Светлое будущее - конкурентный социализм ? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Светлое будущее - конкурентный социализм ?

2019-08-04 136
Светлое будущее - конкурентный социализм ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из всех доводов, выдвигаемых сегодня либералами против идеи демократического социализма, единственный серьезный аргумент - слабость трудовой мотивации при высоком уровне социальных гарантий в социалистическом обществе у большинства "нормальных" людей, в положительном смысле слова обывателей, не фанатиков идеи, не трудоголиков, не творцов по природе своего характера... Сторонники капиталистической организации общества совершенно справедливо подчеркивают, что жесткая конкуренция в сфере общественного производства способна избавить обычного гражданина от нормальной человеческой лени, не дать ему остановиться на достигнутом, заставить бесконечно совершенствовать материальную среду, не позволить заплесневеть.

По существу и марксисты, и их оппоненты в начале века признавали главным критерием в соревновании двух общественных систем эффективность материального производства и уровень производительности труда. Сегодня, последователи и тех, и других ясно понимают, что этот критерий, безусловно важный, не может быть единственным и даже вряд ли может быть главным, ибо не хлебом единым жив человек. В конце 20-го века гораздо отчетливее стала заметна важность реализации потребностей духовных, которые не исключают материальных нужд человека, но дополняют их принципиально.

На рубеже второго и третьего тысячелетий от рождества Христова социализм обнаружил гораздо более высокие способности удовлетворять духовные потребности человека, капитализм - материальные. И это не случайно! У двух основных способов социальной организации общества 20-го века были принципиально разные идеалы. У социализма - идеал Справедливости, подразумевающий защиту слабых и обездоленных, у капитализма - идеал Свободы, подразумевающий поддержку сильных и напористых...

В эксплуатации главных стимулов социализма - сознательности и духовности членов общества - был достигнут предел, когда возможностей для духовного совершенствования было в достатке, а с хлебом насущным возникли проблемы. Человек, к сожалению, не ангел... Капитализм примерно в тот же исторический период времени, также "дошел до упора"... Простые материальные потребности в развитых капиталистических странах были к этому моменту удовлетворены не только у самых богатых, но и у лиц, работающих по найму. Потреблять пищи в 3 - 5 раз больше, чем нужно для сытости, нормальный человек не способен. Покупать 25 костюмов - тоже не смысл для увеличения трудовой активности обычного работника... Возник вопрос, как стимулировать не столько производство, сколько потребление...

Известно, что некоторые люди имеют ненормально повышенный аппетит или способность употреблять алкогольные напитки в неимоверных количествах. Это болезненные состояния. В психологии известно, что насыщение материальной потребности приводит к ее угасанию или, напротив, возникновению патологически высокого уровня потребности в каком-либо материальном ресурсе - формированию наркомании. По существу, капиталистическое общество для самосохранения вынуждено было трансформироваться в общество "наркоманов", общество, потерявшее истинный смысл существования и подменившее его бесконечным пустым ростом потребления материальных удовольствий за неимением духовных ценностей. Несколько упрощая, сказанное можно проиллюстрировать такой ситуацией: человеку, страдающему не от голода, а от одиночества и непонимания окружающих, предлагают еще раз перекусить, поскольку ни сейчас, ни в перспективе интереса к нему со стороны окружающих, а тем более внимания и любви - не предвидится.

Отсюда на вопрос схоластов от политики: что лучше для человечества 21-го века - авторитарный социализм (ощущение духовного порыва и единства с согражданами, строительство идеального общества впроголодь и под непременным руководством мудрого деспота, отца нации, вождя) или либеральный капитализм (с полной свободой для сильного и более-менее сытной кормушкой для слабого, без всякой надежды почувствовать себя человеком, а не сытой "рабочей силой"), психология оптимализма отвечает совершенно конкретно: делать нужно совершенно противоположное сотворенному российскими "реформаторами".

