Специальные умственные усилия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Специальные умственные усилия

2019-08-04 160
Специальные умственные усилия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Положительный эмоциональный фон создаёт условия, благоприятствующие запоминанию изучаемого материала, но помимо этого процесс запоминания требует ещё и специальных умственных усилий, которые тоже должны быть связаны с приятными эмоциями. Иначе ничего путного из такого запоминания не получится.

Существуют три естественных закона запоминания. Они весьма просты и любая система запоминания основывается именно на них. Это впечатление, повторение и ассоциация.    

1. Впечатление. Сильные эмоциональные реакции учат быстро. Ребёнок, которого укусила собака, может потом бояться даже нарисованных собак.

Любые сильные воздействия оставляют в нас глубокий эмоциональный след, связанный с определёнными предметами, животными, местами, людьми и иными событиями.

Высокий творческий потенциал приобретаемых знаний может обеспечить только сильное положительное воздействие. Пять минут глубокой и приятной сосредоточенности принесут Вам гораздо больший результат, чем целые дни блуждания в умственном тумане.

2. Повторение. Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если будете достаточно часто повторять его. Наиболее древний и наиболее простой способ повторения – это зубрёжка.

Если зубрёжка условно рефлекторно увязана с отрицательными эмоциями, то мозг в своём стремлении к избеганию неприятного начинает яростно защищаться. Возникает утомление и стойкое сопротивление какому бы то ни было запоминанию. Более могучего средства для уродования памяти ещё не придумано. Неприятная зубрёжка приводит к тому, что часть студентов, поступающих в различные учебные заведения, утомляется и бросает учебные занятия, не достигнув своей цели.

Любое усвоение знаний нужно организовать так, чтобы механическое запоминание было сведено к минимуму, ну а этот минимум усваивался бы осмысленно, играючи и непринуждённо. Но пока учебные системы не перестроились, каждому поневоле зубрящему остаётся только одно: призвать на помощь своё воображение, изобретательность и сделать так, чтобы приятно было зубрить. Если тебе приходится заниматься тем, что тебе не нравится, то либо не занимайся этим, либо сделай так, чтобы тебе это нравилось.

Для облегчения процесса запоминания полезно использовать следующие методы:

Метод №1 (метод Авраама Линкольна): Линкольн всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Вот его слова: «Когда я читаю всдух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-первых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». Вы можете делать тоже самое. Результативность Вашего процесса обучения от этого только выиграет.

Метдод №2: Использование специальных приёмов мнемотехники значительно облегчает процесс запоминания.

Метод №3: Чтобы легче запоминалось нужно: 1) понимание того материала, который запоминаешь; 2) игровой элемент в запоминании; 3) практика – использование запоминаемого в повседневной жизни или работе (забывание, которое обратно запоминанию, ускоряется без практики). 

Метод №4 (метод Карен Прайор): Описание наиболее экономичного, с точки зрения траты нервной энергии, метода зубрёжки я встретил у Карен Прайор в её бестселлере «Не рычите на собаку».

При выработке циркового номера у животных, состоящего из нескольких поведенческих элементов, дрессировщик в начале отрабатывает последний элемент номера, затем предпоследний. Далее идут: Отработка связки между предпоследним и последним поведенческим элементами. Выработка третьего от конца поведенческого элемента. Отработка его связки с двумя раннее выученными элементами и т.д. вплоть до самого начала номера.

Сущность метода в том, что досконально запоминать какой-либо материал (последовательность действий, печатный текст и т.д.) значительно легче, если в процессе обучения переходишь оттого, что тебе известно слабо к тому, что тебе известно лучше. Запоминать что-либо в той последовательности, как это написано или должно воспроизводиться, приводит к необходимости постоянно сходить с проторенного пути и продираться через дебри пока ещё очень трудного для восприятия или воспроизведения изучаемого материала. Животные этого не могут. Человек, вследствие того, что он гораздо умнее животных, может. Здесь правда есть один очень маленький нюанс - недоступное мозгу животных скорее всего является труднодоступным для мозга человека. Последовательное запоминание изучаемого материала от начала к концу чревато огромнейшими затратами нервной энергии, большой потерей времени и отрицательными эмоциями значительной силы. Усвоенная таким образом информация вряд ли будет пригодна для последующего творческого применения.

