Место и роль законов в системе источников англосаксонского права — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Место и роль законов в системе источников англосаксонского права

2019-07-12 590
Место и роль законов в системе источников англосаксонского права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наряду с прецедентами, законы занимают в системе источников англосаксонского права весьма важное место. В Англии и Канаде их называют статутами, а в большинстве других стран общего права - просто законами. Иногда в понятие закона (в широком смысле) наряду со статутами включают и все другие законодательные акты.

В Англии раньше существовали ордонансы (ordinances), ассизы (assizes), провизии (provisions)*(1171). В числе последних особенно выделялись по своей значимости так называемые Оксфордские провизии, принятые в 1258 г. королем Англии под давлением баронов (предусматривали передачу исполнительной власти в стране Совету баронов), и Вестминстерские провизии, принятые в 1259 г. под давлением средних слоев (предусматривали некоторые гарантии им от произвола крупных феодалов).

В настоящее время понятием закона в широком смысле охватываются, кроме собственно законов (статутов), также акты Короны, издаваемые на основе прерогативы (в Англии, Канаде, Австралии), и все иные многочисленные и разнообразные подзаконные акты.

Понятие закона в данном случае отождествляется с понятием нормативного правового акта и подспудно самой логикой рассуждений и характером мышления ученых-юристов противопоставляется понятию судебного решения - прецедента*(1172). К разряду законов фактически относятся все те акты, которые порождаются законодательной и исполнительной властями в противоположность судебной власти.

В строго юридическом смысле закон (статут) понимается современными исследователями англосаксонского права не иначе как формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны*(1173). В Англии, Канаде, Австралии - это парламент. В США на федеральном уровне - это конгресс, а на уровне отдельных штатов - легислатуры.

В определении понятия закона (статута) указывается также на то, что в этом акте документально фиксируется (отражается) воля законодателя и "раскрываются его намерения", касающиеся рассматриваемого вопроса*(1174). Кроме того, в нем особо подчеркивается, что "любой закон (статут) - это не просто формальный акт, постановление" высшего законодательного органа страны "относительно какого-нибудь правила поведения", а это обязательное для исполнения постановление, как и сами правила поведения, подлежащие "в будущем" строго обязательному (со стороны тех лиц, которым они адресованы) соблюдению*(1175).

Все законы, действующие в пределах англосаксонского права и выступающие как один из источников этой правовой семьи, подразделяются на различные виды или группы. В основе такой классификации лежат самые разные критерии.

Так, в зависимости от юридической силы и соответственно от занимаемого места в системе источников права, законы подразделяются на конституционные и обычные, или текущие. К числу первых относятся сами конституции, а там, где нет единых текстов конституций (Англия, Канада) - заменяющие их конституционные акты. В Англии - это акт о Парламенте 1911 г., Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., акт о Министрах Короны 1937 и 1964 гг., акт о народном представительстве 1969 г., акт о местном самоуправлении 1972 г., акт о Министрах Короны 1975 г. и др. В Канаде - это так называемый Канадский акт 1982 г. (Canada act 1982), Конституционный акт 1982 г., 30 актов и "положений" (orders), составляющих "приложение" к Конституционному акту 1982 г., и акты, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в любой из вышеназванных актов*(1176).

В странах, где конституция выступает в виде единого документа, к числу конституционных актов относят, кроме нее самой, также акты, с помощью которых вносятся изменения или дополнения (поправки) в конституцию. Типичным примером в этом отношении являются США.

Наряду с конституционными законами особое место в системе нормативных правовых актов англосаксонского права занимают обычные, или текущие, законы.

Следует отметить, что в западной юриспруденции текущие (обычные) законы чаще всего именуют просто "законами", в отличие от "конституционных законов" или просто "конституции". В этом же случае, если обычный закон не соответствует (противоречит) конституции, его называют "неконституционным законом" со всеми вытекающими последствиями.

Однако, независимо от названия того или иного закона, решающее значение при определении его места и роли в системе других источников англосаксонского права имеют его юридическая сила и содержание.

Согласно сложившейся в юридической литературе доктрине доминирующую роль в системе источников права, впрочем как и в системе других "составных частей" права, играют конституции, точнее - конституционные акты. Конституции неизменно рассматриваются как основные законы, фундамент национальных правовых систем, "остов", на котором стоят правовые системы, наконец, как "высшие звенья" в иерархии источников права и как "вершина" самого права.

