Внешняя и внутренняя стороны учения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Внешняя и внутренняя стороны учения

2019-07-12 268
Внешняя и внутренняя стороны учения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная, как и любая другая, деятельность человека включает следующие структурные элементы: цель, содержание, собственно деятельность, результат.

Цель и содержание учения применительно к производственному обучению были рассмотрены выше. Они, как правило, задаются учащемуся мастером. При этом важно, чтобы цели деятельности (учебныеи производственные), задаваемые мастером, были приняты учащимися, стали их целью, приобрели для них личностный смысл.Только в таком случае цели обучения трансформируются в мотивы деятельности учащихся, выражают их внутренние побуждения, потребности и интересы.

Учебно-производственная деятельность учащихся как основа учения определяется ее мотивами и включает внешнюю (процессуальную, предметную) и внутреннюю стороны.

Учащийся в процессе обучения слушает мастера, отвечает на его вопросы, настраивает станок (прибор, аппарат), наблюдает за его работой,монтирует, регулирует ход технологического процесса, контролирует изготавливаемую деталь, выполненную работу и т.п. – все это составляет внешние, предметные действия учения. Каждый изучаемый трудовой прием, трудовая операция, способ выполнения работы выдвигает перед учащимся множество учебно-производственных задач и определяет множество предметных действий, тре­бующих оперирования приобретенными знаниями о способах деятельности, приобретенным опытом.

Вместе с тем в процессе выполнения предметных действий происходит познание, накопление опыта, становление основ профессионального мастерства учащегося. Внешняя процессуальная,

41

предметная сторона учения тесно связана с психическими процессами, составляющими внутреннюю его сторону.

Внутренняя (умственная) сторона учебно-производственной де­ятельности учащегося включает восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т.п. Эти психические процессы включаются в процесс учения благодаря реальной предметной деятельности, которая их вызывает и формирует. Они протекают не стихийно, не сами по себе, а являются результатом действий учащегося в условиях выполнения познавательных и учебно-производственных задач. В то же время характер протекания внутренних, психических процессов учения определяет характер внешней, процессуальной стороны деятельности учащихся.

Таким образом, внешний и внутренний план учения переходят друг в друга, находятся в тесном диалектическом единстве. В результате такого единства внутренней и внешней сторон учебно-производственной деятельности у учащихся формируются умения и навыки, закрепляются, расширяются, конкретизируются ранее приобретенные знания.

Внешняя и внутренняя стороны учебно-производственной деятельности требуют владения учащимися способами выполнения этой деятельности, т. е. способами учения. Кроме сугубо трудовых, к ним относятся умения наблюдать, планировать и контролировать свой учебно-производственный труд, сравнивать, сопоставлять, выделять, обобщать, находить причинно-следственные зависимости, принимать обоснованные решения и т. п. Без уверенного владения этими способами учение невозможно и безуспешно.

Результатом учебно-производственной деятельности учащихся является усвоение содержания образования – знаний, умений и навыков, способов профессиональной деятельности, опыта мышления, а также формирование их личностных качеств.

Специфика целей профессионального обучения определяет особую важность овладения учащимися опытом технического мышления.

Техническое мышление учащихся по сравнению с мышлением вообще характерно тем, что умственные операции, с помощью которых оно осуществляется (анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстрагирование), направлены на решение прежде всего производ-

42

ственно-технических задач. Это определяет особенности технического мышления, которые необходимо иметь в виду мастеру в процессе производственного обучения учащихся.

Одной из важнейших особенностей технического мышления является тесное единство теоретических и практических компонентов деятельности, непрерывное сочетание и взаимодействие умственных (мыслительных) и практических действий. Каждое техническое (теоретическое) решение, как правило, проверяется практикой. Вне приемов оперирования техническими понятиями и действиями техническая мысль в принципе невозможна. Гарантией качества решения производственно-технических задач является только опытная проверка.