Наиболее оптимальной формой обучения, на мой взгляд, является следующая методика: Фаза № 1 «Осмысление»: Прежде чем что-либо запоминать это что-то необходимо понять и осмыслить. Если перед Вами математическая теорема и доказательство, то их крайне необходимо «просечь» разобравшись что к чему. Если перед Вами иностранный текст, то для начала его крайне желательно перевести, для того чтобы иметь хотя бы общее представление о его содержании и т.д. Механического запоминания непонятного или не до конца понятого следует по мере возможности избегать. При необходимости точного воспроизведения изучаемого материала осуществляем переход к фазе № 2 - стадии «обратной зубрёжки»: Зубрёжки от конца к началу - от слова к слову, от навыка к навыку, от предложения к предложению, от абзаца к абзацу и т.д. вплоть до самого начала. Метод обратной зубрёжки позволяет совмещать усвоение нового фрагмента с повторением раннее изученных, что приводит к их более твёрдому запоминанию. При прямой зубрёжке обучающийся зачастую сталкивается с тем, что, пока он повторяет раннее изученные фрагменты, только что усвоенный забывается, продвижение вперёд пробуксовывает. В результате имеем значительные затраты нервной энергии в сочетании со значительной потерей во времени. Обратная зубрёжка не только убыстряет процесс запоминания, она делает его более приятным. А это в свою очередь способствует повышению Вашего творческого потенциала. В некоторых случаях весьма и весьма значительному повышению.

В силу своей новизны, метод обратной зубрёжки требует некоторых дополнительных пояснений. Если последующая часть изучаемого материала опирается на предыдущую, то его целесообразно разбить на смысловые блоки. С каждым смысловым блоком лучше работать по отдельности, соблюдая принцип постепенного продвижения от простого к более сложному. И только потом собирая всё воедино. Элементарной единицей в обратной зубрёжке являются не слова и не слоги, а воспринимаемый и удерживаемый за один раз кусок информации.

3. Ассоциация: Наш мозг - это прежде всего ассоциирующий механизм. Вернее сказать, избирательно ассоциирующий механизм. Ассоциации возникают только между знаниями, связанными с приятными эмоциями или какой-либо действительной или мнимой угрозой для жизни, положения в обществе и сексуального статуса. Всё остальное «отфильтровывается», «выпадает в осадок» и через некоторое время забывается. Поэтому, если мы хотим что-то очень прочно запомнить, то нам необходимо подумать о приятных ассоциациях для приобретаемых знаний. «Что сильно действует на воображение, то нескоро выбьется из головы» (Н. В. Гоголь).

И ещё, создавайте резервные знания, то есть накапливайте значительно больше информации, чем собираетесь использовать. Это сделает Ваше творчество более ярким и придаст ему дополнительные силы. Следует правда отметить, что это произойдёт только в том случае, если резервные знания будут связанны с положительными эмоциями, кроме того они должны обладать некоторой упорядоченностью и так называемой «внутренней подвижностью». В противном случае избыток сведений грозит задавить их общий смысл и Вашу оригинальность.

Образ преподавателя и оформление учебников

Отношение к человеку определяет отношение к его разъяснениям. Это связано с тем, что человеческие разъяснения не являются только словесно-интеллектуальными конструкциями, они ещё и проекция того, кто их предлагает. Отсюда следует, что на отношение к обучению будет очень сильно влиять отношение к преподавателю.

Если образ преподавателя связан с положительными эмоциями, то, как правило, с этими же эмоциями связываются и передаваемые им знания. Если образ преподавателя связан с неприятными эмоциями, то это почти стопроцентная гарантия того, что передаваемые им знания тоже будут связаны с неприятными эмоциями. В результате они или забудутся, или будут лежать мёртвым грузом, пригодным лишь для шаблонного применения. В связи с этим крайне желательно продумать такую систему обучения, при которой лучшие ученики могли бы выбирать у кого и где учиться, а лучшие преподаватели могли бы выбирать кого и как учить.

