Разнообразие сказочных образов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Разнообразие сказочных образов

2019-08-03 231
Разнообразие сказочных образов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       — Прекрасные сказочные образы в фантазии художников             превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в             реальности.

Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр.185.

— Как вы помните, этими словами А.С. Пушкин рисует нам Царевну- Лебедь. Каких ещё «сказочных» красавиц вы знаете? Что отличает их друг от друга?    

Но не только люди в сказках необыкновенно красивы — тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы, и даже неодушевлённые предметы, которые в сказках оживают. Прочитайте эпиграф  к нашему уроку, какой образ перед вами возник? (Образ сказочного кораблика, который бежит себе в волнах, на надутых парусах. Действительно кажется, что он живой. Музыка, рисующая эти сказочные образы, необыкновенно красочна, может, даже больше, чём на полотнах живописцев.)

Образы в балете И. Стравинского

— И. Стравинский посвятил балет одному из самых красочных сказочных образов — Жар-птице. Пейзаж, на фоне которого она является — безмолвное причудливое Кощеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками, — ещё более усиливает впечатление.

Посмотрите внимательно на декорацию А. Головина «Кощеево царство»: конечно, краски здесь более тёмные, чем на самом деле, но нечто загадочное, сказочное всё же исходит от этой декорации. Прочитайте слова французского критика Анри Леона о балете «Жар-птица» на стр. 186, 2 абзац.

— О чём говорил Анри Леон? (Он говорил о том, что это произведение — чудо и прекрасно в нём всё — и форма, и движение, и звуки. Декорации заднего плана как будто написаны теми же красками, что и музыка, звучащая в оркестре, в которой слышны голоса волшебников, ведьм, гномов и, конечно, самой Жар-птицы.)

Слушание. И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».

— Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Львом Бакстом. Для того чтобы достигнуть определенного настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.

Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру, способному одним взмахом палочки вызвать к жизни тысячи звуков.

Сказочная тема в искусстве

— О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как оно называлось? (Эта пьеска называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композиторами в глубоко страдающего человека.)                            

Да, это так. А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)

Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет.                                               

Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.                                                            

Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем затри недели.           

Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке — звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке, служа как бы 

связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой

интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную ткань очередной

картинки — изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая.

— В интермедиях, — усмехнулся Мусоргский, — моя физиономия

видна. Это музыкальный автопортрет композитора. Русский человек

пришёл на выставку работ русского по духу художника.

Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату — «Старый

замок», «Балет невылупившихся цыплят», «Катакомбы», «Гном» и т.д.

В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный порт-

рет Бабы-Яги, излюбленного персонажа русских волшебных сказок и

русского классического искусства.

Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках — жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым. Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок — смешную и страшную — изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле a la russe.

Послушайте это живописное произведение внимательно, разбейте его на части и охарактеризуйте.

Слушание музыкального произведения.

— Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Баба-Яга» М.П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе.

Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.)

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения. В средней части пьесы резкие скачки и свист  стихают, сменяются звуками колдовского леса. Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.

В музыке снова возникает вихрь резких скачущих Звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт. «Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них — оркестровка французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого «Болеро».

Композитор сознательно стремился к «картинности», своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался совершенно прав.

IV. Итог урока.

       — Музыка необыкновенно живописно рисует нам             сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи своих выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...

V. Домашнее задание.

 «Дневник музыкальных наблюдений» — стр. 30.

Урок 30


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.