Другая особенность технического мышления заключается в тесном взаимоотношении и взаимодействии технических понятий и образных компонентов деятельности. Образный компонент – это пространственное представление технических объектов, процессов, явлений. Без взаимосвязей теоретических понятий и образных представлений решить многие технические задачи невозможно. Поэтому исключительно важная роль в развитии технического мышления придается различного рода изображениям: схемам, графикам, диаграммам, и прежде всего чертежу – языку техники.

Специфическая особенность технического мышления – его оперативность. Она проявляется в том, что часто требуется решать ту или иную техническую задачу в ограниченное время. Такие требования предъявляются, например, к аппаратчикам химических процессов, водителям транспортных средств, операторам энергосистем и др. Кроме того, оперативность технического мышления проявляется в умении эффективно применять свои знания в нужный момент и в различных условиях.

Особенности технического мышления во многом определяют методические приемы обучения учащихся применять технические знания на практике, в процессе их производственного обучения.

 

Знания, умения, навыки

Эта триада понятий, выражающая и целеполагание, и содержательную сущность процесса учения, тесно взаимосвязана.

Для того чтобы выполнить какое-либо действие – трудовое, учебное, игровое, – необходимо прежде всего знать, как это делать,

43

обладать соответствующими знаниями. Под знаниями как результатом познания понимаются сознательно воспринятые, приведенные в систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения учащихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, жизненного и производственного опыта, самообразования.

Для каждого вида деятельности нужны свои знания – от чисто житейских до глубоко научных. Более того, учебная деятельность не столько потребляет, сколько «производит» знания. Таким образом, знание – необходимое условие для способности осуществлять деятельность или составную ее часть – действие.

Вместе с тем знать еще не означает обладать способностью, умением выполнять определенную деятельность. Можно знать, как производится наладка станка, но не уметь это делать, знать правила вождения и быть беспомощным за рулем автомобиля. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний и способов деятельности.

Под трудовыми умениями понимается готовность, подготовленность, способность учащихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.

Знания не только являются условием осуществления деятельности, но и проявляются в ней. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. Вместе с тем в процессе деятельности, в том числе трудовой, профессиональной, знания совершенствуются, углубляются, конкретизируются, расширяются.

Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают практическими и интеллектуальными. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке – практические умения. Выполнение расчетов, конструирование, разработка технологии обработки, решение задачи – интеллектуальные умения.

Умение может быть освоено с разной степенью совершенства и проявляться на разном уровне. Но всегда умелая деятельность осуществляется под контролем сознания. Вместе с тем человек никогда не осознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности. Отдельные приемы, способы, операции, вхо-

44

дящие в ее состав, в результате многократных повторений начинают выполняться автоматически, без непосредственного контроля сознания, превращаются в навык.

В ходе производственного обучения мастер специально организует многократные повторения определенных действий (упражнения) в целях совершенствования процесса их выполнения и превращения отдельных их элементов в навык. Навык, таким образом, – это такой уровень выполнения умелой деятельности, когда отдельные ее составные части, компоненты выполняются автоматически. Чем выше степень такого автоматизма, тем человек более опытный, квалифицированный, тем выше его мастерство.

В целом же никакое действие человека не бывает до конца ав­томатическим, т. е. «удаленным» от сознания, потому что в конечном счете продиктовано сознательной целью. В этой связи умения и навыки, как показатели степени овладения деятельностью, необходимо рассматривать как целое и часть.

Автоматизм освобождает сознание от контроля над осуществлением элементов действия. В этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Однако в поле сознания всегда остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения выполнение действия в целом ста­новится более сознательным.

Умения и навыки в зависимости от их места и роли в деятельности человека можно разделить на ряд уровней. Так, трудовые умения и навыки можно рассматривать на операционном, тактическом и стратегическом уровнях.

