Положительный эмоциональный фон — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Положительный эмоциональный фон

2019-08-04 282
Положительный эмоциональный фон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многих неприятностей, многих болезней и нервных срывов удалось бы избежать, если бы преподаватели и ученики начали бы думать о том, как сделать обучение приятным (или хотя бы менее неприятным, что в принципе тоже очень неплохо); как добиться того, чтобы приобретаемые знания и трудовые навыки вступали в условно-рефлекторную связь только с положительными эмоциями (или на худой конец: с меньшим количеством отрицательных эмоций; как добиться меньшего отрицательного эмоционального накала).

Создать положительный эмоциональный фон во время обучения весьма и весьма непросто, так как наше настроение не подчиняется прямым волевым приказам. И в связи с этим многие из Вас могут задать вопрос: «Что делать если обучение и работа совпадают с плохим настроением?». Именно об этом мы сейчас и будем говорить.

Способ первый: Приноравливайтесь к своему настроению. Продолжительность обучения и работы должны определяться Вашим самочувствием. Со временем это приведёт к тому, что у Вас возникнет условный рефлекс связывающий обучение и работу с хорошим самочувствием. И тогда уже не Вы, а Ваше настроение начнёт подстраиваться под график Ваших занятий. Данный способ наиболее целесообразен при самообразовании и работе на себя.

Способ второй: Делайте короткие регулярные перерывы. Они предохранят Ваш мозг от утомления, а умственную работу от неприятных эмоций и тем самым повысят Ваш творческий потенциал. «Сэр Ричард Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи», говорил на 27 языках, как на своём родном. Однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нём дольше 15 минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть» (Дейл Карнеги).

Способ третий: К сожалению метод Ричарда Бертона и ориентация на самочувствие подходят не для всех из нас. Учебный процесс – это хорошо отлаженная машина, и ей нет никакого дела до Вашего настроения, самочувствия и степени свежести Ваших мозгов. В этой ситуации большинство людей склонно обучаться только тому, что изначально даётся легче, что приятней и интересней чем всё остальное. Тем самым они ориентируются на свои природные особенности – таланты, способности, одарённость. В самом деле, ведь если у Вас талант, одарённость или способности к чему-либо, то это выражается именно в том, что Вам легко, интересно и приятно постигать что-то новое в данной конкретной области. У одних талант в математике, у других в музыке и т.д.

Всё хорошо, но ориентация на природные способности устраивает далеко не всех. Очень многие люди не удовлетворены тем, что досталось им от природы и от обстоятельств жизни. Они хотят «сделать себя», но не знают как. Этой категории людей может помочь только сознательная работа над созданием положительного эмоционального фона во время обучения. Как это сделать? Для этого существует немало способов. Ниже я только перечислю некоторые из них.

Способ четвёртый: Одним из способов сознательного контроля за настроением, является контроль за своими действиями. «Считается, что действие неотделимо от настроения, но, на самом деле, одно не отделимо от другого. Регулируя свои действия, которые непосредственно контролируются нашей волей, мы можем косвенно регулировать наше настроение, которое этому контролю почти не подчиняется» (Уильям Джеймс). Улыбка, даже приклеенная и искусственная, улучшает наше настроение, помогает легче перенести боль и повышает устойчивость к перегрузкам. Короче, действует как допинг, но без вредных побочных эффектов. Улыбайтесь когда Вам плохо, когда у Вас плохое настроение, от того что Вам надо учить уроки, и результаты не заставят себя долго ждать. Избегайте так называемых защитных жестов – перекрещенных ног и рук, взгляда исподлобья, прикрытых век и т.д. Наоборот старайтесь отрабатывать жесты открытости, честности и заинтересованности.

В дзэн-буддизме есть приём, позволяющий автоматически исправить настроение: Сделайте глубокий вдох, а на выдохе улыбнитесь. Вдох, на выдохе улыбка. Попробуйте, может быть именно Вам это поможет.

Контроль за своими действиями подходит прежде всего для тех, у кого от природы достаточно сильная воля или обладающих прирождёнными артистическими качествами. Лицам, которые этими качествами не обладают, для создания и длительного удержания положительного эмоционального фона во время обучения и работы желательно изыскивать другие способы.

И ещё, пожалуйста не забывайте о том, что обучение и работа никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вызывать отвращения (пусть будет трудно и тяжело, но в тоже время приятно и интересно) и что количество удовольствия, которое Вы получаете при обучении, характеризует степень вашего творческого успеха в будущем.

