Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-07-13 | 163 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
– Что‑о‑о? – скажете вы. – Только что вы убедили нас в том, что пространство ТОЛЬКО РАСШИРЯЕТСЯ!
Откуда взялись «подвалы и котельные»? Что за «истопники»?
О каких материках идет речь? Азия, Африка, Америка, Европа? Мы все же вернулись назад!
Хотите испытать потрясение?
Такое же, как испытал я, когда понял, что эти четыре строчки и есть ключ к тайне всего стихотворения и главнейшее доказательство того, что я прав!
Еще раз повторяю, что ПРОСТРАНСТВО СТИХА ТОЛЬКО РАСШИРЯЕТСЯ!
Тогда о каких «истопниках» идет речь?
Да о тех, которые не спят, потому что они должны поддерживать горение материков.
А материки не наши, планетарные (они, слава богу, не горят!).
А о каких материках идет тогда речь? Да ясно о каких – О ЗВЕЗДНЫХ!!!
Вот таких!!! Они‑то и горят!
А чтобы постоянно поддерживать их горение, «не спят истопники».
Думаю, не стоит даже пытаться хоть как‑то описать истопников, отвечающих за энергию звездных скоплений.
Но сейчас я буду цитировать стих дальше, и вы вновь рассердитесь на меня.
В Париже из‑под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
– Что? – скажете вы. – Опять будете утверждать, что пространство ТОЛЬКО РАСШИРЯЕТСЯ?
Конечно, буду! Еще как буду!
Именно поэтому я и сказал, что этот стих – один из самых сложных не только у Пастернака, но и вообще в русской поэзии!
Пространство РАСШИРИЛОСЬ до ТАКОЙ степени, что появился совершенно нелепый, с точки зрения астрономии, образ: вы когда‑нибудь видели, чтобы «Венера или Марс» глядели «из‑под крыши»?
Мы настолько находимся в ином измерении, что забываем разницу между Венерой и Марсом. Не помним, в каком соотношении эти планеты находятся с «крышей Парижа».
|
Мы не заметили, как попали в ситуацию абсурда. Пропали последовательность и логика.
Все безумие стиха как раз и заключается в том, что гениальный Пастернак провоцирует нас как бы постоянно возвращаться назад. Отсюда и ваше возмущение. (И мое когда‑то!)
А еще я позволю себе обратить ваше внимание на выбор планет, которые глядят в афишу «из‑под крыши».
Венера ИЛИ (?!!) Марс (?).
Венера – богиня любви. Марс – бог войны.
Так вот. В афише какой‑то «новый фарс»: любви и жизни. Или ненависти и смерти.
А кто же НАД всем этим? Кто ЕЩЕ БОЛЬШЕ?
ПРОСТРАНСТВО РАСШИРЯЕТСЯ… И… мы попадаем туда, где
Кому‑нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Кому это не спится? Читаем дальше:
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предметам
Его ночных забот.
Вот и добрались… До кого?
ДО ТВОРЦА!!!
Творца чего? И того и другого.
Вселенной и стихотворения о ней.
Это ОН смотрит на планету, где можно сдать белье в прачечную, потому что где‑то «не спят истопники» и следят за распорядком, за жизнью бесконечных миров, вселенных, звездных скоплений‑материков.
И в последних восьми строчках все становится до прозрачности ясно:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
К кому это обращение? Читаем дальше:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты – вечности заложник
У времени в плену!
Мы добрались до «крытого черепицей старинного чердака». Кому же «не спится?»
(Я не случайно тяну. Сразу вспоминаю тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь».)
Не спится Богу и Художнику.
Богу – потому что если он уснет, то вся картина мироздания будет разрушена.
|
А художник – это Его воплощение на Земле, ему тоже нельзя спать, ибо он «пленник времени».
И взят в плен он именно для того, чтобы суметь охватить картину Бытия, временно находясь на Земле.
Ибо, лишившись своего плена, он, Художник, «растворится в тумане, станет крестиком на ткани», станет частью этой грандиозной картины мироздания и не сможет оценить на равных «метки на белье», «крен Млечного Пути», «не спящих истопников», забудет земную мифологию.
Он взят в плен (на время) из вечности для того, чтобы соединить вечность и мгновение и, познав мгновение, увидеть его из вечности.
А зная вечность, увидеть его из мгновения.
Теперь можно четко сказать, что стих одновременно расширяется и сужается.
Расширяется в пространстве и сужается до размеров «крытого черепицей старинного чердака».
Перед нами – гениально поэтически понятый макро– и микромир.
Я хочу познакомить вас с утверждением из книги философа XV века. Даже если мы с вами его сейчас не поймем, то почувствуем в контексте стиха.
В своей книге «Об ученом незнании» Николай Кузанский пишет: «Образ свертывания всегда больше образа развертывания вечности».
– Как это так! – зашумят опять читатели.
Но ведь вы уже шумели, когда мы анализировали стих.
И утверждали, что пространство уменьшается.
И в конце концов оно «уменьшилось» до масштабов Творца.
Можно ли «уменьшить» его еще?
Вся парадоксальность этого стихотворения Пастернака в том, что в нем принципы расширения и сужения равнозначны.
Иллюзия сужения на вербальном уровне дает нам расширение на уровне философском.
«Тень крыла», которая ложится «всем корпусом на тучу», на вербальном уровне воспринимается как возвращение к летчику.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!