Разумный ответ состоит в идее объединения достоинств принципов организации того и другого общества, то есть конвергенции, синтеза двух противоположных социальных систем. Эта идея была выдвинута в 50-х годах П.Сорокиным, К.Гэлбрейтом и др. известными социологами Запада.

В России реформы проводились Гайдаром и его подручными по принципу "шиворот-навыворот" в сравнении со взглядами современной социально-экономической науки. Дикий авторитаризм Ельцина был дополнен полным подавлением всякой общественно полезной производственной инициативы, которое, в свою очередь, было обусловлено налоговым запретом на любую деятельность, кроме спекулятивной, и ограблением всего общества (изъятие средств производства) в интересах небольшой кучки криминально мыслящих "приватизаторов", которые и по способу мышления, и по происхождению капитала способны только к паразитированию, но не способны быть не только законопослушными гражданами, но даже и "эффективными собственниками" по Чубайсу. Стоит ли удивляться, что в этих условиях в кратчайшие сроки Россия утратила свой основной промышленный и научный потенциал, а сохранила только самое примитивное производство - сырьевые, добывающие отрасли...

Таким образом, встает вопрос, как соединить достоинства общества социальных гарантий и сотрудничества с достоинствами общества конкуренции и производственной инициативы? Возможно ли это в принципе? Известный английский мыслитель Герберт Спенсер еще в конце прошлого века пришел к выводу о том, что общество на определенном этапе развития закономерно преодолевает примитивное противопоставление идеи справедливости (социализм) и идеи свободы (либеральный капитализм). Подобно тому, как в живом организме не только возможно, но и необходимо сочетание противоположных свойств и качеств (свертывающая и противосвертывающая система крови, повышающий и понижающий артериальное давление отделы вегетативной нервной системы и т. д.), так и общество, на определенном этапе развития, от механического противопоставления противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих тенденций в его организации переходит к их органическому единству. Отсюда и название - "органическая теория государства".

Однако, вслед за принятием принципа не взаимного исключения, а взаимодополнения Свободы и Справедливости в обществе, конкуренции и сотрудничества в социально-экономической деятельности его граждан необходимо решить нисколько не менее сложный вопрос: каких экономических и социальных технологий это требует?

Для конкретного и исчерпывающего ответа, несомненно, нужна не только длительная совместная работа многих специалистов и даже целых академических институтов, но и активное осмысление возможных вариантов нового устройства жизни самими гражданами страны. Для выражения их мнения, обеспечения обратной связи верховной власти с теми, кто является первичным источником власти (население), абсолютно необходимо активное использование формирующихся в последнее время демократических социальных институтов - местного самоуправления и депутатского корпуса федерального уровня, представляющего в верхнем эшелоне власти население данной территории.

Исходя из теоретических предпосылок начала 20-го века, определявших социализм как строй цивилизованных кооператоров, а также современной практики, демонстрирующей на примере испанской, так называемой "Мандрагонской модели" объединения кооперативов (т. е. предприятий с коллективной формой собственности) в социально-производственную ассоциацию, успешно конкурирующую с традиционными капиталистическими предприятиями (основанными преимущественно на частной форме собственности), следует, по-видимому, отметить, что технологическое взаимодействие участников производства и их творческая активность недостаточны как при государственной, так и при частной собственности на средства производства.

Ни социалистическое соревнование, в чистом виде, ни голое материальное стимулирование не дают того эффекта, который может дать сочетание соревнования и материального стимулирования исполнителей, с одной стороны, а с другой - разумной, творческой, психологической и юридической раскованности работника, основанной на праве коллективного использования общественной полезности, а не на праве зксплуатации себе подобных. Психологически сегодня человек не приемлет ситуации, в которой кто-то претендует на статус его хозяина; зато любой здравомыслящий человек в современном обществе признает принцип социального и производственного партнерства, в том числе, относительное неравенство в статусе. Более трудолюбивые, талантливые и опытные люди имеют моральное право претендовать на роль руководителя. Руководителя, но не господина! Это принципиальное различие. К тому же спорный вопрос о праве на руководство, в отличие от претензий на господство, легко решается честным соревнованием в открытом конкурсе, по всем известным и понятным правилам, независимо от того, идет ли соревнование претендентов на политическую, административную или хозяйственно-экономическую должность.

