XVI.2 Эволюционное преимущество религии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

XVI.2 Эволюционное преимущество религии

2019-07-12 161
XVI.2 Эволюционное преимущество религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Религия – отличное средство, чтобы утихомиривать чернь.

Наполеон Бонапарт (1769‑1821)

В ходе эволюции современного человека возникло пять способов самовыражения, которые существуют во всех культурах: речь, изготовление орудий, музыка, искусство и религия. Для всех этих характерных признаков есть предшественники в животном мире – кроме религии. Однако эволюционное преимущество религии для человека вполне понятно.

1) В первую очередь религия объединяет всю группу. Благодаря религии евреи вь.жили вопреки диаспоре, инквизиции и холокосту. Религия поэтому прекрасный инструмент для правителей. Как сказал Сенека: «Чернь считает религию истиной, мудрец – ложью, правители – полезным изобретением». Религии используют различные инструменты, чтобы грунпа сохраняла сплоченность.

la) Одним из универсальных механизмов сохранения целостности группы является утверждение, что брак с неверными (с теми, кто придерживается другой религии) это грех. Как гласит народная мудрос ть: «Вера с верою спит – дьявол с ними лежит». Этот принцип присутствует в каждой религии, вместе с соответствующими наказаниями и предостережениями. Образование, раздельное в соответствии с религиозной принадлежностью, склоняет держаться отстраненно от других – ведь кого не знаешь, того и не любишь.

lb) Чтобы поддерживать целостность группы, религия, от имени Бога, накладывает на индивидуума множество социальных ограничений, подчас с недвусмысленными угрозами в случае неисполнения. Так, одна из Десяти заповедей угрожает проклятием вплоть до «четвертого рода». Ветхий Завет сурово наказывал богохульников, в Пакистане богохульство до сих пор карается смертью. Угрозы помогли Церквам также обрести богатство и власть. В средневековье платили немалые суммы за индульгенции, чтобы получить гарантию уменьшения времени пребывания в адском пламени. Как говорили о пожертвовании на Церковь во времена Реформации: «Монета в ящичке зазвенит, и душа к небу взлетит». Еще в начале прошлого века католическому духовенству, в зависимости от положения внутри церковной иерархии, автоматически сокращалось на определенное число дней пребывание в адском пламени. Действенность угроз и запугивания используют до сих пор. В американском штате Колорадо один пастор устроил Hell Houses |Адские дома], в которые посылают детей, учащихся христианских школ, чтобы напугать их тем, что ожидает их после смерти, если они не будут соблюдать правил религии.

lc) Вера хочет, чтобы узнавалась принадлежность к данной общности. Это может обеспечиваться за счет внешних признаков (одеяний черного цвета, камилавки, креста, хид‑жаба, бурки), или телесных признаков (обрезания мальчиков или девочек), или знания священных текстов, молитв и обрядов. Вы должны уметь распознавать тех, кто принадлежит к вашей группе, чтобы в случае необходимости прибегнуть к их помощи. Также и поэтому бессмысленно пытаться запрещать ношение опознавательных знаков, таких как хиджаб. Социальные контакты внутри группы до сих пор дают немалые преимущества и в американских Церквах являются важным фактором. Чувство принадлежности к группе (мы‑чувство) веками укрепляют реликвии, почитаемые данной группой. При этом совершенно не важно, что храмы Китая и Японии располагают вагонами праха Будды, и вовсе не беда, что от креста Иисуса сохранилось столько кусочков, что, по словам Эразма, из них можно было бы построить корабли для целой флотилии. Эго скрепляет грунпу. То же относится к двум десяткам Церквей, каждая из которых утверждает, что именно она является обладательницей крайней плоти Христа: согласно иудейской традиции Иисус должен был быть обрезан на восьмой день после рождения. Однако, по мнению некоторых теологов, при воскресении из мертвых коайняя плоть вновь восстановится. А в XVII веке теолог Лео Аллатиус утверждал, что Praeputium Domini [Крайняя Плоть Господа] после смерти Иисуса отдельно от него была вознесена на небо и образовала кольцо вокруг Сатурна.

ld) В большинстве религий есть заповеди, направленные на то, чтобы содействовать размножению. Это приводит к запре ту пользоваться контрацептивами. Вера будет распространяться посредством увеличения числа детей и последующего приобщения их к данной религии. Таким образом, группа будет расти и становиться сильнее.