Способ пятый: Для людей склонных прислушиваться к внутренним состояниям в организме, очень подойдёт сосредоточение на «геометрических фигурах тела». Это будет способствовать установлению нужных душевных состояний. Данный способ основан на том, что наше настроение и хорошее, и плохое, тесно взаимосвязано с состоянием кожи, мускулов, связок и т.д. Благодаря этому у каждого настроения есть свой телесный рисунок, и люди, умеющие слушать свой организм, способны научиться запоминать эти телесные рисунки. При ощущении уверенности мы непроизвольно расправляем плечи; при решительном настроении слегка сгибаем кулаки, твёрдо ставим ноги; при успокоении меняется амплитуда движения грудной клетки и т.д. «Наблюдайте за Вашим телом если хотите, чтобы Ваш ум работал правильно» (Рене Декарт).

Способ шестой: «Неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим сказали о Ваших достоинствах. Скажите ребёнку, мужу или служащему, что он в определённом отношении туп или глуп, и что он делает всё совершенно неправильно, и Вы лишите его почти всех стимулов для дальнейшего совершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед Вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что Вы верите в его способность справится с ней, что у него имеется необходимое для этого природное чутьё – и он будет упорно практиковаться для того, чтобы достичь успеха» (Дейл Карнеги). Этот эффект основан на том, что говоря о достоинствах другого человека, Вы тем самым формируете у него положительный эмоциональный фон, а если говорите о недостатках, то - отрицательный. Говоря затем о лёгкости предстоящей работы, Вы условно рефлекторно увязываете её с только что сформированным положительным эмоциональным фоном и велика вероятность того, что к выполнению работы теперь будет примешиваться некоторая толика положительных эмоций. И ещё, люди склонны оправдывать создаваемую им репутацию. Желание соответствовать созданному Вами идеалистическому образу рождает приятные эмоции, которые легко увязываются с необходимой для этого физической, интеллектуальной и душевной работой.

Если же Вы критикуете человека и Ваша критика не вызывает у него реакции протеста и желания доказать обратное, то всё будет наоборот: Неприятное настроение легко увязывается с выполняемой работой, и в результате мы получаем очень плохого ученика или очень плохого работника. Поэтому, если Вас никто не хвалит, похвалите себя сами (никто кроме Вас и заинтересованных в Вас лиц, ничего хорошего о Вас говорить не будет) – поразмышляйте о своих достоинствах, способностях и талантах. Эти размышления создадут положительный эмоциональный фон, который скорее всего увяжется с предстоящей работой или учебным процессом. Эмоции очень инертное явление, и они почти всегда отстают от перемен в сознательной деятельности.

Единственное чего не следует делать, так это «почивать на лаврах». Самодовольство вещь очень и очень опасная. Уважай себя и в тоже время нацеливайся на всё новые и новые свершения.

Способ седьмой: Можно попытаться сформировать в себе условный рефлекс, связывающий волевое напряжение и приятные эмоции. «Повелевать собою величайшая радость» (Сенека).

Способ восьмой: Сонаправленность желания и принуждения вполне способна создать очень устойчивый положительный эмоциональный фон при обучении, работе, преодолении соблазнов и т.д. (секрет трудоголиков и праведников). Здесь нужно только уметь отличать усталость от лени, иначе Вы рискуете со временем превратится в загнанную клячу. «Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда» (И. Кант).

Способ девятый: Весьма и весьма результативным способом нейтрализации неприятных эмоций во время обучения является упражнение «Эхо-магнит», разработанное психотерапевтом Владимиром Леви. Вот его авторское описание: «Сижу за столом. Всё приготовлено. Глаза закрыты. Неподвижен.

«Могу работать… Хочу работать… Готов работать… Пишу,… Пишу…» - семь раз про себя или полушепотом с нарастанием от механической безучастности до страстного требования, а затем… Внезапно расслабляюсь, откидываюсь…

Пустота… Ничего не хотеть… Не ждать… Забыть… Исчезнуть… Но почему в этой блаженной пустоте, словно в гулком колодце, начинает почти немедленно повторятся… Почему всплывает, приходит и уходит всё тоже требование, приказание, заклинание?..

