Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения.

2019-08-04 138
Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения.

Предисловие

Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Именно это желание побудило меня взяться за перо и написать книгу, посвященную причинам, приводящим к превращению обычного человека в неповторимую творческую индивидуальность. Насколько хорошо она у меня удалось решать Вам - Уважаемый Читатель.

 Надеюсь, что этой книгой заинтересуются студенты, школьники и их преподаватели. Много интересного и полезного для себя найдут в ней и люди, повседневная профессиональная деятельность которых так или иначе связана с творческим мышлением: бизнесмены, менеджеры, инженеры, учёные, художники, писатели, поэты, композиторы, артисты и т. д., а также все те, кто интересуется механизмами и технологиями, лежащими в основе творческого мышления.

Размышление о грешнике и праведнике

Было время, когда я очень долго размышлял над тем, что толкает праведника к добродетели, а грешника к совершению всё новых и новых грехов. Я очень долго не мог найти ответ на этот вопрос, но потом меня неожиданно осенило: и тот и другой стремятся к приятным эмоциям. Только у одного эти приятные эмоции связаны с праведным и добродетельным образом жизни, а у другого - с совершением грехов, растлением и развратом.

Ответив на этот вопрос, я понял, что абсолютным большинством людей управляет инстинкт самосохранения (каждый боится за свою жизнь и/или испытывает опасения по поводу условий своего существования) и стремление к приятным эмоциям, и, что только очень упёртый аскет или фанатик по собственной воле станет ограничивать объём безвредного удовольствия.

Разница между грешником и праведником лишь в том, что грешник не боится божьей кары, и его стремление к приятным эмоциям целиком и полностью зависит от его крайне изменчивой и абсолютно непредсказуемой биологической природы. Праведник же боится божьей кары за грехи, и его стремление к приятным эмоциям до некоторой степени контролируется его моральными убеждениями и его религией. В сильно продвинутых случаях моральные убеждения и религия становятся самостоятельными источниками эмоционального наслаждения.

Более глубокие размышления о влиянии эмоционального фона на жизнь человека привели меня к выводу о том, что почти любой нормальный человек вполне способен стать неповторимой творческой индивидуальностью.

Эмоции и чувства

Человеческий мозг (в принципе почти то же самое можно сказать и про мозг высших животных) представляет из себя сложнейшую биологическую машину, в недрах которой возникают и протекают не только нервные импульсы, но и великое множество очень сложных биохимических реакций. Некоторые из этих реакций порождают ощущения, именуемые эмоциями и чувствами, благодаря которым мозг не только мыслит и оценивает, но и – радуется и грустит, восхищается и презирает, любит и ненавидит, хочет и не хочет, верит и не верит…

Эмоции и чувства могут порождаться как внешними, так и внутренними причинами. Но вне зависимости от природы породивших их причин они моментально вступают в условно-рефлекторную связь с любой воспринимаемой в данный момент информацией – внешними событиями и внутренним состоянием организма.

Обучение и работа

Очень важной разновидностью внешних событий является приобретение и применение знаний и трудовых навыков – обучение и работа. Приобретаемые знания и трудовые навыки моментально вступают в условно-рефлекторную связь с существующими на данный момент эмоциями и чувствами. Во время работы, когда мы применяем полученные раннее знания и трудовые навыки, мы начинаем непроизвольно вспоминать и сопровождавшие их приобретение эмоции и чувства.

Стремление к приятному

Любое живое существо (из тех, кто способен испытывать хотя бы некоторое подобие эмоциональных состояний) стремится к приятному и старается избегать неприятного. Биологический смысл здесь в том, что, стремясь к приятному, мы достигаем полезного, а, избегая неприятного, избегаем вредного, разрушительного. В силу разных причин этот механизм может давать сбои, и тогда, стремясь к приятному, живое существо разрушает свой организм, подтачивает своё здоровье и сокращает жизнь, а, избегая неприятного оно избегает полезного. Минутное удовольствие порой бывает причиной долгих страданий.

