринимается дробной и немного зажатой), а Вы возьмите и освободите себя от неё, но, в гитарный «чёс» вмещайте фразы.
Я песня. «Зимний вечер».
«…то судьбами, то лицами» - не снимайте быстро звук, продлите фразу по голосоведению в слове «судьбами».
«Интуиция» - поджали немного, и ушли в нос. Это всё из – за нёбной занавески, она поднимется, при опоре и выдохе. Понятие «ЗВУКОВЫДОХ» при одной позиции гортани, никогда ничего не закроет, не перекроет, резонаторная зона будет открыта, а значит и звук будет у вас ПОЛНОЦЕННЫМ. Попробуйте спеть эту песню полностью на «Ду», и «Ту», распевая «У» и иногда цепляя согласные «Д», или «Т». Фонема «У» идеально работает позиционно, потом, эти же ощущения перенесите на слова песни. Пойте по фразам: спели на «Ду» и тут же спойте фразу со словами, с гитарой это вообще идеально. Только не теряйте ощущений позиционных.
Минусы: Носовой призвук (явный) в словах: пОле; конЁм (все фонемы О; Е; Ё.. - нет полного вывода звука на верхнее твёрдое нёбо, КОРЕНЬ ЯЗЫКА необходимо опустить, небольшой зевок и свободно (ОНА ЯВНО ЗАЖАТА) отбрасывать нижнюю челюсть; Недостаточно развит диафрагмальный выдох, не хватает динамики и тембральной игры голоса (его красоты недостаточно, можно и НУЖНО БОЛЬШЕ, но не передавливать диафрагму, БАЛАНСИРУЙ)
«мы пойТЁм с конём» - не слышно стартовой согласной «Д», в первой фразе, которая в верхнем регистре.
«Свёзд благодать…» - где буква «З»?
«Не видать…» - зажатый звук наверху, необходимо сделать то же самое, что описано о носовом призвуке, он здесь так же слышен. Если освободить нижнюю челюсть и заставить сильнее поработать диафрагму (ОПИРАЙ ВНИЗ), звук ПОЛЕТИТ и будет СВОБОДНЫМ! НЕ ПОДНИМАЙ ГОЛОВУ, Я ВИЖУ ТЕБЯ, отправляй ВВЕРХ ЗВУК!!!!
«мы иТём с конём…» - обрати внимание на все согласные.
Рекомендация: Не бойтесь на высоких нотах, при хорошей опоре, делать хороший звуковыдох.
МИНУСЫ: В кульминации «…кого бы взяла я и т.д.» петь на легатиссимо (максимально распевая гласные фонемы и только в самом конце (по ритму) уже называть согласную) при хорошей опоре, добавляя больше динамики и энергетики. «….жизнИОстанешься…» - я бы не рвала (окончание на гласную и начало на гласную следующего слова, лучше залиговать). Фраза будет полноценней во всех отношениях. Держать опорно, СМЕЛО до конца, брать короткий вдох носом и выходить на фразу: «…Я не знаю, как с этим быть». Вы сохраните и позиционность и энергетическую кульминацию.
Самостоятельное обучение джазовому вокалу, или Российский джаз - это возможно?
Занятия по «Джазовому пению» следует начинать с прослушивания мировых вокальных исполнителей данного направления - зарубежные и российские джазовые вокалисты, джазовые вокальные ансамбли (в поисковике необходимо так и набирать) + Джазовые стилевые направления. Самое важное почувствовать стилистику, но, мы изначально не того «теста» народ. С кровью, потом и молоком нам вложили маршевую структуру… мы мыслим на две, максимум, четыре четверти. Трудно русскому народу осилить этот вид искусства, а именно так я считаю – ЭТО ИСКУССТВО. Свобода, виртуозность, обострённые ритмы, что имеют право наЛЕВО – это джаз. http://www.vivaharmony.ru/pages/uroki_dzhazovogo_vokala/ - хороший сайт, прочитав основную статью по обучению, переноситесь кликами на нужные Вам разделы.