Откуда-то изнутри то смутно, то явственно… Подталкивает, искушает, тянет – рука сама хватает ручку и пишет, пишет вот это, только что Вами прочтённое… Остановка – застрял, зажался… Прочь!

Отпустить себя. Ещё раз бросок в пустоту…

И снова… Глухим отголоском… Шевелится,… Возвращается - понеслось!..

Фразы, формулы, заклинания, образы могут быть какими угодно, только коротко и прицельно: по делу. Весь приём представляет собой наипростейший разговор сознания с подсознанием – диалог, в котором обе стороны дают и себе, и друг другу пространство и время. Не мешая и не перебивая.

Три фразы: «Заклинание» - «Пустота» - «Действие» (состояние). Повторяющимися, многократными циклами.

Вот что происходит в мозгу: кольца нервных цепочек многократно автоматически повторяют заданные возбуждения. Снова и снова. Так мозг всегда работает сам. Так мы незаметно для себя свёрнуто производим всякое усилие, всякое задание себе: вспомнить, сказать, сделать. Всё это… проходит через некий период проторения (сознание – подсознание – исполняющие аппараты – обратная связь)…

Всё иначе, когда изобретёшь себе хоть кусочек свободы. Всё, что угодно, кроме того, что надо, любая лазейка даже внутри самого «надо»!.. И если она находится, такая лазейка, то оказывается, что вернуться в «надо» очень легко, потому что этого уже ХОЧЕТСЯ!..      

Успех зависит от трёх составляющих.

Сила «заклинания». Страсти, мощи, напора как можно больше. Но наилучшая интонация, ритм, темп у каждого свои.

Истинность «пустоты». Полнота самоосвобождения. Чем больше контраст, тем сильней заработает «Эхо-магнит». Тем резче «надо» перейдёт в «хочется».

Вера своему побуждению. «Пустить себя» (как любил говорить сподвижник Станиславского великий театральный педагог Николай Васильевич Демидов).

В момент когда «Эхо-магнит» начнёт работать (а он не может не работать) отдаться ему, пустить, дать развернутся импульсам.

Всё получится само собой – ибо два главных рычага мозга начинают работать в динамическом равновесии.

Главный секрет перехода «надо» в «хочется». Заклинание это «надо»: давление, нажим, насилие – то самое насилие, от которого мозг защищается, пуская в ход отрицательные эмоции, внутренний ад. Ад же, чтобы избавится от самого себя, стремится отключиться от источника напряжения, увести куда-нибудь внимание, как это происходит, например, когда мы невольно отворачиваемся от неприятного человека или нечаянно забываем отдать долг… Чем больше насилия, тем больше этого ада и тем трудней продолжать – насилие! – порочный круг злополучных учеников… А у нас МАНЕВР – поворот на 180о! Сами отпускаемся – аду нечего делать!.. Включали когда-нибудь тёплый душ сразу после ледяного?.. Такая же отмашка – с относительного ада на относительный рай, отмашка небольшая, но вполне достаточная, неизбежно происходит во второй фазе Эхо-магнита. В «пустоте» хорошо, состояние положительное. Эхо-заклинания звучат уже на внутреннем фоне, который сам толкает к деятельности – на фоне Желания!..

Заклинание можно произносить мысленно. Можно, сосредоточиваясь только на образе, без всяких слов. Можно, глубоко вдохнув и несколько задержав воздух (такая задержка насыщает мозг кислородом, возбуждение клеток растёт). В «пустоту» погружаться вместе с выдохом…

Испытывайте. Самовнушение – дело творческое, как поэзия или изобретательство, более того – оно основа всех творчеств!.. И как всякое творчество, умертвляется штампом. Заблуждение думать, что существует в некоей кладовой психосокровищ набор приёмов на все случаи жизни. Нет на свете такой музыки. Но она возможна.

Открыв для себя Эхо-магнит, я наконец забыл, что такое муки безволия. И вместе со мной об этом забыла уже не одна сотня страдальцев: от школьников до профессоров…

Превосходные результаты людям инертным, не решительным, не верящим в свою волю. Всем кто плохо владеет вниманием…

…Но что же я говорю… Не надо!..»              

 Способ десятый: Подавляя или распыляя свою ненависть, агрессивность и недовольство окружающими, мы подавляем или распыляем своё плохое настроение. Всепрощение, отказ от осуждений создают устойчивый положительный эмоциональный фон, а он, в свою очередь, предрасполагает к творческим манипуляциям полученными знаниями и трудовыми навыками и способствует увеличению скорости и качества Вашего обучения. Формированию хорошего отношения к людям и вытекающего из него более высокого творческого потенциала очень способствует неукоснительно чёткое следование заповедям Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя» и «Не судите и не судимы будете».

