Эволюция государственно-политической системы в период кризиса социализма — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эволюция государственно-политической системы в период кризиса социализма

2019-08-03 301
Эволюция государственно-политической системы в период кризиса социализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к комму­низму. Первые десять лет (1961—1971) отводились на создание «ма­териально-технической базы коммунизма», последующие (1971— 1981) — на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе заклады­вался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепи­ла отношения личной преданности в верхах партаппарата и не смог­ла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось пора­жением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР) завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963).

 

 

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

Доктрина “общенародного государства” формировалась в контексте идеологии “перехода к коммунистическому обществу”. Она предполагала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание граней между различными классами и слоями. А также городом и деревней. Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в государственном управлении с последующим превращением его в “народное общественное самоуправление”. Наметившаяся на этой основе технократическая тенденция в руководством экономикой и государством пришла в столкновение с идеологической доктриной “партийности”. Противоречие разрешилось к середине 70-х годов, когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко проявившиеся в чехословацких реформах и “пражской войне” 1968 г.) были прерваны. В конце 60-х годов сформировался жесткий внешнеэкономический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса страны. Основой для этого стал Варшавский договор.

 

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции расширявшиеся по составу все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.

 

В 1978-1979 гг. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР. Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью формируемых им органов.

В 1957. ВС ССР наряду с утверждением бюджета, утверждал ежегодные хозяйственные планы.

 

В 1966 г. наряду с бюджетной, законодательных предложений, по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые. При каждой из палат ВС СССР были созданы постоянные комиссии: мандатная, законодательных предложений, по иностранным делам, планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по здравоохранению и др.

В начале 60-х гг. местные Советы были разделены, как и партийные органы, на промышленные и сельские (краевые, областные, районные). Но в ноябре 1964 они были объединены.).

 

ДОПОЛНЕНИЕ

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, с именем которого ассоциирова­лись начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением централь­ных промышленных министерств начинается новая административ­ная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госком­цен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной эко­номики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показа­телей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капитало­вложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

Фонды стимулирования были разделены: на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллек­тива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства. Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные предпри­ятиями друг с другом должны были утверждаться вышестоящими органами (так позиция Госснаба не способствовала облегчению свя­зей между поставщиками и потребителями).

В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Пред­полагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятель­ностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определяв­ший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной дея­тельности и формирования подотчетных Верховному Совету ор­ганов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР, наряду с утверждением бюд­жета, утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, се­милетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верхов­ного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законода­тельных предположений, по иностранным делам и мандатной комис­сиями формируются новые (по направлениям деятельности Верхов­ного Совета и по направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Вер­ховного Совета СССР было создано по шестнадцать постоянных комиссий. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обяза­тельному рассмотрению государственными органами и учреждения­ми. В апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность Верхов­ных Советов (СССР и республик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962—1963 гг. местные советы были разделены (как и партий­ные органы) по производственному признаку: на промышленные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре L964 г. были вновь объединены промышленные и сельские партий­ные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные советы. В течение 1968—1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР при­нял ряд указов, расширивших право городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые акты исходили из представ­ления о Советах как органах, обладающих всем комплексом полно­мочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.