Организация и проведение экспериментального — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация и проведение экспериментального

2019-07-12 207
Организация и проведение экспериментального 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Этапы ЭПИ.

2. Подготовка ЭПИ.

3. Основной этап ЭПИ (этап исполнения).

4. Обработка данных ЭПИ.

5. Анализ и интерпретация данных ЭПИ.

 

1. Этапы ЭПИ.

Любой вид ЭПИ имеет в своем составе относительно логически законченные части, которые носят название «этапы исследования». Условно можно выделить четыре этапа:

1) подготовительный, или организационный;

2) основной, или этап исполнения исследования;

3) этап обработки полученных данных;

4) этап анализа и интерпретации результатов исследования.

Подготовительный (организационный) этап является начальным этапом психологического исследования и лежит в основе организации эксперимента. Он имеет большое значение в эксперименте, поскольку от правильного выбора направления исследования, методов его проведения, средств обеспечения (что входит в содержание этого этапа) зависит ход и исход эксперимента.

Основной этап (этап исполнения) является наиболее ответственным и трудоемким этапом психологического эксперимента. Это обусловлено тем, что его содержанием является сбор психологических фактов, а факты – это, образно говоря, воздух ученого, без них эксперимент несостоятелен.

Этап обработки данных эксперимента предполагает организацию и проведение работы по группировке полученной фактологической информации, вычислению (расчету) основных показателей исследуемых психологических явлений, выявлению основных тенденций.

Этап анализа и интерпретации полученных результатов – заключительный этап психологического эксперимента. Его основным содержанием является качественное (описательное) объяснение полученных результатов, анализ количественных показателей исследуемых явлений, на основе чего делается заключение о правомерности выдвинутого предположения и направлении дальнейших исследований.

 

Подготовка ЭПИ.

Подготовительный этап экспериментального псиихологического исследования включает в себя:

1) определение проблемы исследования;

2) формулировку целей и задач исследования;

3) точное определение объекта и предмета исследования;

4) четкую формулировку проверяемых в исследовании гипотез;

5) выбор и разработку методов исследования;

6) составление плана проведения эксперимента.

 

Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной, ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны отвечать критериям актуальности исследования, новизны и практической значимости.

Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременное соответствие потребностям дня.

Новизна относится к предполагаемому решению проблемы и устанавливается в результате изучения попыток ее решения.

Практическая значимость определяется тем, на сколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Так, в качестве примера проблемной может быть тема "Особенности устойчивости внимания у детей с различным уровнем умственного развития". Данная проблема является актуальной, поскольку организация процесса обучения учащихся во многом зависит от степени развития их психических познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, ощущений, восприятий). Актуальность ее определяется и тем, что в ряде случаев в одном и том же классе учатся и умственно отсталые дети, и дети с нормальным уровнем развития способностей, а в условиях фронтальной формы обучения учителю не всегда удается найти приемлемый темп изложения материала. Новизна состоит в том, что в результате исследования предполагается выработка новых, не имевшихся до этого времени форм учебно-воспитательного взаимодействия учителя с учащимися, а практическая значимость проблемы – в рекомендации по перестройке установившегося учебного процесса на основе учета уровня умственного развития детей.

Цель – это те, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования.

Несмотря на некоторое сходство (направление исследований), между проблемой и целью существуют и различия. Формулировка проблемы обычно является общей, а формулировка цели – достаточно конкретной. Если в проблеме лишь констатируется некоторый трудноразрешимый вопрос, то формулировка цели содержит в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы.

Задачи в отличие от цели представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования.

Одним из требований, предъявляемых к постановке и формулировке целей и задач исследования, является четкость, определенность, конкретность. При нарушении этого требования довольно трудно установить в процессе исследования, достигнута ли конечная цель эксперимента и получены ли те результаты, на которые рассчитывал исследователь. 

Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.

Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. 

Предмет. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета – установление границ поиска.

Гипотеза – это утверждение, научное суждение вероятностного (предположительного) типа, выдвижение и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

Не все предположения вероятностного характера могут рассматриваться в качестве гипотез. Так, например, не может быть гипотезой утверждение, справедливость которого очевидна без доказательства, или суждение, которое ни доказать, ни опровергнуть не представляется возможным. Поэтому одним из приемов проверки выдвижения в качестве гипотезы того или иного суждения является выдвижение противоположного гипотетическому правдоподобного суждения. В большинстве экспериментальных исследований имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархическую структуру. Верхнюю ступень в этой иерархии обычно занимает общая гипотеза, за ней следуют частные, раскрывающие содержание и конкретизирующие общую гипотезу, а из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы (суждения), непосредственно проверяемые в эксперименте.

Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

- формулировка гипотезы максимально точна и сравнительно проста, не содержит неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

- гипотеза принципиально проверяема, т.е. доказуема экспериментальным путем;

- гипотеза объединяет весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

Из этого следует, что формулировка научно состоятельной гипотезы требует от исследования достаточно глубокого осознания проблемы и некоторых интеллектуальных усилий.

При выдвижении и формулировке гипотез целесообразно пользоваться индуктивным способом, когда исследователь руководствуется правилом идти от частного к общему, и дедуктивным способом, когда ход рассуждений обратный – от общего к частному.

При формулировке гипотез весьма важным является соблюдение логических требований, предъявляемых к определению научных понятий. Прежде всего следует стремиться к тому, чтобы объем и содержание понятий соответствовали фактам, критериям и признакам, которые исследователь намерен использовать для доказательства выдвинутых гипотез. Язык на котором формулируются гипотезы, должен быть, конкретен и ясен, не содержать в себе двусмысленностей.

Выбор и разработка конкретных методов и способов проведения экспериментального психологического исследования зависит от целого ряда факторов.

Так, прежде всего он определяется целью исследования и в зависимости от нее исследование может быть построено по типу констатирующего эксперимента, когда необходимо установление новых психологических фактов, связей между ними, психических закономерностей: обследовательско-диагностического, когда устанавливается наличие и уровень развития определенного психического явления; корректирующего, при котором совершенствуется (формируется) какое-то психическое свойство, психический процесс (процессы) личности.

По условиям проведения экспериментальное исследование может быть лабораторного или естественного типа.

В зависимости от технической оснащенности экспериментальное исследование может быть аппаратурного и неаппаратурного (бланкового) типа, с использованием компьютерных технологий и без них.

Все методики должны быть валидными, надежными, репрезентативными. Желательны их апробация с целью проверки и уточнения процедуры использования, разработка инструкции для пользователей, составление алгоритма обработки и формы представления получаемых результатов, определение времени, необходимого для обследования испытуемого (группы испытуемых).

Исходя из особенностей проведения эксперимента экспериментатор подбирает или разрабатывает способы обработки полученных в ходе исследования данных, а также определяет возможные варианты анализа и интерпретации полученных результатов.

В соответствии с целями исследования, возможностями проведения эксперимента на аппаратурной основе, особенностями применяемой аппаратуры экспериментатор осуществляет подбор аппаратурных средств, разрабатывает алгоритм их использования в ходе проведения эксперимента, инструкции по проведению исследования, определяет способы обработки и анализа полученных результатов.

Планирование эксперимента – заключительное звено подготовительного этапа ЭПИ.

Значительная часть работ, входящих в его объем, включена и рассмотрена при анализе содержания предыдущих компонентов подготовительного этапа. К ним относятся конкретизация и уточнение цели, задач, объекта, предмета, рабочих гипотез, выбор способа их выполнения и обработки данных ЭПИ. Дополнительно к  этому следует:  

- определить место проведения эксперимента;

- определить время начала эксперимента и порядок смены групп (испытуемых) во времени;

- разработать инструкцию и продумать характер поведения экспериментатора во время эксперимента;

- осуществить подбор контингента испытуемых и предварительное знакомство с ними, на основе чего сформировать экспериментальную и контрольную группы;

- заготовить необходимое количество бланков, ответов, опросников.

В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены цель, задачи исследования, основные этапы его проведения, их последовательность, необходимое оборудование, приборы, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения, ожидаемые результаты и формы их представления. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за ходом проведения эксперимента.

 

3. Основной этап ЭПИ (этап исполнения).

Основной этап эксперимента, или этап исполнения, это наиболее трудоемкий, сложный, ответственный и длительный (по времени) этап исследования. Он направлен на сбор исследователями психологических фактов, являющихся основой, фундаментом психологического исследования.

Начинается эксперимент с проведения так называемого «пилотажного» (пробного) исследования. Его задачей является проверка продуманности и подготовленности эксперимента, правильности определения проблемы исследования, точности формулировки гипотез, правильности подбора психологических методик, способов статистической обработки получаемых данных, интерпретации и представления полученных результатов.

«Пилотажное» исследование нередко обнаруживает существенные недочеты в общем замысле и отдельных элементах планируемого эксперимента, которые трудно предвидеть и учесть заранее.

