Классификация экспериментальных психологических исследований — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Классификация экспериментальных психологических исследований

2019-07-12 215
Классификация экспериментальных психологических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Широкое распространение эксперимента в теории и практике психологической науки привело к появлению разнообразных и многочисленных видов исследований, что вызывает необходимость их систематизации. Попытки такой работы предпринимались некоторыми исследователями, но они чаще имели отношение к конкретной области применения экспериментального метода. В частности, довольно обширная и многоплановая классификация психодиагностических методик предложена В.В. Столиным и А.Г. Шмелевым.

Возможным вариантом классификации экспериментальных психологических исследований является градация, которая осуществляется по следующим признакам (критериям):

- направление исследований;

- цель исследования;

- методический подход;

- условия проведения;

- объект исследования;

- форма проведения;

- техническая оснащенность;

- организационный признак.

 

По направлению исследований можно выделить:

1) научно-познавательные

2) прикладные психологические исследования.

В научно-познавательных психологических исследованиях преимущественно добываются знания, которые обогащают соответствующую область психологической науки, но не всегда находят практическое применение. Это, как правило, исследования теоретического характера, касающиеся принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, например исследования, посвященные общественной природе сущности личности, условиям и факторам формирования личности и др.

В прикладных психологических исследованиях выдвигаются и научно проверяются предположения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект.

В свою очередь прикладные психологические исследования могут иметь два направления: а) прикладные теоретические исследования и        б) прикладные научно-практические исследования.

Прикладные теоретические исследования основаны на сборе известных фактов, изучении литературы, анализе и обобщении жизненного опыта личности. Особенностью таких исследований является то, что исследователь не собирает сам эмпирические данные и не ставит эксперимент. Выводы и рекомендации, полученные в ходе такого исследования, проверяются на практике, выступающей в данном случае как естественный эксперимент по проверке достоверности проведенного исследования без предварительного проведения эксперимента. Примером такого исследования является изменение учебной программы и внедрение ее в практику при наличии предположения, что внедряемый вариант программы положительно скажется на уровне и глубине получаемых учащимися знаний. Если это подтверждается, то данный проект принимается, а гипотеза исследования подтверждается.

Прикладное научно-практическое исследование предполагает выдвижение и научную проверку гипотез, т.е. обязательным условием, такого исследования является подготовка и проведение эксперимента. Поэтому эти исследования часто называют экспериментально-прикладными, при этом подразумевается, что практическая реализация результатов приведет к существенному эффекту. Так, в прикладных психолого-педагогических исследованиях эксперимент предполагает улучшение практики воспитания и обучения детей, подготовку и повышение квалификации педагогов, руководителей системы образования.

 

По цели различают 1) поисковый, 2) решающий, 3) констатирующий, 4) формирующий, 5) контрольный эксперименты и соответствующие им виды психологических исследований.

Так, поисковый эксперимент проводится, в том случае, когда изучаемая область психологического явления относительно неизвестна и система гипотез отсутствует.

Если при наличии двух или нескольких конкурирующих проблем эксперимент позволяет выбрать одну из них, то такой эксперимент принято называть решающим.

Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления (констатации) уровня развития психического процесса, состояния, свойства, т.е. носит диагностический характер. Поэтому исследование, в основе которого лежит такой эксперимент, нередко называют диагностическим.

Формирующий эксперимент применяется с целью направленного формирования (совершенствования, корректирования) психологических процессов, свойств личности. Его использование предполагает в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого формирование в ходе учебных занятий определенных показателей процессов памяти, внимания, мышления (обучающий эксперимент) или уровня развития личностных качеств – моральных, волевых и др. (воспитывающий эксперимент).

Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Например, уровня коммуникабельности под влиянием тренинга обучения.

 

По методическому подходу принято различать экспериментальные психологические исследования, реализующие 1) объективный,                  2) субъективный,  3) проективный подходы.   