Способ одиннадцатый: Если Вы религиозный человек, то почему бы Вам ни помолиться своему Богу и не попросить у него хорошее настроение на период обучения и работы. «По вере Вашей и будет Вам» - говорил в своё время Иисус Христос.

Способ двенадцатый: Абсолютное большинство отрицательных эмоций так или иначе связаны с мышечным напряжением, а абсолютное большинство положительных - с мышечным расслаблением. Как это не парадоксально, но чем лучше мы расслабимся, тем лучше будем учиться или работать.

В своей книге «Как перестать беспокоится и начать жить» Дейл Карнеги описывает трагическое положение голливудского режиссера Джека Чертона: «Он уставал до изнеможения, его силы были на исходе. Чертон перепробовал все: тонизирующие средства, витамины, лекарственные препараты, но ничего ему не помогало». Дейл Карнеги посоветовал ему поставить в кабинете кушетку и, лёжа, расслабляться во время совещаний со своими сценаристами. Через пару лет, когда они снова встретились, Джек Чертон сказал: «Произошло чудо. Так считают мои личные врачи. Раньше, во время обсуждения тематики наших короткометражных фильмов, я выпрямившись сидел на стуле. Теперь я провожу совещания у себя в кабинете, расслабленно расположившись на кушетке. Впервые за двадцать лет я почувствовал себя человеком. Сейчас я работаю в два раза больше, чем раньше, и очень редко устаю».

К сожалению, далеко не все могут позволить себе лежать на кушетке во время работы. Но всё равно нужно стремиться расслабиться настолько насколько это возможно. Помимо расслабления есть и другой способ снятия мышечных напряжений – упражнения на гибкость (растяжка). Растяжение мышц убирает непроизвольные мышечные напряжения - так называемые мышечные зажимы, одну из основных материальных опор отрицательного эмоционального фона. Попробуйте два раза в день незадолго до учёбы или работы и через некоторое время после их окончания делать 10-15 минутный комплекс упражнений на гибкость. Даю Вам гарантию, что Вы станете значительно меньше уставать и значительно больше радоваться жизни. Избавлению от отрицательных эмоций также способствуют также самая разнообразная физическая активность и здоровый образ жизни.

Способ тринадцатый: Очень хорошим средством создания положительного эмоционального фона являются размышления об ожидающих Вас блестящих перспективах. Источником приятных эмоций, сопровождающих обучение и работу может быть всё что угодно – желание получить Нобелевскую премию, высокую зарплату, престижную работу, стремление к славе, высоким отметкам, наградам, желание сделать карьеру и т.д. Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного.

Способ четырнадцатый: Из всех элементов необходимых для достижения успеха самый главный - это вера. Непоколебимая вера в успех способна создать очень устойчивый эмоциональный фон, который в свою очередь будет способствовать творческому применению полученных знаний. А творческое применение полученных знаний и есть тот «золотой ключик», который открывает все двери, стоящие на пути достижения успеха в жизни.

Опасайтесь разочаровываться в своей вере в успех. Неосуществлённые планы, несбывшиеся надежды, разбитые мечты и т.д. – всё это источник колоссального количества отрицательных эмоций. Пока Вы верили в свой успех (свою звезду, свою судьбу и т.д.) у Вас был устойчивый положительный эмоциональный фон и все приобретаемые Вами знания и трудовые навыки увязывались с хорошим настроением, и в результате Вы были способны к их творческому применению. Но, как только Вы разочаровались в своём успехе, происходит перезапись на отрицательные эмоции всех или почти всех знаний трудовых навыков, полученных под знаком веры в успех, и теперь уже вряд ли Вы будете способны к их творческому применению.

Помните, что успех приходит лишь к тем, кто к нему стремится, и ещё: не все, кто стремится к успеху, достигают успеха с первого раза, и в тоже время почти все из тех, кто к нему стремится, становятся людьми способными к творческому применению полученных знаний. Смотрите на поражение как на элемент игры, как на полезную тренировку перед следующим этапом. Такая тактика в абсолютном большинстве случаев оправдывает себя.