 Всё это наводит на мысль о том, что стремление к приятному должно находиться под очень жёстким контролем разума. Неразумное стремление к приятному доводит до уголовных преступлений, порождает алкоголизм и наркоманию, способствует распространению венерических заболеваний и т.д.

Наличие большого количества лиц употребляющих алкоголь, табак, наркотики и т. п., говорит нам о том, что стремление к приятному в ряде случаев способно пересилить и разум и инстинкт самосохранения вместе взятые.

Обработка информации

Стремление к приятному влияет практически на всё, в том числе и на процессы, связанные с запоминанием и обработкой информации. Результатом этого влияния является непроизвольное стремление мозга к тому, чтобы забывать всё плохое и запоминать всё хорошее.

Выражаясь по другому, мы склонны забывать те события из своей жизни, которые вызвали у нас неприятные эмоции, и запоминать события, вызвавшие у нас положительные эмоции. Благодаря этому, практически любое воспоминание о прошлом является источником положительного эмоционального фона. При помощи условно-рефлекторной связи того или иного события с отрицательными эмоциями Зигмунд Фрейд, в своё время, пытался объяснить все случаи забывания.

Исключение из этого правила составляют только события, связанные с реальной или потенциальной, действительной или мнимой угрозой для жизни, материального благосостояния, положения в обществе и сексуального статуса.

Поскольку забываются далеко не все неблагоприятные события, то для увеличения удовольствия требуется хотя бы временная их нейтрализация, выражающаяся в избегании их воспоминания по мере возможности. Гораздо приятнее возвращаться к раннее пережитым положительным впечатлениям: Вы пережили замечательные минуты наслаждения. Ваш мозг запомнил всё вплоть до мельчайших деталей. И теперь, как бы заняты Вы не были, Ваши мысли время от времени всё равно будут возвращаться к ранее пережитым сладостным ощущениям, и тогда помимо Вашей воли в Вашем мозгу будет происходить очень сильная химическая реакция, и Вы, пусть слабее, но будете вновь испытывать те же самые приятные эмоции.

Но это ещё не всё. В погоне за всё новыми и новыми наслаждениями наш наркоман-мозг ещё любит составлять коктейли из самых разнообразных по силе и источнику происхождения, приятных эмоций. Данный процесс приводит к появлению очень большого числа ассоциаций из связанных с этими приятными эмоциями знаний, навыков, впечатлений.

Стремление к приятному влияет и на наш интеллект. Весьма важным источником внутреннего удовольствия являются чисто механические интеллектуальные забавы с приятными знаниями, навыками, впечатлениями – анализ, синтез, сортировка. Наш интеллект очень склонен самыми различными способами расщеплять на составные части ассоциации, возникшие на базе эмоциональных коктейлей (механический анализ). Помимо этого ему нравится заниматься сборкой сложных ассоциаций из более простых компонентов (механический синтез) и сортировать ассоциации, по любому наугад взятому признаку. Механические интеллектуальные забавы, как правило, непроизвольны и очень редко оказываются в сфере видимости нашего сознания.

Полёт фантазии

Получаемые таким образом ассоциации являются питательной средой для нашей фантазии – строительным материалом, из которого она лепит самые разнообразные конструкции, именуемые плодами фантазии. Если их мало, то наша фантазия ущербна, бедна и ограничена. Невозможно написать стихотворение, если в вашем мозгу изначально не роятся рифмы. Если же они есть, но их не так много, то стихотворение может быть и получится, но вряд ли это будет шедевр.