Доминирующее положение конституционных законов как источников права по отношению ко всем остальным источникам национального права нередко закрепляется в самих конституциях или иных конституционных актах. В качестве примера можно сослаться на конституционный акт 1982 г. Канады, в котором говорится, что "Конституция Канады является высшим юридическим актом Канады и любой иной юридический акт, положения которого не соответствуют положениям Конституции, не должен иметь юридической силы и вступать в действие в той его части, которая не соответствует конституции"*(1177).

В конституциях других стран англосаксонского права о высшей юридической силе конституционных актов или о доминирующей роли конституции прямо не говорится. Однако это всегда подразумевается и реализуется в практической деятельности судебных и иных государственных органов этих стран. В качестве примера может служить Конституция США - ее теория и практика применения.

Несколько особняком в отношении доминирующей роли конституционных актов как источников права в системе других источников права и верховенства конституционных актов по отношению к другим нормативным правовым актам, в частности к законам, стоит Конституция Великобритании.

Будучи по своему характеру и содержанию несистематизированной Конституцией, складывающейся, с одной стороны, из ряда законодательных актов (писаная часть Конституции), в том числе не только современных, но и старых актов (таких как Великая Хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г. и др.), а с другой - из обычаев или "конституционных соглашений" (неписаная часть Конституции), в том числе из таких, ни в одном юридическом документе письменно не зафиксированных и судебной защитой не обеспеченных положений, как формирование правительства лидерами партии большинства в Палате общин, парламентская ответственность министров и др., - эта единственная в своем роде Конституция несколько по-иному, нетрадиционно решает вопрос о соотношении конституционных и обычных законов, а вместе с тем - обычных законов и других источников права.

Ни в теории, ни в практике конституционного развития Великобритании никогда не предусматривалось существования такой жесткой иерархии конституционных и обычных законов, а также обычных законов и других источников английского права, какая имеет место в США или других странах англосаксонского или романо-германского права.

Если в правовых системах других стран, где в конституционном порядке признается верховенство закона, в случае нарушения установленной процедуры принятия нормативных правовых актов или отступления от иерархической цепочки "конституция - обычный закон - любой иной юридический акт", такого рода акты признаются, как правило, недействительными (неконституционными), то в правовой системе Великобритании все обстоит несколько иначе.

В Великобритании, как справедливо подмечает И.Ю. Богдановская, "вследствие отсутствия в ней писаной конституции законы не могут быть признаны неконституционными". Поскольку подобное положение может привести к тому, что одни статуты будут противоречить другим, то во избежание этого в английской правовой системе установлена "презумпция приоритета более позднего закона над более ранним"*(1178).

С точки зрения практики это означает, что если между различными законами (статутами) возникает коллизия, то будет действовать тот закон, который по времени был принят позднее.

Это говорит, с одной стороны, о существовании в рамках английской правовой системы принципа равного статуса всех без исключения законов (статутов), исходящих от парламента*(1179), об отсутствии в ней традиционного для других правовых систем деления законов на основные и неосновные, обычные законы, а с другой - о полной самостоятельности, "несвязанности" каждого последующего состава парламента решениями, принятыми предыдущим, об имеющейся у него полной возможности путем использования обычной процедуры рассмотрения "отменить или изменить любой действующий закон"*(1180).

Помимо деления законов на конституционные и обычные, в англосаксонской правовой семье применительно к федеративным системам (Австралия, Канада, США) объективно складывается их подразделение на федеральные законы и законы, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации. Соответственно, первые действуют на территории всей федерации, а вторые - лишь на территории ее отдельных субъектов.

В Англии и некоторых других странах общего права все законы по признаку публичности классифицируются на публичные и частные. Уже само название их ориентирует на то, что публичные законы (статуты) содержат в себе правила общего характера, т.е. рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Они действуют, как правило, на территории всей страны*(1181).

В отличие от публичных, частные статуты аккумулируют в себе нормы "частного порядка", касающегося вполне определенного круга юридических или физических лиц и содержащие в отношении них строго определенные установления. Речь при этом может идти об установлении или отмене различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц и т.д.

Говоря о нормах "частного порядка", необходимо отметить, во избежание терминологической путаницы и "понятийных" недоразумений, что понятие нормы права, используемое в английской правовой системе, не совпадает с понятием нормы, вошедшим в правовую теорию и практику других стран. Норма права в представлении английских теоретиков и практиков отличается большим своеобразием.

