Возникновение и эволюция юриспруденции — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Возникновение и эволюция юриспруденции

2019-07-12 436
Возникновение и эволюция юриспруденции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теория государства и права является составной частью более широкой правовой категории, характеризующей особую систему научно-юридических понятий, а именно - юриспруденции (правоведения) как науки, содержащей общие знания о закономерностях развития правовых явлений, институтов и процессов в государственно-организованном обществе.

По-видимому, уместно сразу же оговориться. В юридической науке, как, наверное, нигде в иной области знаний, весьма трудно приживаются определения, которые нашли бы в профессиональной среде ученых-юристов полное признание и адекватное понимание. Почти всегда следуют оговорки о наличии различных подходов, несколько иначе (либо категорически с иных позиций) интерпретирующих, казалось бы, устоявшиеся понятия и термины, вкладывающих в их смысл специфические оттенки. Отсутствие же в предлагаемом издании в ряде случаев отсылок к другим толкованиям используемых юридических понятий отнюдь не является свидетельством того, что автором дана истина в последней инстанции. Он лишь склонен считать, что приведенные определения в большей степени отвечают собственной теоретической позиции. Хотя, как, надеемся, заметит читатель, данная работа основывается на принципе плюрализма и в ней найдут отражение отличные друг от друга трактовки и мнения.

Так, возвращаясь к проблеме понимания юриспруденции и ее соотношения с теорией государства и права, отметим неоднозначность в определении сути и назначения этой важнейшей для юридической науки категории. Она рассматривается в различных аспектах, в том числе*(1):

- как совокупность наук о праве;

- как философия права, изучающая различные теории, пытающиеся на протяжении развития человеческой мысли объяснить природу права (подобная трактовка характерна для английских и американских юристов, отождествляющих юриспруденцию и философию права);

- как научно обоснованная правовая система, объектами правового регулирования которой являются государство, общество, личность;

- как профессиональная юридическая деятельность юристов-практиков по выработке, изданию и применению правовых норм;

- как наука, изучающая законодательство со всех его сторон;

- как специфическая понятийно-правовая система научных знаний о праве и государстве.

Судя по аргументации в пользу приведенных определений, каждое из них может быть отождествлено с тем или иным направлением реального воплощения юриспруденции в жизни. Нас же интересует юриспруденция прежде всего в ее связи с общеюридической теорией.

Время возникновения правовой теории как универсальной юридической науки и учебной дисциплины далеко не адекватно определяется в соответствующих источниках. Так, бытует мнение о ее зарождении в конце XVI в. под названием "энциклопедия законоведения", хотя точнее следовало бы говорить об "энциклопедии права", которая действительно в это время предлагалась слушателям первых курсов юридических факультетов европейских университетов. Другие же находят истоки данной теории в университетских курсах "римского права" XIII-XIV вв. Третьи связывают ее с появлением философии права в XVII в. Иные считают, что базовая юридическая наука под названием "общая теория права" формируется в 20-30-х годах XIX в. и окончательно оформляется в современном виде в конце указанного столетия.

Считаем, что формирование юриспруденции и ответвление из нее общетеоретической правовой науки как процесс занимали исторически длительные сроки, которые можно объединить в три периода.

Юриспруденция в Древнем мире. В поисках истины целесообразно обратиться к историческим корням затронутых понятий и вспомнить, что категория "юриспруденция" ведет свою родословную от результатов творчества древнеримских юристов и означает науку о праве (от лат. выражения Juris prudentes - знатоки (мудрецы) права, затем трансформировавшегося в Jurisprudentia - правоведение, правовая наука).

Система римского права, ставшего общим правом всего античного мира, была несомненно удачной и не менее совершенной, причем настолько, что ее влияние не могло не сказаться на построении правовых систем более поздних государственно организационных обществ. Рецепция римского права происходила плодотворно во многих юридических сферах цивилизованного мира, что подтверждено понятийно-категориальным аппаратом (и не только им) современных государств и их юридических основ. Там же, в Риме, появилась и практически оформилась самостоятельная юридическая наука, давшая жизнь различным общетеоретическим, отраслевым и прикладным системам правовых знаний.