Поэт мыслит стихотворными рифмами. Писатель – выраженными в словах событиями, ситуациями, сюжетными линиями, а также динамикой их саморазвития. Художник – мысленными картинами и зрительными образами (прежде чем написать картину на холсте, её нужно нарисовать в голове). Математик – числовыми соотношениями, логическими правилами, переменными величинами, абстрактными объектами, свойствами этих объектов, и вытекающими из всего этого обобщениями. Рабочий – последовательностью трудовых навыков, танцор – танцевальными па. Мастер воинских искусств – боевыми приёмами и их последовательностями, а также динамикой саморазвития боевых ситуаций. Примерно то же самое можно сказать и про полководца. Его отличие от мастера боевых искусств лишь в том, что они мыслят о том же самом, но применительно к разным объектам. Мастер боевых искусств мыслит применительно к конкретному человеку в конкретной ситуации (прежде всего к себе и своим противникам), а полководец применительно к боевым единицам крупнее отдельного человека (взводам, ротам, батальонам, полкам, дивизиям, армиям и их соединениям, родам войск и их взаимодействиям), боевая ситуация для него - это поля сражений и театр военных действий.  

Сущность фантазии – это мысленное моделирование и строительство. И зависит здесь всё только от двух параметров – замысел архитектора и степень богатства и разнообразия в исходном мыслематериале: чем его будет больше и чем он будет подвижней, тем больше замыслов может быть у архитектора и тем больше возможностей у него для их реализации. 

Обучение и приятные эмоции

Размышления о стремлении к приятному и его влиянии на процесс обучения привели меня к очень важному практическому выводу: Обучение, связанное с приятными эмоциями, легко и безболезненно войдёт в нашу «плоть и кровь», а обучение, связанное с неприятными эмоциями, скорее всего забудется. Знания и трудовые навыки, приобретение которых было связано с неприятными эмоциями, либо забываются, либо лежат мёртвым грузом и применяются шаблонно.

Люди не любят вспоминать неприятное. А если человек не любит, а следовательно и не хочет вспоминать неприятно полученные им знания, то о каком творчестве может идти речь? Отсюда вытекает ещё один очень важный практический вывод: Путь к творчеству лежит через обучение, связанное с приятными эмоциями.

Творческая индивидуальность

Каждый человек индивидуален. У каждого человека свои индивидуальные особенности мозга и тела, а также свой индивидуальный жизненный опыт и жизненный путь. Всё это приводит к совершенно индивидуальному творческому мышлению. Не может быть второго Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Баха, Эйнштейна, Циолковского и т.д. Но может быть очень много других не менее ценных неповторимых творческих индивидуальностей.

 «Абсолютных бездарей единицы, и в их число ещё нужно попасть. Так что напрягитесь и вспомните, какие таланты вы зарыли в землю и памятник им не поставили» (Игорь Вагин).         

Природные особенности

О таланте и способностях принято говорить в том и только в том случае, если у человека, в силу природных особенностей его мозга и тела, легче, чем у других, устанавливается условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями. А об одарённости – когда эта связь устанавливается особенно легко. Лёгкость обучения без сопровождающих её приятных эмоций говорит о хорошей памяти и хорошей восприимчивости (это тоже одни из свойств мозга), но никак не о таланте. Такой человек будет легко учиться, легко сдавать экзамены и зачёты, но он будет вряд ли способен к творческому применению полученных знаний. Его стихией станет только их шаблонное воспроизведение и применение. Из него может получиться идеальный исполнитель или идеальный ретранслятор, но никак не творец.

Если у человека нет естественной склонности к созданию положительного эмоционального фона во время обучения, то он может сделать это искусственно. Сознательно созданный положительный эмоциональный фон даёт ему теоретическую возможность догнать и перегнать талантливого и даже очень одарённого человека. «Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идёт быстрее, чем тот, кто блуждает бездумно» (Лессинг).

Безусловно, если в силу каких-либо причин, мозг имеет внутренние нарушения, то его способность к восприятию и обработке поступающей извне информации может быть существенно нарушена и искажена. Само собой разумеется, что все внутренние искажения мозга будут отражаться и на его способности к творческому мышлению. Это приводит к тому, что творческое мышление психически и душевно больного человека может существенным образом отличаться от творческого мышления нормальных людей. И в тоже время следует отметить, что далеко не во всех случаях искажения в мышлении являются существенным препятствием для получения выдающихся творческих достижений.