Суть этого своеобразия заключается прежде всего в том, что понятие правовой нормы в английском праве трактуется гораздо шире и многообразнее, чем в любом другом, в частности в "континентальном" праве.

В правовой системе Англии, как подмечалось зарубежными*(1182) и отечественными исследователями, "любое правило поведения, вне зависимости от того, носит оно общий или индивидуальный характер, подпадает под правовую норму". В английском праве фактически отсутствует деление на нормативные и индивидуальные акты. Индивидуальные акты рассматриваются как нормативные*(1183).

Такого рода специфика в понимании нормы права непосредственно связана, с одной стороны, с исторической традицией законодательной деятельности английского парламента, наделяющего зачастую одинаковой юридической силой издаваемые им как публичные, так и частные акты. В английском праве определенное место занимают частные законы, которые "по существу, содержат индивидуальные положения, но наравне с публичными считаются нормативными, так же как и огромное количество разнообразных актов исполнительных органов"*(1184).

С другой стороны, специфика в понимании нормы права в английской правовой системе в значительной мере обусловлена нормотворческой деятельностью высших судебных органов страны, создающих прецедентное право не иначе как при рассмотрении конкретных дел.

Фокусируя внимание на данной стороне вопроса, Р. Давид не без оснований заявлял, что особенность понимания нормы права английским юристом по сравнению с французским предопределяется прежде всего тем, что "английская норма права" своим возникновением обязана не общим, "публичным", а конкретным обстоятельствам. Она неразрывно связана с "обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения конкретных дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято". Такую норму права "нельзя сделать более общей и абстрактной, так как это глубоко изменит сам характер английского права, превратит его в право доктринальное"*(1185).

В настоящее же время характер английского права остается таким же в значительной мере консервативным и в то же время достаточно гибким, чтобы быть способным как и прежде не только механически вбирать в себя, но и органически "увязывать" друг с другом общие нормы права с нормами "частного порядка", публичные акты с частными.

Правда, по утверждению специалистов в области английского права, число частных актов во второй половине XX в. значительно уменьшилось по сравнению с периодом их наибольшего развития в XIX-первой половине XX в. Сказалось усиление роли публичных актов и перенос центра тяжести в законодательной деятельности парламента с издания частных актов на все большее делегирование своих законодательных полномочий исполнительным органам.

Однако в целом это глубоко не изменило прежнего характера правовой системы Великобритании, так же как и существующих в ее пределах общих и частных законов.

Наряду с названными видами законов и критериями их классификации в англосаксонской правовой семье используются и другие критерии подразделения законов на различные группы или виды.

Среди них, например, относительно распространенными в последние десятилетия в ряде стран общего права (США, отчасти Австралия и Канада) стали критерии классификации действующих законов в зависимости от способов их систематизации. Это кодифицированные и консолидированные акты.

Понятия "кодификация" и "кодифицированный акт" (кодекс), используемые в англосаксонском праве, мало чем отличаются от этих понятий, применяемых в других правовых семьях или системах права.

"Кодификация" - это термин, используемый для названия таких актов парламента, которые "объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения - прецеденты"*(1186). С помощью кодификации могут производиться изменения в правовых системах. Она может выступать в качестве одного из методов правовых реформ*(1187). Для принятия кодексов нет особой процедуры.

Среди стран общего права кодификация получила наибольшее распространение, пожалуй, в США, где принят ряд кодексов как на уровне федерации, так и на уровне отдельных штатов, а наименьшее - по-видимому, в Великобритании.

Несмотря на то, что идея кодификации в Англии возникала неоднократно на разных этапах развития английского права и неоднократно делались шаги в этом направлении (создавались комиссии, проводились обсуждения и т.п.), однако видимых успехов в реализации идеи кодификации в этой стране до сих пор достичь не удалось.

Одна из причин этого заключается, по мнению экспертов, в невозможности кодификации "судейского права" вообще. Поскольку в английском праве по сравнению с французским и другими правовыми системами "норма права менее обща и абстрактна" и в ней нет "элементарного для французов деления этих норм на императивные и диспозитивные", то уже в силу этого особого характера норм "кодификация континентального типа в Англии невозможна"*(1188).

Трудности кодификации английского права усматриваются, кроме того, в его сложности и "многочисленности" (общее право, право справедливости и статутное право - основные его составные части), а также в наличии в нем огромного количества судебных решений - прецедентов и статутов*(1189).

