Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-08-03 | 769 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формировать умение находить музыку в литературе.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
Ø М. Яковлев, стихи А. Пушкина. Зимний вечер (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Портрет композитора К. В. Глюка, художников.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Подумаешь, тоже, работа – Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И выдать шутя за своё». (А. Ахматова) |
II. Сообщение темы урока.
— МУЗЬIКа вокруг нас, и слышат её, конечно, не только му-
' зыканты. О ней пишут стихи, слагают поэмы, пишут расска-
зы, повести. Сегодня мы будем говорить о музыкальности
слова.
III. Работа по теме урока.
Ритмичность музыки и поэзии
— Одна из составляющих музыку сторон — ритм — звучит в каждом стихотворном произведении.
Поэзия, самая музыкальная из форм литературы, по составу очень похожа на музыку: в ней есть и интонация, и ритм, и пауза, её звуковые повторы — например, рифма — подобны звучности музыкальных фраз.
Всем известны строчки из поэмы А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Мелодичность поэзии Пушкина особенно заметна в сказках, выросших из народного творчества, которые он слышал в детстве от своей замечательной няни Арины Родионовны. Продолжительность фраз, словесные повторы, знаки препинания и общий размер стихотворения образуют ту неповторимую музыку, которая звучит в каждом хорошем стихотворении..
Давайте зачитаем строчки из стихотворения одного из самых музыкальных русских поэтов А. Фета.
Учащиеся читают вслух текст на стр. 136.
— Ведь если бы в стихотворении был важен только смысл, то порядок слов не был бы изменен, а лексика была бы более доступной и простой. Однако именно для того, чтобы не пропала эта музыкальность, слова, которые в прозе обычно стоят в начале предложения, в стихотворении перемещаются в самый конец.
Как свеж и чист твой вылетает май!
Всего четыре строчки, а сколько в них смысла!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега.
Насколько ярко и поэтично представлена зима!
3. Музыкальность прозаических произведений
— В литературе не только поэзия стремится к музыкальности. Встречаются и в прозе произведения, написанные настолько образно и живо, что хочется прочитать их вслух для более точного ощущения и понимания.
Сейчас мы с вами прочитаем начало повести Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Учащиеся читают вслух по цепочке стр. 136-137.
— Обратите внимание, как необыкновенно образно Гоголь описывает природу, сколько в этих строках любви к ней.
«Всё как будто умерло — и в этом всеобщем покое звучит только музыка, музыка природы».
А чья именно музыка звучит? (Музыка птиц: крик чайки, серебряные песни жаворонка, звон кий голос перепела.)
4. Литературные произведения, посвящённые музыке и музыкантам
— Мы видим, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, кантат, но и является важнейшей темой литературы. Музыке и музыкантам посвящены произведения литературы различных жанров, как прозы, так и поэзии.
Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она ничуть не поучала,
А лишь тихонечко звала...
(Ю. Визбор)
Сейчас мы с вами прочитаем текст, начиная с четвёртого абзаца на стр. 137 и два абзаца на стр. 138.
Самостоятельное чтение учащихся.
— О чём говорится в только что прочитанном вами тексте? (Здесь говорится о том, что звуки окружающего мира рождают звуки музыкальные. Например, в известном стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» говорится о буре, которая уподобляется живому существу.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
В следующих же строках речь идёт о музыке:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Это уже совсем другой образ. Здесь говорится о любимой няне, которая в такие зимние вечера находится рядом с поэтом. Пушкин вспоминает волшебный мир её сказок, у ют и тепло, исходящие от этой замечательной женщины.)
Слушание. «Зимний вечер», муз. М. Яковлева, ел. А.С. Пушкина.
– О музыке пишут разные поэты и писатели, в их произведениях она является главным действующим лицом. У каждого автора она своя, но каждый повествует о волшебной силе музыки, о её роли в судьбе героев вымышленных и подлинных.
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника» музыка — главное действующее лицо. В этом рассказе говорится о состязании двух народных певцов.
Кабачок в небольшом селе, посетители ждут важного события. Наконец соревнование началось. Победителем оказывается Яков. Прочитайте, как описывает Тургенев его выступление.
Учащиеся читают по цепочке.
В чём заключается главный смысл этого рассказа? (В том, как велика сила музыки, в конце рассказа люди замерли, никто не крикнул, даже не шевельнулся, все ждали, не будет л и он петь ещё.)
Ребята, я думаю, что многие из вас что-либо слышали о В.А. Моцарте. Кто это такой? (В.А. Моцарт — это великий композитор, родом из Австрии.).
Да, это гениальнейший композитор/музыка которого будет жить, пока существует человечество.
Сейчас мы прослушаем новую песню, которая так и называется — «Песенка о Моцарте», а написал её Булат Окуджава.
Учитель исполняет песню.
— Понравилась ли вам эта песенка и почему?
Заслушиваются ответы детей.
IV. Итог урока.
— Расскажите, что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
Дневник музыкальных наблюдений, стр.21.
***
Урок 22
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!