I. Введение в общую теорию государства и права — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

I. Введение в общую теорию государства и права

2019-07-12 253
I. Введение в общую теорию государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

 

Процесс юридического образования студентов-правоведов закономерно начинается с изучения базовых основ юриспруденции. В дореволюционной России конца XIX - начала XX вв., в Советском Союзе и постсоветской России теория государства и теория права сочетаются в единой учебной дисциплине, что обусловливается сложившейся традицией объединения теоретико-методологических проблем государствоведения и правоведения.

Сохранение прежнего названия курса отнюдь не свидетельствует о том, что в нем по-прежнему довлеют идеологические постулаты некогда господствовавшей в обществе материалистической теории. Базовая юридическая дисциплина постепенно избавляется от односторонней, с классовых позиций, трактовки государственно-правовых явлений и институтов. Более того, юридическое образование в целом возвращается к классическому правоведению, которое во главу процесса формирования интеллектуальной юридической элиты ставит изучение фундаментальных понятий, конструкций и важнейших основ права.

Естественно, начиная изучение юридических специальностей, студенты обладают определенной первоначальной суммой информации о государстве и праве. Она поступала к ним из самых различных источников, в том числе от ближайшего окружения, в процессе школьного образования, из средств массовой информации и т.п. Современная теория государства и права как учебная дисциплина ставит задачи упорядочить имеющийся запас правовых знаний у первокурсников, обогатить их, придать им системный характер, способствовать формированию юридического мировоззрения.

Основные научные положения о государстве и праве, содержащиеся в вводном учебном курсе, готовят студентов к восприятию более разнообразной и конкретизированной информации в ходе изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин. И логически вливаясь в продолжающийся процесс теоретической подготовки юристов-профессионалов, структурные элементы общеюридической дисциплины становятся предметом специальных курсов (по философии и социологии права, юридической компаративистике в их числе). А в завершение юридического образования современные проблемы теории государства и права выносятся на государственный экзамен, раскрывающий степень освоения выпускниками высот юриспруденции.

Универсальное значение правовой теории заключено в той сумме объективных смыслов, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности, не ограничивая себя рамками лишь определенной страны. Интегративные процессы, происходящие в мире, не могут не коснуться сути, объема и структуры этой базовой науки, выходящей за национальные границы. И потому актуальным является обращение как к правовому наследию человечества, так и к сопоставлению государственно-правовых явлений современного мира. Следствием такого понимания становится выделение данного курса как энциклопедического и компаративистского.

Система данного учебника, учитывая сложившуюся в юридическом образовательном процессе логическую структуру ведущей правовой дисциплины, конкретизирует и дополняет ее на базе современного видения многосоставного предмета теории государства и права.

Во "Введении в общую теорию государства и права" раскрываются общие для государства и права проблемы, в их числе: исторические, философские и методологические проблемы формирования самой теории государства и права как универсальной юридической науки и учебной дисциплины; специфика юридического языка и терминологии, их закрепление в основных понятиях государства и права; общее и особенное в исторических процессах зарождения и институционального оформления государства и права; различные виды типологии государства и права, основанные на их взаимозависимости и закономерностях развития; права и свободы личности, закрепляемые и обеспечиваемые государством и правом.

Второй раздел ("Общая теория государства") обращен к принципиальным характеристикам государства как особой организации публичной власти: его историческим и современным трактовкам, признакам и устройству; сути и механизму осуществления государственной власти в обществе; основным направлениям деятельности государства внутри собственных границ и в международном сообществе; особенностям формы и функций современного государства.

Третий раздел ("Общая теория права") непосредственно связан с рассмотрением столь сложного и многообразного социального явления, как право. В нем концентрируются сущностные аспекты права, анализируются традиционные и современные концепции правопонимания, раскрываются правотворческие процессы и внешние формы проявления права, закон и законодательство, системность права, фиксируемая во внутреннем строении, последовательности и упорядоченности нормативного материала, а также взаимосвязь внутригосударственного и международного права.

Раздел "Процессы и результаты осуществления права" посвящен проблеме действия права в современной жизни, в том числе: юридическим связям правовых лиц, правовой реализации, правового толкования и иным процессам превращения права из абстрактных юридических норм в правопорядок, а также правовой культуре субъектов, которая рассматривается как их качественное состояние, определяемое уровнями правового сознания и реального (правомерного или противоправного) поведения граждан, которое право должным образом оценивает.

