Правда ли, что просмотр телевизора, видеоигры и «сидение» в интернете убивают нервные клетки? — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Правда ли, что просмотр телевизора, видеоигры и «сидение» в интернете убивают нервные клетки?

2019-07-11 145
Правда ли, что просмотр телевизора, видеоигры и «сидение» в интернете убивают нервные клетки? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТВЕТ:

Мыльные оперы, реалити‑шоу, самые популярные видеоигры и посещения развлекательных сайтов отнюдь не способствуют развитию интеллекта, но и не убивают нервные клетки (во всяком случае, непосредственно не убивают). Все электронные устройства излучают электромагнитные волны, но интенсивность излучения, достигающего мозга, относительно мала, особенно если вы сидите на расстоянии не меньше нескольких футов от экрана.

Тем не менее, сидение перед экраном не приносит вам никакой пользы. Если вы сидите перед экраном с пачкой печенья, банкой кока‑колы или пакетиком чипсов, то вы не причиняете своему организму ничего, кроме вреда. Читать книги или заниматься спортом намного лучше, чем сидеть и пялиться в экран.

Библиография

Austrew, A., The AAP finally admits screen time isn’t the enemy, accessed Lanuary 30, 2016, http://www.scarymommy.com/the‑aap‑finally‑admits‑screen‑time‑isnt‑the‑enemy/.

Brown, A., Shifrin, D.L., and Hill, D. L. Beyond “turn it off”: How to advise families on media use, AAP News, September 28, 2015, http://www.aappublications.org/content/36/10/54.full.

 

Глава 5

Память

 

ВОПРОС:

Похожа ли память на магнитофон, флэш‑карту или жесткий диск?

ОТВЕТ:

Если ответить коротко, то нет. Даже если вы уверены, что обладаете великолепной памятью на время, места и события, то все равно это не избавляет память от присущих ей недостатков, и этому есть основательные причины. Во‑первых, то, что мы наблюдаем, не совпадает с тем, что существует в действительности, так как наши органы чувств далеки от совершенства. Например, на глазном дне у нас есть слепое пятно, в котором отсутствуют воспринимающие зрительные раздражения палочки и колбочки. Однако есть и более весомые причины, и заключаются они в том, что между реальным миром и нашим представлением о нем находится сложная система переработки поступающей из внешнего мира информации. То, что мы «видим», изменяется под влиянием таких факторов, как внимание, надежды и эмоциональный фон. Наш мозг умеет автоматически восполнять недостающие звенья в воспринимаемой картине (именно поэтому мы не видим слепое пятно). Еще до того, как восприятие превращается в чувственное ощущение и становится доступно памяти, оно уже имеет мало общего с объективной реальностью. Однако есть еще один важный фактор, влияющий на способ, которым мы сохраняем память.

Первоначальное сохранение памяти называют ее консолидацией: под этим термином подразумевают перенос чувственного опыта в долговременное хранилище. В принципе, отдельные куски памяти (ощущения, эмоции и т. д.) связываются друг с другом таким образом, что позже вы сможете заново пережить все происшедшие события. После завершения консолидации память приобретает устойчивость. Но это еще не конец истории. Каждый раз припоминая что‑то, вы снова переводите воспоминание в неустойчивое, переменчивое состояние, и память приходится консолидировать заново. В процессе этой повторной консолидации вы можете добавить кое‑какие новые сведения о состоянии, в котором вы пребываете в момент припоминания. Это означает, что всякий раз, когда вы заново переживаете какое‑то воспоминание, вы немного его изменяете. Как ни парадоксально это звучит, но чем чаще мы припоминаем какое‑то событие, тем менее точным становится это важное для нас воспоминание.

Это свойство памяти может показаться неприятным, и, видимо, так и есть на самом деле. Но это не значит, что мозг, в данном случае, плохо справляется со своими обязанностями. Надо просто поразмыслить о том, для чего у нас появилась память, и тогда выяснится, что она возникла отнюдь не для того, чтобы обеспечивать нас детальным воспроизведением пережитого опыта. Память помогает нам использовать прошлый опыт для оптимизации будущих действий, а для этого вполне достаточно лишь сути припоминаемого события. У каждого конкретного припоминания есть своя конкретная причина, и это тоже очень важная информация. Повторная консолидация позволяет сохранить и новую информацию наряду с исходным воспоминанием, и это очень эффективный инструмент.

Реальная проблема, однако, заключается в том, что сами мы склонны считать нашу память очень точной. К сожалению, это ощущение часто приводит к заблуждениям. Живость воспоминаний и уверенность в том, что они полностью соответствуют действительности, не коррелируют с реальной точностью. Это свойство памяти может иметь серьезные последствия, например, при даче свидетельских показаний в суде.

Память позволяет нам ощутить достоверность информации о том, откуда мы пришли, и кто мы. В этом смысле память правдива. Но иногда истинность воспоминания является лишь иллюзорным ощущением.