Гениальность

Что же такое гений? Вряд ли это сверхталант. Талантливых и чрезвычайно талантливых людей достаточно много. Гениев же единицы. Так что же такое гений? Гений (с моей точки зрения) - это, скорее всего, сочетание таланта с особой структурой личности.

В чем особенности этой структуры? Точно ответить на этот вопрос очень сложно, но две наиболее характерные её особенности просматриваются достаточно четко, это:

1. Творческое мышление, в основе которого лежит условно-рефлекторная связь между обучением и приятными эмоциями.

2. Стремление к совершенству или потребность в постоянном улучшении результатов своего творческого мышления.

Допустим, например, что художник написал картину. Картина является результатом его творческого мышления. Всё, в принципе, хорошо, но у художника возникает ощущение того, что картину можно немного улучшить. Тогда он вновь берется за кисть и что-то переделывает в картине. В результате картина стала несколько лучше, но художник чувствует, что её можно ещё немного усовершенствовать. Процесс шлифовки может продолжаться неопределенно долго. То же самое можно сказать и о поэте, писателе, модельере, инженере, мастере восточных боевых искусств и т.д.

Для того, чтобы упорная шлифовка результатов своего творческого мышления доводила до шедевра, необходима условно-рефлекторная связь шлифовки и положительных эмоций а также умение вовремя остановится. В противном случае шлифовка очень быстро рискует выродиться в элементарное графоманство.

Муки творчества

Вы можете мне вполне резонно возразить и указать на муки творчества на пути к шедевру. Возможно я не прав, но мне кажется, что любые муки творчества для мозга есть не что иное как ломка для наркомана.

Вообще любая задача, которую ты сам себе поставил, действует на нас как наркотик. Никто не заставляет тебя её решать, но ты бьешься как идиот, страдаешь. Возникает состояние очень похожее на ломку у наркомана. Решив задачу мозг получит кайф, и мозг очень хочет его получить, но он не может этого сделать до тех пор, пока не решит задачу. Вот он и страдает оттого, что хочет, но не может получить кайф.

Итак мы видим, что в любых муках творчества практически всегда присутствует элемент предвкушения удовольствия. Как сказал один из великих (кажется это Достоевский): счастье есть предвкушение счастья. А по сему всегда есть люди, главная радость для которых – это радость преодоления трудностей, в том числе и трудностей связанных с решением какой-либо задачи.

То же самое и при страданиях на пути к шедевру. Создав шедевр, мозг получит кайф, но пока он его не создал, он вынужден мучиться и страдать.

Что нам мешает

Ну а теперь мне хочется немного поговорить о тех препятствиях, которые мешают установлению состояния гениальности. Ведь талантливых и чрезвычайно талантливых людей не так уж и мало. Приблизительно каждый пятый в чем-нибудь да талантлив. Каждый десятый талантлив сразу в нескольких областях. У каждого двадцатого наблюдается сверхталант в какой-либо одной области. Такой человек при желании вполне способен весьма многого добиться. Приблизительно каждый сотый сверхталантлив сразу в нескольких областях. И по меньшей мере каждый десятитысячный сверхталантлив почти во всём. Ну а каждый стотысячный вполне способен сыпать выдающимися творческими достижениями как из рога изобилия за какое бы дело не взялся. Согласитесь это не так уж и мало. Так что же нам мешает?

1. Иногда мешает очень сильное желание. Мы не можем уснуть, потому что хотим заставить себя уснуть; потому что сон для нас стал самоцелью, а не естественным состоянием.

2. В абсолютном большинстве случаев нам мешает бедность непроизвольных ассоциаций, являющейся следствием отсутствия связи между обучением и приятными эмоциями. Я не могу писать стихи, потому что в моей голове не возникают определённых ассоциаций между словами – стихотворных рифм. В результате у моей фантазии нет исходного материала для строительства стихотворений.    