Способ пятнадцатый: Далеко не все люди желают стремиться к эфемерному фантому, именуемому успехом в жизни. Очень и очень многие хотят просто жить и наслаждаться жизнью. Ну что ж, надо уважать их выбор, пусть живут и наслаждаются жизнью. Причины Вашего хорошего настроения не важны, важно, что у Вас хорошее настроение. Именно оно способствует Вашему творческому самораскрытию. Если Вам это больше нравится, то радуйтесь процессу жизни, а не достижению целей в жизни.

Способ шестнадцатый: Кроме людей, наслаждающихся настоящим, есть люди разуверившиеся в своём успехе, и просто забитые жизнью неудачники. Им я, вслед за Антон Павловичем Чеховым, могу сказать только одно: «Жизнь пренеприятная штука, но сделать её прекрасной очень нетрудно. Для этого нужно довольствоваться настоящим и радоваться сознанию того, что Вы легко отделались, хотя могло быть и хуже. Когда в твой палец попадает заноза, радуйся, что не в глаз. Радуйся, что не хромой, не слепой, не холерный… Если ты на свободе, радуйся, что не в тюрьме. Если у тебя болит зуб, ликуй, что не болят все. Если тебе изменила жена, радуйся, что изменила тебе а не Отечеству и т.д.».

Человеку присуща поразительная способность превращать минусы в плюсы и эту способность необходимо максимально использовать.

Способ семнадцатый: Самостоятельное обучение. При самостоятельном обучении человек непроизвольно нащупывает наиболее приемлемые и наиболее приятные для себя способы обучения.

«Тише едешь - дальше будешь». Обучаясь самостоятельно, мы проигрываем в скорости обучения, но выигрываем в способности к творческому применению полученных знаний. «Будьте самоучками, не ждите пока Вас научит жизнь» (Станислав Ежи Лец).

Способ восемнадцатый: Процесс соревнования безусловно является весьма неплохим стимулятором для творческого мышления, но у него есть один очень существенный недостаток – в нём есть победители и побеждённые. Победитель испытывает радость от победы, а побеждённый горечь от поражения. У первых доминирует положительный эмоциональный фон, а у вторых – отрицательный. В результате победители становятся ещё более способны к творческому применению тех знаний и навыков, которые привели их к победе, а проигравшие - нет. Поражение в соревновании вполне способно наложить табу на творческое применение тех знаний и навыков, которые не сумели привести к победе.

Победителей, как правило, много меньше, чем неудачников, и поэтому самое лучшее соревнование, в котором можно и нужно участвовать, - это соревнование с самим собой. Избавлению от гнёта поражения очень сильно способствует заповедь Христа «Не Завидуй». Строгое соблюдение этой заповеди способно очень резко увеличить творческий потенциал большинства неудачников. «Если хочешь избавиться от зависти - сравнивай себя с собой. Если хочешь избавиться от высокомерия – сравнивай себя с собой» (М. Е. Литвак).

Способ девятнадцатый: Около 20% людей чрезвычайно чувствительны к внушению и гипнозу. Для этой категории людей гипноз, внушение и самовнушение будет пожалуй наиболее целесообразным средством для создания положительного эмоционального фона во время обучения или работы.

Способ двадцатый: Нет более лучшего стимулятора для творческого мышления, чем небольшое расхождение во мнениях. В своё время книги Дейла Карнеги стали бестселлером. Некоторое время спустя выдающийся американский психолог Эверетт Шостром опубликовал, тоже ставшую бестселлером книгу «Анти-Карнеги или человек-манипулятор». Если бы он был во всем согласен с Дейлом Карнеги, то этот бестселлер не появился бы на свет, но если бы не было книг Дейла Карнеги, то не было бы и книги Эверетта Шострома.

Вполне возможно, что мои взгляды на творческое мышление будут в чём-то расходится с Вашим мнением. Подобные расхождения нужно только приветствовать. У Вас появится свой взгляд и свои идеи и вполне возможно, что именно Вам удастся совершить выдающиеся открытия на этом поприще – Дерзайте, и дай Бог, чтобы Ваши книги были лучше моих. «Если я и чего-то достиг, то только потому, что стоял на плечах исполинов» (сэр Исаак Ньютон).

