Право в системе нормативного регулирования общества — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Право в системе нормативного регулирования общества

2019-07-12 251
Право в системе нормативного регулирования общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в группах, в их объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который зиждется на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах того, как люди должны себя вести в обществе себе подобных. Мировая цивилизация выработала эти эталоны, или стандарты, в виде норм (от лат. norma - руководящее начало, образец, правило) как общих правил поведения, действующих непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Собирательно нормы входят в общую систему нормативного регулирования - совокупность выработанных обществом правил поведения между людьми и их объединениями, т.е. социальными нормами, и правил отношений людей с природой и техникой, т.е. техническими нормами.

Последние играют исключительную роль в несоциальных отношениях, возникающих между человеком и окружающим его миром неодушевленных предметов: в сфере природопользования, при обращении с животным и растительным миром, при обслуживании и эксплуатации технических средств и механизмов, при проведении строительных или иных работ. Такие нормы считаются правилами рационального обращения людей с внешним миром, их отношений с природой, техникой, орудиями труда, соответственно они отличаются от социальных норм по предмету регулирования. Некоторые из них получают закрепление в праве, приобретая юридическую силу, и становятся технико-юридическими нормами как стандарты, нормативы, регламентации, формально изложенные в правовых актах (правила, регулирующие движение городского транспорта, эксплуатацию приборов, проведение ремонтных работ и т.п.).

Естественно, что больший интерес в рамках затрагиваемой темы вызывают правила, регулирующие поведение людей, т.е. собственно социальные нормы. Они появляются на ранних стадиях развития общества, вырабатываясь многократным повторением однообразных поступков людей. Вначале фиксируется отдельный случай наиболее целесообразного поведения в определенной жизненной ситуации, - казус; в силу осознания его значения подобные действия повторялись, входя в привычку, которая со временем приобретала общественную поддержку и начинала носить обязательный характер, обычай. Часть из них становилась основой религиозных канонов, другие вошли в нормы этики, третьи освящались общественной моралью, а некоторые впоследствии получали государственное закрепление в виде законов.

Позднее стихийный характер становления социальных норм сменяется (или сопровождается) целенаправленными действиями по установлению новых правил поведения в силу необходимости, в результате развития самого общества. Со временем социальные нормы проявляются все более разнообразно, активно вторгаясь во все сферы общественных отношений - семейные, религиозные, групповые, классовые, корпоративные и т.п. Общим для них является их способность направлять человеческие поступки, поскольку все нормы служат внешним регулятором поведения, в силу чего распространяются как на всех или многих, так и на индивида, приводя поведение людей в заданные (моралью, религией, семьей, партией, близким социальным окружением) рамки.

Объединяющие черты социальных норм:

- историзм, т.е. появление и закрепление в ходе последовательного исторического развития общества и его потребности в саморегуляции, в процессе усложнения человеческой деятельности;

- подкрепленность силой или авторитетом определенной социальной общности (общества, социальной группы, класса, церкви, государства) в целях поддержания стабильности и порядка;

- регулятивность как способность быть направляющей силой человеческого поведения в самых различных жизненных ситуациях;

- личностная неопределенность, или общий характер действия, не связанный, как правило, с конкретным адресатом;

- социальная ценность, т.е. необходимость, желательность и полезность для общества или определенных социальных групп;

- нормативность, вытекающая из сути социальной нормы как правила поведения людей;

- обязательность для исполнения всеми теми, на кого данные правила распространяют свое действие;

- неоднократность действия, поскольку такие нормы в силу социального назначения призваны функционировать постоянно и носить многоразовый характер;

- системность, т.е. вхождение норм в определенную совокупность подобных себе правил поведения, имеющих свою структуру, иерархию и последовательность и др.

Все они действуют в форме:

- запретов ("нельзя"), ограничивающих рамки поведения требованиями не совершать определенных действий;

- разрешений ("можно"), позволяющих выбирать собственный вариант поведения в рамках дозволенного нормой;

- обязываний ("должно"), сводящих поведение к необходимо определенным действиям в конкретной жизненной ситуации.

