Государственный строй нацистской Германии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Государственный строй нацистской Германии

2019-08-03 233
Государственный строй нацистской Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великая депрессия начала 1930-х годов позволила Гитлеру вполне демократическим путем прийти к власти. 30 января 1933 года последний рейхспрезидент Веймарской Германии фельдмаршал Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. Перед нацистами встала задача нацификации Германии. Предлог для развертывания наступления на Веймарскую демократию был найден в поджоге Рейхстага 27 февраля того же года. 14 июля 1933 года в этой связи был издан закон «Против образования новых партий»:

· единственной политической партией в Германии теперь может быть только Национал-социалистическая германская рабочая партия

· устанавливалась ответственность в размере трех лет тюремного заключения за принадлежность к какой-либо иной кроме нацистской политической партии

Закон декабря 1933 («Об обеспечении единства партии и государства») был призван еще больше укрепить связь партии с государством.

Нацисты не пошли по пути слияния партийного аппарата с государственным. Партия существовала вне государственного аппарата, фактически не имея веса в решении политических вопросов. Единственная сфера, в которой могла проявляться самостоятельная роль партии - сфера идеологии и воспитания.

Эта сторона пацификации Германии видна на примере такого документа, как «Положение о германских общинах» от 30 января 1935 года. Это положение объявлялось «основным законом национал-социалистического государства», поскольку именно в органах местного самоуправления осуществлялась главная мечта нацистов о слиянии вождя, народа и государства в одно политическое целое. Именно на уровне общин нацистская партия имела определенный политический и правовой статус. Фактически община становилась первичным элементом организации нацистского государства. В строгом смысле это не были органы местного самоуправления. Глава общины - бургомистр, призывался (!) на свою должность «в силу доверия партии и государства». Общиной управлял он не один, а вместе с уполномоченным партии. Права уполномоченного партии:

· утверждал устав общины

· с ним согласовывались вопросы общего управления

· с его согласия назначались общинные советники

· он же формировал списки кандидатов на должность бургомистра

Высшей надзирающей инстанцией нал общиной был имперский наместник - гауляйтер.

Гитлер принял ряд радикальных мер по превращению Германии в унитарное государство. С января по февраль 1934 года он издал ряд законов («О переустройстве империи», «О германском гражданстве», «О ликвидации рейхсрата»), которыми

· упразднялось деление Германии на земли, вместо них вводились новые административные единицы - наместничества (Gau)

· во главе наместничеств ставились имперские наместники (гayляйтеры) напрямую подчинявшиеся имперскому министру внутренних дел. Гауляйтеры назначались вождем германского государства (фюрером)

· отменялось отдельное гражданство немецких земель

Несмотря на радикализм в государственном переустройстве, нацисты для Пруссии сделали исключение - она сохраняла особый административно-территориальный статус.

Законом от 1 августа 1934 года «О верховном главе Германской империи» должность президента объединялась с должностью рейхсканцлера. «В силу этого постановления - гласил закон - правомочия президента империи переходят к вождю и рейхсканцлеру - Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя». Это означало, что Гитлер получал право назначения преемника своей власти. В конце апреля 1945 года таковым стал адмирал Денниц. Гитлер, используя положения Веймарской конституции о праве главы государства обращаться к народному референдуму в случае собственного несогласия с принятым рейхстагом законом, распространил эту прерогативу на правительство. Формально, проводя подобную ревизию конституции, Гитлер еще не занимал пост президента республики. Согласно новому закону о народном референдуме от 14 июля 1933 года: «имперское правительство может запросить народ, одобряет ли он или нет предложенную имперским правительством меру». Гитлер фактически получал неограниченную возможность манипулировать общественным сознанием немцев, проводя через плебисцит абсолютно все, что хотел. В 1938 году Гитлер получает пост верховного главнокомандующего, а в 1942 становится верховным судьей.