Заключительная часть учебника ("Сравнительное правоведение") знакомит будущих юристов с правовой картой мира; рассматривает правовую систему как общую совокупность взаимодействующих правовых явлений, институтов и процессов; анализирует ее содержание, функции и уровни проявления; раскрывает многообразие видов правовых систем, проявляемое как в государствах, так и в иных государственно-организованных обществах.

 

Основные понятия государства

 

При исследовании общих закономерностей государственных и правовых явлений важно установить, прежде всего, то, что собственно становится непосредственным объектом изучения. Как государство, так и право понимаются различными науками весьма разнопланово, и потому целесообразно остановиться на основных их понятиях, которые существуют в силу многогранного проявления таких важнейших социально-политических явлений.

В юридической теории государство представляется как определенный способ организации и руководства обществом на началах подчиненности его членов властным структурам в общих интересах. Государство является особой организацией суверенной публичной власти, распространяющей ее на всю территорию и население на основе юридически обязательных велений.

Государство обладает специфическими признаками, ставящими его над иными элементами политической системы общества. Для выполнения возложенных на государство общих и специальных функций создаются соответствующие органы власти, использующие в этих целях правовые средства воздействия на поведение граждан. С другой стороны, право предназначается для ограничения государственного господства юридическими рамками.

В международном праве понимание государства связывают, прежде всего, с его ролью в качестве основного субъекта международных отношений. И потому его понятие фактически и юридически исходит из неотъемлемо присущего любому государству свойству - суверенитета. Последний, как собирательный признак, впитывает в себя наиболее существенные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межгосударственном общении. Международное право соответственно устанавливает обязанность всех реальных участников международно-правовых отношений уважать суверенитет любого государства, не вмешиваться в дела, составляющие суверенную компетенцию государства, исходить из суверенного равенства государств в отношениях друг с другом.

Во внутригосударственном праве, прежде всего в конституционном, государство ассоциируется с совокупностью официальных органов власти, действующих от его имени в масштабах всей страны (глава государства, представительный (законодательный) орган, правительство и иные органы исполнительной власти, суды). Его понятие раскрывается через полномочия и прерогативы системы разделения властей, их взаимодействие и взаимозависимость.

По отношению к религии, которое проявляется в различных формах ее закрепления в государственной жизни, современные страны рассматриваются как:

- светское государство - понятие, включающее в себя отказ официальной власти от признания в качестве обязательной или государственной какой-либо религии, имеющей распространение в данной стране. В таком государстве ни одно из вероучений не признается официальным или предпочтительным; религиозные каноны и религиозные объединения не могут влиять на деятельность государственных органов и их представителей, на государственный строй в целом. В свою очередь, государство не ставит препоны свободы совести и свободы вероисповедания, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, действующих в рамках закона. Светский характер государства не препятствует ему оказывать из своего бюджета различную помощь религиозным общинам;

- атеистическое государство, которое функционирует на основе открыто враждебного отношения власти к религии, сопровождаемого гонениями на верующих, открыто проявляющих свои религиозные убеждения, а также запрещением официальной деятельности различных конфессиональных организаций;

- клерикальное государство, допускающее высокую степень воздействия церкви и ее институтов на государственную политику, но при этом сохраняющее светский характер власти, поскольку обеспечивает всем своим гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

- теократическое (теистическое) государство, представляющее собой властную структуру, фактически управляемую церковной иерархией. Религиозные догмы провозглашаются официальными источниками права страны, и вся общественная жизнь подчинена каноническому праву.

В современном мире выделяют и иные формы взаимоотношения государства с обществом, закрепленные соответственно в понятийном ряде.

Социальное государство воспринимается в современном мире как такое государство, в котором населению обеспечивается определенный уровень экономических и иных благ, т.е. жизненно необходимый человеку прожиточный минимум. Понятие социального государства устанавливается современными конституциями в качестве важнейшей его характеристики. Выполнение главной задачи социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - рассматривается целью, стремление к достижению которой должно быть приоритетным в системе государственных ценностей.