2) Провозглашаемые религией заповеди и запреты давали не только преимущества находиться под защитой группы; социальные контакты и предписания вроде употребления кошерной пищи содержат также элементы, способствующие охране здоровья. Религиозность, согласно некоторым исследованиям, и теперь всё еще соединяют с более здоровой психикой: способностью испытывать удовлетворение своей жизнью, сохранять хорошее настроение, быть счастливым, не поддаваться депрессии, лучше противостоять мыслям о самоубийстве и не впадать в зависимость от вредных привычек. Причинная взаимосвязь одного с другим, однако, никак не доказана, и воздействие одного на другое вовсе не однозначно. Более благоприятные данные в отношении депрессии касаются исключительно женщин. Мужчины, регулярно посещающие церковь, обнаруживают даже большую склонность к депрессии. Одно исследование, проведенное в Израиле, указывает, что религиозный образ жизни – вопреки гипотезе исследователей – после 35 лет вдвое увеличивает опасность деменции. Более того, есть исследования, показывающие, что склонность молиться бывает напрямую связана с психическими проблемами.

3) Религиозная убежденность дает верующему утешение и поддержку в трудные времена, тогда как атеист вынужден решать свои проблемы без помощи свыше. К тому же верующий может думать, что Бог следовал некоему намерению, помещая его в столь трудные обстоятельства. Это может быть своего рода испытание или же наказание, но оно никак не может обрушиться на него ни за что. Поскольку люди стремятся к цели, они думают, что и Бог тоже стремится к цели, рассуждал Спиноза. Он полагал, что вера в личного Бога возникает потому, что нам кажется, что все окружающие нас полезные вещи создал ради нас тот, кто господствует над природой. В соответствии с этим все беды – землетрясения, несчастья, извержения вулканов, эпидемии, наводнения – истолковываются как наказания, посылаемые этим всемогущим Господом. Религия, по Спинозе, это судорожная попытка избежать Божьего гнева.

4) Бог дает ответ на всё, чего мы не знаем или не понимаем; принадлежность к религии наделяет нас оптимизмом («Blij, blij, mijn hartje is zo blij, want Jezus is een vriend van mij»[29] – «Ей‑ей, веселей, Иисус в душе моей»). Если здесь и сейчас мы сгибаемся под тяжестью жизни, вера дает нам заверение, что на том свете всё будет гораздо лучше. Странным образом преимуществом религии называют «придание смысла» жизни, как будто и без божьей помощи мы не в состоянии жить осмысленной жизнью.

5) Кроме того, вера уменьшает страх перед смертью, поскольку обещает загробное существование. В жизнь после смерти люди верили и 100 000 лет тому назад. Это следует из того, что умерших, отправлявшихся в мир иной, снабжали пищей, водой, орудиями для ремесел и охоты, а в детские захоронения клали игрушки. И кроманьонца, и нынешнего азиата хоронят с многочисленными украшениями. В ином мире вы тоже всё еще должны выглядеть привлекательно. Но вера вовсе не обязательно уменьшает страх смерти. Люди умеренно религиозные больше боятся смерти, чем люди с сильной верой и маловерные, и это вполне понятно, учитывая, что страх является связующим средством религии. Многие верующие, кажется, всё же испытывают некоторую неуверенность в обещанной жизни после смерти. Ричард Докинз задавался законным вопросом: «Если люди всерьез верят в жизнь после смерти, почему они не реагируют, как аббат из

Эмплфорта, который, когда кардинал Бэзил Хьюм сообщил ему, что умирает, воскликнул: „Поздравляю! Прекрасная новость! Я тоже хотел бы умереть вместе с вами"».