Объективный подход предполагает такое построение исследования, в основе которого лежит успешность (результат) и способ (особенности) выполнения деятельности. Примером таких исследований являются исследования, где применяются тесты интеллекта-методики, с единственно возможным правильным ответом на тестовое задание.

Субъективный подход реализуется в исследованиях, построенных на основе выявления личностной позиции испытуемого к рассматриваемому явлению. К таким исследованиям относятся исследования, в которых применяются, стандартизированные самоотчеты испытуемых, например тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально ориентированные техники.

 

Проективный подход предполагает проведение исследования с применением так называемых проективныx методик, в которых недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, раскрывающие те или иные характеристики субъекта.

 

По условиям проведения различают 1) лабораторный,                          2) естественный эксперименты.  

Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях при строгом соблюдении определенных правил, благодаря чему полученные результаты отличаются высокой степенью достоверности надежности. Выделяют аналитический и синтетический разновидности лабораторного эксперимента. Первый предназначен для изучения отдельных сторон психической деятельности (например, эмоционального напряжения), а второй - изучения в лабораторных условиях деятельности, приближающейся по своей структуре к  реальной (работа испытуемого на тренажере).

Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемого условиях, изменения которых в целях изучения психических явлений осуществляется исследователем. Различают исследовательский естественный эксперимент, когда, например, изучаются особенности познавательной деятельности учащихся в процессе педагогического взаимодействия, и обследовательский, близкий по характеру к психодиагностическому.

 

Объектом экспериментального исследования могут быть самые разнообразные проявления психики, что в конечном счете определяет содержание исследования и его направленность. Основными видами исследования являются:

- мотивационно-потребностная сфера личности (мотивация потребности);

- исполнительно-регулирующая сфера личности (интеллект, способности, их проявления в конкретных видах деятельности - педагогичес:кой, врачебной, спортивной, музыкальной, художественной и др.);

- изучение личности как индивидуальности со стороны ее биопсихической организации (свойства нервной системы, темперамент, психофизиологические особенности) и социальной детерминации (характерологические черты);

- исследование личности как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений (личность в группах и коллективах);

- изучение личности как идеальной представленности в  других людях (индивидуальное сознание и самосознание);

- особенности развития и формирования психики в онтогенезе (проблемы периодизации психического развития, аномалий психического развития).

 

По форме проведения исследования выделяют:

- исследования, использующие вербальные средства (беседа, интервью, репертуарные решетки);

- исследования, проводимые на основе применения невербальных средств (игра, моторные, перцептивные тесты);

- исследования с использованием средств моделирования (словесное описание реального объекта, формула, график, макет и др.);

- исследования, построенные на анализе продуктов деятельности (анализ детских рисунков, ошибок оператора и др.).

 

По технической оснащенности выделяют исследования использующие:

- аппаратурные средства (психофизиологические исследования, основанные на изучении электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, электроокулограммы, электрокардиограммы и других физиологических показателей состояния испытуемого, получаемых на основе применения аппаратуры);

- бланковые средства, к которым можно отнести анкеты, личностные опросники, вербальные тесты интеллекта;

- компьютерные технологии, используемые как в ходе, проведения исследования, так и при обработке полученных данных.

 

По организационному признаку выделяют исследования:

1) построенные по принципу пoпеpeчныхсрезов, когда сопоставляются данные, полученные на основании опроса разных людей (разных групп) или  одного итого же человека (одной и той же группы) через сравнительно большой промежуток времени;

2) лонгитюдного характера, реализующие метод продольных срезов, когда прослеживается динамика изучаемого психического явления, т.е. осуществляется сравнение данных, полученных через короткие временные промежутки в течение длительного периода (психическое развитие ребенка от момента рождения до юношеского возраста);

3) комплексного характера, когда изучение одного объекта осуществляется представителями разных наук и различными средствами, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа; например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

Данная классификация является примерной (одним из возможных вариантов) и не претендует на исчерпывающее освещение такой сложной, многоаспектной, многоплановой проблемы, какой является проблема классификации экспериментальных психологических исследований.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.