Конечно же, объявляемые социальные услуги и льготы должны быть реальными, обеспеченными действительными ресурсами страны. На практике же обещание всеобщего благосостояния и фактическое положение населения с социальным равенством чаще всего не совпадают. Особенно в условиях ослабления иных функций государства, кризиса власти, ее неспособности проводить эффективную, в том числе экономическую, политику. Поэтому вполне допустимо применение и иного термина - асоциальное государство, в котором подобающие нормальной жизни условия создаются лишь для правящей элиты.

Конституционное государство обычно понимается двояко. Прежде всего как государство, формально принявшее основной закон, устанавливающий систему зафиксированных в нем важнейших положений, которые определяют основание, цели и устройство государства, принципы и формы организации государственной власти и ее функционирования, взаимодействия различных составляющих власть ветвей, правовой статус личности, порядок взаимоотношений граждан с государством и т.п. Практически в мировом сообществе не осталось государств, не имеющих конституций как в виде единого специального документа либо как совокупности конституционных актов или представляющих собой сочетание важнейших законов, судебных прецедентов и обычаев страны. С их помощью происходит легализация государственной власти, т.е. юридически провозглашается правомерность ее установления на территории страны, организации и деятельности в отношении всего населения.

Не менее важно состояние фактически действующей конституции, которая легитимирует государство, придает ему характер законности, подтвержденный поддержкой со стороны общества, заключающего с государством договор о взаимных правах и обязанностях. Легитимная власть соответствует представлениям общества и граждан о должном в стране управлении, что подкрепляется реальностью конституции, степенью воплощенности конституционных норм и положений в действиях тех, чье поведение она регламентирует, - государственных органов, общественных организаций и объединений, граждан.

Демократическое государство охватывает своим понятием государство, в котором достигается высокая степень вовлеченности народа в организацию публичной власти в стране и в процесс практического контроля над ее осуществлением. "Демократия" как термин (от греч. demokratia - народовластие) и означает форму государственной власти, основанной на признании народа в качестве ее важнейшего источника. И потому речь идет о государстве, в котором его граждане имеют реальные возможности путем свободного волеизъявления определять и закреплять форму и способ правления в государстве, избирать полномочных представителей для принятия государственных решений от своего имени. В демократическом государстве также находят признание и гарантируются такие проявления демократизма, как разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом, реальность конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Именно демократическое государство закрепляет легитимность государственной власти и ее подконтрольность народу, со своей стороны обеспечивая защиту и охрану его прав и свобод.

Если попытаться соединить вместе компоненты государства, реально воплотившего идеи и принципы конституционализма, стремящегося к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования и его социальной защищенности, обеспечивающего подлинное народовластие и в то же время связанного в своих действиях правом, то таким путем можно выделить еще одно понятие - правовое государство. Оно представляет собой демократическое государство, основанное на праве и верховенстве закона, которое осуществляет власть посредством ее разделения и при приоритете прав человека. Именно правовое государство определяет преимущественные тенденции развития демократических форм государственности в начале XXI столетия, являя собой закономерный итог длящегося не одно столетие процесса выработки наиболее рационального соотношения между государством и правом.

 

Основные понятия права

 

Различия в представлениях о праве существуют и вызываются его плюралистическим проявлением в жизни, что соответственно отражается в самих понятиях права. Их многообразие позволяет судить об этом целостном и однородном, но в то же время и сложном явлении с различных точек зрения, нередко рассматривающих право в более широком смысле, чем его юридическое (объективное) содержание.

В юридическом аспекте право представляет собой совокупность общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на создание условий для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом. Это объективное право, распространяющее в пределах своего действия заданный им масштаб свободы в поведении на всех своих субъектов и независимо от них.

В субъективном аспекте право рассматривается как обеспеченная юридической нормой мера возможного поведения конкретного участника правовых отношений. Субъективное право принадлежит установленному (персонифицированному) индивиду как рамки свободы его действий, обеспеченные соответствующими действиями иных субъектов.