Римское "праворазвитие", по выражению видного российского юриста-историка И.А. Покровского (1868-1920), достигнув своего расцвета к концу IV - началу III в. до н.э., вызвало необходимость детального знания права и его интерпретации. А это, в свою очередь, вело к появлению профессионалов, опытных в правоведении, к которым римляне, деловые люди и простые граждане, могли обращаться за советами (прежде всего относительно составления договоров, гражданских исков и их прохождения в суде). Юридические тайны перестают быть привилегией особой касты посвященных (первоначально жрецов-понтификов), и право становится предметом познания и толкования. Вслед за обнародованием начал гражданского права и процесса появляются юридические сборники и по общим вопросам, принадлежавшие авторитетным личностям - специалистам по римскому праву. Столь же закономерным представляется и начавшийся несколько позже процесс специальной подготовки будущих юристов.

Считается, что известную лепту в процесс становления светской юриспруденции внес сын вольноотпущенника и писец Гней Флавий, который в 304 г. до н.э. похитил и обнародовал исковые формулы и календарь "праздничных и будних дней", составление которых было монополией жрецов. По записям в позднейших документах, "этот дар был до того приятен народу, что он (Флавий) был сделан трибуном и сенатором". В историю также вошло имя одного из "знатоков права", выходца из плебса, добившегося звания высшего понтифика (жреца-толкователя права) - Тиберия Корункания (Tiberius Coruncanius), с которого практически и начинается развитие юридической науки в Риме. В 253 г. до н.э. он первым стал "публично обучать праву", но не читать лекции, а давать свои юридические заключения и разъяснения (responsa prudentium) в присутствии слушателей, желавших приобщиться к основам римского права.

Помимо активного участия в таких публичных консультациях ученики получали и теоретические знания о принципах права на основе обращения к его источникам и основным отраслям. Полный курс юриспруденции чаще всего излагал один преподаватель. Со временем все чаще возникали ситуации, когда ученики, прослушав определенную часть лекций, переходили к другому учителю, благо в этот период государство стало поощрять преподавательские инициативы "знатоков права", нередко предоставляя им специальные помещения (auditorium).

Постепенно формируясь, римское юридическое образование берет за основу следующие базовые стадии процесса обучения:

институция (institutio) как преподавание учащимся основных положений и принципов римского права на базе Законов XII Таблиц, императорских эдиктов, декретов и рескрипций и т.п.;

диспуты (disputationes) - необходимые разъяснения учащимся сути права, включающие участие в обсуждении правовой проблемы вместе с преподавателем.

инструкция (instructio) - совершенствование знаний и приобретение практического юридического опыта путем приобщения учащихся к проведению публичных консультаций своего учителя, подготовке его выступлений в суде.

Интерес к юридическому образованию не мог не вызвать теоретических разработок римского права, что выразилось в появлении многочисленных комментариев, сборников, толкований юридических текстов, собраний решений и судебных прецедентов, инструкций и мнений по самым различным правовым вопросам. Прообразы будущих учебников по государству и праву, содержащие систематизированные юридические сведения, а также правовые афоризмы и общие определения, строившиеся на адекватном понимании слов законов, получили название институций (institutiones). Их изучали в специализированных юридических школах и училищах, а позднее, в период абсолютной монархии, в академиях, где обучение длилось обычно четыре года и заключалось в чтении и толковании наиболее известных трудов римских юристов-классиков.

