Технология организация коллективной творческой деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Технология организация коллективной творческой деятельности

2019-08-03 575
Технология организация коллективной творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

учащихся (И.П. Иванов)

Современная технология организации коллективной творческой деятельности (или технология воспитания социального творчества) является преемницей коммунарской методики (методики коллективного творческого воспитания), которая реализовывалась с конца 1950-х года в практике работы ряда внешкольных учреждений: Фрунзенской коммуны в Ленинграде (Санкт-Петербурге), лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» и др. Создателем методики коммунарского

воспитания является педагог, один из руководителей Фрунзенской коммуны, в последующем академик РАО И. П. Иванов (1925—1991). Суть этой методики заключается в такой организации «совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» [8, c. 4].  

Истоки коммунарской методики лежат в деятельности известных школ-коммун 20-х годов ХХ века, прежде всего коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, работой которой руководил А. С. Макаренко. В настоящее время эта методика продолжает быть востребованной и является одной из наиболее разработанных технологий воспитания. Вместе с тем она претерпела некоторые изменения в понимании целей воспитания, в содержании, формах, методах и приемах воспитания, сохранив при этом основные идеи. Рассмотрим современную трактовку сущности и этапов технологии организации коллективной творческой деятельности. Основная цель технологии социального творчества — воспитать общественно-активную личность, способную к сотрудничеству с другими участниками коллективной деятельности, к индивидуальному и коллективному творчеству. Сущность этой технологии заключается в такой организации взаимодействия педагога и воспитанников, при которой они вместе планируют, организуют и осуществляют, анализируют и рефлексируют совместную творческую деятельность (по С. С. Кашлеву). Исследователь коммунарской методики С. Д. Поляков выделил ее концептуальные идеи, которые актуальны и в современной технологии социального творчества (рис. 104).

 

Основной формой реализации технологии коллективного творческого воспитания является коллективное творческое дело (КТД). Главное его назначение — улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни. Организация КТД предусматривает шесть стадий или этапов (по И. П. Иванову) (табл. 39).

В педагогической литературе выделены условия проведения КТД (рис. 105).

 

 

Конкретные формы КТД разнообразны. И.П. Ивановым составлена энциклопедия КТД. Вместе с тем выделены (С.Д. Поляков и другие) следующие схемы (типы форм КТД): «путешествие», ролевая игра («пресс-конференция»), «защита» (проект), «эстафета» (турнир, ринг, устный журнал), «бой» (КВН, интеллектуальный хоккей).  

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «воспитательная система», «гуманистическая воспитательная система».

2. Осуществите сравнительный анализ авторитарной и гуманистической воспитательных систем. Назовите признаки гуманистических воспитательных систем. 

3. Докажите, что важнейшим условием создания гуманистической воспитательной системы учебного заведения является гуманизация реализуемого в нем педагогического процесса.

4. Охарактеризуйте образовательную развивающую среду учебного учреждения. Какова ее структура?

5. Раскройте концептуальные положения и принципы, определяющие процесс формирования гуманистической воспитательной системы школы.

6. Какова структура воспитательной системы школы? Охарактеризуйте ее компоненты.

7. Назовите и раскройте содержание этапов, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

8. Раскройте основные положения концепции управления воспитательными системами, разработанной В. А. Караковским.

9. Какие группы критериев эффективности воспитательной системы выделяют в теории системного построения процесса воспитания? Какими показателями они представлены?

10. Проанализируйте опыт создания гуманистических воспитательных систем в авторских школах: а) В. А. Караковского; б) А. А. Захаренко; в) Р. И. Таран. Субъектом какой из этих воспитательных систем вам хотелось бы быть? Ответ аргументируйте с позиций ученика и педагога. 

11. Раскройте содержание понятия «воспитательная система класса». Охарактеризуйте основные компоненты воспитательной системы класса. Можно ли сказать, что в классе, в котором вы обучались в школе, существовала и развивалась воспитательная система? Ответ обоснуйте. 

12. Дайте краткую характеристику этапов развития воспитательной системы класса. Приведите примеры критериев результативности воспитательной системы класса. 