 

ВОПРОС:

Можно ли стереть память?

ОТВЕТ:

Да. Память представлена и хранится в мозге в виде набора связей между нейронами. Эти связи, поскольку они являются функциями клеток, зиждутся на белках. Если организм неспособен производить нужные белки в период формирования памяти (или ее консолидации), то сохранить память не удается. Синтез белков могут подавлять вещества, называемые его ингибиторами. Вводя подопытным животным эти вещества, ученые имеют возможность нарушать образование новых воспоминаний. Это не то же самое, что стирание уже существующей памяти, но очень близко к нему.

Теперь мы перейдем к очень важному пункту: к повторной консолидации памяти. Несмотря на то, что многие люди уверены, что заученное воспоминание неизменно и устойчиво, на самом деле это не так. Каждый раз при повторном воспоминании механизм памяти снова становится изменчивым и неустойчивым. Мозгу приходится каждый раз заново переписывать воспоминание. Этот процесс и называют повторной консолидацией. Если точно угадать нужный момент, то введение тех же ингибиторов синтеза белка приведет к нарушению повторной консолидации уже существующей памяти. Другими словами, память будет уничтожена. Хорошо это или плохо, зависит от контекста отношения к воспоминаниям.

Библиография

Nader, K., Schafe, G.E., and Le Doux, J.E., Fear memories require protein synthesis in the amygdala for reconsolidation after retrieval, Nature, 406:722‑26, 2000.

 

ВОПРОС:

Можно ли имплантировать память?

ОТВЕТ:

Да, можно, и, надо сказать, что это совсем не трудно. Для этого не требуется ни фармакологических, ни электрических, ни хирургических, и никаких других инвазивных действий. Вполне возможно имплантировать память так, что вы даже не догадаетесь об этом. Мы знаем об этом благодаря новаторским работам психолога Элизабет Лофтус (род. в 1944 году).

Лофтус начала исследовать эту проблему в начале девяностых годов, когда многие люди начали во время сеансов психотерапии вспоминать факты жестокого обращения с ними в раннем детстве. Лофтус казалось, что с этими воспоминаниями не все ладно. Она уже знала о том, насколько внушаема человеческая память, и задумалась о том, как внушить человеку ложное воспоминание. В ходе ставшего классическим эксперимента Лофтус и ее сотрудников, они попросили 24 испытуемых вспомнить события раннего детства, детали которых были сообщены ученым близкими родственниками испытуемых. Испытуемые при этом не знали, что из четырех событий, о которых им было рассказано, три были истинными, а одно ложным. Испытуемые читали сведения о событиях, а затем их, после некоторого перерыва, просили вспомнить о них. Шесть из двадцати четырех испытуемых заявили о том, что они хорошо помнят событие, которое в действительности не происходило. Когда испытуемым говорили, что одно из событий является ложным и просили его назвать, пять испытуемых дали неверные ответы. Это было небольшое по масштабу исследование, но его результаты были настолько интересны, что многие ученые повторили его с разными вариациями. В некоторых исследованиях внушить ложные воспоминания удавалось пятидесяти процентам испытуемых.

Лофтус и ее коллеги предложили трехэтапную модель внедрения ложной памяти. Во‑первых, событие должно быть правдоподобным. Оказалось, правда, что даже весьма маловероятные события могут представляться правдоподобными, если о нем расскажет человек, которому испытуемый целиком и полностью доверяет. Далее, правдоподобным должно выглядеть и то, что это событие произошло с испытуемым. И, наконец, надо помочь испытуемому интерпретировать мысли и фантазии о каком‑то предмете, как воспоминания. Именно это и происходило на сеансах психотерапии в процессе высвобождения подавленных воспоминаний. Это отнюдь не означает, что нет людей, подавлявших воспоминания о жестоком обращении в детстве. Это означает лишь, что психотерапевты должны проявлять величайшую осторожность и избегать даже намека на внушение в своей работе с больными.

Возможно, что вы никогда не бывали на приеме у психотерапевта, но ложные воспоминания, скорее всего, есть и у вас. Вполне возможно, и даже в высшей степени вероятно, что многие воспоминания детства были внушены вам вашими родителями. Эти воспоминания ложны не в том смысле, что этих событий не было, они ложны в том смысле, что вы не можете их помнить. Однако если вы неоднократно слышали об этом событии и видели соответствующие фотографии, то у вас может сформироваться уверенность в том, что вы сами помните это событие.

Как можно отличить реальное воспоминание от ложной памяти? Без объективных данных это невозможно. Если вам важна объективная история вашей жизни, то вам, наверное, стоит вести дневник.

Библиография

Mazzoni, G.A., Loftus, E.F., and Kirsch, I., Changing beliefs about implausible autobiographical events: a little plausibility goes a long way, Journal of Experimental Psychology: Applied, 7:51–59, 2001.

 

ВОПРОС:


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.