Закон в системе источников права и его виды — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Закон в системе источников права и его виды

2019-07-12 164
Закон в системе источников права и его виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предыдущие характеристики констатируют преимущество закона, ставящего его по всем показателям выше других источников права. В качестве неизменной составной части закон присутствует в подавляющем числе их систем и чаще всего возглавляет последние. Своими специфическими особенностями закон отличается от иных источников права:

- по степени выражения интересов общества и государства, поскольку нормативно выражает волю народа как результат согласования различных социальных интересов;

- по форме, являясь базовым, первичным нормативным правовым актом (в отличие, например, от подзаконного акта - производного специализированного регулятора);

- по юридической силе как акт высшей юридической силы (все остальные акты должны издаваться на основе закона, исходить из закона, не противоречить закону);

- по органу принятия, которым должен быть народ или представляющий его законодательный орган, т.е. принимается непосредственным или опосредованным волеизъявлением граждан;

- по процедуре принятия, которая обычно обусловлена конституцией страны и/или специальными законами, а также регламентами палат законодательного органа и предусматривает обязательные процедуры законотворческого процесса;

- по сфере действия, которая охватывает все население страны и ее территорию;

- по длительности действия, поскольку характеризуется наибольшей стабильностью своих положений;

- по предмету регулирования, отражающему наиболее значимые сферы государственной и общественной жизни, которые зачастую оговариваются в конституции и/или специальных законах.

Так, к вопросам, которые могут быть урегулированы только законом, а следовательно, не должны быть предметом указов, постановлений и иных подзаконных нормативных актов, в российской Конституции отнесены:

- правовой статус граждан, включая основные права и свободы, способы их охраны, юридическую ответственность и применение мер принуждения по отношению к гражданам;

- условия создания и деятельность партий и общественных объединений;

- порядок формирования и работы органов представительной, исполнительной и судебной власти;

- вопросы конституционного порядка;

- установление, отмена и изменение всех видов налогов;

- юрисдикционное законодательство (уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданско-процессуальное и административное законодательство, законодательство о судоустройстве, прокуратуре, адвокатуре, других правоохранительных органов);

- семейное законодательство;

- правовой статус средств массовой информации. Аналогично определяются сферы, подлежащие исключительно

- законодательному урегулированию в зарубежных конституционных актах. К примеру, ст. 164 Конституции Швейцарии устанавливает, что "все важные законотворческие акты издаются в форме федеральных законов". К ним относятся, в частности, основополагающие акты о:

- реализации политических прав;

- ограничениях конституционных прав;

- правах и обязанностях лиц;

- круге налогооблагаемых лиц, а также предметах и размерах налогов;

- задачах и деятельности Конфедерации;

- обязанностях кантонов по применению и исполнению норм федерального права;

- организации и деятельности федеральных органов власти.

Классификация законов. Закон как основной источник права можно различать по различным основаниям и критериям, принимая во внимание специфику отдельных правовых семей и систем. Так, в частности, в современной России следует различать несколько понятий, связанных с законами, которые несут различную терминологическую нагрузку:

- законы в Российской Федерации, объединяющие всю массу законодательных актов, действующих в стране;

- законы Российской Федерации, включающие акты общефедерального значения (законы о поправках в Конституцию, федеральные конституционные законы и федеральные законы);

- законы субъектов Российской Федерации.

Обращения к конкретным государствам дадут и иные примеры специфических разновидностей и группировок законодательных актов. Тем не менее в рамках реального законотворчества современных государств возможно выделение следующих основных видов законов.

1. По способу принятия:

(а) законы, принятые прямым волеизъявлением народа. Они становятся таковыми вследствие референдума (плебисцита), в котором воплощается принцип "прямой демократии" - право народа принимать окончательное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдумы могут носить законодательный, международно-правовой, административно-правовой или местный (локальный) характер. Предметом законодательного референдума становится проект закона либо уже вступивший в юридическую силу закон. Подобные референдумы исторически разделяется на:

- обязательные (согласно ст. 138 и 140 Конституции Швейцарии, они необходимы, в частности, при любом изменении федеральной конституции, включая поправки и дополнения к действующим статьям, а также при принятии так называемых срочных законов, действие которых превышает один год; к тому же 100 000 избирателей могут предложить полный пересмотр конституции и их "требование выносится на голосование швейцарскому народу") и факультативные (ст. 141 Конституции Швейцарии предполагает их возможность по требованию 50 000 избирателей в случае принятия законов или постановления правительства, не выходящих за рамки федеральной конституции, но касающиеся общенациональных интересов);

- утверждающие (которые, по сути, ратифицируют будущие законы. Так, по ст. 11 Конституции Франции "президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб, либо законопроект, ратифицирующий какой-либо международный договор."), отклоняющие (предполагающие полную или частичную отмену закона. В частности, ст. 75 Конституции Италии закрепляет следующее положение: "Когда того потребуют 500 тысяч избирателей или 50 областных советов, назначается народный референдум для отмены, полностью или частично, закона или акта, имеющего силу закона") и консультативные (ст. 62 Конституции Испании констатирует возможность вынесения королем "на всенародный референдум всех граждан" политических решений, имеющих "особую важность");

(б) законы, принятые парламентом, которые, в свою очередь, делятся на:

- законы, принимаемые однопалатным парламентом (Белоруссия, Эстония, Финляндия, Украина);

- законы, принимаемые нижней палатой двухпалатного парламента (Великобритания, Германия, Россия, США);

- законы, принимаемые обеими палатами (в частности, законы о поправках в конституцию, органические законы. Ст. 60 Конституции Бразилии, предусматривающая возможность внесения поправок в собственный текст, оговаривает в качестве условия, что поступившее "предложение обсуждается и голосуется в каждой Палате Конгресса в два раунда и считается поддержанным, если оно получило 3/5 голосов соответствующих членов в обеих палатах");

- законы, принимаемые на совместном заседании палат (подобный порядок предусматривается, например, ст. 107 и 108 Конституции Индии и ст. 82.2 Конституции Нидерландов. В последнем случае совместное заседание Генеральных штатов для рассмотрения законопроектов возможно в порядке, предусмотренным в отношении учреждения регентства или сложения королевских полномочий);

(в) акты, имеющие силу закона в порядке делегирования полномочий. Делегированное законодательство известно со времен Римской империи, когда первые консулы, а затем и императоры получали право принимать конституции как собственные указы с силой закона. В настоящее время более известна практика законодательного закрепления передачи полномочий, и соответственно вошло в обиход родовое понятие "акты, имеющие силу закона". Среди немногих государств, конституция которых прямо запрещает делегированное законодательство, - Мексика. Статья 49 мексиканской конституции устанавливает, что ни в каком случае исполнительной власти не могут быть предоставлены полномочия на издание актов, имеющих силу закона. В некоторых странах конституции требуют обязательного парламентского утверждения в последующем подобных актов (Франция, Португалия), в других нет (Испания). В числе актов, приравниваемых к закону, но принимаемых исполнительной властью по особому поручению парламента, возможны следующие разновидности:

- акты, принимаемые в порядке прямого делегирования законодательных полномочий конституцией или специальными актами парламента главе государства или кабинету министров (Турция, Армения, Беларусь, Киргизия);

- акты, принимаемые в порядке вторичного делегирования законодательных полномочий вследствие принятия специального на то акта парламента (Казахстан, Бразилия);

- акты косвенного делегирования законодательных полномочий, примером которых могут служить так называемые законы-каркасы во Франции, устанавливающие главные принципы в ряде сфер (образования, общей организации обороны, трудового и профсоюзного права, социального обеспечения), требующие, в свою очередь, конкретизации в актах исполнительной власти, которые имеют высшую юридическую силу.

2. По форме государственного устройства:

(а) законы унитарного государства;

(б) законы автономий в сложном унитарном и региональном государстве;

(в) законы федераций (представляют собой федеральное законодательство как высший уровень единого многосоставного государства);

(г) законы субъектов федерации, в силу самостоятельности отдельных частей государства, имеющих свою специфику и направленность. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов первые имеют приоритет над вторыми. Например, ст. VI п. 2 Конституции США подчеркивает: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение... являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в конституции или законах какого-либо штата встречаются противоречащие положения".

(д) законы межгосударственных союзов (разнятся по юридической силе и территориальному действию в зависимости от сути и направленности самого объединения суверенных государств).

