Наглядно-демонстрационные методы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наглядно-демонстрационные методы

2019-07-12 132
Наглядно-демонстрационные методы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов,

слайдов, опытов, трудовых приемов)

Целевая установка, определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приемов и т. п. Зрительное восприятие (рассматривание) показываемого в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение и усвоение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога

Самостоятельные наблюдения учащихся

Целевая установка, определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщения и т. п. Ответы на вопросы педагога

Практические методы

Упражнения

Целевая установка, постановка проблемы, определение содержания и порядка работы учащихся (формирование ООД), техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Выполнение заданий: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) по алгоритму; г) самостоятельно

Лабораторно-практические работы

Целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: а) под руководством педагога; б) по письменной инструкции; в) самостоятельно

62

С понятием «метод обучения» тесно связано и другое понятие – «прием обучения», или методический прием.

Под методическими приемами обычно понимают детали метода, это элементы, составные части или отдельные шаги той познавательной работы, которая происходит в учебном процессе. В процессе обучения как методы, так и приемы переплетаются; сочетания методов и методических приемов разнообразны, они зависят от места метода в учебном процессе, характера изучаемого материала, педагогической природы метода. Один и тот же вид работы зачастую выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех случаях, когда наглядное пособие – основной источник информации, демонстрация его является методом, а словесное сопровождение – методическим приемом. В ряде случаев методический прием включает даже несколько самостоятельных методов.

 

Выбор методов обучения

Как уже говорилось, каждый метод реализует определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В то же время в любом акте учебного процесса всегда сочетается несколько методов, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагога и учащихся. Учет функций различных методов обучения и их места в учебном процессе является важным исходным условием, определяющим их оптимальный выбор.

При выборе методов обучения необходимо исходить из того, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации учащихся, т. е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. Оба эти требования взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на занятиях, если не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут осознать, понять выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.

63

Одно из требований, которое определяет выбор методов и методических приемов обучения, – их разнообразие. Однако разнообразие – не самоцель. Различные методы требуют включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа), зрения (демонстрация средств наглядности, показ трудовых приемов, работа с печатным и графическим материалом), осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы). По-разному влияют методы обучения на развитие внимания, самостоятельности, способностей к анализу, синтезу, переносу умений и навыков. Все это еще раз указывает на необходимость комплексного, целостного подхода к оптимальному выбору методов обучения.

При выборе методов обучения необходимо соотносить их с реальными учебными возможностями учащихся. Вместе с тем учет возможностей группы не должен обозначать любого приспособления к нему. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать эти возможности.

И наконец, выбор методов обучения необходимо соотносить со своими возможностями по их использованию, опираясь на те стороны собственного педагогического мастерства, которые дают максимальный учебно-воспитательный эффект.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.