Как видно, в гармоничном устройстве общества нам нечего ждать подачек от природы, от Господа Бога! Взять от капитализма механизм конкуренции, направив его на стяжание чести, от социализма - принцип социальной справедливости: - вот наша задача!

И самые хитрые станут честными!

Честность... По-видимому, из области морально-этической принцип честного взаимодействия с окружающими неизбежно перейдет в область производственно-экономических и социально-политических отношений уже в ближайшее время. Произойти это должно не под влиянием религиозной или другой идеологической пропаганды или же по доброй воле прозревших в одночасье граждан. Причина грядущих перемен в политической и деловой этике гораздо более прозаична и потому несравненно более реальна. Все большее количество умных людей будут осознавать выгодность честных взаимоотношений в любой сфере деятельности. Сегодня пока еще очень многие люди искренне заблуждаются, полагая, что хитрость, игра в честность - и есть главный признак ума... Но психологическая наука утверждает, что хитрость - второй, более того, второсортный ум; а первый ум - бесхитростность...!

Новое летоисчисление, ведущееся от рождества Христова, было ознаменовано рождением идеи о том, что Бог един для всех племен и все люди равны перед ним. До воплощения идеи равенства в социальную практику, в самом первом приближении, оставалось еще 19 столетий. Идея свободы и личной ответственности за свою судьбу получила возможность для начальной реализации чуть раньше, с момента становления капиталистического способа производства.

Строго говоря, расценивать кризис, переживаемый российским обществом, как кризис политический или экономический - неверно; по своим истокам это кризис философский. Старые философские идеи, являвшиеся двигателем социально-экономического прогресса, отработали свое. Подобно погасшей звезде, которая не может быть источником жизни в своей планетной системе, они уже не могут больше служить источником энергии общественного развития. Необходимы свежие идеи, новые подходы, соответствующие особенностям наступающего информационного века.

Человек Ответственный - это звучит!

Обществу, как и отдельному человеку, жизненно необходима высокая и труднодостижимая цель. Люди 20-го века несравненно менее религиозны, чем первые христиане, чем граждане средневековых государств, чем наши деды и прадеды. Современный человек способен собственными силами творить многие чудеса и редко нуждается в такой проблематичной компенсации за тяготы жизни, как посмертное вознаграждение в раю. Сегодняшние колоссальные возможности он получил в награду (в наказание?) за нарушение Адамом и Евой главной заповеди Творца. Прародители рода человеческого не столько согрешили плотским грехом, сколько грехом познания! Не случайно в Священном писании есть прямое указание на то, что простые смертные люди и есть боги. Но, разумеется, не в момент их появления на Земле, а в тот момент, о котором Гегель сказал, что Абсолютная Идея исчерпывает себя, будучи познанной человеком. Утверждать, что верховный Творец, создавая Адама и Еву, древо познания, не знал, чем все это кончится, - значит явно богохульствовать. Путь познания тернист. Начав познание самого себя с любви плотской, человек понял со временем, что высшая форма любви - любовь духовная, неразрывно связанная с познанием своей духовной сути, не только материального, но и духовного предназначения человечества.

До тех пор, пока человек является высшим творением на земле, он - мера всех вещей. Поэтому для понимания сущности общественных процессов неизбежно требуется знание закономерностей, определяющих поведение отдельного человека. Зародившаяся преимущественно в эпоху Ренессанса социальная и политическая наука до начала 20-го века претендовала на понимание массовых политических, экономических и социальных явлений. Блестящая догадка Зигмунда Фрейда о том, что истинные причины поведения человека нужно искать не только в ограниченной по своему объему сфере его сознания, но и в безграничной и труднодоступной наблюдению сфере бессознательной психики, в начале текущего столетия сделала возможным подход к пониманию божественного предназначения человека не только со стороны богословия, но и со стороны точных наук, в том числе психологический подход.