И ещё, маленькая зарплата и низкий престиж учительской профессии зачастую приводят к тому, что в педагогические учебные заведения поступают и впоследствии становятся учителями далеко не самые лучшие представители человеческого рода. А ведь это одна из самых важных профессий! Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности, на выбор человеком жизненного пути и т.д. И если учителем будет далеко не самый лучший представитель человеческого рода, то каково будет его влияние на ещё не окрепшие души учеников? Каков будет их уровень знаний, творческий потенциал и моральный облик? Не слишком ли дорого обходится государству экономия на оплате труда учителей и воспитателей детских садов? В царской России рядовой учитель гимназии к концу своей учительской карьеры становился действительным статским советником, что в сравнении с военными званиями соответствовало полковнику. Таким же было и его материальное положение.

Основные жизненные предпочтения формируются у человека в возрасте до 12 лет, а посему от того, каково будет качество и моральный облик учителей младших и средних классов, а также воспитателей детских садов, сегодня во многом зависят качество, моральный и человеческий облик наших завтрашних граждан. Более того, в руках у учителей младших и средних классов фактически находятся ключи от завтрашнего творческого потенциала нации и государства в целом. Это слишком важное звено для того, чтобы его игнорировать и недооценивать.

Что касается учителей старших классов и преподавателей Вузов, то на их долю, в абсолютном большинстве случаев, остаётся шлифовка и доводка до ума уже двигающихся в определённом жизненном направлении фактически сформировавшихся «заготовок». Благодаря им они постепенно обрастают необходимыми для уже выбранного ими жизненного направления знаниями, навыками и умениями. 

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что дети и подростки нерадивы в учёбе вследствие того, что изучаемый материал преподносится им в сухой и неинтересной форме. Если же устранить прямое принуждение и суметь преподнести материал в живой, вызывающей интерес форме, то они обнаруживают необыкновенную активность и инициативу.

«Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладевать вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не даёт мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасёт самая учёность – его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление…

Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и приятен для всякого. Он не должен довольствоваться тем, что его понимают некоторые; его должны понимать все. Чтобы быть доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное ещё более поясняется сравнением! И поэтому эти сравнения он должен брать из предметов хорошо знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлечённое становится понятным» (Н. В Гоголь).    

Что же ещё нужно сделать, чтобы обучение стало более доступным для восприятия?

1. Людям многое можно объяснить, лишь бы только объясняющий сам ясно понимал тему, о которой взялся говорить. Ясное понимание - это самое важное условие для хорошего преподавания.

Для меня было потрясением узнать, что знакомый мне преподаватель теоритических основ электротехники, читающий по этому предмету лекции, до сих пор его до конца не понимает.

2. Интерес и антипатия заразительны. Если учитель живо интересуется преподаваемой темой, то он почти наверняка заразит этим интересом значительную часть своих учеников. Если же он не любит преподавать и/или же испытывает антипатию к изучаемой дисциплине, то помимо чистого знания он передаст ученикам своё отношение к выполняемым профессиональным обязанностям (формирование нерадивого работника) и/или же свою антипатию к преподаваемому предмету, навсегда угробив вызревающие выдающиеся творческие дарования (вероятность этого во всяком случае отлична от нуля).      

3. Если в тексте учебника или речи преподавателя меньше 37% юмора, иронии, фантазии или чепухи, якобы не относящейся к делу, то обучение или скучно, или требует дополнительных умственных усилий. И у него очень мало шансов передать своё серьёзное содержание наисерьёзнейшему адресату, что и является основной причиной всех видов левой весёлости во время обучения. 37% так или иначе берут своё. Это должны учитывать авторы учебников, преподаватели в школе и институте, читающие лекции и ведущие уроки и семинары. «Улыбайтесь, Господа! Запомните: самые большие глупости делаются с серьёзным выражением лица!» (барон Мюнхгаузен в одной из киноверсий).

4. Ритмически организованная речь (устная и/или письменная) обеспечивает наилучший уровень восприятия адресатом информации. Изложение учебного материала в стихотворной форме (или хотя бы в формате белого стиха), на мой взгляд, вполне способно значительно повысить творческий потенциал большинства обучающихся.          