Социальные нормы разнообразны в проявлениях, что дает возможность классифицировать их по ряду оснований:

- по способам образования (стихийное появление и закрепление в правилах или же сознательный процесс, целенаправленно связанный с необходимостью наличия специальных правил поведения);

- по способам закрепления или выражения (устная, предполагающая привычное закрепление определенных правил в памяти людей, или письменная, документирующая и регламентирующая такие правила форма);

- по содержанию сферы регулируемых отношений (политические, организационные, этические и др.);

- по способам установления и обеспечения (добровольный, принудительный, смешанный);

- по предмету регулирования (определенный круг общественных отношений).

Специфика предмета регулирования социальных норм сказывается на выделении различных их видов, наиболее распространенными из которых являются:

- нормы морали - система принципов и правил, формирующихся в обществе и регулирующих на основе общественного мнения поведение людей с позиций суждений о добре и зле, справедливом и несправедливом, совести, достоинстве, долге и чести;

- нормы обычаев - устойчивые и привычные в исполнение правила поведения, которые складываются исторически в результате частого повторения и сохраняются в течение длительного времени;

- нормы традиций - правила поведения, опирающиеся на силу общественного мнения, требующие длительного закрепления и отражающие стремление людей к сохранению определенных идей и ценностей, поддержанию самобытности общности;

- нормы религии - совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания;

- нормы политики - правила, регулирующие отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государственной власти;

- корпоративные нормы - правила поведения, содержащиеся в программных документах и решениях общественных организаций для достижения их целей и функционирования;

- нормы эстетики - правила, регулирующие ценностные отношения между людьми и миром посредством их художественной деятельности;

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, занимающие особое место в силу исключительного положения права в обществе как социального феномена.

Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Категория "право", так же как и "государство", "демократия", "власть" и другие, на протяжении всей истории развития человечества постоянно оставалась и остается ключевым понятием политической жизни разных стран, политической теории и практики.

Право как система юридических норм и связанных с ними правовых отношений появляется в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существовали и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями.

По мере развития человеческого общества и появления государства как аппарата для управления обществом возникает и совершенствуется право. И хотя возникновение права, так же как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния, оно совместно с религией, моралью, традициями и иными социальными нормами способствовало: созданию общего порядка отношений между людьми, укреплению власти правящих династий путем обожествления их происхождения, формированию правосудия и судебных органов, охране публичного интереса (преследование бунтов, неуплата долгов, отказ от повинности и т.п.).

Однако роль права нельзя сводить только к закреплению кастового или сословного господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта его функция достаточно ярко выражена. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Право позволяло разрешать споры между общинами и отдельными лицами, принадлежавшими к разным племенам и родам. Тем самым способствовало преодолению разногласий и междоусобицы, появлению норм, регулирующих не только внутренние, но и внешние (со временем - международные) отношения.

Следовательно, с появлением государства как особого института общества, призванного управлять им, возникает право как особый вид социальных норм, которые регулировали общественные отношения - позитивное право, представляющее собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Соответственно общественными потребностями, породившими право, являются: необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию; необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, вызывало неустранимые противоречия и конфликты; необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждающихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей и стало право как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязано с ними прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества об этих нормах, правах и обязанностях.

Чем же отличается право от других видов социальной регуляции - обычаев, традиций, морали, технических приемов? Прежде всего:

- появление и функционирование права тесно связано с возникновением и функционированием государственно-организованного общества, с деятельностью государственного механизма и его аппарата, в то время как иные социальные нормы возникают и развиваются в силу длительного повторения, авторитета общественного мнения, религиозного или корпоративного окружения и других оснований негосударственного характера.

Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения права необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти;

- право действует как универсальная и единственная система правил поведения, обязательных для всех членов общества, тогда как другие социальные нормы носят ограниченный характер по сфере своего воздействия и распространения;

- общеобязательное значение в обществе правовых начал поведения подкреплено и оформлено официальным законодательным актом государства, а фактическая обязательность социальных норм для тех, на кого они распространяются, вырабатывается временем и общественной практикой либо устанавливается решениями обособленных социальных групп;

- реализация правовых норм и защита прав личности обеспечивается и защищается государством, тогда как другие социальные нормы могут быть поддержаны государством при условии, что они полезны для него и соответствуют нормам права;

- нормы права закрепляются в официальном порядке, являясь составной частью законов и иных нормативных правовых актов как письменных юридических документов с четко установленными формой и содержанием своих положений, в то время как другие правила поведения людей в обществе не требуют чаще всего формализованного закрепления.

Взаимосвязь и различия права и других социальных норм прослеживаются на примере соотношения наиболее распространенных средств упорядочения человеческого поведения.