Современному человеку понятно, что без вождей военных, государственных и духовных человеческое стадо никогда бы не вышло "в люди". Однако, став людьми, мы обрели тяжкое вознаграждение - Свободу. Философы и психологи раскрыли природу силы, объединяющей людей в "толпу", покорную воле вождя; ею оказалось стремление избавиться от тревоги за принятие решений в сложной и опасной ситуации, возможность переложить ответственность на лидера, героя, царя, атамана, президента. Принципиальный отказ от принятия самостоятельных решений не только лишает человека свободы, но и усиливает опасность потерять больше, чем другие. "На миру и смерть красна" - истина относительная; вполне возможно, стоит отказаться от стиля поведения, определяемого словами "как все" и поступить, как советовал Владимир Высоцкий - продемонстрировать непокорность обстоятельствам, волю к жизни; вместо серенькой жизни и смерти, "как у всех", заявить: "колея эта - только моя, выбирайтесь своей колеей...!" Свобода - это Ответственность за себя и за все, что нам дорого; значит, ответственность за весь мир. Никакие добрые дяди не примут за нас самых важных решений... Ни Бог, ни Царь и ни Герой... Да и не нужны они, по большому счету, нам сейчас. "Думайте сами, решайте сами..."

К счастью, мы разные...

Сегодня психологам известно, что всех людей можно условно разделить на три основные группы по признаку их социально-психической ориентации. Группа интровертов - их особенностью является ориентация на социальное равноправие, относительное преобладание духовных потребностей, прежде всего потребностей познания и социальной интеграции при высоком уровне автономии индивидов. Таких людей известный психолог Г. Айзенк определял как личностей, предрасположенных к идеям социализма и коммунизма.

Экстраверты - представляют собой полярно противоположную социально-психологическую группу. Эти люди, в силу своих природных склонностей, имеют ярко выраженные материальные потребности, а среди социальных (духовных) потребностей преобладают потребность самовыражения посредством завоевания власти и потребность дифференциации (выделения из числа окружающих их людей за счет внешних, материальных признаков успеха).

Если интроверты - это мыслители-революционеры, фанатики собственной идеи, а также знатоки-технологи, в любой отрасли знания; то экстраверты - революционеры-практики, фанатики чужой идеи, полководцы, создатели империй, религиозные фанатики, крупные политические деятели и администраторы. Для людей подобного склада более характерна ориентация на авторитарный, аристократический, олигархический тип социальной организации общества или же, в новое время, на либеральные формы организации социальной жизни при сохранении права на крупную частную собственность.

Главные достоинства интровертов - их интеллектуальные качества, прежде всего - нестандартность мышления, они - мыслители; основной недостаток - нелюбовь к руководству другими людьми, непрактичность, а зачастую и несобранность. Они предпочитают "горизонтальный" тип социальных отношений. Для них не существенно - какой пост, социальный статус, материальный достаток имеет человек; им важны личностные качества того, с кем они вступают в общение. Интровертам не свойственно считать других хуже себя или себя хуже других. Их точку зрения лаконично выразил Мишель Монтень: нет такого человека, который не был бы в чем то лучше всех других людей...

Главное достоинства экстравертов - способность достигать поставленной практической цели почти при любых неблагоприятных обстоятельствах, аккуратность и педантизм, экономность, склонность принимать на себя ответственность за исполнение, готовность руководить другими людьм. Они - деятели. Главные недостатки экстравертов - консерватизм взглядов, авторитарность в отношениях, излишняя эмоциональность (порой доходящая до вспышек ярости), импульсивность, некритическое преклонение перед власть имущими авторитетными людьми, меркантильность, заостренность потребностей первой группы, т. е. потребностей материальных, биологических, порой доходящая до степени сластолюбия и распущенности...

