Понятие системы права. Критерии деления права на структурные компоненты — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие системы права. Критерии деления права на структурные компоненты

2019-07-12 177
Понятие системы права. Критерии деления права на структурные компоненты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди важнейших признаков права выделяется его системность, требующая расположения юридического материала в строго обусловленной последовательности, его согласованности и иерархичности. Системность как явление свойственна всем происходящим вокруг нас процессам, поскольку любое целостное образование невозможно представить без его составляющих элементов, в то же время отдельные компоненты целого не могут выполнять свои функции вне системы, связывающей их воедино и придающей им необходимую зависимость друг от друга в рамках общей направленности их действия.

Право непосредственно связано с системой общественных, отношений, и потому в нем отражаются их стабильные свойства и признаки. Но и само право представляет собой устойчивую систему, состоящую из определенных частей. Более того, обращаясь к основным понятиям и категориям, раскрывая содержание юридических явлений и общие правовые закономерности, мы постоянно сталкиваемся с системными образованиями в праве: определяем место юриспруденции в системе общественных наук и общетеоретической правовой науки в системе юридических наук; рассматриваем положение права в системе социальных норм и роль правопонимания в правовой системе государства, анализируем систему национального законодательства и виды систематизации нормативных правовых актов и т.д.

Таким образом, праву присущи различные системные связи, в том числе связанные с самой его структурной организацией, т.е. с системой права, охватывающей в многоуровневом комплексе все юридические нормы государства.

Система права - это объективно сложившееся строение права, представляющее собой внутренне взаимосвязанную и согласованную совокупность правовых норм, объединенных по соответствующим критериям в институты, отрасли и их семьи.

Для системы права характерными признаками являются:

- объективность, поскольку внутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениями, а не создается по усмотрению правовых субъектов;

- единство и взаимосвязь составляющих ее правовых предписаний, которым свойственны согласованность, целенаправленность и последовательность в процессе объединения;

- уровневая дифференциация элементов структуры права, отражающая их функциональное назначение различного порядка от правовых норм и до отраслевых объединений в праве.

Основаниями для выделения структурных компонентов системы права и их различения служат критерии, определяемые предметом и методами правового регулирования как осуществляемого с помощью юридических средств целенаправленного воздействия на поведение людей и общественные отношения. Именно последние являются основным материальным критерием процесса объединения правовых норм в более сложные группы.

Соответственно, предметом правового регулирования выступает то, что регулирует право, т.е. общественные отношения и поведение субъектов права, подвергаемые особому воздействию со стороны права в целях установления и поддержания в государственно-организованном обществе нормативного порядка. Элементы системы права обладают собственным предметом регулирования в силу наличия определенной, качественно обособленной группы отношений и специфики проявляемого людьми поведения в различных сферах общественной жизни. Предмет обусловливает потребность выделения определенной отрасли права.

Предметом гражданского права, например, являются имущественные и личные неимущественные отношения, которые складываются между физическими и юридическими лицами на основе равенства. Предмет уголовного права составляют отношения, связанные с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств. Предметом административного права стали управленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти.

Метод правового регулирования раскрывает, как происходит процесс осуществления права и рассматривается как совокупность юридических приемов, средств и способов, при помощи которых целенаправленно регулируется поведение людей в различных сферах общественных отношений.

Сочетание разных методов в правовом регулировании зависит от присущей той или иной отрасли права модели нормативного поведения в соответствующих правоотношениях, предусмотренных правовыми нормами жизненных ситуаций, влекущих юридические последствия, от воли законодателя, сложившейся практики правоприменения и иных факторов.

Методы разнятся в зависимости от избранных государством способов руководства обществом, выступая как убеждение, принуждение, рекомендации или поощрения; от специфики правоотношений, проявляясь в дозволениях или запретах, обязываниях или советах, стимулировании или предупреждении; от правового положения субъектов, отражая их властную зависимость или равенство в отношениях.

Общими для правового регулирования выступают методы, объединенные в:

- императивный подход, свойственный властным структурам и требующий обязательности и подчиненности в правовом поведении. Его действие основывается на авторитарных полномочиях, запрещении или обязывании и обеспечивается реальностью принудительного характера. Императивные методы характерны, в частности, для уголовного права, функционирующего в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;

- диспозитивный подход, предполагающий юридическое равенство сторон в правоотношениях, их автономное положение в несоподчиненности между собой. Его действие основано на дозволениях, предоставлении возможностей свободного волеизъявления и выбора приемлемого варианта поведения. Диспозитивные методы свойственны, например, гражданскому и семейному праву;

- поощрительный подход, основанный на предоставлении субъектам права определенных благ за определенное и желаемое для законодателя правомерное поведение (премии, награждения и т.п.). Методы данного подхода, в частности методы стимулирования и вознаграждения, характерны практически для всех отраслей права;

- рекомендательный подход, заключающийся в совете субъекту права осуществлять определенное и желаемое для законодателя правомерное поведение. Выбор законопослушного варианта поведения остается за субъектом, который поступает в конечном счете исходя из возможностей и условий реальной жизни.