Как бы не было грамотно написано – ЭТО ТЕЗИСЫ, которые необходимо реализовать на практике, а практика – это уже контакт с педагогом, или поиск нужных Вам статей и видео с конкретными тегами, например: «Урок вокала, учимся петь, строение голосового аппарата, дыхание, упражнения, распевки, опора, атака звука, голосоведение, фразировка, регистры, резонаторы и резонанс, джазовая импровизация, джазовые вокальные приёмы, вокальные украшения, вокальная техника, современные вокальные стили …»
Интернет полон ответов, их только необходимо НАЙТИ, грамотно запрашивая в поисковике. Обучение заочно занимает много времени, но, ВЫ САМИ руководите им.
А что касается джазовой школы, то её в России нет.. Школа – это прежде всего традиции преподавания, у нас нет этих традиций, мы варимся в собственном восприятии, включая интуицию, логику и окунаясь с головой в Инет. Джазовых музыкантов в России много и они великолепные, например: Сергей Манукян (клавиши – вокал http://www.youtube.com/watch?v=Vd3asrjae5k), вокалистов – минимум. Есть молодые исполнители джаза: Анна Бутурлина (http://www.youtube.com/watch?v=jozGLxtbHyk – это Российский джаз, где голос ЛИДИРУЕТ и интересная подача подкупает), Анастасия Глазкова, которые могут передать толику того, что сами могут.. Есть именитые исполнители - Ирина Отиева и Лариса Долина, на которых мы можем ровняться сегодня. Для меня сегодня открыта молодая исполнительница, джаз-поп-певица из Монреаля (Канада) Никки Яновски
(http://www.youtube.com/watch?v=K90xXn35d7o) Есть понятие ГОЛОСОВАЯ ПРИРОДА, ГОЛОСОВАЯ ТЕХНИКА и ЭНЕРГЕТИКА. Есть понятие -ХАРИЗМА. Вот, если это ЕСТЬ, то можно петь джаз. Я же, имея прекрасное чувство ритма, неплохой голос, сколько угодно харизмы, но, недостаточную голосовую технику, не могу претендовать на статус джазовой певицы, я ею просто не стану, ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЮ ЭТО ЦЕЛЬЮ ЖИЗНИ. Но, могу научить многому, и ученик может оказаться талантливее в разы своего учителя. Для меня джаз это ещё и театр, наверное поэтому меня быстро понимают. Игра, шалость, баловство, при серьёзном отношении к постановке голоса (ИЗНАЧАЛЬНО), дадут результаты, и в России будут петь джаз!!!
Пение с родни спорту, и, только тот, кто поставил перед собой цель найти СВОЙ ЗВУК, получит желаемое. Голос с одной стороны это талант, природный дар, дар Божий, а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом.
Заключение
Я не сторонница множества «украшений», но, современная эстрада уже не мыслит себя без них: придыхательного шептания, сгенерированного гундосенья, штробаса (скрип), скрима (кричать) и др. Конечно, это отличит Вас от многих других, кто не пользуется этими приёмами, НО, не будете – ли Вы похожи на тех, у кого это также прекрасно получается? Опасно, отчасти, даже преступно закрыться природной вокальной техникой и воспитывать вокалиста без индивидуальности, фантазий и воображений. Если пение - это передача колебаний воздуха ушам слушателя, то, успешное пение - это передача эмоциональных состояний сердцам слушателей! Вы можете сфальшивить, забыть слова, не иметь достаточного диапазона и дикции, петь зажатыми, хрипящими связками, без диафрагмы и опоры… Но, если вы способны мощно, ярко и убедительно передавать ваши эмоциональные состояния слушателям, Ваше ЛИЧНОЕ отношение к исполняемому произведению, вы будете успешным, востребованным вокалистом. Безжизненное, пусть и техническое пение, человеку, пришедшему на концерт, не нужно.