Если проведенный «пилотажный» эксперимент дал положительные результаты, то после устранения обнаруженных недостатков приступают к проведению основного эксперимента. Если же в процессе «пилотажного» исследования в замысле основного эксперимента обнаружены серьезные недостатки, то его перерабатывают и проверяют заново в ходе повторного «пилотажного» исследования.

В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства выдвинутых гипотез. Сбор данных эксперимента рекомендуется осуществлять в соответствии с одной из заранее продуманных логических схем доказательства, гарантирующих установление именно причинно-следственных зависимостей между изучаемыми переменными.

Основная логическая схема, позволяющая установить причинно-следственные зависимости, включает в себя проведение исследования не в одной, а в двух и более группах испытуемых, одна из которых является экспериментальной, а другие – контрольными. При этом экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы – для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые зафиксированы в экспериментальной группе, отклонять всевозможные статистические зависимости, кроме устанавливаемых причинно-следственных связей. В простейшем случае реализации этой схемы берется одна экспериментальная и одна контрольная группа. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе такое изменение не осуществляется. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной-зависимой. Если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются те вариации независимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.

Р.С. Немовым рассматривается несколько вариантов логических схем.

1. Метод единственного различия, схематически представленного следующим образом:

А, Б, В, Г → Д, Е.

А, Б, В, Г + → Д, Е +.

2. Метод сопутствующих изменений, являющийся обобщенным вариантом метода единственного различия.

А, Б, В, Г  → Д, Е.

А, Б, В, Г + → Д, Е +.

А, Б, В, Г + + → Д, Е + +.

А, Б, В, Г + + + → Д, Е + + +.

3. Метод единственного сходства.

А, Б, В, Г  → Д, Е.

И, К, Л, Г → М, Е.

Н, О, З, Г → П, Е.

С, Т, У, Г → Ф, Е.

Установлению причинно-следственных связей, помимо рассмотренных общих логических схем, способствует план организации эксперимента.

Таких планов может быть два:

1) Эксперимент, организованный по плану «только после». В подобного рода исследовании экспериментальные и контрольные группы оцениваются только по окончании эксперимента;

2) эксперимент, организованный по плану типа «до и после». В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента, причем регистрация психологических фактов осуществляется как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Такой способ организации и проведения эксперимента предпочтительнее предыдущего, поскольку дает возможность не принимать гипотезу о том, что обнаруженные по окончании эксперимента различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями между ними, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.

 

4. Обработка данных ЭПИ.

Обработка данных ЭПИ производится на основе качественных и количественных методов.

Качественные (описательные, содержательные) методы обработки включают:

- первичпый анализ – выделение и рассмотрение каждого отдельного случая, исключение данных, далеко выходящих за рамки основного массива полученных данных;

- первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой гипотезой;

- сравнительный (вторичный) анализ – выделение устойчиво повторяющихся фактов;

- вторичный синтез – объединение этих фактов, сопоставление с гипотезой и нахождение существующих закономерностей.

Количественные (математические) методы обработки данных эксперимента предполагают получение числовых показателей измерения психических явлений. Однако получение числовых значений психических явлений связано с рядом трудностей, приводящих к специфике использования математики в психологии:

- проблематичным является выделение точки отсчета (нуля).

- определенную трудность представляет и выбор единиц измерения.

- измерение опосредовано, т.е. измеряются не сами психические явления (образы, мысли), а характеристики поведения, физиологические проявления, называемые показателями; 

- измерения носят вероятностный характер в связи с тем, что психические закономерности определяются большим количеством факторов, учесть которые практически невозможно; кроме того, причинно-следственные связи носят случайный характер.

- измерения базируются не на единичном факте, а на множестве показателей этого факта, т.е. носят статистический характер, поэтому исследователь обрабатывает, как правило, большое количество показателей (минимум 30) психологического факта, полученных на выборочных совокупностях (выборках) в процессе сбора психологических фактов;

- само понятие «измерение» носит условный характер, поскольку объект измерения нестабилен, вариативен.

Кроме того, числовое значение лишает процесс измерения качественной оценки, в этом отношении измерительный инструментарий нельзя признать универсальным, отражающим реалии. В связи с этим важное значение при обработке данных приобретает выбор измерительного инструментария, т.е. шкалы.

Шкала – это алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту соответствует некоторое число.

Чаще всего в процессе измерения и обработки данных измерения используют следующие шкалы:

- шкала наименований;

- шкала порядка;

- шкалы интервалов;

- шкалы отношений.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.