3. По отраслевой принадлежности:

(а) законы межотраслевые (о здравоохранении, туризме, образовании, культуре, науке и т.п.);

(б) законы отраслевые (в сфере административного, гражданского, уголовного, процессуального и т.п. права).

4. В зависимости от срока действия:

(а) законы постоянные, не имеющие ограничения во времени;

(б) законы временные, связанные определенными хронологическими рамками;

(в) законы срочные (в соответствии со ст. 165 Конституции Швейцарии, решением большинства членов каждой из палат может быть объявлен срочным и немедленно вступить в силу федеральный закон, имеющий безотлагательный характер. Такой закон теряет свою силу спустя год, если он в течение этого срока не был одобрен народом и кантонами).

5. В зависимости от действия закона по кругу лиц:

(а) законы общего действия, рассчитанные на все население страны;

(б) законы специального действия, предусматривающие определенный круг субъектов права, которые могут попасть под их действие;

(в) законы исключительного действия, делающие определенные изъятия из круга субъектов права, подпадающих под действие закона.

6. В зависимости от действия закона в пространстве:

(а) законы общего действия, распространяющие юридическую силу на всю территорию страны;

(б) законы ограниченного действия, распространяющие юридическую силу на определенную часть территории государства;

(в) законы, имеющие экстерриториальное действие. Ими устанавливается право экстерриториальности государств - порядок, в соответствии с которым учреждения или физические лица, находящиеся на территории другого государства, рассматриваются как такие, которые пребывают на собственной национальной территории и подчинены законам и юрисдикции собственного государства.

7. По юридической силе:

(а) конституция как основной закон государства, закрепляющий его первичные нормы и имеющий прямое действие;

(б) законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию либо пересматривающие ее текст. Они носят различные названия - конституционные (ст. 72 Конституции Молдавии), либо законы о поправках в конституцию (Россия), или законы, вносящие поправки в конституцию (ст. 59-60 Конституции Бразилии);

(в) органические законы, которые принимаются в развитие положений конституции по утвержденному ею "списку" (ст. 72 Конституции Молдавии) либо по сферам, выделенным в нормах конституции (ст. 81 Конституции Испании). В Российской Федерации данные функции выполняют федеральные конституционные законы;

(г) ординарные (обычные, текущие) законы, представляющие собой основной объем законодательных актов. Их собственная классификация, как правило, предусматривает:

- кодификационные акты (кодексы, уложения, основы законодательства, уставы, положения, регламенты);

- базовые законы, устанавливающие общие начала (принципы) организации определенной сферы правового регулирования;

- учредительные законы, создающие органы государственной власти или иные организационные структуры и предусматривающие порядок их деятельности;

- статусные законы, предусматривающие правовое положение (статус) отдельных категорий субъектов права;

- тематические законы, вводящие правовую регламентацию определенного рода деятельности (на определенной территории или по кругу лиц);

- процедурные законы, содержащие нормы о введении в действие принятых законов;

- ратификационные законы, вводящие в действие на территории государства международные соглашения и иные договоры общегосударственного значения;

- законы, вносящие изменения и дополнения в иные законодательные акты для повышения эффективности их действия;

(д) регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих полномочий придается юридическая сила закона;

(е) чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств или при объявлении чрезвычайного положения в стране или в ее определенных регионах. Такими законами, носящими временный характер, могут ограничиваться действие ряда конституционных и иных законодательных положений, правовое положение организаций и объединений. Однако ряд конституций специально оговаривают рамки действия таких актов. Так, ст. 86 Конституции Испании предусматривает принятие декретов-законов как временных законодательных актов, издаваемых правительством в чрезвычайных и срочных случаях, которые не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства, прав и свобод граждан. А статья 59 Конституции Бразилии оговаривает возможность введения законов, носящих временный характер, принимаемых президентом в неотложных случаях, которые должны быть переоформлены в качестве законов в течение 30 дней;