Право и религиозные нормы. В развитии цивилизационных процессов в мире религиозные догмы и предписания играли и продолжают нередко играть роль государственно созидающего фактора, становясь как неофициальной, так зачастую и официальной нормативной системой отдельных государственных образований и целых географических районов, связывая между собой многие народы и страны, заставляя право исходить из приоритета религиозных канонов.

По сути, большинство древних государств возникали и существовали под знаком пиетета перед предписаниями, освященными именем Бога. Первоначальные нормы права определялись религиозными установлениями, детально регламентировавшими общественную жизнь и предписывавшими "богоугодное" поведение людей.

Нынешние связи права и религии в государственно-организованных обществах неоднозначны и зависят от сложившихся между ними отношений, определяемых во многом характером государственно-политического режима, формой правления и историческими традициями. Современной истории известны факты формирования новых государств и их нормативных систем на религиозной основе. Примером тому может быть, в частности, разделение Британской Индии в 1947 г. на исламское государство Пакистан и собственно Индию, где основной религией населения уже свыше 2000 лет остается индуизм. А в начале 90-х годов ушедшего столетия мир стал свидетелем распада Югославии на государства по религиозному признаку, в которых преобладало соответственно католическое, мусульманское или православное население. В 2002 г. добился независимости от Индонезии Восточный Тимор, население которого более 400 лет было под властью католической Португалии и восприняло христианство в отличие от мусульманского вероисповедания остальных индонезийцев.

Правовые системы государств способны как полностью подчинить себя господствующей в обществе религии, так и носить, например, отпечаток враждебного отношения к каким-либо открытым проявлениям присутствия определенной конфессии либо религиозной деятельности вообще. Предвзятость в отношении к свободе выбора религии и принудительное отнесение населения к определенной конфессии с соответствующим правовым регулированием уклада жизни может стать и становилось подчас яблоком раздора, а межконфессиональные конфликты нередко длятся десятилетиями (к примеру, Ливан, Северная Ирландия, Квебек, Шри Ланка, Кипр).

Возможно выделение на основе отношения государственной власти к религии нескольких типов взаимосвязей между правовыми и религиозными нормами, сложившихся в практике современных государств: светского, клерикального, теистического и атеистического (см., в этой связи, главу 2, в которой раскрываются такие типы).

В случае первых двух, свойственных демократическим государствам, в обществе устанавливается конституционно закрепленная полная либо уравновешенная автономия права от религии, которая предусматривает отказ от выполнения церковью каких-либо государственно-правовых функций, но в то же время допускает придание определенным религиозным правилам юридических качеств. Напомним в связи с этим, что библейские заветы, как и другие постулаты мировых религий, выражали во многом не столько собственно божественные положения, сколько выработанные многовековым социальным опытом и ставшие в силу этого общепризнанными правила человеческого общежития, тем самым положив начало таким светским отраслям права, как уголовное, гражданское, семейное, процессуальное и т.п. Так, в частности, в правовых системах таких государств нередко фиксируются нормы, основанные на правилах или традициях, которые навеяны религиозными установлениями (например, присяга главы государства, иных высших должностных лиц, а также судебная клятва, приносимые на Библии или иной священной книге определенного верования).

В клерикальных государствах служители культа пользуются определенными привилегиями в порядке отступления от общепризнанных принципов демократического права (собственность церкви освобождается от налога на землю и от налога на имущество, а государство не имеет права отчуждать от церкви ее имущество; духовные лица не подлежат призыву на военную службу и имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам, и т.д.).

В условиях недемократических режимов правовые нормы поведения граждан основываются на требованиях, установившихся в условиях религиозного или антирелигиозного государства. Теистические (теократические) страны, к которым относят прежде всего так называемые коранические государства, т.е. государства официального ислама, строят собственные правовые системы на определенной религиозной концепции, на догматах веры, правилах религиозного культа и морали, в силу чего божественный авторитет религиозных канонов придается юридическим нормам, а их неисполнение является не только преступлением, но и грехом.

Страны воинствующего атеизма, характерным примером которых в прошедшем веке были некоторые государства так называемого социалистического лагеря (СССР в 1930-е и 1960-е годы, Монголия и КНР в отношении последователей буддизма и пр.), настаивали на полном отделении права от какого-либо, даже формального влияния религиозных норм, воспрещая или существенно затрудняя с помощью правовых механизмов конфессиональную деятельность.