Людям страдающим от бедности непроизвольных ассоциаций я порекомендовал бы новое повторение раннее изученного материала. Самостоятельное повторение основательно забытого старого проще и приятнее, чем освоение раннее неизвестного нового. Это позволяет осуществить частичную перезапись своих знаний с отрицательных эмоций на положительные (или хотя бы на менее отрицательные или нейтральные, что согласитесь тоже не так уж мало). Лично мне этот способ помогает наиболее сильно. Недаром говорят: «Повторение - мать учения».

3. Я не могу стать художником, в связи с тем, что у меня нет достаточно хороших практических навыков владения кистью и карандашами, но здесь ситуация немного получше, чем со стихами: я могу рисовать мысленные картины и рисунки. Короче говоря, у моей художественной фантазии богатый исходный материал. Всё хорошо, и в тоже время, здесь есть ещё один нюанс. Даже если я научусь профессионально владеть кистью и карандашами, мне всё равно придётся потратить очень много сил и времени на то, чтобы слить свои руки со своим художественным воображением. 

«Прекрасней всех поёт бездушный соловей,

 А сколько нужно мук, чтоб руки с сердцем слить» (А. Дольский)        

Очень многие люди в уме пишут красивые картины, прекрасные романы, повести, рассказы и т.д. Но их воображение не слито с руками и результаты их творческого мышления не могут перенестись на бумагу или холст.

Видимо в некоторых случаях гениальность включает в себя такие компоненты как интуиция (умение вовремя остановиться), профессионализм, единство мозга и тела (единство духа и тела как говорят древние) и т.д.

Единство мозга и тела необходимо не только для художников и писателей, но и для музыкальных исполнителей, ораторов, мастеров рукопашного боя, спортсменов и т. д. В тоже время оно не обязательно для учёных и философов.

Профессионализм незаменим в научных дисциплинах, большом спорте, художественном творчестве, но не обязателен философии (имеется в виду узко философский профессионализм).

В ряде творческих профессий в состав гениальности входит интуиция, и очень много творческих людей, принадлежащих к данным профессиям, во время шлифовки зачастую проскакивают оптимальный вариант и портят ими же созданный шедевр. А после не могут его воссоздать. (Это касается прежде всего художников.) В этом отношении очень крупно повезло поэтам и писателям. Они всегда могут вернуться к более ранним вариантам своих черновых записей.

4. Очень большое число творческих людей не могут стать гениями потому, что им лень шлифовать результаты своего творческого мышления.                                    

5. Есть особая категория людей. Эти люди способны к плодотворному творческому мышлению, и в тоже время они крайне недовольны его результатами. И вместо того, чтобы шлифовать свои результаты, они разочаровываются в себе и отказываются от дальнейших творческих порывов. Среди этой категории людей почти всегда есть не реализовавшиеся гении. (Как крупицы золотого песка среди моря пустой породы.) Разочарование угнетает способность к творческому мышлению, что ещё более усугубляет их положение. Особенно опасен вывод: «всяк сверчок знай свой шесток». Он блокирует любые возможности для дальнейшего творческого роста.

6. Очень многие люди жёстко связаны жизненными и социальными реалиями (работа, семья, дача, машина и т.д.) и испытывают дефицит свободного времени. А это в свою очередь приводит к тому, что в их образе жизни нет места для самообразования и реализации каких-либо творческих замыслов.

7. Ещё больше людей, которые мешают себе сами. Их способности спят, а интересы далеки от творчества (секс, выпивка, наркотики, телевизор, различные разновидности пустого времяпрепровождения и т.д.).

Творчество и свобода

Свобода это не только признак доверия к человеку, но и возможность его творческого самораскрытия. Чем больше у человека свободы при выборе учёбы и профессии, тем больше у него шансов найти себе занятие по душе. А это, в свою очередь, залог творческого подхода к работе и творческой самоотдачи.