(ж) модельные законодательные акты ("примерные" или рекомендательные законы), которые принимаются для согласования законодательной деятельности субъектов федерации или государств - членов межгосударственных союзов. Такие законы носят в основном рекомендательный характер, и их внедрение в юридическую практику зависит от степени готовности и желания партнеров воспринимать подобные типовые образцы или примерные варианты в своей непосредственной законодательной деятельности. Соответственно, возможны несколько вариантов реализации модельных актов: одобрение целиком акта как собственного закона; одобрение частичное с внесением дополнений и/или изменений; использование как ориентира в законодательной деятельности; оставление без внимания. На практике выделяются:

- внутрифедеральные модельные законы, содержащие образцы законодательных текстов, которые разрабатываются для субъектов федерации в инициативном порядке. Они носят рекомендательный характер, служат началом определенной законопроектной деятельности, разрабатываются для более строгого увязывания региональных законов с соответствующими федеральными законами, а характер рассмотрения и способы реагирования на них целиком зависят от законодательных органов субъектов федерации. Примерами могут служить американская (Единообразный торговый кодекс и Примерный уголовный кодекс, которые целиком или частично воспринимались отдельными штатами в качестве собственных кодифицированных актов) или российская практика (модельные законы о выборах в субъектах РФ, о гербе и флаге, о государственных должностях, модельный устав края (области));

- международные модельные законы принимаются межгосударственными союзами для нормативной ориентации государств-членов. В Положении о рекомендательных (модельных) актах Межпарламентской Ассамблеи СНГ установлено: модельный закон - типовой законодательный акт, принимаемый МПА в сфере общих интересов государств-участников, имеющий рекомендательный характер и направленный парламентам государств-участников для использования в их законодательной деятельности. Модельные законы могут быть подготовлены в виде готового образца для соответствующего национального закона, примерного варианта внутригосударственного закона или концентрированного выражения принципов законодательного регулирования. Конкретными видами таких актов являются:

- общие принципы ("Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами-гражданами бывшего СССР на территории государств Содружества");

- согласованные принципы ("Согласованные принципы регулирования гражданства в государствах - участниках СНГ");

- примерный закон (Транспортный устав железных дорог, Уголовно-исполнительный кодекс, "Об альтернативной военной службе", "О чрезвычайном положении");

- основные положения ("Основные положения о вузовском и послевузовском образовании и взаимном признании дипломов о высшем образовании в государствах - участниках СНГ").

 

Законотворческий процесс

 

Законотворческий процесс является официальной деятельностью по подготовке, рассмотрению, утверждению и обнародованию высших нормативных актов государственной власти. Его суть и направленность определяют следующие характерные черты:

- подобное творчество присуще любому государству в истории цивилизации;

- законотворчество оформляется в виде особых процедур, предусматриваемых законодательством (в том числе конституционными положениями, специальными законами, правилами и/или регламентами);

- для осуществления законотворческой деятельности создается специальный орган (или органы), чье предназначение и есть оформление процесса создания законодательных актов;

- субъектами законотворческой деятельности являются народ и высшие органы государственной власти, составляющие в своем единстве так называемый полный парламент;

- сужение рамок законотворческого процесса, выпадение из общепринятой схемы определенных звеньев свидетельствует об ущемлении демократических основ общества.

В рамках законотворческого процесса выделяют:

(а) конституционный процесс, предваряющий принятие и введение в юридическую силу основного закона страны;

(б) парламентский процесс как строго регламентированные процедуры создания основных правил поведения граждан законодательной властью государства;

(в) субститутный процесс, представляющий собой процедуры принятия актов, имеющих силу закона, в порядке делегированного законотворчества.

Теория законотворческого процесса формируется в Древнем Риме, что вполне объяснимо, поскольку именно там была создана самая совершенная правовая система Древнего мира, до сих пор представляющая образец профессионализма в создании законодательства. Детей римских граждан учили латыни по текстам законов - настолько правильным и совершенным было их содержание. Уже знаменитые Законы XII Таблиц создавались с участием юристов-профессионалов, аккумулировавших в себе нормативный опыт всего общества. Содержание римских законов должно было строиться на основе специальных правил и приемов, а их принятие предусматривало комплекс специальных процедур.

Особое место в законотворчестве как науке занимает Англия уже самим фактом создания в ней первого парламента и современных законодательных процедур. Именно в Великобритании родилась и воплотилась в реальность идея верховенства законодательной власти, появились первые акты, которыми вводились детализированные процедуры разработки, обсуждения и принятия закона, понятие официального издания закона, порядок его вступления в силу и многое из того, чем пользуются и сегодня законодатели различных стран.