Способ двадцать первый: Источником приятных эмоций во время обучения и работы может стать предшествующий опыт и уверенность в себе.                                                   

                 Что во власти у нас, то приятнее нам,                                     

                 Хоть мы ищем другого порой /М. Ю. Лермонтов/

Для очень многих людей вдохновение не возбудитель, а следствие успешной работы – чувство наслаждения ею.

Способ двадцать второй: Одной из особенностей творческого человека является то, что он любит поиграть с новыми знаниями и идеями даже в том случае, когда это кажется бесполезным. И если Вам удастся превратить овладение знаниями в увлекательную игру, то вероятность того, что Вас непременно ждёт творческий успех, станет достаточно велика.

Мне доводилось знать одного студента-физтеха, который совмещал обучение с игрой в войну. Изучая предмет, он воображал себя завоевателем типа Чингисхана, Батыя, Тимура, Наполеона и др., а сам предмет, например физика или математика – это страна, которую необходимо покорить. Тот или иной раздел предмета – это одна из провинций вражеской страны. Процесс завоевания – это изучение предмета, трудности в обучении - это трудности в завоевании. Твёрдое Знание предмета или темы – это оккупация и контроль положения на завоёванной территории. Если же он со временем, что-то забывает, то это коварные партизаны отвоевали у него часть завоёванной территории и, в случае необходимости, им проводятся широкомасштабные антипартизанские акции – усиленное вспоминание забытого или же повторение раннее пройденного материала. Любая задача (по математике, физике, химии и т.д.) воспринимается им как регулярная часть хорошо вооружённой и хорошо оснащенной армии противника, решение этой задачи как сражение с врагом. Если задача решена – враг разбит, если нет, то враг отразил атаку и нужно готовиться к новому штурму позиций противника. Если же задача принципиально не решается, он идет дальше, оставляя её в глубоком тылу своих войск. Она теперь для него аналог легендарной Брестской крепости. Если в этом есть необходимость или позволяет свободное время, он время от времени возвращается к этой задаче и начинает очередной штурм «Брестской крепости».

Другому моему знакомому студенту-физтеху одно время очень сильно помогала игра в туриста-путешественника или географа-первопроходца. Изучаемый предмет - это раннее неизведанная местность. Трудности в обучении - есть трудности в преодолении сложно пересеченного рельефа. Решение задач - это прорубание проходов в буреломе и т.п.

Третий из моих физтеховских знакомых представлял себя карабкающимся на вершину альпинистом. Пока вершина не взята не смей до страха опускаться. Она коварна высота, она не любит покоряться.

Четвёртый очень любил представлять себя учёным-первооткрывателем. В самом деле, вдумайтесь: ведь любое познание есть - наше собственное индивидуальное открытие. Изучая новое мы как бы заново открываем его для себя, т.е. уподобляемся человеку, сумевшему сделать открытие. Ума необходимого для постижения известных истин вполне достаточно для того, чтобы прийти к истинам ещё неизвестным.

Не следует зацикливатся только на одном каком-либо игровом варианте – варьируйте, экспериментируйте, – ищите своё, что подходит именно Вам. Вышеперечисленные игровые варианты всего лишь общий ориентир. Подойдёт - хорошо, не подойдёт – значит подойдёт что-то другое.

Способ двадцать третий: Очень многие люди убедились в том, что в случае не интересности или скучности их учёбы или работы имеет смысл действовать так, будто она интересна. Они делают следующее важное открытие: «Если выполнять свою работу так, будто получаешь от неё удовольствие, то в какой-то степени действительно будешь получать от неё удовольствие». Ведите себя так, будто ВАМ ИНТЕРЕСНО работать и учится. В начале это будет игра, а в дальнейшем у Вас, скорее всего, появится подлинный интерес к работе или учёбе.

Способ двадцать четвёртый: Сексуальное возбуждение - это одно из самых приятных состояний, которое может позволить себе не одурманенный наркотиками мозг. И если Вы непременно хотите добиться выдающихся творческих достижений, то имеет смысл попытаться наладить условно-рефлекторную связь между своими сексуальными переживаниями и той областью знаний, где Вы хотите иметь успех.