Существенным трамплином к более высокому уровню обобщения юридической практики послужило активное приобщение римлян во II-I вв. до н.э. к греческой науке и философии, заимствование ими, по словам американского историка права Гарольда Дж. Бермана (1918-2007), основ "греческой диалектической аргументации". Методы анализа и синтеза становятся определяющими для формирования общих правил в римской юриспруденции, ее систематизации по различным правовым сферам. В ней главенствующее начало приобрел релятивизм - точка зрения, согласно которой все знания рассматриваются как относительно правильные. В отношении права такой подход подразумевал признание, например, одновременно естественного права, присущего всему живому по его природе, и права, которое свойственно народу, создавшему его для себя. И это право может становиться объектом интерпретирования (толкования) профессиональных юристов. В институциях, принадлежащих римским знаменитостям, жившим на рубеже нового летоисчисления (в их числе Каллистратий, Флорентий, Марциан, Павел, Квинт Муций Сцевола), решалась задача изложения действующего римского права, определения его границ, классификации отраслей, выявления общих норм, применимых к частным случаям, приведения их точного изложения. В то же время римские юристы избегали определений правовых понятий и институтов, поскольку считали определение в праве опасным, ибо почти любое из них можно опровергнуть.

Во многом итоговым изложением римского права явились институции, написанные в 160 г. выдающимся римским юристом, преподавателем и писателем Гаем (о его жизни практически ничего неизвестно, как неизвестно и его полное имя). Они отличались четкой систематизированностью, понятностью и ясностью изложения и потому были весьма популярны и неоднократно переписывались. Их особое место в истории юриспруденции обусловлено и тем, что они, по сути, остались единственным произведением права классического периода развития Рима, которое дошло до нас практически полностью.

Гай указывает на существование для всех народов, "которые управляются законами и обычаями", как собственного права, так и общего права всех людей. И потому он ставит своей задачей посредством раскрытия системы понятий указать "на особенности каждого права в отдельности".

Институции Гая вошли основой в первый официальный учебный юридический курс, составленный при византийском императоре Юстиниане I (482-565). Правитель Восточной Римской империи своей конституцией (указом) от 21 ноября 533 г., обращенной к будущим юристам, с посвящением "Cupidae legum juventuti" ("Юношеству, желающему изучать законы"), ввел его в действие, придав силу обязательного закона, а также включил Институции в свое знаменитое обобщение римского права ("Владыки нашего священнейшего принцепса Юстининана право, очищенное и собранное из всего древнего права. Дигесты и пандекты").

Юстиниан также ввел порядок самого процесса юридического обучения, определив его пятью годами, а в специальном указе составителям Свода гражданских законов обратил их внимание на начальный период получения учениками юридических знаний: "И в первый год обучения они воспринимают ваши Институции, извлеченные из совокупности почти всех древних институций и слитые из всех загрязненных источников в единое чистое озеро..."

Получение юридической профессии проходило путем соединения в данном процессе многих дисциплин, и не только специфических правовых. Ученики познавали риторику, философию, психологию, изучали приемы и способы толкования юридических норм и их применения. Следующие годы обучения посвящались исследованию комментариев и мнений юристов (дигестов) по множеству вопросов, касавшихся основных отраслей римского права, всего того, что охватывало римского гражданина в его связях с правовой действительностью.

Подчеркнем следующее. Институции Юстиниана не были просто азбукой права либо пособием для начинающих студентов, они являлись официальным учебником права. Их весомая роль определяется уже тем, что на изучение этой "азбуки" уходил целый год. Ученики, обращаясь к Институциям, входили в юридическую науку Рима, в мир ее понятий и категорий. Они изучали то, что, как подчеркивали их составители, могло "служить первыми источниками всякого знания законов", познавали основные дефиниции права (включая и определение самой науки права как "знание божеского и человеческого, умение отличать справедливое и несправедливое"), получали представления о происхождении права и государства, о предписаниях права ("честно жить, ближнего не оскорблять, воздавать каждому свое"), его прерогативах (сила права в том, чтобы "повелевать, запрещать, разрешать, карать"), его источниках (о праве обычном, прецедентном, договорном, а также праве, основанном на законах, решениях сената, постановлениях императоров и на ответах юристов), о правовом положении (статусе) людей, о юрисдикции должностных лиц и о пределах действия права в целом.

Таким образом, Институции становились вводным курсом в общую юриспруденцию, приобретая свои собственные назначение, предмет и методологию познания государственных и правовых реалий. Они отражали правовые учения возникавших в Риме юридических школ, в которых дело основателя развивалось его преемниками и передавалось из поколения в поколение.