Общее право как общесоциальное понятие позволяет обозначить установленную уровнем развития человеческой цивилизации совокупность правовых идей и начал, которые являются критерием права современного государства как части мирового сообщества. Эти показатели содержатся в общих (генеральных) принципах права, которые признаются важнейшими международно-правовыми документами и по которым оценивается соответствие правовой системы страны общепринятым в современном мире представлениям о праве, его сути, роли и социальной предназначенности. Среди них демократизм и гуманизм права, выраженная в нем справедливость, равноправие и законность, независимость правосудия и т.д.

Естественное право как понятие политико-правовой мысли включает в себя совокупность основных прав, данных человеку от рождения и проистекающих из его природы как существа разумного и в силу этого не зависящих от их официального признания и законодательного закрепления в отдельной стране. Такими неотчуждаемыми и неизменными правами признаются право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на частную собственность, право на свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова и др.

Неофициальное (неформальное) право как понятие свойственно так называемым дуалистическим (смешанным) правовым системам, где наряду с действующими от имени государства и им обеспеченными юридическими нормами осуществляют нормы, диктуемые образом жизни, религией или обычаями определенных общин или слоев населения. Их предписаниями регулируется поведение значительного числа людей в семейно-брачных, имущественных, наследственных, земельных и иных отношениях в ряде стран Тропической Африки, Индии, мусульманского мира, Дальнего Востока и Тихоокеанского бассейна.

Национальное (официальное) право является совокупностью нормативных установлений государства, соединенных в его законодательных и иных источниках права и отражающих в себе специфические черты (исторические, социально-экономические, национально-культурные и иные), а также правосознание конкретного народа и общества. Это так называемое позитивное право государства, формируемое в официально принятом порядке и являющееся общеобязательным для всего населения страны.

Международное право в своем понятии объединяет совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными участниками международного общения. Эти принципы и нормы являются результатом согласования государственных воль, компромиссом суверенных образований в пользу общих для всех стран интересов и целей. И потому международное право не входит в национальное право какого-либо государства, представляя собой особую систему собственных международно-правовых источников, отраслей и отношений, субъектами которой являются государство и международные организации.

В последние годы реально заявляет о себе право межгосударственных союзов (например, право Европейского Союза, право Совета Европы, право Содружества Независимых Государств, право Союзного государства Белоруссии и России, право Евразийского Экономического Сообщества), которое можно определить как правовой порядок, устанавливаемый рядом государств в отношениях между собой и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в определенных сферах.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Чем можно объяснить существование собственного языка права?

2. В чем отличие между юридическими понятиями и юридическими терминами?

3. К каким группам юридических терминов относятся следующие слова: "обязанность", "выборы", "товарищество", "промульгация"?

4. Что означает "полисемичность" юридической терминологии?

5. Чем вызывается появление профессионального жаргона у юристов?

6. Проследите эволюцию понятия "конституция". Всегда ли оно использовалось в своем современном юридическом значении?

7. Каким понятием можно обобщенно охарактеризовать "демократическое конституционное социальное государство"?

8. Приведите примеры современных клерикальных государств?

9. Что представляет собой право в юридическом и субъективном аспектах?

10. В чем различие между национальным и международным правом?

11. Имеют ли законодательное закрепление естественные права человека?

 

Дополнительная литература к теме

 

Бодров В.А. Совершенствование правовой терминологии в сфере "легализации (отмывания) имущества, полученного в результате совершения преступления" // Право и безопасность. 2007. N 1-2 (22-23).

Власенко Н.А. Жаргоны в праве: пределы и техника использования // Проблемы юридической техники: Сборник статей. Н. Новгород, 2000.

Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004.

Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия // Юрист. 2002. N 1.

Мелькин А.А. Формирование юридических понятий в российской правовой системе: Автореф.... канд. юрид. наук. М., 2008.

Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права // Очерки IX - середины XVII в. М., 2006.

Симаков К.А. Интерпретация термина "демократия" в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 11.

Скрипалев Е. Слово "нотариус" - латинского происхождения // Российская юстиция. 2003. N 5.

Словарь криминологических терминов. СПб., 2009.

Терминология российского законодательства: Справочник юриста / Сост. Р.Б. Сумцова. М., 2003.

Туранин В.Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии // Журнал российского права. 2002. N 11.

Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторический аспекты проблемы) // Вопросы философии. 2004. N 1.