Право и мораль. Нравственные требования к поведению зародились в обществе задолго до появления правовых норм, издревле регулируя взаимоотношения между людьми практически во всех сферах жизни. Принципы и нормы морали утверждались в борьбе добра со злом, в противопоставлении порокам общества и человека честности, справедливости, совестливости, порядочности, благородства. Эти критерии нравственности со временем выступают фундаментальными общеисторическими ценностями, складывающимися в общественном мнении и им охраняемыми от нарушений.

Возникшее позже иных систем нормативного регулирования, право находится в сложных соотношениях с моралью, с которой его, с одной стороны, роднят историческая связанность и взаимодействие, а с другой - разделяет обособленность, вызванная спецификой установления и осуществления правовых норм. В результате право и мораль становятся отдельными, хотя и тесно соприкасающимися сферами упорядочения общественной жизни, представляя социальные регуляторы, которые функционируют с помощью различных средств и способов воздействия на человека в обществе.

Французский юрист Пьер Сандевуар подметил четко проявляемое различие между нормами права и нормами морали, которое заметно в следующем: право в отличие от морали не стремится к совершенствованию человеческого сознания путем постоянных поисков добра, поскольку его стремление заключается прежде всего в обеспечении эффективности социального механизма.

Право нейтрально с точки зрения нравственности, устанавливая, в частности, правила технического обслуживания. В своем действии оно может быть и соответствующим морали, преследуя, к примеру, цели восстановления справедливости в случае привлечения к ответственности правонарушителей, посягнувших на честь, достоинство или деловую репутацию личности. Но право может и противоречить морали, в частности, закрепляя ситуации, не совместимые с понятием и принципами нравственности, осуждаемые сложившимся общественным мнением.

Тем не менее общей тенденцией развития современного права становится его большая нравственная обоснованность, выявляемая в процессах постепенного признания, провозглашения и реализации общечеловеческих принципов гуманизма, демократии и равенства, а также господства справедливых законов, отражающих и обеспечивающих неотъемлемые права и свободы личности.

Право и политика. Политику также относят к всеобщим организационным началам общества, способным упорядочивать жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Роль политики в нормативной системе общества обусловлена такими ее свойствами, как универсальность, т.е. способность воздействовать на практически любые стороны общественной жизни, события и отношения, - от масштабов государства и до индивидуальных качеств характера человека; возможность проникать во все общественные процессы; способность сочетаться с неполитическими отношениями и сферами, в том числе и с правом.

Последнее, в отличие от политики, не столь пространственно широко включено в общество. Право может не охватывать сферы культуры, идеологии или нравственности. Оно становится формой реализации государственной политики, но в то же время право оказывает на политику существенное воздействие, будучи проводником основных социальных ценностей, которые им закрепляются, обеспечиваются и защищаются. Среди таких ценностей - принцип законности, требующий от всех и во всех проявлениях соблюдения норм права. В силу этого право вбирает в себя юридически обязательные ориентиры для политики, оформления и осуществления ее целей, выбора средств и приемов политического воздействия на общество. Право способно устанавливать пределы политической деятельности, в частности, регулируя и дозируя использование в проведении государственной политики нормативного принуждения.

Отношения между правом и политикой в истории нередко переходили рамки функционального взаимодействия, становясь зачастую конфликтными. Примером могут служить ситуации, когда носители политической власти стремились превратить правовую систему в подсобное орудие узаконенного произвола. Противоречия между правовым и политическим расширяются в связи с появлением наряду с государством других организационных субъектов политических отношений, которые имеют чаще всего интересы, отличные не только от общественных, но и государственных.

В условиях демократических режимов государственной власти формируется и действует система цивилизованного согласования различных политических интересов, что ведет к постепенному сглаживанию коллизий между политическим и правовым. В таких странах является закономерным первенство права перед политикой, что проявляется в создании юридических механизмов, способствующих нормальному осуществлению государственной власти в рамках закона и препятствующих желаниям власть имущих приспособить право в собственных корыстных интересах или во имя целесообразности, нарушающей правовой порядок в обществе.

