Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-08-03 | 374 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели урока:
Ø Учить «слышать» увиденный образ.
Ø Развивать вокально-хоровые навыки.
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).
Ø М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).
Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).
Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит произведение М.П.Мусоргского «Гном».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов». (Н.А. Римский-Корсаков) |
II. Сообщение темы урока.
— Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.
III. Работа по теме урока.
Анализ картины
— Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».
|
Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона — это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки — в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас.)
Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней
персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» — Варлаама. Точно так
же отреагировал и Модест. Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»
Как вы думаете, что позволило этим двум метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»? (Наверное, А.С. Пушкин охарактеризовал своего героя словами так живописно, что Мусоргский очень похоже изобразил персонаж в опере, ну а Репин изобразил протодьякона таким, каким он его видел на самом деле.)
Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними — необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.
2. Слушание музыкального произведения
— Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».
Слушание музыкального произведения.
— Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)
А вот совсем другой музыкальный портрет. Написал его мастер вокальной лирики Ф.П. Шуберт, называется это произведение «Маргарита за прялкой».
При слушании постарайтесь обратить внимание на всё, что составляет это произведение: смысл слов, характер мелодии, аккомпанемент, изобразительность музыкального исполнения
|
Слушание музыкального произведения.
— Высказывайтесь. (Маргарита тоскует по своему любимому, все оттенки любви переданы в этом произведении. Аккомпанемент напоминает жужжание прялки.)
Совершенно верно. Изобразительность заключена в музыке аккомпанемента, с первых тактов слышна «партия» прялки. Шуберт, как и другие композиторы-романтики, в своих сочинениях раскрывал тончайший душевный мир отдельной личности, в частности влюбленной девушки.
Такой вот одухотворенный музыкальный портрет/созданный Шубертом, где каждый штрих играет важную роль.
То же происходит и в живописи, детали в произведениях изобразительного искусства также дополняют облик персонажа. Посмотрите внимательно на известную картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», что вы видите? (Перед нами девочка, в руке у нее персик, она очень красива в пронизанном солнечным светом платье. Любая мелочь, будь то нож для фруктов, лежащий рядом, персики с листьями на столе, свет, падающий из окна, настенная тарелка — всё подчеркивает уют, тепло и свет, юность и нежность, составляющие обаяние главной героини.)
3. Музыкальные образы
— Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» — музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана — близкого друга композитора.
Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, — сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей», — писал Б. Асафьев.
И вот — первая картинка «Гном». У Гартмана это эскиз ёлочной игрушки, нечто вроде щелкунчика. Он предназначен для того, чтобы колоть орехи.
Слушание музыкального произведения.
— Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает.)
Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается.)
|
Видите, ребята, «Гном» — это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.
Вокально-хоровая работа.
— А сейчас, ответьте мне на такой вопрос: кому принадлежала лодка «Наутилус» и что это была за лодка? (Это была подводная лодка и принадлежала она капитану Немо.)
Работа над песней.
IV. Итог урока.
— Итак, может ли музыка выразить характер человека? (Да, конечно, причём необыкновенно выразительно. Мы это проследили на примере абсолютно разных образов: Варлаама, Маргариты, гнома...)
V. Домашнее задание.
«Дневник музыкальных наблюдений» — стр. 26-27.
Урок 26
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!