Законотворческий процесс происходит в соответствии с определенными руководящими идеями (началами), соблюдение которых является необходимым условием эффективности законодательства, соответствия результатов законотворчества его целям, реальности и исполняемости законов в жизни общества и государства. Таковыми идеями, т.е. принципами законотворческого процесса, становятся:

- его правовой характер, т.е. обусловленность исключительно юридическими факторами (а не, например, амбициями, эгоизмом, эмоциями и иными проявлениями личных интересов власть предержащих);

- законность, соблюдение которой требует принятия законодательных актов строго в рамках собственной компетенции, в строгом соответствии с установленном порядком, при проведении необходимых процедур и тем органом, который правомочен принимать соответствующие решения;

- научная обоснованность процесса, основанного на достижениях отечественной юридической доктрины, законодательной техники, на привлечении ученых-юристов к подготовке концепции и текста законопроекта, к проведению специальных исследований, в том числе законодательных экспериментов;

- учет зарубежного опыта законодательного регулирования и результатов научных исследований зарубежных ученых;

- профессионализм участников законотворческого процесса, дающий им возможность соответствовать его целям и задачам;

- системность, проявляемая в согласованности, последовательности, упорядоченности и комплексности законотворческого процесса, результаты которого должны вписываться в сложившуюся иерархию законодательства;

- демократизм, основанный на связи законодателя с реальностью, с интересами единственного носителя государственного суверенитета в современных демократических странах, с привлечением общественности к обсуждению законопроектов и процессов его рассмотрения и принятия;

- гласность, которая выступает гарантом обеспечения принципа демократизма законотворчества и проявляется в своевременном информировании общества о законопроектных работах и их результатах.

Современный законотворческий процесс представляет собой сложную систему действий, разнообразных по смыслу и форме, и в силу этого сам делится на несколько стадий, каждая из которых обладает функциональным назначением и имеет собственное название. Их формальное количество в разных странах различно (в Великобритании, в частности, официально насчитывают до четырех подэтапов), однако на практике стадии разбиваются именно на те, которые последовательно рассматриваются ниже.

1. Предварительная подготовка законопроекта (билля), представляющая собой разработку текстов будущих законодательных актов, основанную на собственных, правилах, приемах и способах, регулированию которых посвящен специальный комплекс актов и методических правил.

Процедуры подготовки могут предусматривать:

- планирование законопроектной работы, что позволяет рационально распределять усилия по созданию нормативных актов высшей юридической силы. Законотворческие планы, в свою очередь, могут быть текущие (на определенные промежутки времени: на месяц, квартал, полугодие, год) и перспективные (на срок до трех лет и более дальний срок);

- разработку концепции законопроекта как выражения сути будущих предписаний, служащей для определения целей законодательного акта, изложения принципов построения, ожидаемого эффекта, социальной и экономической целесообразности принятия и исполнимости;

- экспертизу законопроекта как требующего специальных познаний и квалификации его исследования, проводимого с целью установления возможности для его усовершенствования и устранения недостатков. Экспертизы могут быть юридическая, техническая, лингвистическая и пр.;

- обсуждение текста законопроекта в порядке заседания специальных комиссий и/или слушаний;

- согласование законопроекта (по времени внесения в парламент, принятия и/или вступления в юридическую силу);

- доработку законопроекта после внесения возможных дополнений и изменений.

Сам законопроект может быть подготовлен инициативно; по заданию государственных органов или общественных организаций; альтернативно, предусматривающий разработку различными организациями нескольких проектов, один из которых затем будут рассмотрен в качестве базового.

В любом случае дальнейшая судьба законопроекта напрямую не зависит от разработчиков, поскольку его передача в парламент "вручается" иным лицам, обладающими соответствующими полномочиями.

2. Законодательная инициатива как закрепленные в конституции или специальным законом право определенных субъектов (органов, организаций, должностных лиц) ставить вопрос об издании закона и вносить соответствующий законопроект в законодательный орган, а также обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложения об издании (либо неиздании) внесенного законопроекта.