Неужели нет у психологов людей посовершеннее, посимпатичней?... В принципе, есть еще тип центравертов. Это люди, в основном, добрые, уравновешенные, хорошо понятные каждому. Их вообще - большинство! Они способны неплохо справляться практически с любыми делами. Но звезд с неба, как правило, они не хватают. Зато и живут спокойно. Кто-то зовет их с оттенком пренебрежения "обывателями". Однако попробуйте себе представить общество, в котором каждый гражданин то Сованаролла, то Джордано Бруно, то Жанна де Арк, то Павел Корчагин, то Диоген, то Константин Циолковский... Нынешние герои совершают подвиги ради завтрашних обывателей! Всегда так было. Так будет всегда!

Если говорить серьезно, социально-психологический подход значительно сложнее упрощенной схемы анализа социальных предпочтений людей различных типов, изложенной выше. Даже не имея специальных знаний в психологии, нетрудно понять, что гармоничная личность, так же как и гармоничное общество, предполагает оптимальное сочетание различных качеств, которое способно обеспечить устойчивость различия в самых разнообразных обстоятельствах. Как говаривали прежде разумные люди, отрицающие любой догматизм: Диалектика!... Нынешние знатоки социальных наук формулируют "круче": Системный подход!...

Сведем баланс

Грядущий век и тысячелетие требуют определения новой глобальной идеи. Невероятно возросшее и колоссальными темпами возрастающее могущество Человека, вытекающее из возможностей информационной революции, вряд ли сможет использовать в качестве двигателя прогресса идею искупления первородного греха или идею прощения человеком невольных и вольных грехов своих недоброжелателей... Скорее всего глобальной идеей следующего века станет идея Гармонии.

Попробуем сделать некоторые выводы. Человек не может жить без определенного минимума собственности. Истинная частная, т. е. индивидуальная, собственность человека - то, что принадлежит ему бесспорно. В первую очередь, это право на материальные условия жизни, предметы первой необходимости, жилье, продукты индивидуального труда данного субъекта и т. п. Все, что произведено не одним человеком, не его семьей, а большим количеством работников, в ходе совместной производственной деятельности, быть частной собственностью отдельного человека не может и не должно, потому что остальные люди, участвовавшие в создании крупного предприятия, такого присвоения не примут. В результате неприятия возникнет тот или иной уровень социального напряжения, от скрытого недовольства до революционных конфликтов. Для общества, также как и для отдельного человека, естественной и выгодной ситуацией является состояние согласия, консенсуса, конвенции.

Длительный обман большинства членов общества меньшинством - дело, принципиально обреченное на неудачу. Попытки одного человека или небольшой группы привилегированных лиц диктовать удобные им условия всему обществу сегодня невозможны. В первом случае речь идет об установлении режима личной диктатуры, во втором - олигархии. Обреченность этих попыток возникает из нового качества жизни современного общества.

Принципиально новым обстоятельством общественных отношений стала просвещенность населения в области социальных наук. Исчезло главное условие эксплуатации большинства меньшинством, человека - человеком. У власти нет сегодня монополии на знание законов жизни общества, на информацию об основных принципах социально-экономического взаимодействия социальных слоев, групп и отдельных людей. Из тайного знания, доступного узкой касте власть предержащих, социальная психология, социология, политология, экономика, культурология, этика и философия стали обыденным атрибутом духовной культуры широкого социального слоя населения России - интеллигенции, т. е. лиц наемного интеллектуального труда, а также очень близко к ним примыкающих квалифицированных работников промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания.

Сегодня основным условием установления демократического режима в стране является переход к пониманию не только интеллигенцией, но и большинством членов российского общества основных принципов функционирования экономической и политической системы. На этой основе возникает та возможность, которой не было у рядовых граждан ни в одной из предыдущих социокультурных формаций.

Возникли реальные предпосылки для формирования в массовом сознании понимания того факта, что существование института крупной частной собственности не только аморально, но и не выгодно для большинства граждан, и как это ни странно на первый взгляд - не выгодно даже для самих претендентов на крупную собственность, ибо цена удержания этой собственности становится несуразно высока (потеря престижа, уважения, а в крайних ситуациях - свободы или даже жизни).