Римская юриспруденция представила нам классические образцы анализа правовых норм, определения юридической природы правоотношений, т.е. она утверждалась в разработке практической стороны права. Но, как отмечали историки, римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном толковании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой дальнейшего развития европейского права, которое воспользовалось ее разработками и значительно преуспело в развитии философии права.

Юриспруденция в Средневековье. Дигесты Юстиниана после почти повсеместного пятивекового забвения в Западной Европе, вызванного падением Рима и раздробленностью континента на мелкие варварские владения с вульгаризированным правом в каждом из них, были вновь востребованы жизнью, социально-экономическими и политическими переменами, ожиданием их повсеместного закрепления в юридических нормах. Рукописи с юстиниановским Сводом (не имевшее общего названия кодифицированное собрание римского права получает именно в Средние века свое имя как Corpus Juris Civilis - "Свод гражданского права"), ставшие вновь публичным достоянием, произвели такое впечатление на европейские умы, что стали объектом буквально повального изучения. Так, XII столетие в Западной Европе с основанием было названо "юридическим веком", а само римское право стало именоваться "всемирным правом".

Возникновение и распространение самой системы университетского образования непосредственно связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование (глоссирование; от греч. glossa - слово, нуждающееся в пояснении; позднее к глоссам относили заметки на полях Дигестов) и обсуждения (диспуты). В течение XI-XII вв. сформировались четыре главных центра юридического образования в Западной Европе - Прованс, города Ломбардии, Равенна и Болонья. Будущие высшие заведения общего профиля формировались вокруг этих центров как корпорации учащих и учащихся на основах полного самоуправления (universitas doctorum et scholarum).

Так, в 1087 г. учитель риторики и диалектики общеобразовательной школы из Болоньи Ирнерий (между 1055 и 1060 - до 1130) стал преподавать римское право по Дигестам, что послужило началом знаменитого Болонского университета и нового направления в юриспруденции. Последняя как европейская юридическая наука формирует на основе философских обобщений и схоластических рассуждений общие для всего юридического сословия Европы (т.е. транснациональные) понятия, принципы, категории права, а также их определения.

Обусловленность обобщающей дисциплины вызывалась умножением и дроблением значительного правового материала и специализацией в юридических науках. Появилась потребность в трудах, которые давали бы возможность одновременного обозрения и сопоставления этого разнородного материала. В определенной степени удовлетворению такой потребности отвечал трактат Вильгельма Дурантиса "Юридическое зерцало" ("Speculum indiciale seu juris"), вышедший в XIII в. и представлявший собой механическую сумму ранее разработанного материала для целей судопроизводства и юридического образования.

Юриспруденция в Новое время. В последующие столетия комментаторское направление и глоссаторские приемы толкования юридических материалов, сыгравшие выдающуюся роль в становлении европейской науки и ее преподавании, утрачивают свое былое значение, уступая место иным методам изучения права, более практичным и рациональным. Предметом изучения становится действующее законодательство, а юристы задумываются об истоках права вообще, его критериях и закономерностях проявления, что отразилось в появлении научно-концептуальных систем исследования права - гуманистическом течении в юриспруденции и юридическом практицизме XV-XVI вв., а более углубленно - в учении о естественном праве в XVII-XVIII столетиях.

Юридическое обучение периода Средневековья и Нового времени неизменно включало вступительный курс, объяснявший будущим правоведам как римскую, так и более позднюю правовую терминологию, юридические понятия и правовые институты в целом.

В историю юриспруденции этот курс вошел как "энциклопедия права", представлявший собой введение в профессию, вводное изложение догмы права и определенные философские обоснования его природы и свойства. Сохранившимся для потомков свидетельством такого курса стало вышедшее в 1543 г. сочинение методологического и систематического характера немецкого юриста Лагуса "Methodica juris utriusque tradition": "Эта книга должна быть признана первой систематической энциклопедией права. Она обнимает собой не только частное и публичное право, но также положительное и философское..."*(2). Наиболее известным учебником была "Универсальная энциклопедия права" (Encyclopaedia juris universi) Г. Гунниуса, увидевшая свет в Кёльне в 1638 г. В ней в догматическо-описательном стиле изложены основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности гражданского, канонического и гражданско-процессуального.