Практика государств характеризуется различными подходами к списку субъектов законодательной инициативы. Так, в Соединенных Штатах законодательной инициативой обладают лишь конгрессмены и сенаторы, по имени которых и называются принятые впоследствии законы. В ФРГ это право принадлежит правительству и парламентариям, во Франции - премьер-министру и депутатам Национального собрания. В Англии же инициатива выдвижения билля не связана с конкретным кругом субъектов: она может исходить от политических партий, общественных объединений, правительства и его ведомств, от заинтересованных групп населения, а также от научных организаций, потребительских и торговых ассоциаций, от отдельных экспертов и ученых-специалистов. В ряде конституций (Австрии, Испании, Италии и др.) закреплено право народной инициативы - законодательной инициативы избирателей. В Нидерландах избиратели посредством петиций могут внести в парламент частные билли - законопроекты индивидуального применения или локального значения. В Финляндии право законодательной инициативы также предоставлено Евангелистской лютеранской церкви.

В Конституции РФ (ст. 104) круг органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы, ограничен главой государства, верхней палатой федерального парламента, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, Правительством России, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также федеральными судами высшей инстанции по вопросам их ведения.

Общие правила (выработанные практикой или специальным законодательством) требуют:

- законопроект должен быть представленным в письменной форме;

- законопроект должен быть внесенным с обоснованием его основных идей и предназначения, а также возможных последствий его принятия, в том числе и финансового характера (Франция, Испания, Индия, Польша и др.);

- отвергнутый законопроект не может быть внесен вновь в парламент на текущей сессии.

Способы внесения законопроекта также различны и зачастую зависят от сложившей традиции. В частности, в палате представителей Конгресса США текст билля опускается законодателем в специальный ящичек ("хоппер"), который стоит на столе у клерка палаты. В Великобритании депутат обращается к палате общин с просьбой позволить ему внести соответствующий билль. В России законопроект передается на имя председателя Государственной Думы.

3. Обсуждение законопроекта включает как его предварительное рассмотрение, так и основное обсуждение. В первом случае законопроект направляется в специальные комитеты и комиссии парламента. В англоязычных странах, близких по парламентской модели Великобритании, эти органы в основном лишь редактируют и дорабатывают отдельные положения билля. В системе континентального права парламентские комитеты и комиссии обладают существенными полномочиями, они могут переработать проекты по своему усмотрению, а занятая ими позиция во многом определяет дальнейшее его прохождение.

Рассмотрение на пленарном заседании получило общее название "чтения". В силу различных причин практика пленарных парламентских процедур отличается их количеством:

- одно чтение (Япония, Бразилия), в ходе которого заслушиваются доклады комитета или комиссии, послание правительства, проводятся общие дебаты по концепции, а затем - по отдельным статьям законопроекта;

- два чтения (Франция, Мексика, Польша, Болгария), в первом из которых проходят дебаты по концепции, а во втором - обсуждаются статьи законопроекта;

- три чтения (наиболее распространены в парламентской деятельности как Старого, так и Нового Света), включающие последовательно: (а) обсуждение законодательной концепции; (б) детальную проработку отдельных статей; (в) обсуждение законопроекта в целом;

- четыре чтения, встречавшиеся, в частности, в деятельности российской Государственной Думы в 1990-е годы при обсуждения бюджета страны, когда требовались дополнительные лингвистическая и юридическая экспертизы документа. Однако депутаты стремились использовать такую возможность для решения финансовых проблем своих регионов. А в современной практике России наметилась тенденция рассмотрения законопроекта в "нулевом" чтении, когда правительственный законопроект предварительно рассматривается с участием представленных в Государственной думе партий еще до его официального внесения в парламент.

4. Принятие закона предусматривает наличие кворума, который гарантирует присутствие определенного числа парламентариев, необходимых по регламенту для процедуры окончательного голосования. Чаще всего за точку отсчета берут половину депутатов плюс один голос. В ряде стран тем не менее возможно наличие меньшего числа для начала процесса. Так, в Австралии, Австрии, Греции - это 1/3 от общей численности депутатов. А в Великобритании в палате общин голосование проводится при наличии 40 парламентариев.

