Идеалистическое правопонимание и его отражение в теориях естественного права — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Идеалистическое правопонимание и его отражение в теориях естественного права

2019-07-12 232
Идеалистическое правопонимание и его отражение в теориях естественного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учение естественного права в развитии взглядов на сущность права и его взаимосвязи с действием сил природы исходит из признания факта существования природы как не зависящей от человека субстанции, упорядоченной в силу всеобщей идеи или основы. Универсальный вселенский порядок или природные свойства натуры человека в конечном счете предопределяют рамки оценочных суждений человека независимо от его желаний и стремлений.

Общее для всех право установлено именно этим порядком и потому оно - естественное. Но такое право не является системой юридических норм, это - образец, критерий в форме естественных требований (императивов) к оценке содержания официального закона, т.е. писаного права. Оно не тождественно действующему законодательству, а предполагает религиозные, нравственные или этические основания, по которым можно судить о юридических действиях государственных органов, человека и общества в целом. Естественные принципы определяют должное поведение людей, а создаваемые ими законы не могут не основываться на таких принципах, иначе их следует менять.

Различия во взглядах на первооснову, устанавливающую естественный порядок в обществе, отразились в таких течениях естественно-правовой мысли как религиозный и светский идеализм.

Религиозный идеализм в правопонимании определяет правовые предписания того, что можно или нельзя человеку, которые прямо или косвенно проистекают от Бога. Право представляет собой выражение божественного разума и ставит целью установление в обществе порядка по воле божьей.

Христианская доктрина правопонимания имеет двухтысячелетнюю историю развития. Одним из первых божественную концепцию права выразил Августин (Aurelius Augustinus, 354-430), стремившийся примирить требования земного царства и царства небесного. Он в отличие от права мирского четко различал в праве естественном примат справедливости и морали, основанных на Священном Писании, которое возводило "предданное" право в "вечный закон". По Августину, "вечный закон" - божественный план мироздания, который раскрывается как мудрость или воля Бога. Отсюда и основной постулат религиозного идеализма в праве - понимание естественного права на основе религиозной веры.

Фома Аквинский (Thomas Aquinas, 1225-1274), чье учение (томизм) является с XIV в. официальной доктриной римско-католической церкви (а сам он причислен к лику святых), сделал возможным практическое и непосредственное применение естественного права и напрямую связал его с человеческим законом, с проблемами устроения земной жизни. В своем главном трактате "Сумма теологии" он выстраивает иерархическую схему права - как вечное, естественное и человеческое право.

Первое из них - вечное, или божественное, - является совокупностью общих принципов божественного руководства миропорядком. Оно вечное, поскольку вечен Бог, существующий сам по своей сущности. Соответственно вечное право является источником иных производных форм права, потому что заключено в самом Боге и по существу тождественно с ним. А остальные разновидности права могут быть лишь результатом божественного промысла и находятся в созданиях Бога.

Естественное право следует из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно представляет собой совокупность правил вечного права, предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах ("почитай отца и мать", "не убий", "не прелюбодействуй", "не кради", "не произноси ложного свидетельства", "не желай чужого имущества", "отдыхай каждый седьмой день и дай отдых своим рабам и работникам"). Естественное право имеет разумный характер, отражается в сознании человека как разумного создания.

Человеческое право изменчиво и отмечено печатью случайности и скоротечности. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других факторов.

Современные трактовки естественного права в геологических учениях представлены наиболее сконцентрировано юридическим неотомизмом. Его виднейший представитель, французский религиозный философ Жан Маритен (1882-1973) считал, что естественное право является иерархией правил-принципов, которые могут сегодня иметь различные версии, но исходить все так же из естественного права в себе, т.е. из "вечного закона". В его представлении социальная справедливость и твердый правопорядок возможны только в тех государствах, где власти и граждане с уважением относятся к христианским ценностям и неукоснительно соблюдают христианские нормы поведения. А религиозная нормативность вполне совместима с западной цивилизацией, поскольку истинные христиане предстают надежным оплотом не только церкви, но и правопорядка.

Светский идеализм в правопонимании исходит из видения права как создания самой человеческой натуры, как результат того, что человек - мыслящее и разумное существо, способный осознать требования к нему и собственные обязанности, связанные с жизнью в упорядоченном обществе. Классическое учение естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, французские просветители) провозглашало права человека на жизнь, свободу, собственность, достоинство абсолютными ценностями. Они являются первичными по отношению к государству, даны каждому от рождения и не могут быть предметом посягательства со стороны государства. Такие права вечные и неизменные, раз и навсегда установленные природой.

Позднее естественное право уже связывают с природой человека как существа социального, живущего в изменчивом обществе. Но в любом случае, по мнению немецкого юриста Рудольфа Штаммлера (1856-1938), сделавшего многое для возрождения учения естественного права в современном правоведении, право не зависит от социально-исторической реальности, предшествует государству и определяет его функции, придает им упорядоченность. Так происходит, если речь идет о "правильном" праве, или истинном, естественном праве, поскольку бывает право справедливое и несправедливое. Виновником и источником последнего является государство, которое не руководствуется естественно-правовыми принципами.

После Второй мировой войны происходит повсеместное конституционное закрепление естественных прав человека, они признаются демократическими государствами в качестве приоритетных. В случае конфликта между официальным правом и правом естественным действительно меняются нормы действующего законодательства, но не естественно-правовые догмы. В то же время суды в случае пробелов в законах должны исходить из высших принципов права, в том числе справедливости и гуманизма, т.е. обращаться к естественному, идеальному праву.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.