В силу названных и иных причин кодификация в Англии, как известно, традиционно заменяется консолидацией законодательных актов. Согласно сложившемуся в английской юридической литературе представлению консолидация выступает в качестве такой формы систематизации права, которая позволяет объединить в одном общем законодательном акте, на основе единого предмета регулирования, без изменения текста и содержания несколько сходных законодательных актов*(1190).

Наиболее бурное развитие консолидация получила во второй половине XIX-начале XX в. За этот период в Англии были разработаны и приняты десятки консолидированных актов, в том числе в области уголовного права (семь консолидированных актов было принято только в 1861 г.), торгового права (в 1894 г. был принят Акт о морской торговле) и в других отраслях права. Всего за период с 1870 по 1934 г. в стране было принято более 100 консолидированных актов*(1191).

Кроме различных способов систематизации и других критериев классификации законов (статутов), в англосаксонском праве проводится и иная их градация.

В частности, довольно распространенной является классификация законов по временному признаку, выделение среди общей их массы законов, рассчитанных на строго определенный период времени.

Особенность временных актов заключается в том, что в них указывается точный срок действия, по истечении которого данный закон теряет юридического силу*(1192). Однако в случае необходимости высший законодательный орган страны путем издания другого, специального акта может продлить срок его действия. Причем это может повторяться не один раз. Принятие такого рода актов является типичным для законодательства Англии.

В англосаксонской правовой семье значительное внимание уделяется актам толкования законов (статутов).

В широком смысле "толкование" рассматривается как созидательная деятельность судов, связанная с уяснением и разъяснением смысла правовых норм, содержащихся в законах (статутах). В результате такой деятельности возможно расширительное или ограничительное понимание смысла и содержания закона. Вместе с тем допускается и "видоизменение" (modifying) содержащихся в законе норм*(1193).

В узком смысле слово "толкование" понимается как "разъяснение судами значения содержащихся в статуте или кодексе фраз". Оно не затрагивает ни сути, ни содержания рассматриваемого закона в целом*(1194).

Строго говоря, акты толкования при таком подходе к данному процессу не являются ни законами в прямом смысле, ни подзаконными актами. Они суть творения судов. И как таковые относятся, несомненно, скорее к общему, чем к статутному праву.

Отнесение же их к категории законов (статутов) имеет под собой основу лишь в тех случаях, когда акты толкования исходят не от судебных органов, а от законодательных или, с их санкции, от исполнительно-распорядительных органов.

К категории актов (законов) толкования можно отнести также те статуты, с помощью которых устанавливаются принципы, порядок (процедура) и исходные положения (презумпции) процесса толкования. В качестве примеров можно сослаться на английские Законы о толковании 1889 и 1978 гг.

Особую разновидность законов в англосаксонской правовой семье составляют законы, отменяющие те или иные положения общего права (disabling Acts), и законы, дополняющие общее право, устанавливающие новые в нем положения (enabling Acts).

В Англии в качестве статутов, отменяющих различные установления общего права, выступают зачастую акты, вносящие коррективы в нормотворческую деятельность судов при рассмотрении уголовных дел. Например, отмена Законом об уголовном праве 1969 г. положения общего права о наступлении уголовной ответственности с семи лет.

Одной из наиболее широких сфер применения статутов, дополняющих общее право, является социальная сфера. Система социального обеспечения населения Англии опосредуется в основном с помощью норм статутного права.

С помощью этих же норм в значительной степени регулируются также отношения, возникающие в области здравоохранения и просвещения, экономики и транспорта, науки и культуры.

По мере развития правовой системы английского общества постоянно растет количество парламентских актов, отменяющих установившиеся положения общего права или, наоборот, восполняющих пробелы в праве, дополняющих общее право.

Это, с одной стороны, отражает общую тенденцию усиления значения в системе англосаксонского, и в частности английского, права законодательных актов, формирующих статутное право. Причем увеличение роли закона выражается не только в росте его удельного веса в системе источников права, но и в расширении сферы регулируемых им отношений. Последнее происходит, в частности, вследствие того, что некоторые отношения, "ранее урегулированные другими правыми актами, получили статутное закрепление"*(1195).

А с другой стороны, это указывает на создание предпосылок для усложнения процесса взаимосвязи и взаимодействия статутного и общего права, которые, согласно одной из английских судебных версий, "должны составлять единое целое"*(1196). В теоретическом и практическом плане это свидетельствует также о дальнейшем усложнении и самого характера, и форм взаимоотношений закона, и прецедента как основных источников англосаксонского права.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.