6) Всегда было очень важно, что от имени своего бога можно было убивать тех, кто принадлежал к другой группе. «Господь муж брани» (Исх 15, 3). Агрессия собственной группы, идентифицируемой посредством религии в комбинации с дискриминацией прочих дает явное эволюционное преимущество. Человек миллионы лет развивался в среде, где не всегда хватало пищи и для собственной группы. Другая группа, которая попадалась в саванне, представляла поэтому угрозу для жизни и подлежала уничтожению. Несколько поколений с наличием центрального отопления не стирают миллионы лет эволюционного преимущества связи с собственной группой в комбинации с агрессией против всех прочих. Поэтому значительная часть нашего населения всё еще подвержена ксенофобии Мир полон очагов пожара между различными религиозными группами. «Божий мир» с незапамятных времен навязывался всем прочим посредством убийства и истребления. И конец этому будет положен еще не скоро.

Чем‑то жертвовать нужно было всегда, но если вы располагали принадлежностью к группе, это давало множество преимуществ. Вы были защищены от других групп, и это повышало шансы на выживание. Однако вред, который религии наносят членам собственных групп, и прежде всего инакомыслящим, огромен. С другой стороны, британский политик Эвен Люард указывал, что со времен средневековья характер ведения войн меняется и число их и продолжительность постепенно сокращаются. Это внушает некоторый оптимизм. Поскольку ни религия как средство единения в группе, ни агрессия как стимул для уничтожения других групп в будущем мире глобализированной экономики и информационного общества не сохранят своих преимуществ, в последующие затем сотки тысяч лет они утратят свое значение. Тогда наконец действительные свобода и гуманность вне тесных рамок устаревших религиозных правил станут возможны также и для инакомыслящих, и для неверных.

 

XVI.3 Религиозный мозг

 

 

Эмоционального возбуждения достигают, прибегая к чаю, табаку, опиуму, виски, религии.

Джордж Бернард Шоу (1856‑1950)

Разумеется, и при спиритуальных переживаниях отмечаются изменения активности мозга. Они наблюдаются всегда, когда мы что‑либо делаем, думаем или переживаем, и не являются доказательством ни за, ни против существования Бога. Этот вид исследований позволяет нам лишь взглянуть на различные структуры и системы мозга, которые играют роль как при «нормальных» религиозных переживаниях, так и при религиозных переживаниях, которыми сопровождаются некоторые неврологические и психические заболевания.

У японских монахов, как показала функциональная томография, различные виды медитаций стимулировали различные области мозга. Речь идет о частях префронтальной коры (рис. 14) и латеральной, теменной коре (рис. 1). Кроме того, религиозные убеждения сочетаются с меньшей активностью передней части цишулярной (поясной) коры (АСС, anterior cingulate cortex, рис. 26), что отмечается также и для политического консерватизма. Хотя причины этих соотношений неясны, интересно, что проявление инициативы сочетается с повышенной активностью в АСС. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) монахинь‑кармелиток отмечались сильные

 

 
Рис. 26. 1) Цннгулярпая (поясная) кора, область треноги; 2) инсуляр пая (островковая) кора, активная при эмоциональных переживаниях, координирует телесные, автономные реакции; 3) nucleus cauaatus (хвостатое ядро) моторика и эмоции; 4) globus palliclus (бледный шар), мо торика; 5) ventral pallidum/nucleus accumbens (вентральные отделы бледного шара/прилежащее ядро), вознаграждение; 6) putamen (скорлупа), моторика; 7) оптическая хиазма, пересечение ’зрительных не рвов: 8) миндалевидное тело, Страх, агрессия и сексуальное поведение Гипоталамус заключен в рамку.

