Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности

2019-08-03 695
Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основе анализа конкретных воспитательных систем исследователи (В. А. Караковский, А. М. Сидоркин) выделили четыре этапа, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития (табл. 29).

 

Продолжение таблицы

 

Согласно концепции А. М. Сидоркина, в результате кризиса воспитательной системы могут произойти: смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системы и приводящая к новому этапу ее развития; возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; исчезновение системы, связанное с разрушением всех основных системообразующих связей и форм при отсутствии нового витка развития. Таким образом, в развитии воспитательной системы выделяются этапы становления, стабильного развития, кризисного периода, возможного обновления системы или ее «умирания». Этапы развития воспитательной системы соотносятся со стадиями развития школьного коллектива, который является ядром (центром) воспитательной системы. Например, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. По определению Л. И. Новиковой, школьный коллектив — это дифференцированное единство разнотипных коллективов: классов, групп продленного дня, производственных групп, детских и юношеских общественных объединений, клубов, разновозрастных, временных или ситуативных групп. Коллектив включает также объединения воспитателей: педагогический коллектив, методические комиссии, проблемные группы, совет школы, родительский комитет, попечительский совет, советы содействия школе (на предприятиях и т. п.), спонсоров и других. Ученический коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к членам коллектива; от его общественного мнения, ценностных ориентаций, психологического климата и других характеристик зависит влияние воспитательной системы на школьников.

Важным аспектом проблемы становления воспитательной системы школы является идея создания ее воспитательного пространства. В общем значении воспитательное пространство школы — это «освоенная» (созданная) школой, то есть педагогически целесообразно организованная социальная среда, способствующая воспитанию детей и превращающая школу в «открытую» воспитательную систему. Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Эффективная воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме. Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Концепция управления воспитательными системами разработана В. А. Караковским. По его мнению, воспитательная система школы должна быть специальной и основной целью всего коллектива педагогов. Создавая воспитательную систему, необходимо изучить воспитательный потенциал школы, семьи, микрорайона, профессиональный уровень воспитателей, особенности контингента учащихся. Важно на каждом этапе развития системы наметить цель с учетом потребностей коллектива и возможностей их реализации, а также правильно выбрать системообразующую деятельность. Необходимо учитывать и такие факторы, как активность и согласованность действий субъектов воспитания, поддержка школы органами образования, местной властью, шефами, спонсорами. Кроме того, воспитательная система школы должна отражать социальную ситуацию своего времени, прогрессивные черты общественной жизни, интеграцию научных знаний и опыта.

Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы. Создатели концепции системного построения процесса воспитания (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова и другие) условно разделили критерии эффективности воспитательной системы на две группы: критерии факта и критерии качества.

Критерии факта помогают ответить на вопрос, есть в школе воспитательная система или ее нет; критерии качества позволяют сформировать представление об уровне развития воспитательной системы и ее эффективности (табл. 30).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.