Пацификация напрямую затронула чиновничий аппарат:

· Законом о восстановлении профессионального чиновничества 1933 года увольнению со службы подлежали все лица, «вступившие на службу после 9 ноября 1918 года, не обладая предписанной для их профессии обычной предварительной подготовкой». Увольнению подлежали чиновники «неарийского происхождения»

· Законом 1937 года от чиновного аппарата требовались особая лояльность перед партией и беспрекословное исполнение ее воли - это были необходимые условия для продолжения службы.

Особо нацификация сказалась в области так называемого расового законодательства:

· расовыми законами категорически воспрещались браки «арийиев с неарийцами», нарушителей этого постановления ждало уголовное преследование

· определение статуса арийца требовало подтверждения особых расовых комиссий

Особо заботясь о состоянии здоровья нации, нацисты создали целый механизм физического уничтожения людей с психическими заболеваниями или с врожденными недостатками. Каждый новорожденный младенец в Германии в это время проходил исследование и получал от врача свидетельство о полноценности! Неполноценных уничтожали.

Пацификации затронула всю систему образования в Германии. Ученые и учителя неарийского происхождения подвергались репрессиям. Нацисты даже дошли до того, что стали проповедовать особые отрасли наук - «арийскую физику», «арийскую математику».

В отличие от фашистской Италии, Гитлер не стал создавать в Германии корпоративный строй:

· было проведено принудительное укрупнение промышленных предприятий

· экономика управлялась плановым методом

· проводятся широкие мероприятия по борьбе с безработицей. В рамках «Трудового фронта» (общественной нацистской организации) реализуются программы по общественным работам: строятся знаменитые немецкие автобаны, мосты и т.д.

· широкая милитаризации экономики: создание новых отраслей промышленности для производства самолетов, танков и подводных лодок (чего Германия не имела права делать согласно условиям Версальского договора) очень быстро поглощает избыток рабочей силы

· создание многомиллионного вермахта (армии) также способствует внешне очевидному экономическому процветанию Германии

·

                         72. Режимы народной демократии в странах Восточной Европы и Азии.

 

Основы коммунистической идеологии:

В настоящее время тезис о принудительной советизации стран Восточной Европы не подлежит сомнению. В системе, пришедшей на смену версальской СССР исходил из концепции того, что он являлся «осажденным лагерем социализма», а значит Союзу требовалось окружить себя социально однородными государствами. Тезис о мировой революции в данном контексте оказался очень уместным.

Марксизм – идеология, исходящая из необходимости радикального переустройства общества на началах добра и справедливости. Вопрос в том, как осуществить это переустройство.

Маркс считал, что главный источник богатства общества – труд. Труд, тем не менее, отчуждается у трудящегося (пролетария) эксплуататорским классом. Однако уже в капиталистической формации, по его мнению, появляются предпосылки для обобществления труда – создания таких условий, чтобы результатами труда пользовались не единицы, а большая часть людей.

Главное препятствие на пути обобществления – государство, которое по Марксу есть форма подавления одного класса другим. Для преодоления этого препятствия нужна социальная революция, упразднявшая бы старое государство.

Однако, так как буржуи едва ли согласятся с таким положением дел, нужно установить особую политическую организацию, которая позволит пролетариям устранить социальное неравенство. Эта политическая организация – «диктатура пролетариата».

В этом парадокс идеологии марксизма – достижение свободы и равенства через свехцентрализованную форму насилия и произвола.

Кроме того, Маркс учил, что социальная революция не может победить только в одной стране: буржуи обязательно организуют интервенцию и задушат диктатуру пролетариата. Для того, чтобы этого не произошло, нужно, чтоб революция победила если не во всемирном масштабе, то хотя бы главных капиталистических странах. Попытке экспорта подобной революции соответствует создание в 1919г. Коминтерна.

Ситуация, сложившаяся после 1945г. благоприятствовала реализации последнего постулата.

 

Эволюция коммунистических режимов в XX в.:

За время нахождения коммунистов у власти в странах Восточной Европы, Америки (Куба) и Азии (Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам) эти страны пережили несколько периодов государственного развития.