Общепринятой практикой многих парламентов является правило, в соответствии с которым депутаты должны осуществлять свое право лично. Однако ряд парламентских регламентов допускает голосование по доверенности или в рамках партийной фракции.

В случае голосования, предусматривающего квалифицированное большинство, в зале должно присутствовать не менее двух третей депутатов. Голосование происходит обычно открыто, однако могут быть предусмотрены процедуры тайного голосования. В Италии, в частности, по требованию 20 депутатов должно проводиться голосование по бюллетеням.

Положительные результаты голосования дают законопроекту статус закона и завершают его прохождение через палату.

5. Утверждение закона необходимо при наличии двухпалатного парламента, где верхняя палата в силу принципа бикамерализма, составляющего основу системы сдержек и противовесов, обладает правом "отлагательного вето". В случае неодобрения закона предусматриваются согласительные процедуры, позволяющие учесть мнения всех или большинства парламентариев и их объединений в обеих палатах. При возникновении конфликтных ситуаций их разрешение:

- может быть предусмотрено конституционными положениями (например, ст. 105 и 108 Конституции РФ);

- предусматривает использование классического способа "челнока", при котором закон пересылается с мотивированным заключением и вариантами решений из палаты в палату, пока его текст не будет согласован;

- возложено на согласительные комиссии, создаваемые на паритетных началах с равными правами и равным числом депутатов;

- предусматривает проведение совместных заседаний палат, однако здесь имеет преимущество палата с большим числом депутатов (Индия).

Закон, не утвержденный в идентичной форме либо отклоненный верхней палатой, считается в большинстве парламентов непринятым (США, Бразилия, Мексика и др.). Чтобы исключить подобную возможность, ряд стран предусматривает процедуру преодоления вето верхней палаты, когда нижняя палата большинством в 2/3 может повторно принять закон.

6. Промульгация закона как стадия, удостоверяющая его принятие, которая заключается в подписании главой государства представленного ему акта с последующим направлением закона для опубликования и введения в юридическую силу.

В ряде государств отказ от подписания закона не допускается (Германия, Ирландия) либо обязательность подписания стала укоренившейся традицией (Великобритания). Однако в большинстве государств монарх или президент могут применить право вето, которое может быть преодолено последующим переголосованием в парламенте.

7. Обнародование закона завершает законотворческий процесс и является обязательным условием его вступления в силу. Лишь в Соединенных Штатах закон вступает в силу с момента его подписания президентом или преодоления его вето, если только иной срок не указан в самом тексте закона.

Общим же для практики демократических государств является положение, в соответствии с которым неопубликованные законы не могут применяться и никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании официально не опубликованного закона. Опубликование закона происходит от имени органа, его принявшего, и строго в официально установленный срок, который для многих государств является различным.

Можно считать, что на этом законотворческий процесс закончен. Однако в ряде стран закон должен еще пройти проверку на соответствие его положений основному закону государства.

8. Конституционный контроль, который осуществляется в двух направлениях:

(а) последующий конституционный контроль, характерный для практики большинства государств и не вводимый в число стадий законотворческого процесса, поскольку применяется к законам, уже вступившим в силу. Он осуществляется в основном судами, в том числе:

- судами общей юрисдикции (США, Австралия, Дания, Норвегия), которые могут отказать в применении закона на том основании, что он противоречит основному закону страну (в основном при нарушении конституционных прав и свобод человека);

- высшими судами (ФРГ, Греция, Швеция, в которой такие функции возложены на Правовой совет, формируемый из судей Верховного суда и Верховного административного суда), куда обращаются суды общей юрисдикции, не решая самостоятельно вопрос по существу, но приостанавливая рассмотрение дела;

- конституционными судами, которые, рассматривая конкретные обращения, вправе приостановить действие закона или его части. Таким образом, признание закона неконституционным не влечет без соответствующего решения парламента его формальной отмены (за исключением практики отдельных стран, например Канада или Индия, где конституция признает в таком случае закон утратившим силу);

(б) предварительный конституционный контроль, который осуществляется как в ходе прохождения законопроекта через парламент, так и после его принятия, но до вступления закона в силу. Именно такая форма контроля может рассматриваться одной из стадий законотворческого процесса, проведение которой возлагается на:

- палаты парламента непосредственно (Бельгия, Нидерланды);

-


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.