5. Многие люди воспринимают уроки только тех, кто чувствует к ним симпатию. Попробуйте воспринять уроки тех, кто Вас не любит или ненавидит, кто осуждает, упрекает или унижает Вас. Это или невозможно, или требует значительных волевых усилий.

 6. Существуют специфические категории учеников. Например те, кто воспринимает информацию только из авторитетных источников. Для таких людей преподаватель должен быть непререкаемым авторитетом и т.д.

Короче говоря, от преподавателя прежде всего требуется идущее от сердца хорошее отношение к обучающимся у него детям или студентам плюс умение приноравливаться к особенностям восприятия у своих учеников, и чем у него их /учеников/ будет меньше, тем легче ему это сделать. Желательно также, чтобы группы обучающихся состояли из лиц с приблизительно одинаковыми интеллектом, темпераментом и способностями к изучаемой дисциплине.

7. Школьники и студенты хорошо учатся прежде всего у тех преподавателей, которых они любят и уважают. А посему от преподавателя требуются не только идущее от сердца хорошее отношение к своим ученикам, но также и обаяние, позволяющие формировать хорошее отношение к себе, а следовательно и к преподаваемому предмету.          

8. Знание можно изложить в виде детской сказки, захватывающего приключенческого детектива, фантастической повести, весёлого комикса и т.д.                       9. Иллюстрации, схемы, рисунки, графики достаточно эффективно влияют на подсознание обучающихся. И чем их будет больше, чем они будут ярче, нагляднее, чем выше будет степень их прорисованности, тем лучше. Тем лучше будет качество в усвоении учебных материалов. Тем надёжнее будут усвоенные знания и тем выше будет вероятность их последующего творческого применения.   

10. Психологам очень хорошо известно влияние цвета на психологическое состояние человека и на его способность к восприятию новой информации. Так например, установлено, что четырехцветная реклама привлекает в полтора раза больше покупателей чем чёрно-белая. Та же ситуация и с текстами в учебниках. Четырёхцветное оформление предлагаемого для освоения учебного материала привлечёт в полтора раза больше внимания со стороны учеников и тем самым обеспечит в полтора раза лучшее его усвоение по сравнению со стандартно применяемой чёрно-белой подачей учебного текста. Для облегчения запоминания правил, определений, формулировок теорем и т.д. имеет смысл поэкспериментировать с использованием применяемых в рекламе наиболее броских цветовых сочетаний (чёрный шрифт на жёлтом фоне, зелёный на красном, красный на белом, зелёный на белом, синий на белом – перечислены в порядке убывающего воздействия на восприятие).

И в заключение, хочется завершить наш разговор цитатой из Бальтазара Грасиана: «Мастерством делится надо мастерски».   

Творческая индивидуальность

Каждый человек индивидуален. У каждого человека свои индивидуальные особенности мозга и тела, а также свой индивидуальный жизненный опыт и жизненный путь. Всё это приводит к совершенно индивидуальному творческому мышлению. Не может быть второго Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Баха, Эйнштейна, Циолковского и т.д. Но может быть очень много других не менее ценных неповторимых творческих индивидуальностей.

 «Абсолютных бездарей единицы, и в их число ещё нужно попасть. Так что напрягитесь и вспомните, какие таланты вы зарыли в землю и памятник им не поставили» (Игорь Вагин).         

Природные особенности

О таланте и способностях принято говорить в том и только в том случае, если у человека, в силу природных особенностей его мозга и тела, легче, чем у других, устанавливается условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями. А об одарённости – когда эта связь устанавливается особенно легко. Лёгкость обучения без сопровождающих её приятных эмоций говорит о хорошей памяти и хорошей восприимчивости (это тоже одни из свойств мозга), но никак не о таланте. Такой человек будет легко учиться, легко сдавать экзамены и зачёты, но он будет вряд ли способен к творческому применению полученных знаний. Его стихией станет только их шаблонное воспроизведение и применение. Из него может получиться идеальный исполнитель или идеальный ретранслятор, но никак не творец.