 

Понятие и признаки права

 

Что есть право? Его понимание зачастую субъективно и зависит от множества факторов, оказывающих влияние на категорию, именуемую правом. Существуют обобщенные теоретические выкладки, тем не менее не всегда легко дать четкий и целостный ответ на такой вопрос, поскольку чаще всего ответ зависит от того, кто именно пытается его дать. Самые различные явления, которые складываются в жизни, могут быть критериями правового поведения человека, признание его поступков "правильными" и "неправильными".

Понятие "право" используется в процессе сосуществования людей повсеместно, часто и разнообразно, отражая при этом самые различные стороны общественной жизни. Само слово "право" означает возможности, которыми обладает субъект, либо совокупность (систему) специфических правил социального поведения, или соответствие форм явления его сущности и т.п. Различные оттенки слова "право" обусловливаются тем, что оно ведет свое начало от слова "правда", а корень "прав" лежит в основе многих слов, среди которых "правый", "справедливый", "правило", "правдивый", "правильный", "править" и т.д.

Среди многих толкований понятия "право" можно выделить как наиболее важные такие его интерпретации:

- право как определенные возможности, имеющиеся у социального субъекта;

- право как совокупность (система) юридических норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений;

- право как оценка, показатель истинности, действительности, достоверности определенных социальных явлений.

Право далеко не абстрактное понятие, существующее лишь в изысканиях и представлениях ученых-юристов, зависящее от их философско-методологических и иных подходов к правопониманию. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений используется понятие "право", действительно возможно выделить его философское, психологическое, историческое и иное толкование, имеющие общие и отличительные черты, что связано с особенностями предмета научного исследования и средств, используемых для изучения права. Каждое из толкований права отражает лишь определенные его стороны и аспекты в той мере, в какой право является предметом исследования отдельной науки, потому только интегрирование всех трактовок права способно выразить его характеристики как целостного общественного явления. Но и в этом случае глубина познания права зависит от уровня развития общественных наук в целом.

Рассматривая различные подходы к сути права, выделяют:

- легистское понятие права, связывающее его с приказом носителя верховной государственной власти в стране, единолично творящего законы и правила, их применяющие;

- социологическое понятие, которое отождествляет право с решениями правоприменителя;

- материалистическое понятие, утверждавшее право как волю экономически господствующего права;

- социально-этическое понятие, объясняющее право через справедливость как мерило правильного и неправедного, и многие др.

Следует также учесть, что возможно говорить о праве, имея в виду:

- общее (цивилизованное) право как общесоциальное понятие, определяемое совокупностью правовых идей, установленной уровнем развития мировой цивилизации в качестве критерия для современного права государств мирового сообщества;

- международное право, объединяющее совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государством и иными участниками международных отношений;

- право международных сообществ как особая система норм, устанавливаемых межгосударственными союзами и международными организациями в отношениях между собой, с государствами и внутри этих объединений;

- национальное право как совокупность норм, установленных определенным государством, где отражены специфические черты (исторические, социально-экономические, национальные, культурные, религиозные и т.п.) общества, а также правосознание конкретного народа;

- естественное право как понятие политико-правовой мысли, включающее в себя основные права человека, неотчуждаемые и принадлежащие ему от рождения;

- теневое право как правила, использующиеся для фактического регулирования в обществе вопреки установленному государством порядку;

- неформальное право как явление, характерное так называемым дуалистическим правовым системам, где наряду с действующим от имени государства юридическими нормами сосуществуют обязательные правила поведения, диктуемые образом жизни, религией или традициями;

- субъективное право как обеспеченная юридическими нормами мера возможного поведения субъекта права, т.е. рамки его юридической свободы;

- объективное право, определяющее общий объем свободы для членов общества, существующий независимо от любого из них. По сути, такое право - позитивное (официальное) право, выраженное в общеобязательных правилах поведения от имени государства.

Позитивное право является в отличие от права естественного искусственным образованием в государстве, потому что определенные нормы специально создаются (или признаются) и властно утверждаются как образец для должного поведения.

И именно с этим правом имеет дело в своей жизни каждый без исключения человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление. По сути, нет людей, которые никогда бы не пользовались официальным правом. Что дало право, в частности, заявить Н.М. Коркунову: "Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовывавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере, одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться".