13. Почему понятие «технология» применяется в теории воспитания в нестрогом смысле? Дайте современную трактовку понятия «воспитательная технология».

14. Раскройте сущностные характеристики технологий воспитания. Какие уровни понятия «воспитательная технология» выделены в теории воспитания? Приведите примеры.

15. Назовите признаки гуманистических воспитательных технологий. Каковы основные условия их эффективного применения?

16. Охарактеризуйте технологии: а) педагогической поддержки О.С. Газмана; б) педагогического требования Н. Е. Щурковой. Осуществите проектирование воспитательного взаимодействия с учащимися с применением одной из этих технологий.

17. Раскройте концептуальные идеи технологии социального творчества.

18. Опишите этапы организации коллективного творческого дела. Каковы условия организации КТД?

 

 

Рекомендуемая литература

1. Гавриловец К. В. Гуманистическое воспитание в школе: пособие для директоров школ, учителей, кл. руководителей. — Минск: Полымя, 2000. — 128 с.

2. Кабуш В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. — Минск: АПО, 2001. — 332 с.

3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / [под. ред. Н. Л. Селивановой]. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Карпюк И. А., Чернова М. Б. Воспитательная система школы: пособие для рук. и педагогов общеобразоват. шк. — Минск: Універсітэцкае, 2002. — С. 5—34; 65—92; 147—155.

5. Классному руководителю о воспитательной системе класса / [под ред. Е. Н. Степанова]. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — С. 8—30.

6. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 298—309; 347—362.

7. Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 19–40; 92—105.

8. Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. — С. 5—95.

9. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М.: Народное образование, 2002. — 176 с.

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 365—371; 379—387.

11. Сманцер А. П. Гуманизация педагогического процесса. — Минск: Бестпринт, 2005. — С. 1—18; 119—174; 213—220; 318—324.

12. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 160 с.

13. Таран Р. И. Педагогика гимназического образования: монография. — Гродно: ГрГУ, 2007. — 223 с.

14. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.

15. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2005. — С. 23—31; 84—91; 99— 105; 203—211.

 

Глоссарий

 Воспитательная система школы (учреждения образования) — сложное саморегулирующееся, управляемое социальное психолого-педагогическое образование, функционирующее при условии взаимодействия основных компонентов воспитания между собой и с внешней средой, интегрирующее учебный процесс, внеклассную воспитательную работу, разнообразную деятельность и общение субъектов системы.

 Гуманистическая воспитательная система — воспитательная система, ориентированная на личность  воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки.

 Гуманизация педагогического процесса — введение во все компоненты педагогического процесса человеческих критериев нравственности, духовности и красоты, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка, его самореализации и самоопределения.

 Воспитательная среда школы — совокупность окружающих учащихся социально ценностных условий или обстоятельств, влияющих на их личностное развитие и содействующих их «вхождению» в современную культуру.

 Воспитательное пространство школы — «освоенная» школой (созданная ее педагогическим коллективом), педагогически целесообразно организованная социальная среда, способствующая воспитанию детей и превращающая школу в «открытую» воспитательную систему.

 Воспитательная система класса — сложное социально-педагогическое образование, целостная и упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, способствующая формированию личности каждого учащегося класса и классного коллектива.

 Воспитательная технология – детально продуманная модель (проект) совместной деятельности педагогов и учащихся, содержащая систему научно обоснованных методов, приемов, средств, форм воспитания, способствующих установлению таких отношений между педагогами и учащимися, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

 Общепедагогические воспитательные технологии (системы) — воспитательные технологии, которые включают совокупность целей, содержания, средств, методов, форм, алгоритмов деятельности субъектов воспитательного процесса и характеризуют процесс воспитания в данном регионе, учебном заведении и т.д.

 Частнометодические воспитательные технологии — совокупность методов, средств, форм, алгоритмов деятельности субъектов воспитательного процесса для реализации определенного содержания воспитания в рамках того или иного направления воспитательной работы, в том или ином классе, школе, отдельным педагогом.

 Локальные (модульные) воспитательные технологии — технологии осуществления отдельных частей воспитательного процесса, решения конкретных воспитательных задач.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.