Для удовлетворения материальных потребностей современного человека общество может дать достаточно и без приобретения статуса крупного частного собственника, а его духовные потребности, в частности, лидерские устремления, могут реализовываться в ином социально-экономическом статусе, например, в качестве человека, получившего на время, а не навсегда (все мы привыкли к периоду выборности руководителя на 4 - 5 лет), право управления общей собственностью на основе "бесплатного" конкурса талантов (достаточно часто этот способ используется при решении вопроса о лидере коллектива в науке или искусстве), или "платного" конкурса - при аренде предприятия (т. е. по существу, аренда должности административного или хозяйственного лидера). Время абсолютной и постоянной собственности проходит, наступает время собственности относительной, функциональной, периодической, т.е. существующей как право управления производственно-экономической единицей лишь до тех пор, пока это полезно как обществу, так и управляющему. Утрата абсолютной власти управляющим (частной собственности) должна для него компенсироваться переходом от постоянного и тотального контроля за управленческой деятельностью к периодическому, по аналогии с правами политических управленцев - президентов, депутатов и т. п., которые давно утратили права наследования и пожизненного сохранения власти, но не делают из этого проблемы.

Пламенные призывы к честности хороши в период воспитания дошкольников и младших школьников; для взрослых - лучше продумывать механизмы социально-экономического контроля, делающие ложь невыгодной... Вследствие этого в близкой перспективе маячит принцип открытости (гласности) корпоративного дохода, отмены коммерческой тайны. Поскольку деньги отражают полезность той или иной работы, постольку экономическая мораль следующего века должна стимулировать не выигрыш отдельного человека или группы людей за счет большинства (обман, утаивание или предоставление неполной информации и т. д.), а выигрыш большинства за счет открытого развития способностей и талантов каждого человека, каждой социальной группы, кооперации индивидуальностей, партнерства всех основных экономических единиц общества.

Одной из самых интересных технологий социально-экономической организации общества, предлагаемых современной наукой, в том числе "психологией оптимализма", является принцип функционирования социальных и экономических организаций по типу "системной корпорации". Это означает возможность влияния каждого работника и каждого гражданина на принятие важных (т. е. касающихся интересов большинства участников данной организации) решений, а также пропорциональную ответственность за их последствия в тех производственных и социальных общностях, в которые он входит. Степень влияния отдельного человека на принятие решения, в этом случае, математически может быть выражена коэффициентом 1/n, где n - общее число людей, входящих в ту или иную корпорацию (семья, производственный коллектив, населенный пункт, область, республика, страна). Принцип "системной корпорации" означает также право работника и гражданина на получение пропорциональной части социальных и экономических дивидендов (в том числе "отрицательных дивидендов" - убытков) за свое участие в деятельности производственной или общественной структуры.

На практике все это означает коренное изменение принципа оплаты труда любого человека, живущего в обществе. Ежемесячные доходы должны отражать эффективность и общественную полезность его личного труда (основная часть доходов), но наряду с этим, они должны включать материальное вознаграждение, отражающее эффективность и общественную полезность работы его предприятия, населения города, поселка, деревни, где он проживает, затем области, республики и, наконец, вознаграждение, отражающее эффективность экономики всей страны. В этом случае деловая конкуренция и деловое сотрудничество отдельных участников производства и отдельных производственных единиц будет естественным образом дополнять друг друга.