 

Определение государства

 

Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

В качестве примера приведем "инструментальное" определение государства, данное одним из наиболее авторитетных исследователей проблем современного государствоведения: "государство - это универсальное политическое сообщество и одновременно организация в обществе, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи. Эта организация строится на основе специальных органов, выделения управленческого персонала, использования институтов гражданства и права"*(33).

Весьма убедительная формулировка понятия, хотя вряд ли ее следует рекомендовать для запоминания в учебном процессе ввиду громоздкости, вызванной вполне объяснимым желанием собрать воедино совокупность необходимых показателей этого явления.

К тому же следует учитывать, что далеко не все принципиальные признаки государства могут быть сконцентрированы в одном, даже непомерно широком определении. Очевиден вывод: определение государства должно быть достаточно компактным, универсальным и формализованным дабы дать представление о важнейшем политико-правовом феномене, которое тем не менее требует отдельного и развернутого анализа его сущностных черт - признаков.

При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях.

Так, политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее отделение от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки.

Социологическое понимание государства обращено прежде всего к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать его имени.

Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием "правовое государство".

Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство главным образом с юридических позиций как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики.

Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.

 

Глава 9. Форма государства

 

9.1. Понятие и содержание формы государства

 

За 60 веков со времени появления первых государственных образований историей выделено значительное число сменявших друг друга самых разнообразных режимов государственной власти, основанных на различных принципах ее организации, приемах и методах практической реализации или распределения по территории. Восточные деспотии, древние империи, античные и феодальные республики, абсолютные монархии Средневековья, более поздние конфедерации, союзы и унии, диктатуры и демократии современности... - это не столько формальные определения устройства отдельных стран, сколько их характеристики, дающие нам представление о сути государственной власти, процессах ее формирования, закрепления и конкретных проявлениях в жизни.

Процесс смены государственных форм продолжается и сегодня. Лишь в последние десятилетия мы стали непосредственными свидетелями краха тоталитарных и авторитарных режимов в Центральной и Восточной Европе, Южной Америке, Африке и Азии, распада таких федеративных союзов, как Союз Советских Социалистических Республик, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехо-Словацкая Федеративная Республика. И в эти же годы возникают новые федерации (в частности, в Бельгии, Эфиопии и на Балканах), происходит объединение государств (ГДР и ФРГ), присоединение к государствам иных частей (Гонконг и Макао к Китаю), ряд сепаратистских образований заявляют о своей государственности, но не находят поддержки в мировом сообществе.

Следует также учитывать и наличие около 200 автономных образований, входящих в унитарные и региональные государства, а также не менее 400 внутригосударственных образований, являющихся самостоятельными составными частями федераций (от 83 - в Российской Федерации и до двух - в Федерации Сент-Китс и Невис, расположенной в Карибском море).

Создаются новые формы соединения государств (Содружество Независимых Государств, Союзное государство Белоруссии и России, Таможенный союз), а прежние сообщества постепенно превращаются в новые государственные формирования, которым современные исследователи еще ищут подобающие названия (примером этому служит Европейский Союз после Маастрихтского (1992), Амстердамского (1997) и Лиссабонского (2007) договоров).

Исторически складывающаяся совокупность признаков, реально отличающих одно государство от другого либо, наоборот, объединяющих их в одну группу, практически зависит от множества факторов. Среди них:

- принципиальные задачи и цели, которые ставит перед собой государственная власть;

- уровень демократической зрелости самого общества, способного противостоять диктатуре и авторитаризму;

- значение культуры, исторических и национальных традиций народа;

- влияние религиозных убеждений, разделяемых большинством населения;

- природные и климатические условия проживания;

- степень вовлеченности масс в решение дел государства, в процесс устройства и формирования органов власти всех уровней, а также в процесс контроля за ее функционированием.

Форма государства нередко прописывается в официальном названии, определяющем его политические, религиозные, национальные, территориальные основы и иные предпочтения. В частности: Исламская Республика Иран; Суверенное демократическое королевство Лесото; Конституционная демократическая социальная монархия Марокко; Боливарианская Республика Венесуэла; Федеративная Демократическая Республика Эфиопия; Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия; Социалистическая Республика Вьетнам.