 

16.2. Норма права, ее содержание и классификация

 

Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы права, поскольку именно в них содержатся правила императивного и диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера, т.е. в нормативных актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом.

Норма права - это обязательное, официально установленное или санкционированное правило общего характера, обеспечиваемое публичной властью.

Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают:

- нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;

- общеобязательностью, т.е. правовые нормы рассчитаны на беспрекословное выполнение;

- общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;

- фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;

- публично-властной обеспеченностью, призванной придать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;

- стабильностью, отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;

- системностью, связанной с собственной внутренней структурой и вхождением в более сложные компоненты права.

Внутренняя структура нормы права определяется ее классическим содержанием, которое вытекает из необходимости следовать юридическому канону: "Если Вы являетесь субъектом права, то должны выполнять его требования, иначе власть правомочна применить к нарушителю ее законов установленные принудительные меры воздействия".

В данном правиле закрепляются следующие элементы системы правовой нормы:

- условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности. Соответственно, выделяют гипотезы: простые, указывающие на единственное условие, с наличием (отсутствием) которого связывается действие нормы права; сложные, ставящие действие нормы права в зависимость от одновременного наличия (отсутствия) двух или более условий; альтернативные, ставящие действие нормы права в зависимость от одного из фиксированных условий;

- правило (диспозиция), указывающее на границы правового доведения, которым необходимо или желательно соответствовать правовым лицам при зафиксированных обстоятельствах. Диспозиция по способу изложения разделяется как: простая, называющая признаки правила, не раскрывая их конкретно; описательная, которая раскрывает все признаки правила; ссылочная, которая отсылает правоприменителя к другим статьям данного акта; бланкетная, которая отсылает правоприменителя к иным нормативным актам, содержащим описание правила;

- взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.

По степени определенности санкции рассматриваются как: абсолютно определенные, точно указывающую меру взыскания, размер и ее виды; относительно определенные, устанавливающие минимум и максимум в границах возможного взыскания; альтернативные, предусматривающие выбор определенного из указанных взысканий; кумулятивные, содержащие указания на дополнительные неблагоприятные последствия правонарушения

В зависимости от способа изложения нормы права в нормативном правовом акте сложились следующие его виды:

- прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение встречается в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших "верность" классическим правилам римского частного права;

- отсылочный способ изложения, предполагающий "компенсацию" недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые содержатся в иных актах того же нормативного правового акта;

- бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве.

Классификация норм права. Ввиду многочисленности и разноплановости принято классифицировать правовые нормы по определенным критериям. Наиболее распространенными считаются их разновидности, выделенные:

- по характеру (форме) правового регулирования нормы, со времен римских юристов подразделяющие правила на:

- запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий;

- обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме;

- управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;

- по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как:

- нормы конституционного права;

- нормы административного права;

- нормы гражданского права;

- нормы уголовного права;

- нормы финансового права;

- нормы семейного права;

- нормы трудового права;

- нормы земельного права;

- нормы гражданско-процессуального права;

- нормы уголовно-процессуального права;

- по субъекту правотворчества:

- законодательные нормы;

- подзаконные нормы;

- делегированные нормы;

- по методу правового регулирования:

- императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий;

- диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой;

- рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения;

- поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права;

- по целевому назначению:

- учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т.п.;

- дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий;

- регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам их права и возлагающие на них юридические обязанности;

- охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе;

- коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т.д.;

- по кругу лиц, которым нормы права разделяются на:

- общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве;

- специальные, действующие в отношении определенных категорий населения;

- исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;

- по действию в пространстве:

- нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте;

- нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую род компетенцию регионального или местного правомочного органа;

- по времени действия:

- постоянные и временные, действие которых ограничивается либо самим нормативным актом непосредственно, либо событием, в связи с которым они принимались; вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям;

- немедленного и ретроспективного (обладающие обратной силой) действия.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.