Усложнение самой юридической науки, изменения в способах ее познания постепенно вытеснили в университетской правовой педагогике прежний метод, базировавшийся на опыте итальянских юридических школ, новым, который строился на систематическом построении правового материала и большем привлечении философии права как учения о его универсальной сути. Происходит разъединение философских и догматических знаний, что непосредственно отразилось и на процессе преподавания юридических дисциплин.

Как энциклопедия права, так и философия права, считавшиеся обобщенными знаниями о праве, включались обязательными предметами для юридических факультетов. Так, в Германии студентам предлагались обе дисциплины, тогда как во Франции и Англии - читалась только философия права (первоначально под названием jus naturale - естественное право). Европейскую пальму первенства в преподавании этого учебного курса отдают руководителю кафедры естественного и международного права Гейдельбергского университета в Германии Самуилу Пуфендорфу (1632-1694), автору семитомного сочинения, широко известного на континенте под названием "О естественном и народном праве" ("De officiis hominis et civis").

Становление общетеоретических юридических наук теснейшим образом связывалось с процессами национально-государственного строительства в Европе в XVI-XVIII вв., главными составляющими которых были усиление централизации власти и унификация права. Как следствие, проявляется интерес к национальному праву и законодательству, их историческому прошлому и развитию, что закрепляется в соответствующих учебных курсах и научных обобщениях правоведов. Первая в Европе кафедра национального права появилась в 1620 г. в шведском университетском центре в Упсале.

Вопросы государства, его политического устройства и механизма действия рассматривались традиционно в специальных "политических" лекциях, посвященных формам власти и правителям. Среди них характерным по названию был университетский курс XVIII в., озаглавленный как "Взаимное поведение и поступки государств и государей между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время". В дальнейшем государственная проблематика сосредоточивается, помимо академических политических наук, в отраслевых юридических дисциплинах, в частности в государственном (конституционном) праве.

Общая теория права в Европе формируется в XIX столетии "в результате прогресса позитивных наук" и "как средство, позволяющее выйти за рамки простого описания права" (Ж.-Л. Бержель). По мнению Г.Ф. Шершеневича, "раньше всего и наиболее прочно утвердилась общая теория права в Англии", где в 1832 г. основатель юридического позитивизма Джон Л. Остин (1790-1859) в своей работе "О предмете науки права" обосновывает необходимость общей юриспруденции, обращающейся к анализу основных понятий права.

На континенте общую теорию права обосновывают прежде всего немецкие юристы, в частности Адольф Меркель, который выводит ее из общих частей, созданных специальными юридическими науками. Теория права должна объединить и свести в одно общее то, что накоплено в позитивном праве, и в силу этого она приобретает характер науки о ценностной подоплеке права и самостоятельное значение.

Самоназвание теоретической юридической науки прижилось в континентальном (европейском) праве в отличие от англоязычных стран, в которых наука о праве в первую очередь означает юриспруденцию как философию права, дающую представление об учениях, объясняющих природу права*(3).

В настоящее время в западной юриспруденции отсутствует базовая юридическая наука, комплексно объединяющая теорию права и теорию государства. Явно прослеживающейся тенденцией современного юридического образования в зарубежной Европе и США является отделение политической науки от юриспруденции. В силу этого государствоведение рассматривается в основном предметом политологии - науки, занимающейся исследованием государства, политических организаций и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее.

Общая теория права как отдельная юридическая наука излагается в университетских курсах европейских государств (Франции, например*(4)). В Германии такая дисциплина распадается на философию права, социологию права и юридическую методологию*(5). Она также может входить составными частями в иные теоретические дисциплины, как "Введение в право" или в "Сравнительное право" ("Юридическая компаративистика").

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.