В качестве примера я хочу продемонстрировать метод обучения ещё одного из моих физтеховских знакомых. Это весьма малоразговорчивый, очень скромный и крайне стеснительный человек и поэтому я не знаю всей совокупности его сексуальных образов, но мне известно как он подходил к изучению газа Ван-дер-Ваальса. Изучать просто газ Ван-дер-Ваальса для него было скучно и неинтересно, а вот изучение поведения газа сперматозоидов подчиняющегося закону Ван-дер-Вальса, оказалось очень захватывающим и очень увлекательным мероприятием. Одно дело вычислять давление газа на стенку сосуда и совсем другое - изучать давление газа сперматозоидов на стенку влагалища, ротовой полости или прямой кишки. Поведение газа сперматозоидов его увлекло настолько, что он, заинтересовавшись данным вопросом, самостоятельно вывел формулы внутренних энергий газов, подчиняющихся уравнениям Дитеричи, Бертло, Клазиуса и Камерлинга-Оннеса. Никто кроме меня не знает о его методах изучения физики и математики. Для всех это был очень скромный парень и очень прилежный студент. («В тихом омуте черти водятся».) Если бы не трижды проклятая Горбачёвская перестройка, то из него бы со временем получился бы первоклассный специалист в области прикладной математики. (Если бы вы только знали из какой помойки порой произрастают стихи.) Хотя и в нынешнее поганое время он, я бы сказал, устроился очень и очень неплохо.

Знакомство с ним и с его методами обучения навело меня на мысль уговорить его когда-либо в будущем написать учебник физики. И если моя книга будет иметь успех, то не исключено, что этот учебник тоже увидит свет. «Порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Франсуа Ларошфуко).

Шестому из моих физтехских знакомых удалось нащупать несколько иную, более приемлемую для него, форму исползования сексуального инстинкта в процессе обучения. С некоторых пор, изучение физики или математики стало представлять для него аналог романтического общения c практически недоступной и ещё нетронутой девушкой, в процессе которого она постепенно приоткрывает ему то, что несколько раннее было недоступно и даже (!) запретно. Границы дозволенного расширяются очень медленно и постепенно… И единственная здесь разница только в том, что процесс познания физики и математики, в отличие от процесса познания конкртного женского тела, практически бесконечен и отдельная человеческая жизнь, как правило, слишком коротка для этого. Высшие истины очень трудны для восприятия и эта трудность вполне сопоставима с трудностями в обольщении очень умной и очень высокоморальной девственицы твёрдо решившей сохранять свою невинность и пока ещё внутрене не готовой к интимной стороне взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Я тоже было одно время пытался использовать этот метод, но у меня не хватило фантазии для того, чтобы повсюду видеть и находить сексуальные аналогии. Дерзайте, что не получается у меня вполне может получиться у Вас.

И ещё, у М. Е. Литвака есть очень хороший афоризм: «Думай о деле. При успехе в делах, секс сам тебя найдёт». Следование данной заповеди позволяет наиболее полно сублимировать переполняющую некоторых из нас сексуальную энергию; направить её на достижение успеха в текущих делах или же на достижение выдающихся результатов в творчестве и иных сферах человеческой деятельности.

Способ двадцать пятый: Любое ритмичное действие – источник наслаждения. Ритм сосредотачивает и как бы втягивает Вас в себя. Всё ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая произведениями искусства. Все люди разные и у каждого свой индивидуальный ритм. Важно только отыскать его. Когда этот ритм найден возникает ощущение непрерывности. «Настоящее сосредоточение это не застывание, а повторное возвращение к предмету изучения в наилучшем ритме» (В. Леви).

Способ двадцать шестой: Чувство превосходства и стремление к лидерству тоже могут стать очень хорошим средством для создания положительного эмоционального фона. Мне не раз приходилось встречать людей, которые испытывают чувство гордости и ощущение своего превосходства вследствие того, что они лучше, чем другие, знают математику, физику, рукопашный бой и т.д. Стремись быть первым, иначе будешь последним.

Всё это хорошо, и тоже время всегда нужно помнить о том, что при этом ни в коем случае не следует задевать самолюбие окружающих. В противном случае они начнут по мелкому или по крупному вредить Вам и будут целеустремлённо стремиться испортить Ваше настроение. Что, в свою очередь, может отрицательно повлиять на уровень Вашего творческого потенциала.

Способ двадцать седьмой: Положительный эмоциональный фон могут создавать чувство восхищения и чувство преклонения перед святыней. «Великий смысл подражаний заключается в том, что за пределами досягаемости ученика стоит неподражаемый образец» (В. Леви). По этому пути (на мой взгляд) пошел М. Ю. Лермонтов. Мир искусства был для него святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному.