В общественно-политической сфере принцип "системной корпорации" означает четкую социальную структурированность информированного гражданского общества. Свои интересы при этом гражданин может реализовать за счет вхождения в ту или иную общественную, политическую, профессиональную и территориальную (квартал города и т. п.) организацию. Объединив свой голос, свою точку зрения с мнением других членов указанных организаций, он способен инициировать любой законодательный акт местного, регионального или федерального уровня, контролировать деятельность любого лица, занимающего должность на выборных условиях, возбудить процедуру лишения доверия, отзыва или импичмента в отношении депутата любого уровня или президента страны, при условии сбора его организацией предусмотренного законом количества голосов избирателей. Утопия? Безусловно, повод для дискуссии присутствует. Жизнь невозможна без конкуренции. Речь идет не о прекращении конкуренции, что равнозначно смерти, прекращению развития, застою, как минимум, а о переходе от конкуренции на уничтожение соперника к конкуренции на вытеснение каждого участника социального, экономического, духовного соревнования в область его основного таланта. В этом случае вранье невыгодно никому. Для каждого из нас нет лучшего места под солнцем, чем наше собственное. Для его поиска нет лучшего способа, чем честное соревнование.

Примитивное общество чревато конфликтами между людьми еще и потому, что разнообразие социальных ролей минимально; это приводит к жесткой конкуренции за ограниченное количество рабочих мест. Уходит в прошлое эпоха дефицита работы для талантливых людей. Будущее, завтрашнее общество, с учетом существующих тенденций, столкнется с противоположной проблемой - нехваткой талантливых исполнителей для реализации колоссального разнообразия новых, сложных, важных для общества социальных планов и производственных ролей. Видимо, эта новая социально-психологическая ситуация позволит перейти от конкуренции между людьми, преимущественно, за материальные ценности к конкуренции за ценности социальные. Общество сможет перейти от идеи стяжания собственности, денег и власти к идее "стяжания чести". Индивидуализм каждого сможет прийти в гармонию с интересами всех, т. к. стяжание чести, общественное признание возможно лишь при честном служении людям.

Двадцатый век во всем цивилизованном мире возвысил до предела, а затем поверг в прах деньги... В России этот процесс протекал со значительным опережением - на протяжении ряда последних десятилетий миллионы людей ставили деньги далеко не на первое место в ряду жизненных ценностей. Более того, даже Запад не сумел удержать "золотого тельца" в роли кумира. Западная интеллектуальная элита давно фиксирует кризис философии индивидуализма и ориентации на богатство, как меры жизненного успеха. В этом нет ничего странного - всякая идея, доведенная до крайности, превращается в абсурд.

Деньги, появившись как универсальный знак, эквивалент социальной полезности, ценности данного человека для других членов общества, в двадцатом веке теряют свой изначальный смысл. Девальвация социально-психологической ценности денег произошла потому, что мораль индивидуализма, доведенная до степени эгоизма, позволяет слишком многим членам общества, считающим себя умнее других, а по существу, просто циничным людям, готовым разрушать ткань общественных отношений ради своего сегодняшнего материального преимущества, производить не полезность, а знаки полезности - "делать деньги", вместо того, чтобы зарабатывать их в поте лица. В сущности, такое поведение сходно с попыткой согреться в холодную ветреную погоду, поджигая дом соседа. Эгоизм и жадность разрушают будущее не только окружающих, но и самого эгоиста-скупца, пусть это даже Скупой Рыцарь. Старый, общеизвестный закон диалектики: отрицание отрицания...

Отношения эксплуатации сегодня явно становятся анахронизмом, как и общение, основанное на лжи. Для человека, стремящегося достичь социального успеха, архаичной становится альтернатива выбора между позицией агрессора и позицией подхалима. На смену равно проигрышным взаимоотношениям с окружающими, будь то в роли "волка" или в роли "лисы", актуальным и выгодным становятся единственный вариант поведения, ведущего к успеху: взаимоотношения партнерства - дружбы; что, впрочем, не отрицает честной конкуренции в виде соревнования. Целью постсоциалистического и посткапиталистического соревнования будет не добыча денег, это станет простенькой и малопрестижной задачей, а стяжание чести... Весьма возможно, что в глазах общественного мнения близкое будущее сделает богачей разновидностью наркоманов и люди будут испытывать к накопителям денег и собственности преимущественно жалость и сострадание...