Ученый пишет: «Певец поет после вдоха на фоннационном выдохе, опуская ребра». А певец не должен вообще думать ни о каком выдохе! Он не выдыхает, он поет. Если певец будет думать о том, что он - вдыхает, поет и выдыхает, опуская ребра, – процесс пения для него быстро закончится.
СОДЕРЖАНИЕ
Вокальная методика, психотехники ………………………………… | 3 |
Дыхание. Всё о нём ………………………………………………………….. | 21 |
Пение на опоре. Диафрагма................................................ | 38 |
Классика – Эстрада – Регистры............................................ | 44 |
Гортань – моя подружка...................................................... | 50 |
Белтинг. Микст-регистр....................................................... | 55 |
Вокальные упражнения....................................................... | 63 |
Статьи в помощь вокалисту................................................. | 69 |
Отпечатано в типографии «Муаллим».
Подписано к печати 28.01.2015. Заказ № 9.
Формат бумаги 60´841/16. 6,25 п.л. Тираж 100.
Имени П.И.Иванова-Радкевича
НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА
Уроков вокала
Дневник
Преподавателя
Часть 1-я
«Муаллим»
БАКУ – 2015
Автор и составитель: Наталья Ахмедова,
преподаватель отделения «Музыкальное искусство эстрады» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича
Н.В.Ахмедова
100 уроков вокала. Вокальная методика (часть 1-я). Баку, «Муаллим», 2015. – 100 стр.
В книге использован текст стихотворения неизвестного автора XIX века, инет-информация по строению голосового аппарата человека, даны несколько упражнений Ирины Цукановой и Вероники Воршип.
ISBN 978-9952-435-48-1
Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2015
* * *
«Поём всем телом, не скрывая эмоций, НО, управляя ими!»
Методические приёмы для работы с начинающим вокалистом. Настройка и развитие голоса на сравнении работы голосового аппарата с механизмом работы автомобиля. Верное дыхание – 100% успех вокалиста. Регистры, методы их соединения, поиск микстового звучания. Вокальные приёмы, типы голосов. Упражнения. Распевки
Вступление: Данная методика возникла в процессе моей работы со студентами Красноярского колледжа искусств им. П,И, Иванова-Радкевича Вероникой Возжиковой и Дианой Похабовой. Начиная с 2012 года, я записываю на видеокамеру наши уроки с полнометражной (пошаговой) работой над песнями, разогревающими и настраивающими на вокальную работу упражнениями, которые носили спонтанный, творческий подход, по мере того, как появлялись проблемы в обучении. В первую очередь, это игровые попевки, придуманные мною по ходу наших занятий, направленные на устранение ошибок в пении студенток; музыкальные фразы известных песен и джазовых стандартов, на которых отрабатывались вокальные приёмы, основной механизм голосоведения, позиционность опорного пения и включение резонаторной системы. Музыкальные периоды из классических произведений, которые петь интереснее, заменяя стандартные вокализы. С каждым новым уроком я убеждалась в сходстве механизмов голосового аппарата и автомобиля. Точнее сказать, вся моя методика и упражнения к ней, построены на сравнении и лёгком понимании человеком в любом возрасте работы этих двух механизмов. Находясь постоянно в поиске новых ассоциативных решений для точного понимания вокальной методики, я убеждалась в том, что не так всё страшно и непонятно, как кажется на первый взгляд. Самое главное – знать себя, строение своего тела, голосового аппарата в частности и ничего не бояться, поэтому, моя методика сводится к игровым упражнениям - распевкам, на которых у ученика, появляются собственные ощущения, и приходит полное понимание механизма голосообразования. Поиск и обретение чистого, красивого, обертонно-окрашенного, при этом, полётного, светлого голоса. Уроки носят доверительный характер с постоянным вкраплением в них рассуждений и интуитивного мышления по поводу вокальной методики.
