Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-07-12 | 114 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить – цели обучения; чему учить – содержание обучения; как организовать процесс обучения – формы организации обучения; что использовать в процессе обучения – средства обучения; как обучать – методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса. Не принижая значимости какого-либо из перечисленных компонентов, отметим, что важнейшим из них являются методы обучения, т. е. как обучать. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах в конечном итоге зависит и количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.
Существует и другой подход к толкованию метода обучения. Под методом обучения понимается не способ совместной деятельности педагога и обучающихся, а подход к процессу обучения. Примером такого толкования сущности метода обучения может служить производственное обучение, т. е. формирование профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в специально созданных для этого условиях (учебных заведениях) и производственное обучение молодых будущих квалифицированных рабочих путем ученичества непосредственно на производстве. Однако и в теории, и на практике осуществления учебного процесса методом обучения в основном
58
считается «способ» совместной деятельности педагога и обучающегося. Этого толкования метода обучения мы будем придерживаться в дальнейшем.
|
Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. В современной педагогике известно несколько таких классификаций по различным основаниям, и исследователи насчитывают до десятка классификаций.
Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации. Такими источниками являются слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании. По данному основанию выделяют три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные и практические.
В 80-е гг. прошлого столетия педагогической наукой разработана нашедшая широкое применение система методов обучения, в основу которых положены уровни познавательной деятельности учащихся. Эти методы обучения можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) обеспечивают ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений. С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность.
Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познаватель-
|
59
ной и трудовой деятельности учащихся. Они способствуют более осмысленному и самостоятельному формированию практических умений. Однако и эти методы не могут быть единственно применимыми в практике учебного процесса. Дело в том, что применение поисковых методов требует значительно больших затрат времени на изучение учебного материала по сравнению с репродуктивным, а также необходимого запаса знаний учащихся и их специальной подготовки к поисковой деятельности, а также высокого уровня педагогического мастерства преподавателя, мастера.
В практической работе поисковые и репродуктивные методы обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса.
В те же годы была предложена классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся; 3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся. Каждая из этих групп методов включает подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения. Так, группа методов организации и осуществление учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно, в репродуктивном или продуктивном направлении. Источниковые методы обучения являются способами реализации и других групп методов этой классификации.
В теории проблемного обучения предложены методы обучения, в основу которых заложен уровень «проблемности» учебного процесса и содержания изучаемого учебного материала: монологический, показательный (рассуждающий), диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный. Имеют место и другие классификации методов.
|
Различие точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.
Таким образом, «метод обучения» – понятие многоаспектное. Наличие различных классификаций не означает противопоставле-
60
ния методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы всегда как бы проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся. И если говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося наибольший вклад в решение основной дидактической задачи.
Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях: проблемное изложение, эвристическая беседа (это по сути частично-поисковый метод), исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов изложена направленность их применения.
В учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание преподавателем, мастером производственного обучения их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
Поскольку методы обучения – это приемы и способы осуществления учебного процесса, т. е. преподавания (инструктирования) и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон – деятельности педагога и деятельности учащихся. Покажем это применительно к основным методам обучения, выделяемым по источникам знаний и умений, имея в виду, что они во всех методах, независимо от классификации, являются основными «инструментами» учебного процесса.
|
Как видно из таблицы, деятельность педагога (преподавателя, мастера производственного обучения) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся (создание ориентировочной основы их действий); собственно обучающая деятельность педагога; руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся; подведение итогов.
61
Таблица 2
Деятельность педагога (преподавателя, мастера) | Деятельность учащихся |
Словесные методы
Устное изложение учебного материала
Беседа (вопросно-ответный метод)
Работа с текстом книги
Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнения, сопоставления, выделение главного, систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование):
а) под руководством педагога;
б) самостоятельно
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!