Ранее шла речь о том, что существуют иные общественные регуляторы или нормы, формирующие человеческое сознание, поведение и т.д. Среди них можно назвать религиозные, моральные, корпоративные, технические и др. Само по себе право возникло именно в ответ на относительную негибкость таких нормативных систем, как религия, мораль, культура. Право же, напротив, чрезвычайно чувствительно ко всем общественным явлениям, способно приспосабливаться к новым реалиям. Таким образом, когда все средства воздействия на человека исчерпаны, остается только один инструмент - сила организованного и обоснованного государственной властью принуждения. Субъекты правотворчества, понимая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют минимум требований, который можно поддерживать при помощи государственного аппарата. Этот минимум и составляет идеальное содержание права. Под его ценностью же понимается способность права "служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом" (В.В. Лазарев), быть социальным регулятором, гарантируя свободу членов общества. Поэтому от "других социальных норм право отличается тем, что ставит участников правового общения в положение формально равных и формально независимых друг от друга субъектов, равных в своей свободе" (В.А. Четвернин).

Право - это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Конечно же, приведенное определение - не единственное в юридической науке. Право по сути своей весьма динамично и представление о нем, как подчеркивалось, многообразно и развивалось вместе со становлением и развитием общества и государства, прохождением ими различных исторических стадий и периодов.

Право развивалось и будет развиваться ради достижения высшей демократической цели - служения идеалам равенства и справедливости в условиях государственно-организованного общества. В процессе своего становления этот сложнейший общественный организм приобретал все новые черты, находил новые способы и инструменты регулирования социальных отношений, и сегодня уместно говорить о целом ряде устоявшихся признаков, выделяющих право в качестве уникального явления человеческого бытия:

- нормативность. Будучи социальным правилом, право соответственно имеет нормативную природу. Норма, что нам уже известно, определяется как порядок, признанный обязательным. И именно это качество позволяет праву непосредственно влиять на общественные отношения. Закрепленное в целом комплексе норм, отражающих объективную действительность, право как бы само становится формально зафиксированной в правилах поведения реальностью;

- общеобязательность. За правовыми нормами стоит государственная власть, устанавливающая и обеспечивающая их, поэтому осуществление права не только обязательно, но и изначально предназначено для всеобщего действия, его требования распространяются на все субъекты, находящиеся в сфере действия определенной нормы независимо от их отношения к тому правилу, которое содержится в требованиях юридической нормы. Общеобязательность правовых норм, таким образом, обеспечивается государственной гарантией, что ставит право вне какой-либо конкуренции по сравнении с иными социальными регуляторами поведения;

- неперсонифицированность адресата. Признак, дополняющий предыдущий, - юридические нормы носят общий характер, т.е. ориентированы не на конкретного индивида, но на всех субъектов государства, к которым предъявляются формально равные требования и предоставляются равные права. Право как таковое рассчитано на неоднократное применение в отношении неконкретных адресатов своего воздействия;

- властно-волевой характер, отражающий проявление согласования притязаний людей, общества и государства к поведению в обществе. Государственная воля, выраженная в праве, - результат разумного правотворческого компромисса, достигаемого в обществе. Это - нормативное выражение согласованных социальных интересов. Волевое начало права рассматривается в следующих аспектах: в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их объединений и социальных групп, выражающих их непосредственную или обобщенную волю; государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредствуется волей общества и государства; регулирующее воздействие права возможно лишь через сознание и волю лиц, реализующих юридические нормы;

- формальная определенность. Право по своей организующей сущности должно противостоять хаосу, бесправию и беспорядку, для чего ему необходимо иметь четкую форму внешнего выражения. Юридические нормы должны быть письменно изложены в официальных актах государственной власти, содержаться в изданиях, также носящих официальный характер, они должны быть защищены от произвольного внесения изменений в правовые акты, им должна быть гарантирована стабильность, четкость и сохранность первоначального смысла, заложенного в нормы законодателем. Никакие пожелания, убеждения или мнения не могут быть рассматриваемы в качестве норм права, если таковые не выражены в нормативных правовых актах, принятых и оформленных надлежащим образом. Формализм в праве - добро, несущее человеку, обществу и государству упорядоченность, стабильность и уверенность в защищенности;

- системность. Выраженные в юридических актах правила поведения, являясь некоей отправной нормативной единицей, формируют более сложные образования - правовые институты, отрасли права, отраслевые семьи, которые обладают взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью, т.е. системностью. Она позволяет праву обеспечивать собственную реализацию, регулировать отношения различного свойства и характера. Системность в право привносится путем правотворчества и отражается законодателем, который, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими правилами поведен


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.