Если у человека нет естественной склонности к созданию положительного эмоционального фона во время обучения, то он может сделать это искусственно. Сознательно созданный положительный эмоциональный фон даёт ему теоретическую возможность догнать и перегнать талантливого и даже очень одарённого человека. «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идёт быстрее, чем тот, кто блуждает бездумно» (Лессинг).

Безусловно, если в силу каких-либо причин, мозг имеет внутренние нарушения, то его способность к восприятию и обработке поступающей извне информации может быть существенно нарушена и искажена. Само собой разумеется, что все внутренние искажения мозга будут отражаться и на его способности к творческому мышлению. Это приводит к тому, что творческое мышление психически и душевно больного человека может существенным образом отличаться от творческого мышления нормальных людей. И в тоже время следует отметить, что далеко не во всех случаях искажения в мышлении являются существенным препятствием для получения выдающихся творческих достижений.

Гениальность

Что же такое гений? Вряд ли это сверхталант. Талантливых и чрезвычайно талантливых людей достаточно много. Гениев же единицы. Так что же такое гений? Гений (с моей точки зрения) - это, скорее всего, сочетание таланта с особой структурой личности.

В чем особенности этой структуры? Точно ответить на этот вопрос очень сложно, но две наиболее характерные её особенности просматриваются достаточно четко, это:

1. Творческое мышление, в основе которого лежит условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями.

2. Стремление к совершенству или потребность в постоянном улучшении результатов своего творческого мышления.

Допустим, например, что художник написал картину. Картина является результатом его творческого мышления. Всё, в принципе, хорошо, но у художника возникает ощущение того, что картину можно немного улучшить. Тогда он вновь берется за кисть и что-то переделывает в картине. В результате картина стала несколько лучше, но художник чувствует, что её можно ещё немного усовершенствовать. Процесс шлифовки может продолжаться неопределенно долго. То же самое можно сказать и о поэте, писателе, модельере, инженере, мастере восточных боевых искусств и т.д.

Для того, чтобы упорная шлифовка результатов своего творческого мышления доводила до шедевра, необходима условно-рефлекторная связь шлифовки и положительных эмоций а также умение вовремя остановится. В противном случае шлифовка очень быстро рискует выродиться в элементарное графоманство.

Муки творчества

Вы можете мне вполне резонно возразить и указать на муки творчества на пути к шедевру. Возможно я не прав, но мне кажется, что любые муки творчества для мозга есть не что иное как ломка для наркомана.

Вообще любая задача, которую ты сам себе поставил, действует на нас как наркотик. Никто не заставляет тебя её решать, но ты бьешься как идиот, страдаешь. Возникает состояние очень похожее на ломку у наркомана. Решив задачу мозг получит кайф, и мозг очень хочет его получить, но он не может этого сделать до тех пор, пока не решит задачу. Вот он и страдает оттого, что хочет, но не может получить кайф.

Итак мы видим, что в любых муках творчества практически всегда присутствует элемент предвкушения удовольствия. Как сказал один из великих (кажется это Достоевский): счастье есть предвкушение счастья. А по сему всегда есть люди, главная радость для которых – это радость преодоления трудностей, в том числе и трудностей связанных с решением какой-либо задачи.

То же самое и при страданиях на пути к шедевру. Создав шедевр, мозг получит кайф, но пока он его не создал, он вынужден мучиться и страдать.

Что нам мешает

Ну а теперь мне хочется немного поговорить о тех препятствиях, которые мешают установлению состояния гениальности. Ведь талантливых и чрезвычайно талантливых людей не так уж и мало. Приблизительно каждый пятый в чем-нибудь да талантлив. Каждый десятый талантлив сразу в нескольких областях. У каждого двадцатого наблюдается сверхталант в какой-либо одной области. Такой человек при желании вполне способен весьма многого добиться. Приблизительно каждый сотый сверхталантлив сразу в нескольких областях. И по меньшей мере каждый десятитысячный сверхталантлив почти во всём. Ну а каждый стотысячный вполне способен сыпать выдающимися творческими достижениями как из рога изобилия за какое бы дело не взялся. Согласитесь это не так уж и мало. Так что же нам мешает?