Государства предоставляющие своим гражданам большие свободы при выборе учёбы и профессии опережают другие государства по темпам экономического роста (хорошая экономика держится на грамотных специалистах) и скорости научно-технического прогресса (за счёт творческой самоотдачи при занятии любимым делом). Здесь правда возникает другая проблема: А кем занять не престижные и мало оплачиваемые должности и профессии? И эту проблему тоже необходимо как-то решать.

Дополнительным средством для увеличения конкурентоспособности государства и цивилизации является постановка в привилегированное положение работников искусства, учёных и инженерно-технических работников, жёстко увязав его с количеством и качеством выполняемой ими творческой работы. Прошлые заслуги должны цениться и в тоже время система стимулов должна быть такой, чтобы не позволять людям останавливаться в своём развитии и почивать на лаврах, нужно время от времени увлекать их на новые свершения.

Известность и слава

 в заключение несколько слов о славе и известности. Славы и известности добивается далеко не всякий гений, далеко не всякая одарённость, далеко не всякий талант, далеко не всякий творчески мыслящий человек. Славы и известности добиваются лишь те, кто вносит очень большой (по сравнению с другими) вклад в увеличение коллективного могущества человечества (глобальная слава) или отдельных его частей (локальная слава) – государства, нации (национальный герой), завода (передовик производства), бригады, банды (авторитет), мафии, преступного мира в целом, племени, группы и т.д. или те, с кем ассоциируется этот вклад (Ленин, Сталин, партия, рабочий класс, директор, академик, монарх и т.д.). Те, чей вклад в увеличение коллективного могущества человечества или его довольно крупных частей (государств, межгосударственных союзов и т.д.) слишком значителен, очень сильно рискуют оставить глубокий след в истории и памяти потомков.

Те же, кто вносит значительный вклад в уменьшение коллективного могущества человечества или каких-либо отдельных его частей, или те, с кем этот вклад ассоциируется, тоже пользуются известностью, но эта известность тесно взаимосвязана с отрицательными эмоциями, ненавистью и проклятиями. Они тоже очень сильно рискуют оставить свой след в истории и памяти потомков. Только память эта будет типа «чтоб он трижды в гробу перевернулся» (Герострат, афиняне казнившие Сократа, НКВД, Гитлер, гестапо, Горбачёв и его перестройка, святая инквизиция и т.д.). Отрицательная историческая память тоже может быть локальной и глобальной.

Справедливости ради следует отметить, что известности и славы у современников можно добиться не только внесением своего вклада в увеличение/уменьшение коллективного могущества, но также и через удовлетворение потребностей общества или отдельных его частей (популярные артисты, политики, спортсмены и т.д.), но эта слава слишком временна и преходяща. Её легко добыть, но ещё легче потерять.

Память потомков, на мой взгляд, связана либо с выдающимся вкладом в увеличение/уменьшение коллективного могущества человечества или отдельных его достаточно крупных частей, либо со значительным вкладом в увеличение/уменьшение вероятности реализовавшегося исторического варианта. Всё остальное историю не волнует.  

Список литературы

Потапов Игорь Валентинович. Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения.

 

Творческое мышление: Причины возникновения и способы достижения.

Предисловие

Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Именно это желание побудило меня взяться за перо и написать книгу, посвященную причинам, приводящим к превращению обычного человека в неповторимую творческую индивидуальность. Насколько хорошо она у меня удалось решать Вам - Уважаемый Читатель.

 Надеюсь, что этой книгой заинтересуются студенты, школьники и их преподаватели. Много интересного и полезного для себя найдут в ней и люди, повседневная профессиональная деятельность которых так или иначе связана с творческим мышлением: бизнесмены, менеджеры, инженеры, учёные, художники, писатели, поэты, композиторы, артисты и т. д., а также все те, кто интересуется механизмами и технологиями, лежащими в основе творческого мышления.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.