О выборе устройства государства говорят его важнейшие законодательные акты, прежде всего конституция. В высшем законе страны, в главах, содержащих принципы или основы государственного строя, закрепляются:

- определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления (страна провозглашается монархией или же государством с республиканской формой правления);

- внутренняя структура государства, характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой (конституируются унитаризм или же федерализм как виды формы территориального устройства страны);

- совокупность методов и средств осуществления государственной власти и их воплощения в государственном строе (государство как бы идентифицируется, поскольку политический режим, установленный в стране, непосредственно связан с изменениями в иных формах государства).

В качестве примеров конституционного закрепления форм государства можно привести принципиальные нормы основных законов различных по видам государственной формы стран - участников мирового сообщества.

Так, Конституция (Основной закон) Эстонской Республики объявляет страну демократической республикой, где носителем верховной власти является народ (ст. 1). А в последующей статье подчеркивается, что "по своему государственному строю Эстония единое государство, административно-территориальное деление которого устанавливается законом". Таким образом, в положениях первых статей Основного закона речь идет об унитарном государстве с демократическим режимом осуществления власти на основе республиканской формы правления.

Конституция Итальянской Республики устанавливает, что Италия представляет собой демократическую республику (ст. 1), единую и неделимую, но признающую автономии и содействующую их развитию (ст. 5). В данном контексте Конституция, устанавливая демократический режим и правление в виде республики, подчеркивает сложный состав итальянского государства, имеющего в своем составе отдельные территориальные автономии, что накладывает отпечаток на характер взаимоотношений между центром и составными частями государства.

В свою очередь, Конституция Бельгии, отмечая и закрепляя приверженность подданных монархической форме правления (ст. 85: "Конституционные полномочия Короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве..."), поправкой 1993 г. фиксирует новое государственно-правовое состояние государства: Бельгия провозглашается "федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов" (ст. 1).

Четче ответы на вопросы об устройстве государства даны в Конституции Украины:

- "статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное правовое государство;

- статья 2. Украина является унитарным государством...;

- статья 5. Украина является республикой".

Ряд стран более конкретно указывает не только на форму государственного устройства и правления, но и на ее вид, закрепленный конституционно. В частности, в Конституции Республики Казахстан прямо утверждается, что Казахстан "является унитарным государством с президентской формой правления" (ст. 2).

Но что же означает признание страны республикой или монархией? Как отражается территориальная организация публичной власти на порядке ее осуществления на местах? Почему возможен тоталитаризм в одной стране, а другое государство остается приверженным демократическим устоям? На эти и им подобные вопросы ответы может дать раскрытие сути формы государства и ее составных сторон.

Форма государства - это совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа.

Данная характеристика, сложившись в силу соединения различных как объективных, так и субъективных обстоятельств, олицетворяет государство, представляя его как синтез государственного правления, государственного устройства и государственно-политического режима. Их соотношение в одном, конкретно взятом государстве не является постоянным, заданным на века, оно видоизменяется, а изменчивость во взаимосвязях зависит от многих причин, требующих специального рассмотрения и анализа.

 

Форма соединения государств

В связи со все более проявляющимися тенденциями объединения различных государств, имеющих в своей основе международно-правовые соглашения, уместно упомянуть как их классические, так и современные разновидности. Следует, однако, уточнить, что, несмотря на привычное включение в учебной, да и в специальной литературе таких образований в раздел о формах государственного (территориального) устройства, речь идет не о единых государствах с составными частями, имеющими различный правовой статус, но о союзах государств или межгосударственных объединениях.

Межгосударственные объединения представляют собой постоянные образования государств, учрежденные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов при сохранении их суверенитета.

Характерные черты союзов государств:

- учредительный межгосударственный акт, определяющий и закрепляющий права и обязанности государств-членов;

- добровольное и постоянное ("длящееся") членство государств;

- государственная суверенность субъектов конфедерации (какие-либо ограничения верховенства их власти возможны лишь на основе добровольности и взаимности);

- создание союзных органов, необходимых для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам;

- отсутствие надвластных полномочий у союзных структур, призванных осуществлять координирующие функции (дополнительные прерогативы этих органов определяются лишь с согласия субъектов конфедерации);

- право сецессии, т.е. возможность свободного выхода с


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.