Концепции (теории) мировой торговли — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Концепции (теории) мировой торговли

2019-07-11 203
Концепции (теории) мировой торговли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

17.1Меркантелизм · Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе МРТ страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничить импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны. · Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран–экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других. К гл. достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов. 17.2 В основе теории (или сравнительных издержек пр-ва) (СМИТ, Рикардо, Торренс, Милль) · идея о существовании различий между странами в условиях пр-ва и что затраты на выращивание килограмма винограда в Ирландии и в Италии различны. Следовательно, вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на производстве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары. · теорией сравнительных преимуществ доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо опр. товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует.

а)                                                      б)

Рисунок 2. Теория относительных преимуществ Рикардо

Где,

Х – товар х,

Y – товар у.

Пусть при имеющихся ресурсах страна А может произвести за год 60 единиц товара У или 30 единиц това-ра Х или любую комбинацию этих товаров в пределах, задан-ных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рис.а).

Страна В (или остальной мир) с помощью имею-щихся ресурсов может произвести 80 единиц товара У, или 100 единиц товара Х, или их любую комбинацию в пределах, задан-ных кривой производственных возможностей (сплошная линия на рис.б). Очевидно, страна В обладает абсолютным пре-имуществом в производстве обоих товаров, а страна А не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров. Однако соотношения издержек производства товаров Х и Y в этих стра-нах различны, Мы будем исходить из предположения о постоян-стве издержек производства товаров У и Х в странах, а значит, постоянстве издержек замещения, что даст возможность предста-вить кривые производственных возможностей в виде прямых линий. Различный наклон этих кривых в странах свидетельству-ет о разном соотношении издержек производства товаров Х и Y.

Для страны А это соотношение составит 60У=ЗОХ, или 2У=1Х, а в стране В — соответственно 0,8У=1Х (для единицы товара У эти же соотношения будут равны: 1Y=0,5Х в стране А и 1Y=1,25Х в стране В). Относительные цены товаров на конкурентных рын-ках определяются относительными издержками их производства и стремятся к указанным выше соотношениям.

В закрытой экономике товаров потребляется столько, сколь-ко производится. Максимальные объемы потребления заданы точками на кривых производственных возможностей. Предпо-ложим, что страна А производит и потребляет 20 единиц товара Y и 20 единиц товара Х (т.Ео на рис.а), а страна В, соответ-ственно, 65Х и 28У(т.Ео на рис.б).

При сопоставлении условий торговлив двух странах обнаруживается, что товар У можно купить в стране А за 0,5Х, а продать в стране В за 1,25Х. Товар Х можно купить в стране В за 0,8У, а продать в стране А за 2У, получая значительную выгоду (при ус-ловии, что транспортные издержки невелики). Значит, если стра-ны будут открыты для международной торговли, то страна А бу-дет экспортировать товар У в страну В и закупать у нее более де-шевый товар Х. Страна В, наоборот, будет вывозить товар Х в страну А в обмен на более дешевый товар У. Развитие межстрано-вого обмена приведет к выравниванию относительных цен в обе-их странах, Мировая цена (в данном случае цена, по которой страны А и В будут торговать друг с другом) установится где-то мсжду относительными ценами, существовавшими в странах до начала обмена. В нашем примере мировая цена будет находиться в пределах 0,8У<1Х<2У, или для товара У: 0,5Х<1 У<1,25Х.

Если предположить, что цена мирового рынка вь пределы и установится, скажем, на уро торговли не будет, так как обеим странам тировать товар У, а товар Х продавать уровень цены мирового рынка будет 3 спроса и предложения, то есть, например, на данный товар мировая цена будет тяготеть к верхней границе и наоборот.