Основные тезисы: Сверхзадача: «Страху: НЕТ!». Доверительные отношения с преподавателем, нравственно – психологический климат на уроке, эмоциональное состояние студента, снятие зажимов, певческое дыхание, физическое здоровье голосового аппарата и тела в целом, основные этапы механизмов настройки голоса, вокальные приёмы, техника речи, мастерство актёра, фантазии и воображения, и, конечно, Дар Божий.
Психотехники. Доверие педагогу.
Каждый урок - путешествие, в которое Вы отправляетесь вместе. Студент познаёт новое, ранее неведанное и невиданное.
Увидеть и понять должны помочь ему Вы. На помощь приходит его фантазия и воображение, причём, никаких ограничений…
Эмоции, которые студент будет переживать до, на, и после урока, должны быть только положительными, а, если говорить музыкальным языком – мажорными. Вы не можете оставаться безучастным, всё, о чём вы будете рассказывать, необходимо показывать самому, Ваш пример для студента важен. Постарайтесь не давать ему повода думать так: «А сам – то, преподаватель может так спеть?». Не бойтесь учиться вместе со студентом. Несмотря на полученное образование, мы продолжаем учиться всю жизнь, и этот аспект ещё больше сблизит Вас с учеником. Появляются новые техники, термины (неологизмы, за которыми скорее угонится студент, нежели Вы), стили, с которыми необходимо знакомиться и осваивать их. Но, самое важное, о чём необходимо поговорить на первом этапе обучения – эмоции!
Все люди больше всего в жизни любят впадать в различные эмоциональные состояния. Все что нас окружает, рождено определенными эмоциональными состояниями. Всё, что делают люди в жизни, делают ради того, чтобы пережить одни эмоциональные состояния, или избежать переживания других. Жизнь людей полностью соткана из эмоциональных состояний. Вас полюбили - это эмоциональное состояние. Вы полюбили, то же эмоциональное состояние. У вас несчастная любовь и это эмоциональное состояние. Вы вкусно покушали – эмоциональное состояние. Вас хотят «скушать» – от сознания этого, опять-таки вы впадаете в определенное, очень сильное состояние эмоций. Список можно продолжать до бесконечности… Эмоциональные состояния - это суть жизни человечества.
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Ощущения (простейшая форма эмоций), аффекты и наконец – ЧУВСТВА – высшая стадия эмоций. Если вокалист поёт с удовольствием, его эмоциональное состояние благоприятно сказывается на работе голосового аппарата. На уроках мы часто разбираем моменты, которые навредили пению, а именно, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗКА (передавка, определённый эмоциональный зажим). Да, да, именно так. ЭМОЦИЯМИ НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ. Гортань, в которой находятся голосовые складки, невероятно чувствительна и, если не обуздать эмоциональное состояние, не направить его в правильно русло, можно, даже, лишиться на какое – то время голоса. Гортань, как цветок, с которым необходимо очень бережно обращаться, а эмоции, могут пережать её. Если Вам накололи палец, чтобы взять кровь на анализ, то вы ощущаете боль не только в месте укола, а во всём теле… гортань, при этом, испытывает стресс, сжимаясь, защищаясь от стрессовой ситуации.
Аффект - «аварийное поведение», например опоздание на конкурс, или оторвался каблук…вы – нервничаете, можете так навредить себе, что спеть НЕ ПОЛУЧИТСЯ, хоть и туфли найдёте.
Самым ТОЧНЫМ попаданием БУДУТ ЧУВСТВА – высшая стадия эмоций и, если вы совершенно точно понимаете, о чём поёте и имеете желание рассказать об этом миру, вы споёте чудесно, зритель поймёт и ПОВЕРИТ Вам!
Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами.
