Эволюция функций российского государства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эволюция функций российского государства

2019-07-12 171
Эволюция функций российского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди тенденций, свойственных современным направлениям деятельности реформируемого российского государства, выделяется более тесная привязка функций к происходящим в обществе переменам и отказ от весьма специфических, идеологически оформленных направлений деятельности, свойственных прежнему общенародному социалистическому государству, которое рассматривалось как продолжатель дела государства пролетарской диктатуры.

Их содержание составляла организация практического претворения в жизнь политики марксистско-ленинской партии. В частности, среди внешних функций советского государства выделялись функции братского сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств; помощи развивающимся государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма. Государство, осуществляя централизованное руководство всеми сторонами жизни общества и максимально контролируя все и вся, выполняло следующие основные внутренние функции: хозяйственно-организаторскую, культурно-организаторскую, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка и социалистической собственности.

Преобразования, происходящие в обществе в условиях формирования новой российской государственности, способствовали эволюционным изменениям в системе внутренних и внешних функций Российской Федерации.

Так, сама система функций современного российского государства ныне исходит из основополагающей демократической идеи, заложенной в реализацию механизма государственной власти и в прежние времена отрицаемой в стране, а именно принципа разделения властей, в силу чего выделяются конституционно закрепленные формы осуществления функций - законодательная, исполнительная и судебная.

Приоритетное место в системе основных направлений внутренней политики государства заняла экономическая функция, что вполне объяснимо. Переход страны к рыночным отношениям проходил рывками, поскольку вначале реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики была навязана так называемая либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную жизнь. Негативные результаты фактического невмешательства государства в контроль над экономическими процессами не устранены и сегодня, и потому экономика российского государства все еще носит характер переходной экономики, что накладывает определенный отпечаток и на действие соответствующей функции. Не являясь плановой, переходная экономика еще не приобрела все характеристики аутентичной рыночной экономики. В ней присутствуют и действуют элементы и механизмы обоих типов системы, нередко нейтрализуя друг друга.

Социальная функция российского государства многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности, параметры которой предопределены рядом конституционных положений и прежде всего ст. 7, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Следует отметить, что многие государства характеризуют себя социальными, подразумевая под этим задачу заботиться о своем населении. Однако действительная социальность государства зиждется на состоянии его экономики, зависит от экономического благополучия страны. И потому приходится свидетельствовать о крайне медленном, отстающим от реальных нужд граждан, развитии социальной функции в российском государстве. Ее законодательная основа в стране практически сформирована, и речь должна идти о более активном воздействии государства на социальные программы.

Экологический кризис, охвативший в последние десятилетия практически всю планету, а в России по многим показателям он проявляется гораздо жестче и масштабнее, заставляет по-иному подойти к определению задач, форм и методов экологической функции государства. Пересматривается значение природоохранительного направления в функциональной государственной деятельности, связанного с обеспечением экологической безопасности. Становится объективной необходимостью переход к новой государственной экологической политике, для которой определяющей должна быть "экологизация" всех аспектов российской действительности с целью создания надежного механизма политического, экономического, социального и правового обеспечения как права граждан на благоприятную окружающую среду, так и условий устойчивого развития общества.

Внутригосударственные усилия в экономической сфере могут принести планируемые результаты лишь в сочетании с межгосударственными мерами глобального характера по рациональному использованию и охране окружающей среды. Соответственно, экологическая функция государства должна рассматриваться одновременно внутренней и внешней, т.е. комплексной, имеющей общецивилизационное значение.

Такой же подход уместен, когда речь идет о правозащитной функции российского государства. В условиях авторитарного, а тем более тоталитарного режима СССР такое направление деятельности государства даже не рассматривалось по идеологическим причинам, да и в силу сложившихся реалий. Современное российское государство конституционно закрепляет не только свое признание прав и свобод человека и гражданина, но и гарантирует их государственную защиту. Второй момент, на который следует обратить внимание, - это приверженность России международным стандартам в области прав человека, поскольку их признание и гарантирование обеспечивается "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права" (ст. 17 Конституции РФ). А в случае необходимости российские граждане получили возможность обращаться за восстановлением своих нарушенных прав "в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (ст. 46). Ранее советское государство неизменно исходило из того, что соблюдение прав человека как проблема является его сугубо внутренним делом и не подпадает под действие международного права.

Международный аспект присутствует практически и в иных внутренних функциях российского государства, поскольку становление демократической государственности, создание многоукладной экономики, преобразования в идеологической, политической, бюджетно-финансовых сферах происходят в условиях динамичной трансформации системы современных международных отношений и существенной интеграции России в мировое сообщество. Так, вхождение нашей страны в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и поступательным переходом России к рыночным отношениям. Внешнеэкономическая функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Функция защиты государственного суверенитета от внешних посягательств зиждется на Концепции национальной безопасности России и Военной доктрине Российской Федерации. Эти документы исходят из того, что оборонительный характер нашей политики в отстаивании государственной независимости, неприкосновенности и целостности российских границ предопределяется органическим сочетанием последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность России. Она рассматривает обеспечение своего государственного суверенитета и военной безопасности "в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Возрастает значение функции участия российского государства в решении глобальных проблем человечества. Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в число стран, обладающих существенным политическим весом в мире, определяет одну из устоявшихся человеческих цивилизаций. Она участвует в большинстве универсальных программ, направленных на поддержание мира, целостности и безопасности государств, на международную защиту прав человека, борьбу с международным терроризмом и международной преступностью в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.