Предположим, что цена на мировом рынке установилась на уровне 1Х=1У. Как и в случае абсолютного преимущества, для получения наибольшей выгоды странам необходимо полностью специализироваться на производстве одного товара: товара Y в стране А и товара Х в стране В. При новом соотношении цен 1Х=1 У страны смогут расширить границы своего потребления (пунктир-ные линии на рис.а и б), Теперь, например, страна А мо-жет либо производить 60У и обменивать их на 60Х, либо произ-водить 60У, частично потреблять товары У, а частично обмени-вать их на Х. Если потребление товаров Y останется на прежнем уровне (20Y в т. Ep), то из произведенных 60У оставшиеся 40У страна может обменять на 40Х на мировом рынке, расширив в 2 раза потребление товара Х (т.Е2). Можно выбрать и другое со-четание товаров Х и У, например 30Х и 30 Y (т. Е1 на рис.а), Аналогичные рассуждения можно провести и для страны В, спе-циализирующейся полностью на производстве товара Х (потреб-ление может возрасти до уровня, соответствующего т, Е1).

В целом потребление в двух странах в результате установле-ния торговых отношений и специализации производства суще-ственно расширится.

Суммарное производство товаров Х и Y в двух странах также увеличится и составит 100Х и 60У, тогда как до специализации оно равнялось, соответственно, 85Х(20+65) и 48У(20+28). Внешняя тор-говля, таким образом, оказывается выгодной как отдельным стра-нам, так и мировому хозяйству в целом.

 

Закрытые рынки

Открытые рынки

Товар Х Товар У Всего Товар Х Товар У Всего
странаА(потребление) 20 20 40 30 30 60
странаВ(потребление) 65 28 93 70 30 100
всего(производство и потребление 85 48 133 100 60 160

 

17.3 Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. 1.вывозятся товары и услуги, в производстве которых преобладают избыточные факторы, ввозятся товары и услуги, в производстве которых преобладают дефицитные факторы; 2.развитие международной торговли приводит к выравниванию факторных цен, т.е. дохода, получаемого владельцам данного фактора; 3.при достаточной международной мобильности факторов производства существует возможность замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами. Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем во всем мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным. 18.4 Классическая теория внешней торговли · объясняет м/н торговлю различиями в абсолютных и относительных затратах труда на производство товаров в различных странах уже не в состоянии объяснить процессы происходящие во внешней торговле. Так с помощью классических теорий невозможно объяснить влияние на внешнеторговые операции НТП, усиления информационных потоков, конкурентоспособности отдельных отраслей и фирм, увеличение объемов внешней торговли между странами, имеющими близкое социально-экономическое развитие. · Объяснение этих тенденций возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. Косновным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства, подобия стран. 17.5 Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли. 17.6 Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени. В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире. 17.7 Суть теории эффекта масштабности производства в том: · что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены · Шв. ученые Хекшер и Олин: разработали теорему "выравнивания цен на факторы производства" (т.е. что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах, их ценами). · Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. 17.8 Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием "парадокс Леонтьева". Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.  

Внешнеторговая политика

18.1 Внешне-торговая политика

Совокупность государственных средств и методов в сфере внешней торговли по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики и получения максимальной выгоды

18.2 Виды внешнеторговой политики

Виды Протекционизм Фритредерство (свободная торговля)   Теория и практика регулирования торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных ограничений   Теория и практика невмешательства государства в международную торговлю 18..3 Аргументы «за» Необходимость защиты формирующихся под влиянием НТП отраслей от иностранной конкуренции. Необходимость защиты тех профессиональных категорий занятых, которые нуждаются в переквалификации. Необходимость использования протекционистских мер для сохранения национальной безопасности в периоды усиления международной напряженности. Увеличение доходов государственного бюджета за счет таможенных пошлин Стимулирование процессов конкуренции в мировом масштабе. Осуществление международной торговли в соответствии с законом сравнительных преимуществ. Использование преимуществ международной специализации. Расширение границ рынка как базы для получения положительного эффекта масштаба 18.4 Аргументы «против» Сворачивание экспортных операций в результате сдерживания импортных операций. Потеря стимулов к развитию вследствие отсутствия конкуренции. Требование защиты со стороны всех технологически связанных отраслей. Нанесение ущерба экономическим интересам потребителей вследствие роста цен на импортные и отечественные товары. Невозможность оптимального использования преимущества международной специализации Невозможность отстаивать свои национальные интересы в условиях либерализации мировой торговли

 

 

 

 

19. Мировой рынок

 

19.1 Мировой рынок

Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами по обмену произведенными товарами и услугами

 

19.2 Субъекты

Отдельные государства.

