Тема: Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова.

2019-08-03 769
Тема: Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формировать умение находить музыку в литературе.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

Ø М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (слушание).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора К. В. Глюка, художников.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звучит «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка.

  — Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

  Запись на доске:

«Подумаешь,  тоже, работа – Беспечное  это житьё: Подслушать  у  музыки  что-то И  выдать шутя за своё».                         (А. Ахматова)

II. Сообщение темы урока.

 — МУЗЬIКа вокруг нас, и слышат её, конечно, не только му-

       ' зыканты. О ней пишут стихи, слагают поэмы, пишут расска-

          зы, повести. Сегодня мы будем говорить о музыкальности

          слова.

III. Работа по теме урока.

Ритмичность музыки и поэзии

         — Одна из составляющих музыку сторон — ритм — звучит в               каждом стихотворном произведении.

Поэзия, самая музыкальная из форм литературы, по составу очень похожа на музыку: в ней есть и интонация, и ритм, и пауза, её звуковые повторы — например, рифма — подобны звучности музыкальных фраз.

Всем известны строчки из поэмы А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

               В синем небе звёзды блещут,

               В синем море волны плещут;

               Туча по небу идет,

               Бочка по морю плывет.

 

Мелодичность поэзии Пушкина особенно заметна в сказках, выросших из народного творчества, которые он слышал в детстве от своей замечательной няни Арины Родионовны. Продолжительность фраз, словесные повторы, знаки препинания и общий размер стихотворения образуют ту неповторимую музыку, которая звучит в каждом хорошем стихотворении..

Давайте зачитаем строчки из стихотворения одного из самых музыкальных русских поэтов А. Фета.

Учащиеся читают вслух текст на стр. 136.

— Ведь если бы в стихотворении был важен только смысл, то порядок слов не был бы изменен, а лексика была бы более доступной и простой. Однако именно для того, чтобы не пропала эта музыкальность, слова, которые в прозе обычно стоят в начале предложения, в стихотворении перемещаются в самый конец.

 

             Как свеж и чист твой вылетает май!

 

Всего четыре строчки, а сколько в них смысла!

 

          Из царства льдов, из царства вьюг и снега.

 

Насколько ярко и поэтично представлена зима!

  3. Музыкальность прозаических произведений

— В литературе не только поэзия стремится к музыкальности.  Встречаются и в прозе произведения, написанные настолько образно и  живо, что хочется прочитать их вслух для более точного ощущения и понимания.

Сейчас мы с вами прочитаем начало повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».   

                                              

Учащиеся читают вслух по цепочке стр. 136-137.                  

   — Обратите внимание, как необыкновенно образно Гоголь описывает природу, сколько в этих строках любви к ней.

   «Всё как будто умерло — и в этом всеобщем покое звучит только     музыка, музыка природы».

   А чья именно музыка звучит? (Музыка птиц: крик чайки, серебряные     песни жаворонка, звон кий голос перепела.)

4. Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам

   — Мы видим, что музыка не только содружествует с литературой в     форме песен, романсов, опер, балетов, кантат, но и является важнейшей     темой литературы. Музыке и музыкантам посвящены произведения литературы различных жанров, как прозы, так и поэзии.

                    Какая музыка была!

                    Какая музыка звучала!

                    Она ничуть не поучала,

                    А лишь тихонечко звала...

                                            (Ю. Визбор)

Сейчас мы с вами прочитаем текст, начиная с четвёртого абзаца на стр. 137 и два абзаца на стр. 138.

  Самостоятельное чтение учащихся.

  — О чём говорится в только что прочитанном вами тексте? (Здесь   говорится о том, что звуки окружающего мира рождают звуки музыкальные. Например, в известном стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» говорится о буре, которая уподобляется живому существу.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

В следующих же строках речь идёт о музыке:

                  Спой мне песню, как синица

                  Тихо за морем жила;

                  Спой мне песню, как девица

                  За водой поутру шла.

Это уже совсем другой образ. Здесь говорится о любимой няне, которая в такие зимние вечера находится рядом с поэтом. Пушкин вспоминает волшебный мир её сказок, у ют и тепло, исходящие от этой замечательной женщины.)

Слушание. «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ел. А.С. Пушкина.

 – О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. У каждого автора она своя, но каждый повествует о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев вымышленных и подлинных.

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка — главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.

Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.

Учащиеся читают по цепочке.

В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет л и он петь ещё.)

Ребята, я думаю, что многие из вас что-либо слышали о  В.А. Моцарте. Кто это такой? (В.А. Моцарт — это великий композитор, родом из  Австрии.).

Да, это гениальнейший композитор/музыка которого будет жить, пока существует человечество.

Сейчас мы прослушаем новую песню, которая так и называется —  «Песенка о Моцарте», а написал её Булат Окуджава.

Учитель исполняет песню.

— Понравилась ли вам эта песенка и почему?

Заслушиваются ответы детей.

IV. Итог урока.

— Расскажите, что нового вы узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

Дневник музыкальных наблюдений, стр.21.

***

Урок 22


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.