изменения во время мистических переживаний. Мистическое переживание заключается в чувстве единения с Богом. При этом человек верит, что обрел последнюю истину, у него исчезает ощущение пространства и времени, он чувствует единство с человечеством и вселенной, его охватывает чувство мира, радости и бесконечной любви. Нейрофармакологи‑ческие исследования указывают на то, какое большое значение для этих переживаний имеет активация дофаминовой системы вознаграждения (рис. 15). Болезни мозга также дают здесь существенную информацию. Так, болезнь Альцгеймера связана с возрастающей утратой религиозного интереса. Чем медленней развивается эта болезнь, тем меньше она затрагивает степень религиозности и спиритуальности. Гиперрелигиозность, напротив, обнаруживается при лобно‑височной деменции, мании, обсессивно‑компульсивных расстройствах (навязчивых состояниях), шизофрении и височной эпилепсии. О некоторых из этих болезней извес гно, что они сопровождаются повышенной активностью дофаминовой системы вознаграждения.

При проведении функциональной томографии монахинь‑кармелиток просили вспоминать о своих мистических переживаниях. Когда монахини заново воссоздавали их в своем воображении‑ возникала сложная картина активности различных областей мозга: (i) активация средней части височной доли, что может быть связано с чувством единения с Богом, – эта область активируется также при височной эпилепсии, при которой могут возникать сильные религиозные переживания (рис. 27); (in активация хвостатого ядра (nucleus cauda‑tus, рис. 26), области, где обрабатываются эмоции, что может быть связано с переживанием чувства радости и бесконечной любви; (iii) активация стволовой части мозга (рис. 20), инсулярной (островковой) области мозга (рис. 26) и префронтальной коры (рис. 14), что может быть связано с автономными телесными реакциями, сопровождающими эти эмоции и их осознание в коре. При этом происходила (iv) активация латеральной теменной коры, что может быть связано с чувством изменений в телесной схеме, близким околосмертному состоянию (рис. 27).

Провести границу между спиритуальными переживаниями и психическими болезнями иногда не так просто. Спири‑туальные переживания могут выходить из‑под контроля и превращаться в психопатологию. Напряженные религиозные переживания иногда могут приводить к временным психическим обострениям. Интенсивные спиритуальные переживания бывает нелегко отличить от психического заболевания. Радиожурналист Radio Rijnmond Паул Ферспеек на второй день Рождества 2005 года обратился к психиатрам с вопросом: каким образом они могли бы узнать истинного Иисуса Христа, если бьг тот вернулся на землю? Как отличить его от пациента, которого он только что интервьюировал и которьгй уверял, что он Иисус Христос? Вразумительного ответа от психиатров П. Ферспеек не дождался. В 1960‑е гг., когда в моду вошли занятия медитацией, а также интерес к паранормальным феноменам и наркотикам, у многих возникли психические проблемы. Они не смогли удержать под контролем свои спиритуальные переживания, совершенно разрушившие их духовную, социальную и профессиональную жизнь. В некоторых культурах и некоторых религиях медитативные практики, состояние транса, деперсонализация и дереализация на добровольной основе вполне обычны и поэтому не могут рассматриваться как психические расстройства. Вещи, на которые в нашей культуре смотрят как на шарлатанство или нелепость, – колдовство, вуду и ведовство, – в других культурах воспринимаются как нормальные. Зрительные и слуховые галлюцинации религиозного содержания, такие как явление Девы Марии или глас Божий, для некоторых нормальная составная часть их религиозного опыта. Но и пациенты с психозами также в немалой части религиозны. Психозы нередко пробуждали у них интерес к спи‑ритуальности. Они часто пытаются сопротивляться болезни, прибегая к религии. Поэтому для каждой культуры и для каждого времени следует рассматривать религиозные проблемы в контексте актуальной религиозной ситуации для данного пациента, чтобы отличать «чисто» религиозные и спиритуальные проблемы от неврологической и психиатрической проблематики.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.