1. Иногда мешает очень сильное желание. Мы не можем уснуть, потому что хотим заставить себя уснуть; потому что сон для нас стал самоцелью, а не естественным состоянием.

2. В абсолютном большинстве случаев нам мешает бедность непроизвольных ассоциаций, являющейся следствием отсутствия связи между обучением и приятными эмоциями. Я не могу писать стихи, потому что в моей голове не возникают определённых ассоциаций между словами – стихотворных рифм. В результате у моей фантазии нет исходного материала для строительства стихотворений.    

Людям страдающим от бедности непроизвольных ассоциаций я порекомендовал бы новое повторение раннее изученного материала. Самостоятельное повторение основательно забытого старого проще и приятнее, чем освоение раннее неизвестного нового. Это позволяет осуществить частичную перезапись своих знаний с отрицательных эмоций на положительные (или хотя бы на менее отрицательные или нейтральные, что согласитесь тоже не так уж мало). Лично мне этот способ помогает наиболее сильно. Недаром говорят: «Повторение - мать учения».

3. Я не могу стать художником, в связи с тем, что у меня нет достаточно хороших практических навыков владения кистью и карандашами, но здесь ситуация немного получше, чем со стихами: я могу рисовать мысленные картины и рисунки. Короче говоря, у моей художественной фантазии богатый исходный материал. Всё хорошо, и в тоже время, здесь есть ещё один нюанс. Даже если я научусь профессионально владеть кистью и карандашами, мне всё равно придётся потратить очень много сил и времени на то, чтобы слить свои руки со своим художественным воображением. 

«Прекрасней всех поёт бездушный соловей,

 А сколько нужно мук, чтоб руки с сердцем слить» (А. Дольский)        

Очень многие люди в уме пишут красивые картины, прекрасные романы, повести, рассказы и т.д. Но их воображение не слито с руками и результаты их творческого мышления не могут перенестись на бумагу или холст.

Видимо в некоторых случаях гениальность включает в себя такие компоненты как интуиция (умение вовремя остановиться), профессионализм, единство мозга и тела (единство духа и тела как говорят древние) и т.д.

Единство мозга и тела необходимо не только для художников и писателей, но и для музыкальных исполнителей, ораторов, мастеров рукопашного боя, спортсменов и т. д. В тоже время оно не обязательно для учёных и философов.

Профессионализм незаменим в научных дисциплинах, большом спорте, художественном творчестве, но не обязателен философии (имеется в виду узко философский профессионализм).

В ряде творческих профессий в состав гениальности входит интуиция, и очень много творческих людей, принадлежащих к данным профессиям, во время шлифовки зачастую проскакивают оптимальный вариант и портят ими же созданный шедевр. А после не могут его воссоздать. (Это касается прежде всего художников.) В этом отношении очень крупно повезло поэтам и писателям. Они всегда могут вернуться к более ранним вариантам своих черновых записей.

4. Очень большое число творческих людей не могут стать гениями потому, что им лень шлифовать результаты своего творческого мышления.                                    

5. Есть особая категория людей. Эти люди способны к плодотворному творческому мышлению, и в тоже время они крайне недовольны его результатами. И вместо того, чтобы шлифовать свои результаты, они разочаровываются в себе и отказываются от дальнейших творческих порывов. Среди этой категории людей почти всегда есть не реализовавшиеся гении. (Как крупицы золотого песка среди моря пустой породы.) Разочарование угнетает способность к творческому мышлению, что ещё более усугубляет их положение. Особенно опасен вывод: «всяк сверчок знай свой шесток». Он блокирует любые возможности для дальнейшего творческого роста.

6. Очень многие люди жёстко связаны жизненными и социальными реалиями (работа, семья, дача, машина и т.д.) и испытывают дефицит свободного времени. А это в свою очередь приводит к тому, что в их образе жизни нет места для самообразования и реализации каких-либо творческих замыслов.

7. Ещё больше людей, которые мешают себе сами. Их способности спят, а интересы далеки от творчества (секс, выпивка, наркотики, телевизор, различные разновидности пустого времяпрепровождения и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.