Способ двадцать восьмой: Продуманная система стимулов. Если существует стимул и сформулирована задача, то найдётся и неожиданное решение. Проблема здесь в том, что к каждому человеку нужно подобрать совершенно индивидуальную систему стимулов.

Способ двадцать девятый: Ещё одним источником положительного эмоционального фона могут быть упорядоченность рабочего места, комфорт и удобства. Поэтому любые меры, направленные на улучшение комфорта во время обучения и работы будут способствовать увеличению Ваших творческих возможностей.

Способ тридцатый: Положительный эмоциональный фон тесно взаимосвязан с оптимизмом. Поэтому если Вы хотите стать творческими людьми будьте оптимистами. Пессимизм вполне способен очень существенно снизить Ваш творческий потенциал. Так что будьте осторожны и избегайте впадать в уныние.

Согласно христианскому вероучению уныние – это великий грех и вполне может быть так, что именно строгое соблюдение этой заповеди в своё время позволило Европе опередить другие цивилизации в научно-техническом прогрессе…

Способ тридцать первый: Упорство и целеустремлённость вполне способны создать очень неплохой положительный эмоциональный фон. Это приводит к тому, что человек, стремящийся к какой-либо цели, обладает значительно более высоким творческим потенциалом, чем человек таких же способностей, но без ярко выраженной цели и без чёткой жизненной программы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» (сэр Исаак Ньютон).

Способ тридцать второй: Чувство юмора это тоже общеизвестный источник приятных эмоций. Наличие юмора, шуток и прибауток в тексте учебника и речи преподавателя, повышает творческий потенциал обучающихся. Возрастают также качество и глубина в усвоении учебной программы. «Чем важнее и серьёзнее предмет, тем веселее нужно рассуждать о нем» (Г. Гейне).

Способ тридцать третий: Положительный эмоциональный фон может создавать и возможность инициативы. Вот что по этому поводу пишет Дейл Карнеги: «Я знал людей, преуспевающих потому, что они с огромным удовольствием занимались своим делом. А потом видел этих людей после того, как они поступали на работу по найму. Работа становилась для них скучной. Они утрачивали к ней всякий интерес и терпели неудачу».

Одно дело «надо» и совершенно другое дело «хочу». «Надо» источник отрицательных эмоций, «хочу» - положительных. Такой расклад может привести к тому, что «надо» будет заземлять Ваш творческий потенциал и ограничивать возможности Вашего мышления. Здесь может выручить или «Эхо-магнит» Владимира Леви или чувство долга (сонаправленность желания и принуждения), которое в ряде случаев способно создать устойчивую условно-рефлекторную связь между «надо» и приятными эмоциями, и тогда «надо» будет уже не снижать, а наоборот повышать Ваш творческий потенциал.

Способ тридцать четвёртый: Если иллюзии не опасны для жизни человека, для его положения в обществе и для его сексуального статуса, то они полезны, так как создают положительный эмоциональный фон. Этот фон имеет склонность захватывать и время отведённое для обучения. И следовательно способствует повышению Вашей учебной успеваемости и увеличению Вашего творческого потенциала.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Вхожу ль во многолюдный храм

Сижу ль меж юношей безумных

Я предаюсь моим мечтам /А. С. Пушкин/

Жизнь человеческая замерла бы в одной точке, если бы люди не мечтали и зёрна многих великих открытий и философских озарений не вызревали бы тогда в незримо радужной оболочке приятных иллюзий.

Подобные рассуждения привели меня к выводу о полезности религии. Давайте посмотрим на религию с чисто атеистической точки зрения: Бога нет и Сверхъестественных мистических сил тоже нет. Следовательно любые религиозные и мистические переживания есть не более, чем набор иллюзий. Если иллюзии не опасны для жизни, положения в обществе и сексуального статуса, то они полезны. Возникший на базе религиозных и мистических переживаний положительный эмоциональный фон и душевная гармония снижают заболеваемость и смертность, повышают продолжительность жизни, устойчивость к перегрузкам и т.д. Вот Вам и чисто атеистическое объяснение того, что вера в Бога и вера в Мистику дают религиозному человеку целый ряд психологических преимуществ, которые недоступны грешникам и атеистам. Именно на этих преимуществах и основана устойчивость религиозных и мистических верований на протяжении всей человеческой истории.

Способ тридцать пятый: Устойчивый положительный эмоциональный фон создаёт регуля<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.