Человечеству будет трудно двигаться вперед, если, наряду с оценкой материальной деятельности гражданина в интересах общества, не будет найден механизм оценки социальной полезности человека, так называемые "социальные деньги". Приступом эту проблему вряд ли возьмешь, но, когда ясна цель, проще найти способы ее достижения. Социальный пессимизм, свойственный сегодня многим, имеет своим источником неподготовленность реформ в России. Реформы эффективны тогда, когда им предшествует период просвещения масс. Как известно, реальную силу приобретает только та идея, которая овладела массами... На пороге реформ граждане России отчетливо понимали только одно: "Так жить нельзя..." А как, собственно, нужно - не знали.

Прошло время простых решений. Лучшее доказательство тому - нелепые, примитивные, аморальные социально-экономические реформы Чубайса - Гайдара. Наступило время от догматических, т. е. однозначных и простых моделей организации общества перейти к использованию сложных и развивающихся, т. е. системных моделей организации социальной и экономической жизни страны.

Принципиально меняется система управления обществом. В сложно организованном обществе не эффективны ни единоличное правление (монархия), ни правление меньшинства (олигархия). Эти формы управления обществом становятся не просто аморальными, но и невозможными, так как сложность и многообразие социально-экономических процессов требует принятия большинства управленческих решений не в столице, не в областной или городской администрации, а в каждом трудовом коллективе, бригаде, каждым активным и в социальном, и в экономическом отношении гражданином. То есть речь идет о переходе от выдвижения идеи местного самоуправления к разработке и реализации технологий самоуправления. В конечном счете это означает принятие человеком и обществом на себя всей полноты ответственности за каждый личный, социальный, экономический поступок... Вкусив запретный плод с древа познания, в ходе духовной эволюции Человек выстрадал свое право на ответственность, пришел к осознанию ее неизбежности и громадности...

Думаю, мы достаточно скоро привыкнем не ждать разумных законов сверху, а инициировать их через местное самоуправление и добиваться их принятия высшими законодательными органами через своих представителей - депутатов. Такие законы мы будем не столько выполнять под страхом кары, сколько из осознания их целесообразности и уважения, решения высших представительных органов, принятых с учетом нашего мнения. Система индивидуальной и коллективной ответственности сможет таким образом составить гармоничную целостность. Понятие интриги уйдет в лексикон историков и театральных деятелей. Тогда от примитивной, низкой, аморальной "демократии" толпы - охлократии, общество сможет сделать решительный шаг к демократии высокой, моральной, системной, оптимальной. К обществу Граждан...

Среди многих ресурсов, истощенных двадцатью столетиями новой эры, впервые оказалась религия. Мистическое объяснение целей жизни человека и человечества, его прошлого и будущего - перестало удовлетворять значительную часть населения Земли. Рациональное, научное объяснение философских, этических, социально-экономических проблем человечества - еще далеко не совершенно. Мы уже вышли из Прошлого, но пока очень робко осваиваем порог своего Будущего... И вс. же сегодня ясно - ни в прошлом, ни тем более в будущем, невозможно обойтись только материальным уровнем смысла существования. Прежде источником и смыслом жизни был Бог. Сегодня человек стал почти равен Богу, ибо вкусил с древа познания не одно яблоко, а множество плодов сладкого, кислого, а порой очень горького вкуса... Не случайно известные фантасты, братья Стругацкие, точно определили эту ситуацию, назвав один из своих романов "Трудно быть Богом".

С известной долей уверенности пока можно предположить, что Будущее просто невозможно без реализации, по крайней мере, двух взаимодополняющих принципов: с одной стороны - это принцип Гармонии Природы и Общества, с другой - принцип Ответственности Человека за сво. будущее, за будущее Земли. Как Творец обеспечивал гармонию всего сущего и отвечал за нас, так мы, став богоподобными творцами, должны научиться понимать главные условия для достижения гармоничных взаимоотношений между людьми в обществе, между социальным организмом - обществом и природным организмом - биосферой. Эта гармония


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.