Гуманистические воспитательные технологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Гуманистические воспитательные технологии

2019-08-03 1387
Гуманистические воспитательные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «технология» применяется в теории воспитания в нестрогом смысле, с учетом специфических особенностей процесса воспитания, таких, как сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата, возникновение явлений «сопротивления воспитанию», эмоциональный, интуитивный характер педагогических взаимодействий, разные подходы педагогов к воспитанию ребенка и другие. В связи с этим говорят о технологическом подходе к организации воспитания как составной части целостного педагогического процесса.

В настоящее время однозначной трактовки понятия «технология воспитания» не существует. Большинство исследователей данной проблемы сходятся во мнении, что воспитательные технологии представляют собой детально продуманную модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателями и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели [7]. Отечественные ученые-педагоги рассматривают технологию воспитания в широком и узком смыслах слова (рис. 85).

 

 

Сущностные характеристики технологий воспитания те же, что и у технологий обучения: постановка диагностических целей и задач, возможность воспроизведения воспитательного цикла, обратная связь и своевременная коррекция того или иного этапа педагогического процесса. Вместе с тем технологии воспитания сложнее конструировать и реализовывать.

Целевые установки в рамках воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата в том случае, если они отражают закономерности воспитательного процесса, ориентированы на конкретную личность. Технологично поставить цели воспитания педагогу помогут знания и умения в области психолого–педагогической диагностики. После постановки цели на основе данных диагностики производится отбор содержания, методов, приемов, форм, средств воспитания и создается собственно технологическая цепочка. Характерной особенностью воспитательной технологии является пошаговое ее воспроизведение в процессе обсуждения с учащимися осуществленного педагогического взаимодействия или в ходе самоанализа, рефлексии педагога. Сложность и неоднозначность воспитательных взаимодействий, многообразие фактов, вариативно влияющих на личность обучающегося, не позволяют осуществлять полный контроль и на его основе обратную связь так, как это происходит в процессе реализации технологий обучения. Поэтому заранее запланированные результаты в воспитании носят вероятностный характер.

Как полагает известный педагог Л. И. Маленкова, существуют два уровня овладения воспитательной технологией: элементарный и профессиональный. В первом случае педагог освоил основные операции отдельных технологий, во втором — он свободно владеет палитрой воспитательных технологий. Выделяют (Г. К. Селевко и другие) разные уровни понятия «воспитательная технология» (рис. 86).

 

Характер воспитательной технологии зависит от отношения педагога к ребенку. В зависимости от этого определяется тип технологии: авторитарная или гуманистическая, личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных технологий (рис. 87).

Сформулируем основные условия эффективного применения воспитательных технологий (рис. 88).

 

Ранее нами были рассмотрены отдельные гуманистические технологии разного уровня (воспитательные системы В. А. Караковского, Р. И. Таран, технологии целеполагания, рефлексии и др.), некоторые из них (например, технологии различных авторских школ, технология воспитания социального творчества И. П. Иванова) будут изучаться в последующих темах. В рамках данного вопроса охарактеризуем воспитательную частнометодическую технологию педагогической поддержки О. С. Газмана и локальную технологию педагогического требования Н.Е. Щурковой.

Понятие «педагогическая поддержка», активно используется в рамках культурологической и личностно ориентированной парадигм образования. Основные положения концепции педагогической поддержки были разработаны российским ученым-педагогом О. С. Газманом (1936-1996), который понимал педагогическую поддержку как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [12]. По сути это совместная с ребенком деятельность по определению его целей,  возможностей, интересов, путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Воспитание, согласно концепции О. С. Газмана, есть помощь школьнику в его саморазвитии. Цель и основа содержания воспитания ‒ базовая культура личности как оптимальный набор личностных качеств, свойств, ориентаций, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Главным предметом воспитательной деятельности педагога является самоопределение личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Для реализации этих теоретических положений О.С. Газман предложил осуществлять ряд целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Коллеги и ученики О. С. Газмана (Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова, И.Д. Фрумин, С.Д. Поляков и другие) продолжили разработку концепции педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается ими, во-первых, как элемент любого педагогического взаимодействия и сотрудничества, во-вторых, как важнейший принцип гуманистической (личностно ориентированной) системы воспитания, в-третьих, как «мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» [11, с. 62]. Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации учителя на развитие мотивационно-смысловой сферы ученика, то есть в ориентации на проблемы ученика, творчески ищущего свое место в жизни. Учителю, реализующему технологию педагогической поддержки, важно понимать, что такая потребность поиска неявно присутствует у каждого ребенка как изначально заданная, но востребуется она только при педагогической поддержке (по С. В. Кульневичу).