Проверено на практике: На уроках, при исполнении песен, мы рисуем с учениками картины и представляем всё в реале. Невероятно помогают воображаемые запахи при кантиленном пении и, если у Вероники Возжиковой, это запах Рождества и апельсинов, то у Дианы Похабовой – свежее испеченные ванильные булочки. При более экспресссивном репертуаре, когда необходимо направить точечно свою энергию, помогает тактильность. Небольшой предмет, находящийся на небольшом кольце, надевается на палец и может спрятаться в ладонь. Для зрителя, он не виден, а для студентки – это объект, который она сжимает в нужные моменты, направляя в него свою энергию, чувствует его, ощущает некую поддержку. Был применён вариант с реальным запахом и, каждой из учениц, я намазывала руки очень вкусным бальзамом. Стоя у микрофонной стойки, они могли, держа руки свободно, используя спонтанные жесты и продлевая фразу до самого его конца, брать спокойное дыхание, наслаждаясь этим запахом. В этом случае физиология вокалиста выглядит совершенно естественно, отсутствует суета, страх перед тем, что ты не успеешь вздохнуть… всё происходит, как в реальной жизни, когда мы СОВЕРШЕННО НЕ задумываемся о взятии дыхания (все приёмы, которые я использовала в обучении вокалу, есть в видео формате).
Почему люди так любят музыку? Она способна их окунать или наполнять определенными эмоциональными состояниями. И чем сильнее вы способны их окунуть в эмоциональное состояние, тем большей популярности вам стоит ожидать. В этом смысле нет разницы: человек скушал любимое блюдо и наполнился эмоциями радости и удовольствия, он прослушал вашу песню, и его наполнили такие же эмоции. Хлеб и зрелище - это левая и правая нога человечества, которые шествуют вместе через тысячелетия. Разница лишь в том, что хороший хлеб помогает, кроме эмоциональных состояний поддерживать жизнь в теле, а хорошая музыка жизнь в духе. Если вы хотите быть успешным вокалистом, вам нужно научиться петь так, чтобы сердца слушателей насыщались. После употребления ваших песен, у слушателя должна еще долго сохраниться масса ощущений в душе.
Поэтому когда вы готовите к исполнению песни, всегда вчитывайтесь в текст, и пытайтесь понять, какое эмоциональное состояние он в себе несет.
Рекомендация: Требуйте от учащегося наличия текста песни, напечатанного крупным форматом и с хорошим междустрочием, куда будут вписываться редакционные пометки по исполнению.
Обязательно придумайте историю, вместе со студентом, что предшествовало событиям, о которых поведано в песне, равно, как необходимо придумать и продолжение этого повествования, в связи с чем, в конце Вашей песни будет соответствующий знак, а значит, конкретная эмоция.
Окунитесь в эту эмоцию. Пропитайтесь ею. И только после этого решайте, какими техническими средствами вокала вы будете ее передавать. Всегда помните, что Ваш слушатель может уйти с концерта «голодным». Одна техника без эмоций заставит людей, вернувшись домой, встать у плиты и жарить себе картошку, вместо романтического настроения, сидя в кресле в уютной гостиной, вспоминая о Вашем выступлении и придумывая своё продолжение спетой Вами истории. Люди всегда хотят кушать! Только одним нужен бараний бок с кашей, а другим – НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА заменит всё. Души других людей хотят погрузиться хоть в какие-то, пусть даже не в самые благородные, но реальные, эмоциональные состояния. Поэтому с этого дня примите решения, что в Вашем арсенале прибудут три основных вокальных кита: ОПОРА - ПРОЕКЦИЯ – ПОЗИЦИЯ
Опора звука – это комплекс ощущений и представлений, связанный с согласованной работой ДЫХАНИЯ, дыхательных мышц и мышц гортани.
Проекция звука – это комплекс ощущений и представлений, связанный с тем расстоянием, на которое необходимо распространить звук.
Позиция звука – это комплекс ощущений и представлений, который вызывает вибрация в различных областях головы, окрашивает голос, включает работу всей резонаторной системы, позволяет удерживать интонацию, искать и найти СВОЙ ГОЛОС.
Опора позволяет контролировать высоту, проекция – громкость, а позиция – тембр
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!