Первый период заканчивается «развенчанием культа личности Сталина» в середине 50-х.

В этот период происходит:

· Широкая советизация стран социалистического лагеря: репресии, реформы, направленные на создание социалистической экономики (национализация промышленности, кооперация сельского хозяйства).

· Принимаются новые конституции, провозглашающее победу социалистической революции по образцу нашей 1936г. (ГДР – 1949, Чехословакия – 1948, Польша – 1946 и др). В отличие от СССР данные конституции не закрепляли «диктатуру пролетариата», а говорили о власти народа, не раскрывая самого понятия.

 

Не все конституции исходили из принципа однопартийности – многопартийные системы: Польша, ГДР, Чехословакия; в Китае и Вьетнаме существуют до сих пор. Конкуренции между кандидатами, тем не менее не было, выборы не соответствовали своему назначению.

Второй период. Критика Сталина Хрущевым не означала искоренение недостатков системы – её приговор.

Обостряются отношения СССР с Китаем, что доказывает нежизнеспособность тезиса о дружественном государстве, концепция социалистического интернационализма терпит тяжёлый удар. Происходят восстания в Венгрии (1956), ГДР, Польше (1953), Чехословакии (1968).

 Все это вызывает изменения в доктрине: тезис о строительстве социализма с учётом национальной специфики. Национальная специфика иногда отходит от официальной идеологии настолько (принципы плюрализма собственности, самоуправление), что доктрина выдвигает тезис о «деформированном социализме» (кривой, но всё-таки социализм).

Третий период. Новая волна конституционного правотворчества, вызванная принятием Конституции СССР 1977г. «Развитой социализм» в каждой стране, как оказалось, строился по-своему, страны народной демократии не составляли однородной массы.

В Албании и Румынии – ярко выраженный сталинский социализм. В Венгрии – больше похож на капитализм. В Китае – (с 1966г.) социализм строился в рамках «культурной революции». В Польше социализм держался только на силе войск СССР.

 

Проблема национальных противоречий:

Эта была особая группа проблем в странах социалистического лагеря. В Китае была провозглашена политика борьбы с местным национализмом, что повлекло китаизацию многих национальных меньшинств в стране. В Румынии проводилась румынизация венгерского меньшинства (режим Н. Чаушеску) – это привело к крушению социализма в стране.

Опыт создания «суперэтнических социалистических обществ» оказался неудачным – на примере Югославии, этническое напряжение в которой снималось только благодаря авторитету И.Б. Тито. Стоит однако заметить, что в Югославии существовал принцип языкового паритета, а национальные республики имели право нуллификации акта, вызывающего у них возражения.

 

Государственность и право:

Почти всем социалистическим странам соответствовала республиканская форма правления при отсутствии поста главы государства.

Касательно права. Несмотря на сильные экономические преобразования, в этих странах продолжали действовать гражданские кодексы «буружазной эпохи». Некоторые отрасли законодательства (уголовное, трудовое, процессуальное и др.) подверглись тотальной ревизии.

 

СЭВ:

Установлении монополии государства на внешнюю торговлю, а также необходимость организации особого, отличного от мирового рынка вынудило СССР на создание Совета Экономической Взаимопомощи (1949).

Ведение активной торговли между социалистическими страна привело к принятию соглашения (1958г.) – «Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями» (ОУП СЭВ). В 1968 – новая редакция.

Это de facto ИНКОТЕРМС того времени. ОУП СЭВ опережало развитие аналогичных отраслей права того времени.

Тем не менее, общая неэффективность экономики и низкое качество продукции вызвали кризис в СССР, что послужил предпосылкой к крушению социалистического режима в нём – главном «доноре» мировой системы социализма.

Вывод:

Хотя политические режимы в социалистических странах отличались друг от друга, общая структура организации власти, репрессии, стремление воспитать «нового человека» и др. позволяет причислить эти страны к странам с тоталитарным режимом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[16] Конституция РФ 1993 год

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.