ТНК и многонациональные корпорации (МНК).

Юридические и частные лица

 

19.3 Сегменты мирового рынка

 

факторы производства: земля, труд и капитал, информационная технология и предпринимательство. Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

 

19.4 Структура

Рынки товаров и услуг.

Рынки рабочей силы.

Рынки капиталов.

Рынки передовых технологий.

Рынки информации и т.п.

 

20. Мировая цена: ее признаки и виды

 

201 Основа

Сведение национальных стоимостей, выражаемых ценами на внутренних рынках торгующих стран, к единой интернациональной стоимости, выражаемой мировой ценой:

где  цена экспортера;

 цена импортера;

 мировая цена

 

20.2 Признаки

Проведение крупных коммерческих сделок, предусматривающих раздельные экспортные и импортные операции.

Осуществление расчета в свободно конвертируемой валюте (СКВ).

Установление цены сделок в важнейших центрах мировой торговли (товарных биржах)

 

20.3 Виды

Цены по бартерным сделкам и по обычным коммерческим сделкам в СКВ и неконвертируемой валюте.

Цены продавца и цены покупателя.

Контрактные цены, трансфертные цены

 

20.4Спрос и предложение на мировом рынке, формирование мировой цены

 
                                                  

Рисунок 1. Мировая цена

Где,

D – спрос,

S - предложение,

Dm – спрос на мировом рынке,

Sx – предложение на мировом рынке,

Р – цена товара,

Q – количество товара.

 

Страна В обладает относительным преимуществом в производстве товара X. Цены на внутреннем рынке устанавливаются на уровне

Страна В: 1X = 0.5Y

Страна А: 1X = 2Y

Кривая спроса мирового рынка Dm на товар Х строится на основе величины избыточного спроса в стране А при ценах более низких, чем внутренняя цена равновесия (2Y за 1Х)

Кривая предложения на мировом рынке Sx получена исходя из величины избыточного предложения в стране В при ценах выше внутренней цены равновесия (0,5Y за 1Х).

Существует лишь один уровень цен при котором спрос на мировом рынке товара Х равен предложению. В точке Е при цене 1Y за 1Х избыточный спрос на товар Х в стране А равен избыточному предложению данного товара в стране В.

Выигрыши и потери производителей и потребителей:

В стране А после снижения цены товара Х с 2Y до 1Y область потребительского излишка увеличится на площадь (a + b + d) и составит в целом (a + b + d + c). Производители товара X в стране А понесут убытки от снижения цен, соответствующие площади (a), поскольку в закрытой экономике прибыль производителей была равна области (a + e), а после установления торговых отношений, падения цен и сокращения с 40Х до 20Х она составила только область (e). Таким образом, потребители страны А получили выигрыш в размере области (a + b + d), а производители понесли потери, равные (a). В итоге чистый выигрыш для страны для страны в целом оказался равным: (a + b + d) – (a) = (b + d).

В стране В после повышения цен до уровня мировых потребители теряют часть потребительского излишка, равную площади (h + i), а производители выигрывают от роста цен и расширения производства – область

(h + i + f). Чистый выигрыш страны составляет:(h + i + f) – (h + i) = (f)

 Мировое хозяйство в целом имеет выигрыш в размере

(b + d + f)

 

            

 

Где:

D% - изменение относительной цены в стране А (в процентах от цены мирового рынка)

S% - изменение относительной цены в стране В (в процентах от цены мирового рынка)

 

Выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.

 

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.