Под операционными понимаются умения выполнять отдельные технологические и другие трудовые операции. Умения выполнять полный технологический процесс отнесены к тактическим. Наряду с комплексом операционных умений они включают способности к быстрой ориентировке в производственной ситуации, умения технологического планирования, распределения ролей при коллективной организации деятельности и т. п. Операционные и тактические умения можно объединить в оперативные умения, т. е. в умения непосредственно обслуживать технологический процесс.

Под стратегическими понимаются умения ориентироваться в системе трудового процесса. На уровне стратегических умений учащийся характеризуется такими качествами, как развитая способность к творческой деятельности, к участию в рационализации и

45

изобретательстве, конструировании приспособлений, в совершенствовании организации труда, способности к поиску путей повышения его качества и производительности.

Выделение таких уровней умений, отражающих их преемственность, ориентирует мастеров и преподавателей на постоянное последовательное совершенствование процесса формирования основ профессионального мастерства учащихся.

 

Структура инструктирования

Инструктирование, как обучающая деятельность мастера, является важнейшим предметом рассмотрения при изучении практически всех вопросов организации и методики производственного обучения в предлагаемом пособии. Поэтому этот компонент процесса производственного обучения рассмотрим в общем плане применительно к его основным структурным элементам.

Прогнозирование характеризует деятельность мастера производ­ственного обучения по проектированию учебного процесса, обеспечивающему планомерное и целенаправленное достижение намеченной цели. В реальном учебном процессе этот элемент обучающей деятельности мастера выражается прежде всего в планировании производственного обучения – перспективном и текущем. Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование; планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации при подготовке к учебному году, теме, уроку (занятию); разработку документации письменного инструктирования; отбор учебного материала, методов, методических приемов, способов его изучения.

Прогнозирование процесса обучения включает также своевременное оснащение учебных мастерских, учебных участков и лабораторий; проверку и подготовку инструментов, материалов, заготовок, изготовление образцов-эталонов учебно-производственных работ; предварительную отработку мастером трудовых приемов и способов, которым он будет обучать учащихся.

Организация учебного процесса – это создание условий для успешного решения учащимися познавательных и учебно-производственных задач. У мастера имеется неограниченный арсенал возможностей для организации и руководства учением учащихся. Рациональная организация такого руководства требует отбора та-

46

ких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них: рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения; постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности учащихся; создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов обучения; поддержа­ние на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебно-производственном труде; индивидуализация обучения; широкое применение документации письменного инструктирования; внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал, постоянно внимание к обучению учащихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в разнообразных учебно-производственных ситуациях.

Регулирование процесса обучения тесно связано с его организацией. Это прежде всего непосредственное руководство и направление познавательной и практической деятельности учащихся, индивидуальная корректировка ее с целью предупреждения и устранения отклонений от нормального хода процесса обучения. Регулирование как структурный элемент обучающей деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т. е. то, что обычно называется «обратной связью» в системе мастер – учащиеся. Без такого регулирования не может быть реального движения учебного процесса.

Контроль – это сравнение заданной (намеченной, ожидаемой) цели и программы процесса обучения с фактическим ее выполнением. Контроль позволяет выявить эффективность организации, методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность усвоенных учащимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практический деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку. Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.

Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управление их учебной деятельностью требует от мастера внимательного анализа того, какие умственные и практические действия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, последовательность, в каком соотношении они находятся с содержанием про-

47

цесса обучения. Иными словами, необходимо проникнуть в «лабораторию учения» учащегося, а это непросто.

Психические процессы, сопровождающие учение, ненаблюдаемы. Учащиеся выполняют учебно-производственные задания – работают на станке, налаживают машины, ведут строительные работы, осуществляют расчеты и т. п., но что и как они при этом делают и думают, что происходит в их сознании, остается скрытым. Применяемые умственные приемы их деятельности исчезают в продукте деятельности, и если они как-то контролируются, то только по внешним проявлениям, по результатам деятельности учащихся. В этом основная сложность познания внутреннего «механизма» учения; в способности познать его и состоит искусство педагогической деятельности мастера производственного обучения, искусство успешности инструктирования.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.