В целом сущность деятельности специалистов, работающих в рамках технологии педагогической поддержки, заключается в оказании помощи учащемуся в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды. На это в частности указывает Н. Е. Щуркова, по определению которой «педагогическая поддержка ‒ это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы» [15, с. 100].

Последователи О.С. Газмана разработали и охарактеризовали механизм педагогической поддержки ребенка в решении его жизненно важных проблем. В технологическом аспекте педагогическая поддержка может быть представлена диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным этапами взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося (табл. 35).

 

Практическая реализация гуманистического воспитания возможна, по утверждению известного российского ученого-педагога Н. Е. Щурковой, при условии овладения педагогом педагогическими технологиями. Ею разработано и описано большое количество локальных технологий, например, технологии педагогического требования, организации групповой деятельности, создания ситуации успеха, этической защиты и другие. Эти технологии представляют собой совокупность профессиональных операций, которыми должен владеть педагог, чтобы ис-

пользовать их как средство организации педагогического воздействия и взаимодействия. В качестве примера охарактеризуем технологию педагогического требования. Согласно Н.Е. Щурковой, педагогическое требование ‒ предъявление и раскрытие социальной и личностной значимости культурных норм жизни и обеспечение процесса реальной жизни ребенка на уровне современной культуры. Это, образно говоря, делегированное обществом и культурой полномочие, предоставленное педагогу с целью введения детей в контекст современной культуры и оснащения детей необходимым жизненным опытом и способностью сознательно выстраивать свое поведение в согласии с достижениями общечеловеческой культуры. Содержанием педагогического требования является совокупность ценностных отношений человека к миру, позволяющих ему жить на уровне современной культуры [14]. В соответствии с такой трактовкой, решающее значение в технологии педагогического требования приобретает умение педагога «распредмечивать» предметно-вещную среду, выявляя человеческую сущность в неживых материальных объектах окружающей реальности, то есть за «за оболочкой предмета обнаруживать отношение». В этом случае операция ценностной интерпретации объекта окружающего мира, обеспечивает реальное наполнение педагогического требования ценностно-отношенческим содержанием. При предъявлении требований учащимся важно соблюдать следующие рекомендации, разработанные Н. Е. Щурковой. Во-первых, педагогу необходимо основательно продумать целесообразность требования. При этом надо исходить не из негативного — запрета на действие, а из позитивного ‒ призыва к действию. Во-вторых, педагогическое требование должно принимать формы, соответствующие нормам культуры. Общими словесными формами (приемами) предъявления требования являются, по мысли Н. Е. Щурковой, просьба, совет, рекомендация, деловое распоряжение, приказ (перечислены в логике усиления меры принуждения извне). Форма приказа, как подчеркивает Н. Е. Щуркова, используется в экстремальных ситуациях или при угрозе оскорбления человеческого достоинства. «Просьба» же — форма универсальная и традиционная. Соответственно невербальными формами педагогического требования будут: удивление, огорчение, пауза, гнев, отчаяние, отстранение.

Основу технологии предъявления требования составляют, как указывает Е. Н. Щуркова, пять профессиональных правил (табл. 36).

 

По словам Н.Е. Щурковой, практическое применение раскрытых выше правил подтверждает их эффективность: достаточно быстро (обычно за две учебные недели) дети овладевают элементарными культурными нормами взаимодействия в совместной деятельности и индивидуальной работы в группе [14]. Доказательством того, что технология педагогического требования, спроектированная Н.Е. Щурковой, является гуманистической воспитательной технологией, могут быть результаты сопоставления правил предъявления педагогического требования и тех отношений к ребенку, которые проявляют педагоги, реализующие эти правила (табл. 37).

 

 

Нетрудно заметить, что в технологии предъявления педагогического требования Н. Е. Щурковой нашел отражение известный принцип воспитания о «сочетании уважения к ребенку и разумной требовательности к нему», по сути совпадающий с высказыванием А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Искусство педагога, как подчеркивает Е. Н. Щуркова, будет заключаться в том, чтобы реализовать данные технологические правила, сохранив уважительное, доброе «прикосновение» к ребенку, поддерживая его в преодолении трудностей усвоения культуры и саморегулирования самого себя.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.